БАШКИРЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАШКИРЫ
самоназвание - башкорт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кынчакской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Башкиры
(самоназвание – башкорт) – народ в Российской Федерации, коренное население Башкирии (864 тыс. чел.). Всего в РФ около 1,35 млн. чел. (1992). Живут также в Казахстане (42 тыс. чел.), Узбекистане (35 тыс. чел.). Говорят на башкирском языке. Верующие – мусульмане-сунниты. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодейст вия разных культур и языков. Во 2-ой половине 1 тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы (См. Сарматы), на севере - земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры (См. Ананьинская культура), предки финно-угорских народов. В 1 тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюркских кочевников, к концу 1 тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкир. К 9 – 10 в.в. восходят первые письменные сведения о башкирах. К этому времени, вероятно, завершается формирование основного ядра народа. В этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские болгары, позднее – кыпчаки (11 – 13 в.в.) и некоторые монгольские племена. После разгрома Золотой Орды башкиры оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. Присоединение к Московскому государству (1552 – 57), покончив с расчлененностью племен, способствовало сплочению башкирской народности. Основным занятием было кочевое скотоводство, охота, бортничество, ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. К 17 – 19 в.в. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни. См. Болгары волжско-камские, Кыпчаки, Огузы, Печенеги.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БАШКИРЫ
самоназвание - башкорт) - нация. Составляют коренное население Башк. АССР. Живут также в Оренбургской, Челябинской, Саратовской, Куйбышевской обл. РСФСР и Тат. АССР. Числ. - 989 т. ч. (1959). Башк. яз. принадлежит к тюрк. языкам. Верующие Б. - мусульмане-сунниты. Вопрос о происхождении Б. и образовании башк. народности весьма сложен и не вполне разрешен в совр. ист. науке. Являясь древнейшими обитателями Юж. Урала, Б. сформировались в осн. на базе местных племен, но восприняли также в свою среду разнородные этнич. компоненты, к-рые проникали на терр. совр. Башкирии из различных мест и в разное время. Судя по памятникам ананьинской культуры и пьяноборской культуры, сев.-зап. часть Башкирии была населена оседлыми племенами, к-рые занимались земледелием, скотоводством и охотой. В юго-зап. и юж. р-нах жили др. племена (см. Андроновская культура), близкие по культуре к скифо-сарматам. Осн. занятиями их были: конная степная охота, пастуш. скотоводство и лишь отчасти переложное земледелие. С эпохи раннего железа у племен Юж. Урала прослеживаются интенсивные связи с Сибирью, оказавшие влияние на этнич. состав и культуру местного населения. В 1-м и нач. 2-го тыс. на Юж. Урал проникают тюркоязычные племена с Алтая и Юж. Сибири. Проникшие в 4 в. в юж. р-ны Башкирии гунны смешались там с местным населением. Более значит. роль в формировании Б. принадлежит племенам печенежско-огузского союза, занявшим в кон. 8 в. обширные степные пространства между Волгой и Уралом. С печенегами связывают приход и расселение на Юж. Урале башк. племен: бурзян, тангаурцев, усерган, киргизов. Тесные связи Б. с Югом усиливаются в эпоху переселения в 9-11 вв. половцев-куманов (кыпчаков) в юж. рус. степи. Проникнув в Приуралье, они оттеснили Б. на С. и отчасти смешались с ними. Кыпчаки и ранее осевшие в степях Юж. Урала тюрк. племена оказали существенное воздействие на язык и культуру Б., в частности ускорили переход к кочевому скотоводству. С куманским объединением племен связаны племена Б.: кыпчаки, тамьяно-табынцы и канлы.

