Базилика

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Базилика
прямоугольное здание, разделенное внутри рядом колонн или столбов на продольные часта нефы.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Базилика
(от греч. basilika — царский дом) — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части — нефы (как правило, 3—5).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Базилики
(греч. basilika (nomima) — императорские законы), изданный во 2-ой пол. 9 в. н. э. свод законов в 60 книгах на греч. яз. и получивший свое назв. от официального титула визант. императора «базилевс» (basileus). Являлся греч. обработкой Юстинианова свода законов.

Источник: Словарь античности. 1989

БАЗИЛИКА
прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме — судейские и торговые здания, позже — один из главных типов христианского храма.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Базилика
гр. basilike - дом царя) – 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых, в Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

        БАЗИЛИКА
греч.) — прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Базилика
от греч. basilike — царский дом) — в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф, как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

БАЗИЛИКА
портик в Афинах, где заседал архонт басилей; вытянутое в плане прямоугол. здание, разделенное внутри продольн. рядами колонн или столбов (пилонов) на нечетное кол-во удлиненных частей (т.н. нефов), имеющих самостоят. перекрытия; средний, гл. неф, всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезан. окнами, выступает над крышами боковых нефов. Б. имеет обычно перед входом попереч. в плане помещение (притвор, или нартекс), а в противополож. конце среднего, обычно большого по ширине, нефа — полукруглый выступ (т.н. аспида), крытый полукуполом. Первонач. Б. имели деревян. открытое стропильное перекрытие (скрытое иногда потолком), позднее замененное каменным сводчатым. В Др. Риме Б. служили суд. залами, рынками, биржей и пр. Христианство использов. Б. как место для молитвен. собраний, постеп. превратив ее в храм.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Базилика
(греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта-базилея. По своей форме Б. — прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается Порциева Б., построенная ок. 184 до н. э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву Б. (179 до н. э.), Юлиеву Б. (12 н. э.), Ульпиеву Б. (113 н. э.) и Максенциеву Б. (окончена Константином в 315 н. э.). Раннехристианская Б. разделялась внутри 2 рядами колонн на 3 нефа, из которых гл. неф включал в себя апсиду. Внутр. помещения Б. освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы Б., одной из них была крестообразная Б., образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе.
        
        рис. Базилика Максенция.

Источник: Словарь античности. 1989

БАЗИЛИКА
(греч. Basilike — царский дом) — вытянутое в плане прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько проходов (кораблей или нефов), что позволяло надежно перекрывать большие пролеты. Прямо-угольная базилика с тремя нефами, средний из которых выше боковых, впервые была использована в заупо-койном храме египетского фараона Джосера (III династия). Она стала прообразом микенского и греческого зала (мегарона), римской и христианской базилик. В Афинах базиликой называли место заседания первого архонта — базилея. В Древнем Риме в форме базилик сооружались судебные и торговые помещения. Луч-шими памятниками римской базиликальной архитектуры были Порциева (ок.184 г. до н.э.), Эмилиева (179 г. до н.э.), Юлиева (12 г. до н.э.), Ульпиева (112 г. н.э.) и Максенциева (окончена императором Константином I в 315 н.э.) базилики. Христианская базилика, легшая в основу романского и готического церковного зодчества, была разделена на три, пять или большее количество продольных нефов, пересеченных поперечным нефом — трансептом, так что здание имело в плане форму креста. Восточная часть заканчивалась полу-круглым выступом — апсидой, где помещался алтарь.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

БАЗИЛИКА
   • Basil?ca,
         ????????, базилика (sc. domus или porticus), великолепные здания в Риме и в провинциях, назначавшиеся для судебных заседаний и для торговых сделок, дума и биржа (Cic. Verr. 2, 5, 58. Cic. ad Att. 22, 14); вверху шла кругом галерея для зрителей, как это видно из остатков такого здания в Вероне (ср. Roma, Рим, 8). Первая Б. в Риме построена была Катоном Цензорием на форуме, рядом с Курией, и называлась В. Porcia, как и другие, выстроенные впоследствии, назывались по именам своих строителей. Б. состояла из среднего корпуса и двух боковых корпусов, отделенных от него рядом колонн; некоторые, напр. Bas. Julia и Bas. Ulpia, имели пять таких корпусов, следовательно, четыре ряда колонн. На одном конце главного корпуса находилось отделение, отгороженное решеткой, как алтарь в церкви; или выстроена была особая трибуна для судей и адвокатов. Внутри были вверху галереи для зрителей. Vitr. 5, 1. Со времени Константина Великого многие Б. обращены были в церкви и архитектура их служила основанием и при закладке христианских церквей. Название свое они получили от ????? ???????? или ???????? в Афинах, присутственного места архонта ???????? (см. Attica, 12, Аттика). ср.: Zestermann. Die antiken und die christl. Basiliken (1847).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

