самоназвание - башкорт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кынчакской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.
БАШКИРЫ
БАШКИРЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Башкиры
(самоназвание – башкорт) – народ в Российской Федерации, коренное население Башкирии (864 тыс. чел.). Всего в РФ около 1,35 млн. чел. (1992). Живут также в Казахстане (42 тыс. чел.), Узбекистане (35 тыс. чел.). Говорят на башкирском языке. Верующие – мусульмане-сунниты. Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодейст вия разных культур и языков. Во 2-ой половине 1 тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы (См. Сарматы), на севере - земледельческо-охотничьи племена ананьинской культуры (См. Ананьинская культура), предки финно-угорских народов. В 1 тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюркских кочевников, к концу 1 тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкир. К 9 – 10 в.в. восходят первые письменные сведения о башкирах. К этому времени, вероятно, завершается формирование основного ядра народа. В этногенезе башкир участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские болгары, позднее – кыпчаки (11 – 13 в.в.) и некоторые монгольские племена. После разгрома Золотой Орды башкиры оказались под властью Казанского, Ногайского и Сибирского ханств. Присоединение к Московскому государству (1552 – 57), покончив с расчлененностью племен, способствовало сплочению башкирской народности. Основным занятием было кочевое скотоводство, охота, бортничество, ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, вышивка, обработка кожи. К 17 – 19 в.в. башкиры перешли к земледелию и оседлой жизни. См. Болгары волжско-камские, Кыпчаки, Огузы, Печенеги.
БАШКИРЫ
самоназвание - башкорт) - нация. Составляют коренное население Башк. АССР. Живут также в Оренбургской, Челябинской, Саратовской, Куйбышевской обл. РСФСР и Тат. АССР. Числ. - 989 т. ч. (1959). Башк. яз. принадлежит к тюрк. языкам. Верующие Б. - мусульмане-сунниты. Вопрос о происхождении Б. и образовании башк. народности весьма сложен и не вполне разрешен в совр. ист. науке. Являясь древнейшими обитателями Юж. Урала, Б. сформировались в осн. на базе местных племен, но восприняли также в свою среду разнородные этнич. компоненты, к-рые проникали на терр. совр. Башкирии из различных мест и в разное время. Судя по памятникам ананьинской культуры и пьяноборской культуры, сев.-зап. часть Башкирии была населена оседлыми племенами, к-рые занимались земледелием, скотоводством и охотой. В юго-зап. и юж. р-нах жили др. племена (см. Андроновская культура), близкие по культуре к скифо-сарматам. Осн. занятиями их были: конная степная охота, пастуш. скотоводство и лишь отчасти переложное земледелие. С эпохи раннего железа у племен Юж. Урала прослеживаются интенсивные связи с Сибирью, оказавшие влияние на этнич. состав и культуру местного населения. В 1-м и нач. 2-го тыс. на Юж. Урал проникают тюркоязычные племена с Алтая и Юж. Сибири. Проникшие в 4 в. в юж. р-ны Башкирии гунны смешались там с местным населением. Более значит. роль в формировании Б. принадлежит племенам печенежско-огузского союза, занявшим в кон. 8 в. обширные степные пространства между Волгой и Уралом. С печенегами связывают приход и расселение на Юж. Урале башк. племен: бурзян, тангаурцев, усерган, киргизов. Тесные связи Б. с Югом усиливаются в эпоху переселения в 9-11 вв. половцев-куманов (кыпчаков) в юж. рус. степи. Проникнув в Приуралье, они оттеснили Б. на С. и отчасти смешались с ними. Кыпчаки и ранее осевшие в степях Юж. Урала тюрк. племена оказали существенное воздействие на язык и культуру Б., в частности ускорили переход к кочевому скотоводству. С куманским объединением племен связаны племена Б.: кыпчаки, тамьяно-табынцы и канлы. С образованием в 10 в. Болгарии Волжско-Камской нек-рые зап.-башк. племена вошли в ее состав и среди самих башк. племен имелись выходцы из болгар (булярцы и байлярцы). В этнич. истории Б. играли нек-рую роль и мадьярские (угорские) племена, до 9 в. кочевавшие вместе с Б. в степях Приуралья. В 13-14 вв. в формировании Б. участвуют тюрк. и отчасти монг. родоплеменные группы. В 16 в. ногайцы, покинув Приуралье, двинулись на Ю. в Прикаспийскую низменность, часть их осталась в Юж. Башкирии и вошла в состав юго-зап. и (в меньшей степени) юго-вост. Б. В это время в осн. завершилось формирование башк. народности. В 17 и вплоть до 19 вв. в сев.-зап. р-нах Б. ассимилировали значит. группы казанских татар, мишарей, отчасти мари и удмуртов. В 50-х гг. 16 в. Б. присоединились к России. После Вел. Окт. революции Башкирия получила автономию и в наст. время является высокоразвитым индустриально-агр. р-ном СССР. Мн. черты самобытной нац. культуры Б. (в лит-ре, музыке, изобразит. иск-ве, художеств. резьбе по дереву, ковроделии) получили за годы Сов. власти широкое развитие. Возник театр. В ходе социалистич. строительства сложилась башк. социалистич. нация. Лит.: Руденко С. И., Башкиры. М.-Л., 1955; Кузеев Р., Очерки историч. этнографии башкир, ч. 1, Уфа, 1957. В. Н. Белицер. Москва.
