БАШКИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАШКИН
Матвей Семенович - представитель рус. реформационно-гуманистич. мысли сер. 16 в. Происходил из небогатых дворян. Взгляды Б. объективно выражали требования бюргерской оппозиции. В конце 40-х - нач. 50-х гг. 16 в. вокруг Б. сложился кружок вольнодумцев. Б. подвергал критике религ. обряды и догматы, отрицал необходимость офиц. церкви и иконопочитания, резко выступал против холопства. Не ограничиваясь теоретич. осуждением его, Б. отпустил на волю своих холопов. Критика крепостничества была облечена у Б. в религ. форму "евангельской любви" к ближнему. Политич. сторона воззрений Б. недостаточно отражена в источниках. По-видимому, Б. выступал против попыток иосифлян поставить гос-во под контроль церкви. Став жертвой доноса, Б. летом 1553 был арестован и отдан для производства следствия в руки иосифлян, подвергших его жестоким пыткам. Вопрос о ереси Б. разбирался на церк. соборе 1553 (а возможно и вторично на церк. соборе 1554). Б. был заточен в Волоколамский монастырь. Дальнейшая судьба Б. неизвестна; одно из сообщений А. Шлихтинга дает основание считать, что Б. был сожжен Иваном Грозным во время опричнины.

Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1946; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

В. И. Корецкий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Башкин

(Матвей) — С именем М. Б. в нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г., когда он явился для религиозных совещаний и исповеди к священнику Благовещенского собора в Москве Симеону, ничего не известно. Не известны ни год, ни место рождения Б., и только по фамилии, как справедливо замечает Н. И. Костомаров, можно догадываться о его татарском происхождении. Что касается самого учения Б., то и его правильная характеристика вряд ли возможна на основании дошедших до нас документов по этому делу. Все, что известно о религиозных взглядах Б. и его последователей, находится, главным образом, в двух "жалобницах" Симеона и Сильвестра, Соборной грамоте в Соловецкий мон. о заключении игумена Артемия и в послании Иоанна Вас. к Максиму Греку о ереси М. Б. В жалобнице Симеона (жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, есть повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном) читаем: "В великом посту 1553 г. пришел ко мне, — пишет Симеон, — М. С. Б., и первыми его словами, сказанными по приходе, были след.: "Я христианин, верую в Отца и Сына и Св. Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы, и великим чудотворцам, и всем святым, на иконе написанным". Затем Б. стал задавать Симеону вопросы, показавшиеся последнему "недоуменными", и, не получая ответа, сам же начал объяснять, толковать; а их "толковал он, — продолжает Симеон, — не по существу и развратно". В заключение Б. напомнил Симеону о великой пастырской обязанности — блюсти свою паству. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, ища у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа "возлюбите искренняго своего, как самого себе" с существованием у нас крепостных. Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. Макарий в своей истории церкви (т. 6) полагает, что Б., вероятно, говорил что-либо иное, от чего недоумевал Симеон и что казалось ему "развратным", но что последний побоялся изложить в своей жалобнице, написанной им в оправдание себя от обвинения дьяка Висковатого в соучастии его в ереси Б. Говорил ли действительно Б. что-либо, идущее вразрез с взглядами Симеона на сущность главных догматов Православной церкви, высказанными сразу по приходе к Симеону, или нет, сказать трудно. Симеону могли показаться вопросы Б. "недоуменными" уже потому, что тогдашнее русское духовенство, основывавшееся более на букве догматов, чем на их сущности, не допускало и мысли о возможности для мирян рассуждать о догматах веры; а Б. к тому же осуждал деятельность духовенства и делал наставления. Если бы далее Б. высказал многое из того, в чем его впоследствии обвиняли, то вряд ли бы он так смело уверенный в правоте своих толкований явился к Иоанну со своим отмеченным апостолом и вряд ли бы Иоанн отпустил его, не придав всем слухам и толкам о его ереси никакого значения. И только несколько времени спустя Иоанн под влиянием внушений митр. Макария приказывает заключить Б. под стражу, а для суда над ним собраться собору. Собор начался в 1553 г. и не позже октября (к этому месяцу только относится первая пометка в документах о соборе) и продолжался в следующем году, когда был подвергнут суду игумен Артемий, обвинявшийся в соучастии в Б. На соборе, имевшем свои заседания в царских палатах, присутствовали под председательством митр. Макария архиепископ ростовский Никанор и епископы суздальский — Афанасий, рязанский — Кассиан, тверской — Акакий, коломенский — Феодосий и сарский — Савва вместе с многочисленным духовенством. На соборе присутствовал сам царь со своими братьями и со множеством бояр. — Подсудимых Б. и его сторонников обвинили в том, что они утверждали неравенство Христа с Отцом и Духом; почитали евхаристию простым хлебом и вином; отвергали данную церковь, иконы, покаяние; предания и жития святых отцов называли баснословием; вселенские соборы укоряли в гордости, говоря, что "все писали они для себя, дабы им владеть всем и царским, и святительским", и, наконец, дерзали сомневаться в действительности евангельских и апостольских истин. Такова сущность ереси Б. по другому важнейшему документу — "Соборному посланию". Что здесь принадлежит лично Б. и что его последователям или даже предшествующим лжеучениям, сказать невозможно. Несомненно кажется только одно — что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 г., тайно сохранявшееся в Москве до 1553 года. Они даже для обличения Б. приняли в свое руководство "Просветитель" Иосифа Волоцкого. Б. сначала долго во всем запирался, но, наконец, когда стал его распрашивать сам царь, то он "богоотступным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаша на многие часы" и вслед за тем сознал справедливость всех обвинений. По приговору собора он был сослан в Волоколамский монастырь, куда и прибыл 22 декабря 1554 г.