С образованием в 10 в. Болгарии Волжско-Камской нек-рые зап.-башк. племена вошли в ее состав и среди самих башк. племен имелись выходцы из болгар (булярцы и байлярцы). В этнич. истории Б. играли нек-рую роль и мадьярские (угорские) племена, до 9 в. кочевавшие вместе с Б. в степях Приуралья. В 13-14 вв. в формировании Б. участвуют тюрк. и отчасти монг. родоплеменные группы. В 16 в. ногайцы, покинув Приуралье, двинулись на Ю. в Прикаспийскую низменность, часть их осталась в Юж. Башкирии и вошла в состав юго-зап. и (в меньшей степени) юго-вост. Б. В это время в осн. завершилось формирование башк. народности. В 17 и вплоть до 19 вв. в сев.-зап. р-нах Б. ассимилировали значит. группы казанских татар, мишарей, отчасти мари и удмуртов. В 50-х гг. 16 в. Б. присоединились к России. После Вел. Окт. революции Башкирия получила автономию и в наст. время является высокоразвитым индустриально-агр. р-ном СССР. Мн. черты самобытной нац. культуры Б. (в лит-ре, музыке, изобразит. иск-ве, художеств. резьбе по дереву, ковроделии) получили за годы Сов. власти широкое развитие. Возник театр. В ходе социалистич. строительства сложилась башк. социалистич. нация.

Лит.: Руденко С. И., Башкиры. М.-Л., 1955; Кузеев Р., Очерки историч. этнографии башкир, ч. 1, Уфа, 1957.

