Бенуа

Найдено 1 определение
БЕНУА
Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж), русский живописец и график, театральный художник, историк искусства и художественный критик, музейный деятель; один из создателей и лидер группировки «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, брат акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа. С детства пребывал в атмосфере изысканной просвещенности и любви к искусству. Учеба в Петербургской академии художеств (1887) показалась ему рутинной, и он бросил обучение, самостоятельно освоив с помощью брата навыки рисования и живописи. Был художественным руководителем дягилевских «Русских сезонов» в Париже (1908–11), режиссером МХАТа (1913–15). В 1918 г. возглавил Картинную галерею Эрмитажа. С 1926 г. жил во Франции, оформлял постановки театров Гранд опера (Париж) и Ла Скала (Милан).
Во время путешествий создавал серии рисунков и картин, посвященных знаменитым памятникам Европы, например, Версалю. В «Последних прогулках Людовика XIV» (1897–98) знаменитый дворцово-парковый ансамбль выглядит декорацией давно сыгранного спектакля, вызывая элегические воспоминания о блестящей эпохе «короля-солнца», оставившей после себя лишь опустевшие аллеи, замершие фонтаны, немые статуи и призрачную, почти кладбищенскую тишину. В «Версальской серии» (1905–06) жизнь королевского двора напоминает представление кукольного театра, в котором на миг ожившие фигурки людей пребывают в некоем сумеречном «параллельном» пространстве; их движения напоминают колебания причудливых теней на фоне остриженных в форме конусов и кубов деревьев, великолепных дворцов и бледного угасающего неба. Наряду с версальской, в творчестве Бенуа развивалась петербургская тема («Парад при Павле I», 1907; иллюстрации к «Пиковой даме», 1899–1911, и «Медному всаднику», 1903–22 А. С. Пушкина). В теоретических трудах и на практике отстаивал необходимость стилевого единства книги как целостного пластического образа.
Театр – еще одна сфера постоянных увлечений Бенуа. Его знания, вкус, чувство стиля обеспечили успех многих постановок (стилизованные под старинные шпалеры декорации к балету «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907; оформление пышных массовых сценв балете «Празднества» К. Дебюсси, 1912; гротескно комичные образы «Мнимого больного» Ж. Б. Мольера, 1912–13; яркие балаганные декорации к балету «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911 и 1917 гг.). Мастер словно растворялся в разных стилях, находя каждый раз особый художественный язык.
Бенуа оставил огромное литературное наследие – фундаментальные искусствоведческие исследования («Русская школа живописи», 1904–06; «История живописи всех времен и народов», 1912–17), критические статьи, двух-томные мемуары «Мои воспоминания» (1960 е гг.). Яркие, полемически заостренные печатные выступления Бенуа обладали огромным авторитетом для современников. Выступал с критикой творческих принципов академизма и позднего передвижничества, выдвигая лозунг «чистого искусства» и вместе с тем указывая на «священную художественную культурную миссию» искусства в России и ответственность русских художников перед обществом.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

А. Н. Бенуа о причинах своей эмиграции

Коротя Е. В.
Статья посвящена причинам эмиграции знаменитого художника и историка искусства Александра Бенуа. В ней рассматриваются как внешние (связанные с повседневностью начала 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Юбилейные события в музее семьи Бенуа (ГМЗ «Петергоф») (сентябрь 2013, Санкт-Петербург)

Новикова-китаева Елена Андреевна
Читать PDF
0.00 байт

Американская гувернантка семьи Кавос-Бенуа

Солодянкина Ольга Юрьевна
В статье рассказано о редком персонаже в системе домашнего образования в дореволюционной России американской гувернантке семьи Ц.А. Кавоса.
Читать PDF
0.00 байт

В. П. Шнейдер и А. Н. Бенуа как художественные лидеры издательства при Общине св. Евгении. К вопросу

Мозохина Н. А.
Анализируется преемственность двух этапов истории издательства при Общине св. Евгении, выпускавшего открытки и книги по искусству. Вводятся в научный оборот новые сведения о раннем этапе работы фирмы и сотрудничестве с ней В.П.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема национальной художественной традиции в статьях Д. В. Философова и А. Н. Бенуа в журнале «Ми