БАШКИРЫ
один из тюркских народов Поволжья и Приуралья. На Юж. Урал предки современных башкир пришли в кон. IX — нач. X в., до этого их предки — тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральносибирского происхождения — значительное время кочевали в приаральскосырдарьинских степях. С X в. среди башкир начинает распространяться ислам, а вместе с ним и арабская письменность. К 1-й трети XIII в. башкиры уже приобрели свой этнический облик. Башкирский язык относится к тюркским языкам алтайской языковой семьи. Среди башкир выделяются 3 этнографические группы: южные, восточные и северо-западные. В настоящее время основная часть башкирского этноса проживает в Республике Башкортостан, периферийные группы башкир есть также в Свердловской, Перм., Оренбургской, Курганской обл. В 1989 г. численность башкир в Российский Федерации составила 1345,3 тыс. человек, в т.ч. в пределах Башкирии — 863,8 тыс. человек. В последующем число их увеличилось и в 2002 г. составило 1673,8 тыс. человек. Территория юж. районов Прикамья также относилась к зоне расселения сев. башкирских племён. Проникновение башкирских племён в Прикамье, по мнению исследователей, относится к XIII—XIV вв. Сев. башкирское племенное образование гайна расселилось в поречье р. Тулва. В Тулвинском поречье протекали сложные этнокультурные процессы, в результате которых сложилась своеобразная этнокультурная общность — тулвинские татары и башкиры. По переписи 2002 г. в Бардымском р-не Перм. обл. насчитывалось татар и башкир 25 631 человек, башкирами записались 16 606 (65%), а татарами 9025 (35%), 98% башкир отметили своим родным языком татарский. В XX в. сложились городские диаспоры башкир в городах Пермь (по переписи 2002 г. — 9526 башкир), Чайковский (1116 башкир). Значительным был приток башкирского населения из сев. районов Башкирской АССР, которое более всего осело в юж. районах Перм. обл.: Куединском, Октябрьском, Чернушинском. Перепись 2002 г. отметила в Прикамье 40 740 башкир. В местах компактного проживания башкир ведется преподавание родного (чаще всего татарского) языка. В Бардымском р-не также действуют национальные школы с преподаванием татарского языка. Вместе с татарами башкиры создали национальную общественную организацию — национально-культурную автономию татар и башкир Перм. обл. В юж. р-нах созданы районные курултаи башкир, в 2008 г. зарегистрирован региональный курултай башкир.
Лит.:Асфандиярфов, А.З. История башкирских сёл Пермской и Свердловской областей / А.З. Асфандиярфов, К.М. Асфандиярова. Уфа, 1999; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996; Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенет. взгляд на историю. Уфа, 1992; Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Кулбахтин, Н.М. Из истории гайнинских башкир. Уфа, 1996; Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнолог. монографии: быт башкир // Записки Русского географического общества. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2.; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Фатыхов, А. Гайнинский край: на тат. яз. Барда, 1995; Хотинец, В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999; Чагин, Г.Н. Тюркские народы Среднего Урала в «Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.»: (текст и комментарии) // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 103—114; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. С. 4—55, 332—342; Черных, А.В. Традиционный народный календарь татар и башкир Прикамья в конце ХIХ — начале ХХ вв. // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 57—77; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113.