Сознаваясь в истине соборных обвинений, Б. в то же время, говорится в грамоте, сознался и в том, что лжеучение свое принял от "латынников" — аптекаря Матвея, родом литвина, и Андрея Хотеева, которых Курбский справедливо называет лютеранами, и что утверждали его в том лжеучении "Заволжские старцы", издавна известные своей расположенностью к жидовствующим. Таким образом, это сознание Б., указывающее два источника его ереси: с одной стороны — ересь жидовствующих, с другой — западное влияние, совершенно отрывает ее от русской почвы. Да и трудно думать, чтобы то же рационалистическое учение могло возродиться самобытно в тогдашнем русском обществе, все религиозные воззрения и верования которого в одних обрядах и их строгом исполнении. Обращая взор и на предшествующие еретические учения до XVI в. — Дмитра, Адриана, Стригольников и жидовствующих — мы выносим убеждение в совершенной неподготовленности его к самобытному рационализму. Адриан и Дмитр принадлежали, по своему учению к обществу богомилов, действ. на юго-зап. границе России; стригольники восставали собственно против русского духовенства своего времени, а учение жидовствующих исходит от евреев, живших на юге России. Весь вопрос в данном случае сводится к решению: из какой именно страны Запада пришло учение Б. Г. Емельянов справедливо, кажется, утверждает, что оно занесено к нам из Литвы, где реформационные идеи утвердились еще с XV в.



Литература: Макарий, "История Церкви" т. 6; Емельянов, "О происхождении учения Башкина и Косого на Руси" ("Труды Киевской дух. Акад.", 1862 год, № 3); Костомаров, "Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке".


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об этнической генеалогии башкир (на примере шежере башкир этнографических групп Тамьян, ты

Мазитов Вадим Радикович
Развитие исследований по этнической генеалогии в Республике Башкортостан является одной из немаловажных и перспективных задач современной исторической науки.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об этнической генеалогии башкир (на примере шежере башкир этнографических групп Тамьян, ты

Мазитов Вадим Радикович
Развитие исследований по этнической генеалогии в Республике Башкортостан является одной из немаловажных и перспективных задач современной исторической науки.
Читать PDF
0.00 байт

Социальные ценности в башкирском обществе второй половины XVI-XVIII вв.

