Березовский
Березовский, Михаил Созонтович, - замечательный композитор. Родился 16 октября 1745 г. в городе Глухове, Черниговской губернии. Учился в киевской духовной академии, по приезде в Петербург определен в придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопциса. При дворе императрицы Елизаветы давались представления итальянской оперы, в которых принимал участие и Березовский, уже в ту пору обративший на себя внимание способностями к композиции и виртуозным талантом (он отлично играл на скрипке). В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем. Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера ""Демофон"", написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: ""Литургию"", концерт ""Отрыгну сердце мое"", ""Слава в вышних Богу"", ""Милость и суд воспою тебе, Господи"", ""Причастный"" и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г., вернулся в Россию, Потемкин предложил ему место директора будущей музыкальной академии, которую предполагал основать в Кременчуге. В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Между тем Потемкин забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы повышение в должности, Березовский впал в мрачную тоску. В марте 1777 г. он заболел белой горячкой и в одном из припадков этой болезни покончил жизнь самоубийством (22 марта). Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Березовского, оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два, и то спустя 50 лет со дня его смерти, были изданы придворной капеллой: ""Верую"" и классический концерт ""Не отвержи мене во время старости"". Кроме них, напечатаны: ""Причастны творяй ангела"", ""В память вечную"", ""Чашу спасения"", ""Во всю землю изыде вещание их"". ""Из рукописных его сочинений известны: литургия, концерт ""Отрыгну сердце"", ""Милость и суд воспою"", ""Слава в вышних Богу"", причастны: ""Хвалите Господа с небес"", ""Блажени яже избрал"", ""Не имамы иныя помощи"" и др. Ему приписываются, но без доказательств, и другие рукописные композиции, обращающиеся среди любителей церковного пения. - См.: ""Очерк истории музыки в России"" (приложение к ""Руководству к изучению истории музыки"" фон Доммера, М., 1884); Разумовский , ""Церковное пение в России"" (М., 1867); Н.А. Лебедев, ""Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения"" (СПб., 1882); Л. Саккетти, ""Очерк всеобщей истории музыки"" (СПб., 1883; 3-е изд., 1903); В. Металлов , ""Очерк истории православного церковного пения в России"" (3-е изд., М., 1900, стр. 122 - 124); Стаффорд, ""История музыки"" в перев. Е. Воронова (СПб., 1838); Fetis, ""Biographie universelle des musiciens"" (П., 1860).
Источник: Биографический словарь. 2008