А.В. Черных
Лит.:Асфандиярфов, А.З. История башкирских сёл Пермской и Свердловской областей / А.З. Асфандиярфов, К.М. Асфандиярова. Уфа, 1999; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1996; Кузеев, Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенет. взгляд на историю. Уфа, 1992; Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Кулбахтин, Н.М. Из истории гайнинских башкир. Уфа, 1996; Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнолог. монографии: быт башкир // Записки Русского географического общества. СПб, 1925. Т. 43, вып. 2.; Тулвинские татары и башкиры: этногр. очерки и тексты. Пермь, 2004; Фатыхов, А. Гайнинский край: на тат. яз. Барда, 1995; Хотинец, В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. Барда, 1999; Чагин, Г.Н. Тюркские народы Среднего Урала в «Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.»: (текст и комментарии) // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 103—114; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половине ХIХ в. Пермь, 1995. С. 4—55, 332—342; Черных, А.В. Традиционный народный календарь татар и башкир Прикамья в конце ХIХ — начале ХХ вв. // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. № 1. С. 57—77; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
Башкиры
Башкиры (Башкорт - самоназв.), коренной народ респ. Башк. За пределами респ. живут в Челяб., Оренб., Перм., Свердл., Курган., Тюменской обл., растет числ. в респ. и обл. Сибири, Казахстана, Ср. Азии. Числ. Б., по переписи 1989, в Башк. - 863,8 тыс. чел., в РФ - 1345,3 тыс., в СНГ - 1449,2 тыс. В антропологическом отношении Б. неоднородны. Значительную ч. Б. (на С.-З. и в ц. этнической тер.) относят к европеоидно-монголоидной переходной ур. расе. На Ю.-В. и в Зауралье преобладают признаки южносибирской монголоидной расы. Встречаются представители темноволосых и светлых вариантов европеоидной расы юж. и сев. происхождения. По суммарным признакам Б. занимают промежуточное положение между коренными народами У.-Поволжья и Казахстана с Зап. Сибирью, но более тяготеют к Волго-Камью. Говорят на башк. яз., к-рый относится к зап. ветви тюркской группы алтайской семьи. Наиб. родство башк. яз. обнаруживает с татарским, казахским и ногайским яз., имеет ряд общих черт с вост. тюркскими яз. (якутский, алтайский и др.), есть следы ист. взаимодействия с монгольским и тунгусо-манчжурским, а также с финно-угорскими яз. В лексике прослеживается древне-иранский пласт. Испытал влияние арабского (через мусульманскую лит. и религиозную практику), а впоследствии - рус. яз. Диалекты: южный, вост., выделяется сев.-зап. группа говоров, испытавших сильное влияние татарского яз. Часть Б. говорит на татарском (ок. 14%), и рус. яз. До 1917 и в 1920-е Б. пользовались письменностью на базе арабской графики, с 1929 применялся латинский алфавит, а в 1940 введена кириллица с добавлением дополнительных 9 букв. Верующие Б. в осн. мусульмане-сунниты. В формировании Б. решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения. С IX в. изв. назв. народа башкорт, к-рое большинством иссл. этимологизируется как "главный" (баш-) + "волк" (корт в огузско-тюркском яз.), "волк-вожак". В последние гг. ряд иссл. считают, что первоначально это словосочетание было изв. по письменным источникам военачальника первой пол. IX в., под предводительством к-рого Б. объединились в военно-полит. союз и начали осваивать совр. тер. расселения. Другое название Б. - иштек (истэк) предположительно было антропонимом (Рона-Таш). Придя на Юж. У., Б. ч. вытеснили, ч. ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) нас. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с нек-рыми др. древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в ср.-век. арабских и европ. источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в. в осн. завершился процесс формирования этнического облика башк. народа. В течение X-XIII вв. Б. были под полит. влиянием Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 Б. были покорены монголо-татарами и вошли в Золотую Орду. В X в. в среду Б. начал проникать ислам, а в XIV в. стал господствующей религией. Вместе с исламом Б. приняли арабскую письменность, начали приобщаться к арабской, персидской (фарси), а затем и тюркоязычной письменной лит. В период татаро-монгольского владычества в состав Б. влились нек-рые болгарские, кыпчакские и монгольские племена, но это не нарушило уже сложившегося их этно-культ. своеобразия. После падения Казани (1552) Б. приняли российское подданство (1552-57). Получили право владеть на вотчинных наделах своими землями, жить по своим обычаям и религии. В XVII и особенно в XVIII в. Б. многократно поднимались на восст. (Башк. восст.), отстаивая свои земли и свободу. В 1773-75 сопротивление Б. было сломлено, однако пр-во было вынуждено сохранить вотчинные права Б. на земли и пойти на некоторые уступки по вопросам языка, религии и самоуправления. На протяжении XIX в. увеличивается числ. народа, превысив 1 млн чел. В конце XIX - нач. XX в. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем нац. самосознания. После Февр. рев. 1917 Б. вступили в активную борьбу за создание своей государственности, ознаменовавшейся 20 марта 1919 созданием Башк. АССР, что стало важнейшим фактором в реализации права башк. нации на самоопределение. В результате первой мир. и гражд. войн, засухи и голода 1921-22 числ. Б. сократилась почти вдвое и к концу 1926 составляла в стране 714 тыс. чел., а в БАССР в совр. границах респ. - 584,8 тыс. чел. Отрицательно сказались на числ. Б. последствия засухи и голода 1932-33, репрессий 1930-х, ВОВ, а также ассимиляция Б. в составе татарского и рус. нас. Дорев. числ. Б. была достигнута лишь к 1989. 11 окт. 1990 ВС респ. принял Декларацию о гос. суверенитете Башк. Сов. Соц. Респ., с 25 февр. она стала называться Республикой Башкортостан. Традиционным типом х-ва Б. было полукочевое скотоводство. Разводили гл. обр. лошадей, неск. меньше - овец и коров, в юж. и вост. р-нах имелись верблюды. Богатая фауна и флора края позволяли сочетать скотоводство с охотой и рыболовством, бортничеством, сбором плодов и корней растений. В небольших размерах Б. занимались земледелием. С нач. XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает былое значение, возрастает удельный вес земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В сев.-зап. р-нах в XVIII в. земледелие стало осн. занятием нас., но на Ю. и В. кочевание сохранилось местами вплоть до нач. XX в. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хоз-ву был завершен. Из ремесел были развиты домашняя обработка кожевенного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Б. были знакомы с кузнечно-ювелирным ремеслом, местами вели разведку серебряной руды; из серебра выделывали предметы украшения. Соляное месторождение на р. Илек было открыто Б. до сер. XVI в. Традиционный тип пос. Б. - аул, расположенный на берегу р. или оз. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько пос.: зимнее (кышлау), весеннее (язры йорт), летнее (йейлеу), осеннее (кезе йорт). Встречались небольшие выселки в 10-20 дворов. Традиционное жилище Б. - войлочная юрта (тирме) со сборным решетчатым каркасом. Различались юрты тюркского (с полусферическим верхом) и монгольского (с коническим верхом) типов. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной - срубные. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. Основу женской одежды составляли платье (кулдэк), передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами.Молодые женщины носили нагрудные украшения (селтэр, пакал) из кораллов и монет. Верхняя одежда женщин - распашные кафтаны (елэн) и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. После 1960-70-х традиционный костюм используется в праздничные дни, на свадьбах, в худ. самодеятельности, театре и на нац. спортивных состязаниях и играх. Традиционные черты сохранила одежда пожилых людей. В пище Б. преобладали мясные и молочные продукты, уже в древности сложилась разнообразная земледельческая кухня. Существенной была роль продуктов охоты, рыболовства, меда, ягод и трав. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куламак), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога (эремсек, эжекэй), сыр (корот), каши из пшена, ячменной и пшеничной муки, толокно. Широко изв. слабоалкогольные напитки: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара). В жаркую погоду для утоления жажды пьют разбавленное кислое молоко айран. Ранней весной после прилета грачей в каждом ауле устраивали празднество каргатуй ("грачиный праздник") в честь оживающей природы и культа предков. Накануне весенних полевых работ, а местами после них, проводили праздник плуга (сабантуй), в середине лета праздновался джиин (йыйын). Летом проводили девичьи игры на лоне природы "кукушкин чай" (кэкук сэйе), в к-ром участ. одни женщины; в засушливое время - обряд вызывания дождя (тэлэк) с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой. Фольк. традиции Б. разнообразны. Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос, сказки. Развито песенно-муз. творчество (эпические - о батырах и др., лирические, бытовые, обрядовые песни, частушки). Разнообразны плясовые мелодии, в музыке широко используются традиционные инструменты - курай, kубыз (кобыз, варган), домра. Наряду с исламом, Б. сохранили элементы языческих верований, для к-рых было характерно почитание р., оз., гор, скал, животных и птиц. Особо выделялись волк и медведь. Почитались лебедь, журавль, беркут, сокол, существовал культ грачей, связанный с культом предков. Верховное небесное божество Б. Тэнгре отождествилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Тесное переплетение языческих и мусульманских элементов наблюдается также в семейных обрядах, особенно в родильных и похоронно-поминальных. Лит.: Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955; Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа., 1977; Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964; Шитова С.Н. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии. Т.III. Уфа, 1968; Она же. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984; Киреев А.Н. Башкирский героический эпос. Уфа, 1970; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974; Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М., 1991. Бикбулатов Н.В.