В. Н. Белицер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

БАШКИРЫ
один из тюркских народов Поволжья и Приуралья. На Юж. Урал предки современных башкир пришли в кон. IX — нач. X в., до этого их предки — тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральносибирского происхождения — значительное время кочевали в приаральскосырдарьинских степях. С X в. среди башкир начинает распространяться ислам, а вместе с ним и арабская письменность. К 1-й трети XIII в. башкиры уже приобрели свой этнический облик. Башкирский язык относится к тюркским языкам алтайской языковой семьи. Среди башкир выделяются 3 этнографические группы: южные, восточные и северо-западные. В настоящее время основная часть башкирского этноса проживает в Республике Башкортостан, периферийные группы башкир есть также в Свердловской, Перм., Оренбургской, Курганской обл. В 1989 г. численность башкир в Российский Федерации составила 1345,3 тыс. человек, в т.ч. в пределах Башкирии — 863,8 тыс. человек. В последующем число их увеличилось и в 2002 г. составило 1673,8 тыс. человек. Территория юж. районов Прикамья также относилась к зоне расселения сев. башкирских племён. Проникновение башкирских племён в Прикамье, по мнению исследователей, относится к XIII—XIV вв. Сев. башкирское племенное образование гайна расселилось в поречье р. Тулва. В Тулвинском поречье протекали сложные этнокультурные процессы, в результате которых сложилась своеобразная этнокультурная общность — тулвинские татары и башкиры. По переписи 2002 г. в Бардымском р-не Перм. обл. насчитывалось татар и башкир 25 631 человек, башкирами записались 16 606 (65%), а татарами 9025 (35%), 98% башкир отметили своим родным языком татарский. В XX в. сложились городские диаспоры башкир в городах Пермь (по переписи 2002 г. — 9526 башкир), Чайковский (1116 башкир). Значительным был приток башкирского населения из сев. районов Башкирской АССР, которое более всего осело в юж. районах Перм. обл.: Куединском, Октябрьском, Чернушинском. Перепись 2002 г. отметила в Прикамье 40 740 башкир. В местах компактного проживания башкир ведется преподавание родного (чаще всего татарского) языка. В Бардымском р-не также действуют национальные школы с преподаванием татарского языка. Вместе с татарами башкиры создали национальную общественную организацию — национально-культурную автономию татар и башкир Перм. обл. В юж. р-нах созданы районные курултаи башкир, в 2008 г. зарегистрирован региональный курултай башкир.
Лит.:Асфандиярфов, А.З. История башкирских сёл Пермской и Свердловской областей / А.З. Асфандиярфов, К.М. Асфандиярова. Уфа, 1999; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996; Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенет. взгляд на историю. Уфа, 1992; Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Кулбахтин, Н.М. Из истории гайнинских башкир. Уфа, 1996; Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнолог. монографии: быт башкир // Записки Русского географического общества. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2.; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Фатыхов, А. Гайнинский край: на тат. яз. Барда, 1995; Хотинец, В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999; Чагин, Г.Н. Тюркские народы Среднего Урала в «Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.»: (текст и комментарии) // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 103—114; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. С. 4—55, 332—342; Черных, А.В. Традиционный народный календарь татар и башкир Прикамья в конце ХIХ — начале ХХ вв. // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 57—77; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113.
А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Башкиры
Башкиры (Башкорт - самоназв.), коренной народ респ. Башк. За пределами респ. живут в Челяб., Оренб., Перм., Свердл., Курган., Тюменской обл., растет числ. в респ. и обл. Сибири, Казахстана, Ср. Азии. Числ. Б., по переписи 1989, в Башк. - 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СНГ - 1449,2 тыс. В антропологическом отношении Б. неоднородны. Значительную ч. Б. (на С.-З. и в ц. этнической тер.) относят к европеоидно-монголоидной переходной ур. расе. На Ю.-В. и в Зауралье преобладают признаки южносибирской монголоидной расы. Встречаются представители темноволосых и светлых вариантов европеоидной расы юж. и сев. происхождения. По суммарным признакам Б. занимают промежуточное положение между коренными народами У.-Поволжья и Казахстана с Зап. Сибирью, но более тяготеют к Волго-Камью. Говорят на башк. яз., к-рый относится к зап. ветви тюркской группы алтайской семьи. Наиб. родство башк. яз. обнаруживает с татарским, казахским и ногайским яз., имеет ряд общих черт с вост. тюркскими яз. (якутский, алтайский и др.), есть следы ист. взаимодействия с монгольским и тунгусо-манчжурским, а также с финно-угорскими яз. В лексике прослеживается древне-иранский пласт. Испытал влияние арабского (через мусульманскую лит. и религиозную практику), а впоследствии - рус. яз. Диалекты: южный, вост., выделяется сев.-зап. группа говоров, испытавших сильное влияние татарского яз. Часть Б. говорит на татарском (ок. 14%), и рус. яз. До 1917 и в 1920-е Б. пользовались письменностью на базе арабской графики, с 1929 применялся латинский алфавит, а в 1940 введена кириллица с добавлением дополнительных 9 букв. Верующие Б. в осн. мусульмане-сунниты.    В формировании Б. решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. С IX в. изв. назв. народа башкорт, к-рое большинством иссл. этимологизируется как "главный" (баш-) + "волк" (корт в огузско-тюркском яз.), "волк-вожак". В последние гг. ряд иссл. считают, что первоначально это словосочетание было изв. по письменным источникам военачальника первой пол. IX в., под предводительством к-рого Б. объединились в военно-полит. союз и начали осваивать совр. тер. расселения. Другое название Б. - иштек (истэк) предположительно было антропонимом (Рона-Таш). Придя на Юж. У., Б. ч. вытеснили, ч. ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) нас. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с нек-рыми др. древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в ср.