Яковлева Анастасия Сергеевна
В статье поднимается проблема поиска национального пути русского искусства на рубеже XIX-XX вв. На страницах журнала «Мир искусства» разворачивалась полемика по поводу данного вопроса. Спор Д. В. Философова и А. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Идеи Александра Бенуа о теории и истории русской культуры

Коротя Елена Валерьевна
Статья посвящена представлениям знаменитого художника, художественного критика и историка искусства Александра Бенуа о теории и истории русской культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Какую арлекинаду видел Александр Бенуа в площадном балаганном театре?

Конечный А.
Статья посвящена реконструкции историко-культурного контекста очерка А. Бенуа «Масленица», который позже вошел в главу «Балаганы» его мемуаров. Описывается краткая история появления пантомимы-арлекинады в Санкт-Петербурге.
Читать PDF
0.00 байт

РОССИЯ И РУССКИЕ В МЕМУАРАХ ФИЛИППА БЕНУА

Гладышев А.В., Тотфалушин В.П.
В данной статье авторы попытались отследить основные составляющие образа России и русских, формируемого медиком наполеоновской армии Ф. Бенуа через призму своей малой родины.
Читать PDF
0.00 байт

«ПРАВДИВЫЙ ПРОТОКОЛ ТЕКУЩЕГО БЕЗУМИЯ»: ХУДОЖНИК А.Н. БЕНУА О РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ 1917 Г

Дунаева Юлия Вячеславовна
Современная историческая наука активно использует эго-документы как исторические источники. В статье анализируется дневник видного представителя русской интеллигенции, художника А.Н. Бенуа как источник по революциям 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Адаптация элементов китайской культуры на сцене русского театра (из творческого опыта А. Н. Бенуа и

Сюй И.
Читать PDF
0.00 байт

Санкт-Петербург как архитектурный ансамбль в статьяхалександра Бенуа 1899–1902 гг

Хазова Наталья Викторовна
Статья посвящена проблеме архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Рассматриваются взгляды Бенуа на архитектуру Санкт-Петербурга XVIII–XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Л. С. Бычкова. Эстетика Александра Бенуа

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Маргиналии А. Н. Бенуа в каталогах выставок как  отражение методики работы критика

Васильева Нина Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Художник как посредник в межкультурном диалоге. К  выставке алены васильевой в музее семьи Бенуа. ГМ

Никифорова Лариса Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Особенности живописного экфрасиса в мемуарно-автобиографической прозе А. Н. Бенуа и М. В. Добужинско

Галькова Алена Вадимовна
В статье рассматриваются особенности живописного экфрасиса в мемуарах художников-«мирискусников» А.Н. Бенуа «Мои воспоминания» и М.В. Добужинского «Воспоминания».

Похожие термины:

  • БЕНУА Альберт Альбертович

    17(5).07.1879 (С.-Петербург) - 22.04.1930 (Париж). Акварелист. Сын и ученик Альберта Н. Бенуа. Жил в Петербурге. Окончил реальное училище Гуревича. В 1901-03 учился на архитектурном отделении АХ. На выставках Обществ
  • БЕНУА Альберт Александрович

    11.06.1888 (С.-Петербург) - 13.08.1960 (Париж). Архитектор и акварелист. Сын и ученик акварелиста Александра Александровича Бенуа (Конского) (1852— 1928), внучатый племянник академика архитектуры Николая Леонтьев
  • Бенуа Альберт Николаевич

    Бенуа (Альберт Николаевич) - академик акварельной живописи (1884) и преподаватель ее в Академии Художеств (с 1885), сын профессора архитектуры Н.Л. Бенуа , родился в 1852 году; воспитывался в 5-й петербургск
  • БЕНУА Александр Николаевич

    Бенуа Александр Николаевич - см. в статье Бенуа (Л.Н., А.Н.) .
  • Бенуа, Николай Александрович