БАЗИЛИКА
одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царский дом") в античные времена представляла собой общественное здание, где производился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.
строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутую прямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядами столбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых.
в. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещался алтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом, выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.
Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладал центрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе оба конструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет в себе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный тип конструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане, либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.
Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столба делят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Источник: Археологический словарь. 1996

Базилика
базили?ка, бази?лика) (греч. ???????? — царский дом)— тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом.
Входом в базилику является поперечный объем — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.
Римская базилика
Римляне переняли этот тип строения у греков. Первая базилика в Риме была Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлии (54 г до н. э.), завершено при Августе. Огромное строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских императоров в Риме.
Также в других городах Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеи была воздвигнута монументальная базилика. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая сохранившаяся до наших дней базилика.
В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Базилика (греч. царский дом)
в Афинах так называлась крытая галерея, где заседал архонт - басилей (царь - отсюда "басилион"). Позже - греко-римское общественное здание для собраний, приспособлений к богослужению. Как тип храма сложилась к IV веку, завоевав признание по всей территории Римской, а затем и Византийской империи благодаря простоте конструкции, которая в то же время обеспечивала хорошую видимость и слышимость происходившей внутри здания службы. Типичная базилика представляла собой прямоугольное в плане строение, к которому с восточной стороны примыкала алтарная часть - полукруглая апсида (от греч. "свод"). Интерьер прямоугольного зала делился на 3 - 5 продольных частей - нефов колоннами или столбами, причем центральный неф был обычно шире и выше остальных и покрыт двухскатной черепичной крышей. Перекрытия боковых нефов были односкатными. В верхней части стен среднего нефа, возвышавшихся над перекрытиями боковых, устраивали ряд окон, чем обеспечивалось хорошее освещение главного зала, где проходили основные богослужебные церемонии. В стенах апсиды иногда тоже были окна, как правило, три, что соответствовало символу Троицы. Вход в базилику вел с западной стороны, через "прихожую" - нартекс. Над боковыми нефами внутри храма на втором этаже иногда размещались помещения второго яруса - хоры (гинекей), куда с низу вела каменная лестница, пристроенная к стене. К концу XX века в Херсонесе было открыто в общей сложности 13 базилик, располагавшихся преимущественно на площадях в центре города и вдоль берега моря. Самые ранние из них были построены, очевидно, в V веке, подавляющее большинство остальных в конце VI - начале VII века, время своеобразного "архитектурного бума" в городе, и одна в XII веке, в то время, когда такой тип зданий больше не возводили.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Базилика
греч. basilike - царский дом)
   здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила свое дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре.
   Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;
   2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

БАЗИЛИКА
вытянутое в плане прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов). Прямоугольная базилика с тремя нефами, средний из которых выше боковых, впервые была использована в заупокойном храме египетского фараона Джосера (ок. 2800 г. до н.э.). Она стала прообразом римской и христианской базилик. В Древней Греции базиликой (греч. «царский дом») называли место заседания первого архонта – басилея. В Древнем Риме в форме базилик сооружались судебные и торговые помещения. Образцом для христианских храмов послужила базилика Максенция, оконченная при императоре Константине I в 315 г. Ее центральный неф, опиравшийся на 8 столбов, был перекрыт крестовыми сводами, а каждый из боковых нефов – коробовыми сводами. Раннехристиансие базилики (IV – V вв.) строились из камня и дерева и состояли из нескольких помещений, расположенных по долевой оси: атриум (атрий) – прямоугольный двор, окруженный колоннадой, в центре которого находилась купель для омовения; закрытое помещение (нартекс), вытянутое в ширину и предназначенное для тех, кто должен принять обряд крещения и покаяния; прямоугольный зал, разделенный рядами мраморных колонн на три или пять нефов. Центральный неф был выше и шире боковых и заканчивался полукруглым алтарным выступом – апсидой, которая была перекрыта полукуполом – конхой. Продольные нефы алтарной части пересекались поперечным нефом – трансептом. Перед апсидой находился алтарь, над ним на четырех колоннах укреплялся балдахин – киворий. В верхней части продольных стен центрального нефа, покрытого двускатной кровлей, были прорезаны окна. В раннехристианских базиликах мозаикой украшались лишь конха апсиды и триумфальная арка, отделявшая трансепт от продольных нефов. Наружные необработанные стены не имели никакого декоративного убранства.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