Шакурова Фания Ахнафовна
В зарубежном и отечественном кочевниковедении слабо разработан вопрос о системе социальных ценностей и ее трансформации в период перехода кочевого населения к оседлой форме жизнеобеспечения.
Читать PDF
0.00 байт

Поход башкирской команды в Польшу в 1771 году

Рахимов Р. Н.
Статья посвящена походу и боевым действиям трехтысячной башкирской команды в 1771-1773 г. во время русско-польской войны.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-политические ценности в трудах башкирских просветителей второй половины ХIХ - начала ХХ ве

Бускунов А. М.
Вторая половина XIX начало ХХ века характеризуется как особый период в развитии общественно-политической мысли Башкортостана период башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения были М.
Читать PDF
0.00 байт

Охрана материнства и младенчества в башкирии в 1920-1930 гг

Султангужина Г. Ю.
При написании статьи были использованы архивные документы, извлеченные из фондов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) и Центрального государственного архива общественных объединений
Читать PDF
0.00 байт

Историография изучения социально-экономического развития западных башкир в XVII-первой половины XIX

Хадимуллин Р. Р.
Статья посвящена актуальной проблеме критическому осмыслению историографии социально-экономической истории западных башкир в XVII-XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Структура и организационная деятельность Башкирского военно-революционного комитета (1919 г.)

Зайтунов Р. Б.
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы деятельности Башвоенревкома на пути административно-территориального становления Баш АСР.
Читать PDF
0.00 байт

Зарубежные связи Башкирского медно-серного комбината

Хусаинова A. M.
В статье «Зарубежные связи Башкирского медно-серного комбината» (БМСК) рассмотрены основные формы активного международного сотрудничества коллективов рабочих БМСК и родственных зарубежных предприятий: обмен опытом и делегациями, и
Читать PDF
0.00 байт

Развитие башкирской народной музыки в рамках движения художественной самодеятельности в СССР

Мавлютова Регина Фидратовна
Статья посвящена истории развития башкирской народной музыки в условиях движения художественной самодеятельности в СССР.
Читать PDF
0.00 байт

Региональный уровень сотрудничества СССР и ГДР на примере Башкирской АССР и округа Галле (ГДР) (1964

Таипов Р. Р.
Цель статьи определить структуру и основные механизмы сотрудничества СССР и ГДР на региональном уровне.
Читать PDF
0.00 байт

Копия жалованной грамоты Иоанна Васильевича башкиру Уранской волости Авдуаку Санбаеву

Азнабаев Б. А.
В статье впервые в исторической науке вводится в научный оборот документ земельного пожалования башкир от имени царя Иоана Васильевича Грозного.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние административного районирования 1930 г. на хозяйственные и политические организации Башкирск

Ахметова З. Р., Гайсин У. Б.
В статье рассмотрены изменения в хозяйственных и политических организациях Башкирии в результате административной реформы 1930 г.
Читать PDF
0.00 байт

Оплата труда колхозников и рабочих совхозов Башкирии в годы Великой Отечественной войны

Насибуллина P. M.
В данной статье дается анализ оплаты труда колхозников и рабочих совхозов Башкирии в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
0.00 байт

Демографические процессы в башкирском обществе степного заволжья в xix-xxi вв

Маннапов М. М.
На основе архивных документов и опубликованных статистических сборников прослежена динамика численности башкирского населения на территории Степного Заволжья в конце XIX-начале XXI вв.

Похожие термины:

  • Башкин, Александр Давыдович

    Председатель регионального отделения политической партии "СПС". Родился 10 июня 1962 года в г. Астрахани. Женат, имеет двоих детей. Образование высшее. В 1985 г. окончил Астраханский государственны
  • Башкин, Сергей Григорьевич

    (1931 г. р.) — выпускник факультета физического воспитания Московского областного педагогического института (1956). Кандидат педагогических наук (1976). Автор учебника "Уроки баскетбола" (1970); в соав
  • Башкин Матвей

    — служилый человек, живший во времена Ивана Грозного; за отпадение от православия в ересь был сослан в 1554 в Волоколамский монастырь, где и умер. Учение Б. сложилось под влиянием лютеранства, проник
  • Башкин, Матвей Семенов

    дьяк, осужденный на Москов. соб. 1553 г. за неправославные мнения. {Половцов}
  • БАШКИН Матвей Семенович