    Род. 1901, ум. 1988. Художник, сын и ученик А. Н. Бенуа (см.), продолжатель традиций "Мира искусства". С 1925 г. жил и работал в Италии.
  • БЕНУА Елена Александровна

    31.03.1898 (Париж) - 16.07.1972 (Париж). Живописец, сценограф, художник прикладного искусства. Дочь Александра Н. Бенуа. Детство и юность провела в Петербурге. До 1916 училась в гимназии Гедда. Основа ее художест
  • БЕНУА Маргарита Александровна

    1891 (Россия)-6.01.1974 (Лонжюмо, близ Парижа). Живописец, иконописец. Училась в Рисовальной школе ОПХ у Альберта А. Бенуа. Стала его женой и постоянной помощницей. В 1910 с мужем поселилась в Париже. Помогала
  • Анрикес Бенуа-Луи

    (Benoit-Louis Henriquez) — французский гравер, ученик Дюпюи; род. 1782 г., † 1806 г. С 1769 по 1779 г. жил в Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств. Здесь он обра
  • Анрикез, Бенуа-Луи

    — гравер на меди, род. в 1732 г., ум. в 1806 г. По контракту 1-го марта 1771 г., обязался приехать в Россию на 3½ года, для исполнения разных работ, преимущественно по заказу Кабинета Ее Величества, и для обуч
  • Клаперон, Бенуа-Пьер-Эмиль

    (Clapyron), проф. института корпуса инженеров путей сообщения, член-корреспондент И. А. Н. (1830 г.) по отделу математических наук, удалился в отечество 1831 г. и † 1864 г. {Половцов}
  • Эрман, Бенуа

    (Эреман) — француз, главный литейщик у Фальконета по выполнению группы "Петр Великий". {Половцов}
  • Хенрикез, Бенуа Луи

    (Анрикез; Benoist Louis Henriquez) — гравер резцом; род. в Париже в 1732 г.; ученик Дюпюи; носил титул "Graveur du Roi"; около 1772 года приехал в Петербург и сделан гравером Кабинета е. и. в. Преподавал гравирование в А
  • Кузнецова-Бенуа, Мария Николаевна

    (урожд. Кузнецова; по первому мужу Бенуа, по второму — Карепанова, по третьему — Массне) (1880, Одесса — 26.4.1966, Париж) — арт. оперы (лирич. сопрано), камерная певица и балерина. Дочь художника Н. Кузнецов
  • Бенуа Леонтий Николаевич

    Бенуа Леонтий Николаевич - см. в статье Бенуа (Л.Н., А.Н.) .
  • Бенуа Николай Леонтьевич

    Бенуа (Николай Леонтьевич) - профессор архитектуры, состоящий при министерстве государственных имуществ, председатель петербургского общества архитекторов, архитектор Высочайшего Двора и член п
  • БЕНУА Надежда Леонтьевна

    17.05.1896 (С.-Петербург) - 8.02.1975 (Истлич, графство Глостсршир, Англия). Живописец, сценограф. Дочь академика архитектуры Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928), племянница художников Альберта Н. и Александра Н.
  • Малан, Бенуа

    1841 - 1893) - французский социалист и публицист, член I Интернационала. В 1870 г. Малан был членом центрального комитета обороны гор. Бордо; в 1871 г. был одним из членов Парижской Коммуны и после ее разгрома
  • Лесная ферма (дача Бенуа)

    Жители районов северных новостроек до сих пор называют местность на пересечении Светлановского, Тихорецкого и проспекта Науки дачей Бенуа, а раньше петербуржцы звали ее Лесной фермой. Здесь до си
  • Бенуа (Л.Н., А.Н.)

    Бенуа: Леонтий Николаевич, профессор архитектуры. Родился в 1856 г., учился в Академии Художеств, профессором-руководителем архитектурного отделения которой состоит с 1892 г.; с 1903 по 1906 г. был ректором
  • Анрикес Бенуа-Луи (Henriquez)

    Анрикес (Henriquez), Бенуа-Луи, французский гравер (1732 - 1806), ученик Дюпюи. С 1771 по 1779 год жил в Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Академии Художеств. Образовал граверов Скоро