БАЗИЛИKА
здание, предназначавшееся в Римской империи для гражданских собраний (торговых и судебных). В некоторых местностях римские базилики после некоторых изменений были превращены в христианские храмы. В своем плане христианская базилика представляет собой прямоугольник, который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами. На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий (см. Апсида). Если церковь небольшая, то она не разделяется на нефы и у нее одно алтарное полукружие. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор (нарксис) и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых, и между его колоннами, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. Перед христианской базиликой обыкновенно находился колодец или фонтан с надписью, предлагавшей верующему перед вступлением в храм омыть себе нe только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделено в ширину храма место для оглашенных. В боковых нефах стояли в правом – мужчины и в левом – женщины. В среднем было отгорожено место для низшего духовенства и певчих. В этом же месте находились две кафедры: одна для чтения Евангелия, другая для чтения посланий и произнесения проповедей. Высшее духовенство занимало конец центрального нефа, который имел возвышение и был отгорожен, как в римских судебных базиликах. В середине алтарного полукружия стояло кресло епископа; по бокам его – седалища для священников, а диаконы стояли направо и налево при входе в алтарное полукружие, перед которым возвышался алтарь с дарохранительницей под балдахином на четырех колонках. В последующее время, с утверждением христианства, базиличный тип храма долго сохраняется на Западе (до XI в.) и приобретает новые черты: здание приняло форму латинского креста, появились купола, как правило, одного диаметра. На Востоке базилика в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

БАЗИЛИКА
от греч. basilikй – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе). За трансептом, как бы в продолжение продольных нефов, располагался, помимо апсиды, пресбитерий (хор) – прямоугольное в плане помещение, в котором находились певчие и представители духовенства. Средокрестие, хор и апсида – наиболее значимые части храма, где проходят самые торжественные части богослужения. В апсиде размещается алтарь. Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами, ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Перекрытия базилик могли быть как деревянными (плоские или с открытыми стропилами крыши), так и каменными (своды). Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики, нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь.
Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это тело Христа, принесшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарем ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное.
Многие базилики являются выдающимися памятниками раннехристианской (Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Италия, 6 в.), романской (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе, Франция; обе – 11–13 вв.) и готической архитектуры (соборы в Париже, Кельне, Праге, Толедо, Солсбери).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Базилика «Крузе» в Херсонесе: новые исследования. Основные итоги

Ушаков С. В.
Раскопки последних лет храмового комплекса базилики «Крузе» в Северо-восточном районе Херсонеса позволяют (на основе археологических и нумизматических материалов) обоснованно утверждать, что его возведение произошло в эпоху Юстини
Читать PDF

Базиликальные храмы и средневековые карты Земли

Бондаренко И.А.
The article draws parallels between the planning structure of a typical Christian basilica and the three-part maps of the Earth, typical for the Medieval Europe.
Читать PDF

Ораторий Иоанна VII в базилике Святого Петра в Риме

Лидова Мария Алексеевна
Статья посвящена исследованию архитектуры и мозаик капеллы Иоанна VII (705-707) в базилике Святого Петра в Риме.
Читать PDF

Керамический комплекс Херсонеса Таврического (по материалам BSP Причерноморского проекта у «Базилики

Ушаков С. В.
Читать PDF

Раскопки базилики «Крузе» в 2010 г. (краткая предварительная информация)

Ушаков С. В., Дорошко В. В., Лесная Е. С., Тюрин М. И.
Читать PDF

Античные лапидарные памятники из раскопок «Базилики 1935 года»

Жеребцов Е. Н.
Читать PDF

О культовом комплексе Западной базилики в средневековом херсонесе-херсоне

Фомин М.В., Огиенко Е.В., Шевцова А.А.
Западная базилика была одним из наиболее почитаемых религиозных комплексов средневекового Херсонеса-Херсона, византийского центра в Северном Причерноморье. Комплекс начал формироваться в конце IV в. на месте погребения св.
Читать PDF