-век. арабских и европ. источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в. в осн. завершился процесс формирования этнического облика башк. народа. В течение X-XIII вв. Б. были под полит. влиянием Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 Б. были покорены монголо-татарами и вошли в Золотую Орду. В X в. в среду Б. начал проникать ислам, а в XIV в. стал господствующей религией. Вместе с исламом Б. приняли арабскую письменность, начали приобщаться к арабской, персидской (фарси), а затем и тюркоязычной письменной лит. В период татаро-монгольского владычества в состав Б. влились нек-рые болгарские, кыпчакские и монгольские племена, но это не нарушило уже сложившегося их этно-культ. своеобразия.    После падения Казани (1552) Б. приняли российское подданство (1552-57). Получили право владеть на вотчинных наделах своими землями, жить по своим обычаям и религии. В XVII и особенно в XVIII в. Б. многократно поднимались на восст. (Башк. восст.), отстаивая свои земли и свободу. В 1773-75 сопротивление Б. было сломлено, однако пр-во было вынуждено сохранить вотчинные права Б. на земли и пойти на некоторые уступки по вопросам языка, религии и самоуправления. На протяжении XIX в. увеличивается числ. народа, превысив 1 млн чел. В конце XIX - нач. XX в. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем нац. самосознания. После Февр. рев. 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшейся 20 марта 1919 созданием Башк. АССР, что стало важнейшим фактором в реализации права башк. нации на самоопределение. В результате первой мир. и гражд. войн, засухи и голода 1921-22 числ. Б. сократилась почти вдвое и к концу 1926 составляла в стране 714 тыс. чел., а в БАССР в совр. границах респ. - 584,8 тыс. чел. Отрицательно сказались на числ. Б. последствия засухи и голода 1932-33, репрессий 1930-х, ВОВ, а также ассимиляция Б. в составе татарского и рус. нас. Дорев. числ. Б. была достигнута лишь к 1989. 11 окт. 1990 ВС респ. принял Декларацию о гос. суверенитете Башк. Сов. Соц. Респ., с 25 февр. она стала называться Республикой Башкортостан.    Традиционным типом х-ва Б. было полукочевое скотоводство. Разводили гл. обр. лошадей, неск. меньше - овец и коров, в юж. и вост. р-нах имелись верблюды. Богатая фауна и флора края позволяли сочетать скотоводство с охотой и рыболовством, бортничеством, сбором плодов и корней растений. В небольших размерах Б. занимались земледелием. С нач. XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает былое значение, возрастает удельный вес земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В сев.-зап. р-нах в XVIII в. земледелие стало осн. занятием нас., но на Ю. и В. кочевание сохранилось местами вплоть до нач. XX в. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хоз-ву был завершен. Из ремесел были развиты домашняя обработка кожевенного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Б. были знакомы с кузнечно-ювелирным ремеслом, местами вели разведку серебряной руды; из серебра выделывали предметы украшения. Соляное месторождение на р. Илек было открыто Б. до сер. XVI в. Традиционный тип пос. Б. - аул, расположенный на берегу р. или оз. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько пос.: зимнее (кышлау), весеннее (язры йорт), летнее (йейлеу), осеннее (кезе йорт). Встречались небольшие выселки в 10-20 дворов. Традиционное жилище Б. - войлочная юрта (тирме) со сборным решетчатым каркасом. Различались юрты тюркского (с полусферическим верхом) и монгольского (с коническим верхом) типов. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной - срубные. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши.    Основу женской одежды составляли платье (кулдэк), передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами.Молодые женщины носили нагрудные украшения (селтэр, пакал) из кораллов и монет. Верхняя одежда женщин - распашные кафтаны (елэн) и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. После 1960-70-х традиционный костюм используется в праздничные дни, на свадьбах, в худ. самодеятельности, театре и на нац. спортивных состязаниях и играх. Традиционные черты сохранила одежда пожилых людей. В пище Б. преобладали мясные и молочные продукты, уже в древности сложилась разнообразная земледельческая кухня. Существенной была роль продуктов охоты, рыболовства, меда, ягод и трав. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куламак), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот), каши из пшена, ячменной и пшеничной муки, толокно. Широко изв. слабоалкогольные напитки: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара). В жаркую погоду для утоления жажды пьют разбавленное кислое молоко айран. Ранней весной после прилета грачей в каждом ауле устраивали празднество каргатуй ("грачиный праздник") в честь оживающей природы и культа предков. Накануне весенних полевых работ, а местами после них, проводили праздник плуга (сабантуй), в середине лета праздновался джиин (йыйын). Летом проводили девичьи игры на лоне природы "кукушкин чай" (кэкук сэйе), в к-ром участ. одни женщины; в засушливое время - обряд вызывания дождя (тэлэк) с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой. Фольк. традиции Б. разнообразны. Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос, сказки. Развито песенно-муз. творчество (эпические - о батырах и др., лирические, бытовые, обрядовые песни, частушки). Разнообразны плясовые мелодии, в музыке широко используются традиционные инструменты - курай, kубыз (кобыз, варган), домра.    Наряду с исламом, Б. сохранили элементы языческих верований, для к-рых было характерно почитание р., оз., гор, скал, животных и птиц. Особо выделялись волк и медведь. Почитались лебедь, журавль, беркут, сокол, существовал культ грачей, связанный с культом предков. Верховное небесное божество Б. Тэнгре отождествилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Тесное переплетение языческих и мусульманских элементов наблюдается также в семейных обрядах, особенно в родильных и похоронно-поминальных.    Лит.: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа., 1977; Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Шитова С.Н. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Т.III. Уфа, 1968; Она же. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984; Киреев А.Н. Башкирский героический эпос. Уфа, 1970; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974; Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М., 1991.    Бикбулатов Н.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Башкиры