    ? - не ранее 1554), вольнодумец, дьяк. С 1550 в составе Избранной тысячи. Выступил против иконопочитания; считал холопство противоречащим евангельским заповедям любви к ближнему, равенства людей перед Б
  • Башкин Василий Васильевич

    (1880—1909) — поэт и беллетрист, происходил из купеческой семьи; сотрудничал в "Журнале для всех", "Русском Богатстве", участвовал в альманахах. В течение всей своей недолгой жизни сильно нуж
  • Мусульманское общество башкир Бурзян-Кипчакской, 1-й и 2-й Каракипчакской и Аллабердинской волостей

    мус. благотв. и культурно-просветительская организация. Устав зарегистрирован 22.01.1907 г. Р-н деятельности – Бурзян-Кипчакская, 1-я и 2-я Каракипчакская и Аллабердинская волости Оренб. уезда и губ. Мес
  • 1-й башкирский кавалерийский полк

    1-я башкирская кавалерийская бригада) – воинское формирование времен Гражданской войны. Сформирован в июне 1918 г. по приказу начальника войскового управления Башкирии А.-З. Валидова на территориал
  • БАШКИРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1755

    восстание Батырши, - восстание башкир против царской администрации и местной феод. знати. Было вызвано усилением феод. гнета, зем. притеснениями и насильств. христианизацией, проводимыми царской а
  • Политика Горнозаводской администрации Урала в отношении башкир в XVIII в

    Региональная Горнозаводская администрация была учреждена в 1720 г. в связи с планами массового строительства казенных железоделательных и медеплавильных заводов. Первоначально сложилась в г. Кунг
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет

    осн. в 1930 (до февр. 1993 - Баш. с/х ин-т). В ун-те функционируют 7 ф-тов: экономический, агрономический, зоотехнический, ветеринарный, механизации с.-х, лесохозяйственный, водного хоз-ва и мелиорации, 38 кафе
  • Башкиров, Андрей Николаевич

    [р. 9 (22) дек. 1903] — сов. химик, специалист в области химии и технологии топлива, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Окончил Моск. химико-технологич. ин-т в 1929. В 1934—38 работал во Всесоюзн. н.-и. ин-те газа и искусствен
  • Башкиров, Федор Андреевич

    (15.03.1911—17.02.1977) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), майор. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Воевал в составе 62 шап, был командиром эскадрильи. К февралю 1944 г. совершил 8
  • Башкиров, Виктор Андреевич

    (27.11.1920—27.07.1991) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1944), полковник. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. Воевал в составе 519 иап, был пом. командира полка по воздушно-стрелк
  • Аргаяшский башкирский национальный округ

    администр.-терр. единица в составе Челябинской обл., существовавшая с 17.01 по 17.11.1934 г. Был образован на терр. быв. Аргаяшского кантона – анклава, одного из периферийных р-нов «Малой Башкирии», окружен
  • Башкирская армия

    вооруженные формирования Башкирского прав-ва, участвовавшие в Гражданской войне в 1918–19 гг. Вопрос о создании Б.а. был впервые поставлен на I Всебашкирском курултае в июле 1917 г. Одним из первых стал
  • БАШКИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Башкирия, - в составе РСФСР, на В. Европ. части СССР и Юж. Урале. Образована 23 марта 1919. Площ. 143,6 тыс. км 2. Нас. 3 341 609 чел. (1959) (башкиры, русские, татары и др.); гор. нас. - 1298 236 чел., сельского - 2 043 373 чел. В Б. 56
  • Башкирский Государственный театр оперы и балета

    открыт 14 дек. 1938 спектаклем "Прекрасная мельничиха" Д.Паизиелло. Первый худ. рук. - дирижер П.Славинский. Труппа была сформирована из выпускников башк. студии при Моск. консерватории, башк. муз. уч-ща
  • БАШКИМИ

    алб. "Bashkimi" - "Союз", "Единение") - алб. демократич. орг-ция (1922-24). Создана в сент. 1922 по инициативе А. Рустеми. Объединяла широкие слои мелкой буржуазии города, рабочих, крестьян, прогрессивную интеллиге
  • БАШКИРЫ

    самоназвание - башкорт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кынчак