Раннехристианские базилики северной Далмации и островов Кварнера: проблемы типологии

Воронова Ариадна Александровна
На территории Северной Далмации в IV-VI вв.
Читать PDF

Слово и образ: опыт реконструкции иконографической программы западного фасада базилики Сен-Дени

Хрипкова Елена Авенировна
Статья посвящена проблеме реконструкции иконографической программы скульптурного ансамбля западного фасада базилики Сен-Дени первого памятника готической эпохи. Эта программа была задумана и реализована в 40-е годы XII в.
Читать PDF

ОПЫТ ДАТИРОВАНИЯ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ПОРТРЕТОВ ИЗ БАЗИЛИКИ ЮЛИЕВ В КОРИНФЕ

Андреева Т.В.
Интерес к Античности существует тысячелетиями. Он возвращается волнами, и они, как правило, имеют оттенок романизации.
Читать PDF

Визуализация догматических концепций в иконографической программе западного фасада базилики сен- Ден

Хрипкова Е. А.
В статье рассматривается проблема изображения образа Божия (Троицы) в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени двенадцатого века первого памятника готической эпохи.
Читать PDF

Визуализация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII век

Хрипкова Елена Авенировна
В статье рассматривается репрезентация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени двенадцатого века первого памятника готической эпохи.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Базилика Святого Амвросия

    Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика, построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане. До канонизации св.
  • БАЗИЛИКА САНТ АПОЛЛИНАРЕ ИН КЛАССЕ

    св. Аполлинария в гавани) в Равенне была построена византийскими мастерами во второй четверти VI в., а освящена в 549 г. Ее апсида, в которую ведет широкая лестница, приподнята над уровнем пола нефов. Х
  • БАЗИЛИКА САНТ АПОЛЛИНАРЕ НУОВО

    св. Аполлинария Нового) в Равенне была воздвигнута по распоряжению короля остготов Теодориха в 490 г. и посвящена Христу Спасителю. Она примыкала к резиденции Теодориха и была предназначена для бог
  • Базилика Косьмы и Дамиана

    Santi Cosma e Damiano, Санти-Косма-э-Дамиано) — древняя христианская церковь в Риме, на форуме Веспасиана. После того, как готский король Теодорих подарил папе Феликсу IV форумскую библиотеку с языческим хра
  • Базилика Рождества Девы Марии

    Мариацелль) Базилика Рождества Девы Марии, часто употребляется также название Базилика Мариацелля (нем. Basilica Mari? Geburt , нем. Basilika von Mariazell) — католический храм в городе Мариацелль, Австрия, федеральна
  • БАЗИЛИКА КОНСТАНТИНА I ВЕЛИКОГО

    в Вифлееме являлась первым церковным зданием, возведенным над местом рождения Иисуса Христа – пещерой Рождества. Ее сооружение приписывают императору Константину I или его матери Елене, принявше
  • БАЗИЛИКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

    Студийского монастыря – самая ранняя из сохранившихся монастырских церквей Константинополя, – была построена патрикием Студием в 463 г. и посвящена патрону монастыря Иоанну Предтече, чьи мощи хр
  • БАЗИЛИКА КАЛЬБЛУЗЕ

    Северная Сирия, V в.) является типичной для архитектуры Ближнего Востока как по объему и оформлению внутреннего пространства, подчеркивавшему священную часть храма – алтарь, так и по технике кладк
  • Базилика Сакре-Кер

    фр. Basilique du Sacr? C?ur или просто Сакре-Кер, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католическая церковь в Париже, построенная между 1876 и 1910 гг. по проекту архитектора Абади в рим
  • Базилика Святого Климента

    ит. Basilica di San Clemente; Сан-Клементе) — одна из титульных базилик Рима, расположенная в десяти минутах ходьбы от Колизея в сторону Латерана и освященная в память о втором римском папе, святом Клименте. С
  • БАЗИЛИК Падре, Мигель Гарсия

    В "Истории испанской музыки со времени прихода финикийцев" Мариано Сориано Фуэртеса, изданной в 1859 г. (Мадрид–Барселона), можно прочесть те немногочисленные данные, которые имеются о "Падре Базили
  • BASILICAS, БАЗИЛИКИ

    большие залы с колоннами, предназначенные для различных собраний, которые обычно располагались рядом с форумом (см.) в городах Западной империи. П.И: (1) огромные сводчатые строения, переделанные из