Мурзабулатов Мухамет Валиахметович
Читать PDF
278.01 кб

Татары башкиры снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане

Горенбург Дмитрий Праймес
В статье рассматриваются динамика численности татар и башкир в зоне интенсивных этнических контактов в северо-западных районах нынешней Республики Башкортостан и причины неоднократной смены в XIX-XX веках частью населения этой обл
Читать PDF
0.00 байт

Человек доиндустриальный и индустриальный: кто кого? (башкиры и начало промышленного освоения Урала)

Сапронов М.В.
Читать PDF
0.00 байт

Человек доиндустриальный и индустриальный: кто кого? (башкиры и начало промышленного освоения Урала)

Сапронов М.В.
Читать PDF
0.00 байт

Башкиры-усергане в улусно-крыльевои системе Золотой Орды

Исянгулов Шамиль Наилевич
He article analyses the treatise "A History of the Uthergens", being a historical source pertaining to the Uthergens' entry into the ulus-wing system of the Golden Horde.
Читать PDF
0.00 байт

Башкиры и кочевые узбеки в XV — начале XVI вв

Исянгулов Шамиль Наилевич
В статье рассматриваются взаимоотношения башкирских и узбекских племен в XV — начале XVI вв., участие башкир в общественно-политической жизни государства кочевыгх узбеков.
Читать PDF
147.83 кб

Башкиры Пермского края

Мурзабулатов Мухамет Валиахметович
According to the evidence from the census of population taken in 2002 Perm territory numbers 40,7 thousand Gaina-Bashkirs. More than 40% live in the district of Barda.
Читать PDF
193.84 кб

Башкиры и венгры в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина

Антонов И. В.
В статье доказывается, что Рашид ад-Дин называет башкирами не только самих башкир, но и венгров. Башкир он часто упоминает наряду с келарами. «Келар» искаженный титул венгерского короля.
Читать PDF
0.00 байт

2016. 04. 034. Башкиры / отв. Ред. Кузеев Р. Г. , Данилко Е. С. ; Ин-т этнологии и антропологии им.

Уварова Т.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Башкиры по данным ал-Масуди (х век): историко-археологический дискурс

Антонов Игорь Владимирович
Историко-географические сведения арабского ученого-энциклопедиста ал-Масуди (около 896956 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Башкиры в этнической политике России XVII-XIX вв. (ритуально-символический аспект)

Трепавлов В.В.
В период XVII-XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Башкиры-вотчинники и Башкирия как особо управляемая территории России во второй половине XVI - перво

Акманов Айтуган Ирекович, Касимов Салават Фитратович, Обыденнов Михаил Федорович
Добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства было большим историческим событием в истории края. Во второй половине XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты расселения и этнической идентичности тюркского населения в Южном Зауралье: башкиры

Асылгужин Рафиль Рифгатович
В статье рассмотрены структура территориально-общественной системы башкир Челябинской области, поселения, которые относятся к тому или иному башкирскому роду (клану, племени).
Читать PDF
0.00 байт

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЕ БАШКИРЫ КАК СУБЭТНОС

Юсупова Лейсан Яркеевна
Субэтносы выделяются почти в каждом народе, монолитных этнических образований почти не существует. Субэтнические группы формируются, если этнос многочисленный и расселен на больших пространствах.
Читать PDF
193.72 кб

Взаимовлияние культур: арабо-мусульманские традиции и башкиры

Сибагатов Флюр Шарифуллинович
The article considers the problem of interaction and interference of cultures and traditions on the basis of Bashkir literature.

Похожие термины:

  • Казахи и башкиры Оренбургской обл.: демографический обзор

    Тер. обл. разделена на 35 р-нов, а ее конфигурация позволяет выделить в их составе зону зап. р-нов (вдоль границы с Татарстаном, Самарской и Саратовской обл.); зону центр. (окружающих Оренбург и простир
  • Башкиры на Урале

    Б. (самоназв. – башкорт) – тюркский народ, основная тер. расселения которого охватывает Юж. Урал, р-ны Приуралья и Зауралья. По своей лексической структуре и фонетическому строю башкирский яз. относ
  • Башкиры восточного Оренбуржья

    история расселения, родоплеменной состав, хозяйство) – диссертационная работа Ю.А. Абсалямовой на звание ученой степени д.и.н., выполненная в отделе этнологии Ин-та истории, языка и литературы Уфим
  • Пермские башкиры

    сев. группа башк. народа (см.: башкиры), населяющая тер. Бардымского р-на Перм. обл. Осн. место расселения - ср. течение р. Тулва, притока Камы.    В 1908 П.(Б.) Б., представляющие племя Гайна, насчитывали 37 т
  • ТАТАРЫ И БАШКИРЫ МУЛЛИНСКИЕ

    самая немногочисленная из этнических групп перм. татар и башкир. Название связывается с р. Мулянкой, территорией расселения группы. В начале XX в. проживали в деревнях Кояново, Баш-Култаево и Янычи П
  • ТАТАРЫ И БАШКИРЫ ТУЛВИНСКИЕ

    одна из этнографических групп перм. татар и башкир. Расселены по р. Тулва в Бардымском р-не Перм. края. Историки считают, что в Прикамье — по рекам Тулве, Бую и Таныпу — башкиры расселялись в XIII—XIV вв
  • Мусульманское общество башкир Бурзян-Кипчакской, 1-й и 2-й Каракипчакской и Аллабердинской волостей

    мус. благотв. и культурно-просветительская организация. Устав зарегистрирован 22.01.1907 г. Р-н деятельности – Бурзян-Кипчакская, 1-я и 2-я Каракипчакская и Аллабердинская волости Оренб. уезда и губ. Мес
  • Политика Горнозаводской администрации Урала в отношении башкир в XVIII в

    а, м. Человек, который активно участвует в общественной жизни, занимается общественной работой. Общественники должны уметь грамотно с юридической точки зрения составить соответствующие заявлени
  • Мусульманское общество башкир Бурзянской волости

    мус. благотв. и культурнопросветительская организация. Устав зарегистрирован 20.09.1907 г. Р-н деятельности – Бурзянская вол. Оренб. уезда и губ. В состав правления входили Б. Сальтяшев (председатель), М
  • Башкирия

    см.: Республика Башкортостан.
  • Мусульманское общество башкир Бушман-Суун-Каракипчакской волости

    мус. благотв. и культурно-просветительская организация. Создано по инициативе татарских мулл дер. Тляумбетовой С.М. Сабитова и дер. Мал. Тюлебаевой Г. Ялалетдинова, убежденных сторонников джадидиз
  • Сайт татар и башкир Урала

    один из первых интернет-порталов в Свердловской обл., посвященный татаро-башкирской культуре и исламу. Располагается по адресу: www.Tatural.ru. Создан в 2003 г. Ринатом Аминовым. На сайте размещаются опубли
  • Мусульманское общество башкир семи Усерганских волостей

    мус. благотв. и культурно-просветительская организация. Устав зарегистрирован 18.12.1906 г. Р-н деятельности – 1–6-я Усерганские и Салиховская волости Орского уезда Оренб. губ. Место пребывания Совета
  • Башкиревы

    Башкиревы, старинный дворянский род, происходящий от Осипа Исаевича Б., верстанного поместьем в 1644 году. В XVIII веке потомки его были записаны в однодворцы, но в 1841 году они были восстановлены в своем
  • КАНТОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАШКИРИИ

    система управления, введенная по указу 10 апр. 1798 и превратившая башкир, тептярей и мишарей в воен.-казачье сословие, из к-рого формировалось иррегулярное войско, делившееся на кантоны. Посредством
  • Периферийные районы Малой Башкирии

    Башкирской АССР). В период становления сов. власти администр.-терр. деление многих регионов, образованных по нац. признаку, значительно отличалось от совр. конфигурации. В частности, это касается от
  • БАШКИРИЯ, Республика Башкортостан

    в Российской Федерации. Площадь 143,6 тыс. км2. Население 4096 тыс. человек (1996): башкиры (21,9%), русские (39,3%), татары (28,4%) и др. Столица - Уфа. В 10 - 1-й половине 13 вв. территория современной Б. находилась в подчи
  • БАШКИРО-МЕЩЕРЯКСКОЕ ВОЙСКО

    см. в ст. Кантонное управление в Башкирии.
  • Башкиров, Андрей Николаевич

    [р. 9 (22) дек. 1903] — сов. химик, специалист в области химии и технологии топлива, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Окончил Моск. химико-технологич. ин-т в 1929. В 1934—38 работал во Всесоюзн. н.-и. ин-те газа и искусствен
  • Башкиров, Федор Андреевич

    (15.03.1911—17.02.1977) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), майор. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Воевал в составе 62 шап, был командиром эскадрильи. К февралю 1944 г. совершил 8