от греч. bios – жизнь и gra?pho– пишу), литературный жанр, описание жизни реально существовавшего человека, основанное на фактическом материале. Биография может быть научной, популярной, художественной. Жанр существовал еще в античности («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). Образцы биографий в европейской литературе принадлежат Вольтеру, С. Цвейгу, Р. Роллану. В России мастерами жанра являются П. А. Вяземский («Фонвизин»), Ю. Н. Тынянов («Пушкин») и др. Биографию следует отличать от автобиографии, написанной самим же ее героем, и от художественного произведения, прототипом героя которого является реальное историческое лицо (напр., «Петр Первый» А. Н. Толстого), т. к. биография не предполагает художественного вымысла.
БИОГРАФИЯ
БИОГРАФИЯ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Биография
(греч. bios; biographia только с 6 в. н. э.; лат. vita), жизнеописание выдающейся личности. Биографич. литература возникла в Греции в 5 в. до н. э., когда с ростом влияния отдельных политич. деятелей стал проявляться обществ, интерес к фактам их жизни. Решающий толчок ее развитию дала перипатетич. этика. В эпоху эллинизма появились часто объедин. в сборники жизнеописания политич. деятелей, поэтов (особенно в александрийских изданиях классиков) и философов. Их характеризовало наличие большого количества фрагментов анекдотич. содержания, а также стремление авторов выявить на основе всей совокупности жизненных коллизий описываемого человека особенности его характера и этич. качества (Аристоксен). От этих сочинений сохранились лишь скудные отрывки (главным образом в труде Диогена Лаэртия). Начальные концепции оставались определяющими и для более поздней античной биографич. литературы. Плутарх впервые использовал новый метод характеристики личности, а именно метод сопоставления и сравнения отдельных выдающихся деятелей Греции и Рима. Рим. биографич. творчество коренилось в нац. среде и развивалось, следуя эллинистич. традициям. В 1 в. н. э. существовали три формы Б.: Б. отдельных личностей, часто с тенденциями к их восхвалению (например, «Агрикола» Тацита); биографич. сборники, вытеснившие начиная со 2 в. н. э. историографию (например, труды Светония, составлявшие основу биографич. литературы вплоть до средних веков, а также «Scriptores Historiae Augustae»); сравнительные Б. римлян и греков (Варрон, Непот). В позднерим. времена из этой формы развилось составление справочной литературы с указанием биографич. данных выдающихся деятелей (Иероним). Христианская биографич. литература возникла на основе двух первых форм и занималась описанием жизни святых и мучеников.
Источник: Словарь античности. 1989
Биография
Биография - это исследование, объектом которого является история жизни отдельного человека. Хотя исторические биографии всегда пользовались успехом у широкой публики, издавались специальные серии таких книг и были мастера биографического жанра, но тем не менее биография долгое время вызывала недоверчивое отношение со стороны французских историков, вышедших из школы «Анналов», поскольку те связывали ее с «историзирующей историей» конца XIX в. и с повышенным интересом историков методической («позитивистской ») школы к жизнеописаниям великих исторических деятелей. Перед лицом научного вызова со стороны дюркгеймовской социологии начала XX в. историки постепенно освободились от «индивидуального идола », которого заклеймил Франсуа Симиан, и обратились к изучению масс и социальных групп.
Правда, перед искушением биографией не устоял Люсьен Февр, посвятивший три книги Лютеру, Рабле и Маргарите Наваррской, но это были не классические биографии, а исследования, имевшие целью поместить индивида внутрь эпохи, понять через индивида общество в целом и ментальный мир прошлого. «Анналы» способствовали изменению объекта исторического исследования: теперь таковым стал не действующий индивид, а все общество в целом. В дальнейшем под влиянием на историческую дисциплину структурализма биографический жанр по-прежнему подвергался остракизму и индивидуальный субъект изгонялся ради изучения структур. Авторитет социолога Пьера Бурдьё, разоблачившего то, что он назвал «биографической иллюзией» (Bourdieu P. L'illusion biographique / / Actes de la recherche en sciences sociales. 62/3. P., 1986), усилил дискредитацию биографического жанра среди социологов и историков. По мнению Бурдьё, биография является искусственным жанром, поскольку она a posteriori определяет значительные события жизни и произвольно наделяет ее смыслом. Исходя из предпосылки, что жизнь индивида представляет собой целостную, связную и целенаправленную историю, биограф затушевывает все скрытые в ней случайности, неувязки и отклонения.
Выискивая задним числом в этой жизни логику, определяя ее начало, этапы и конец, биограф постоянно попадается в телеологическую ловушку. Однако в середине 1970-х гг. появились признаки того, что историки переменили свое отношение к биографическому жанру. Марк Ферро и Жак Ле Гофф примирили историю с биографией. Произошло это одновременно с упадком господствовавших прежде марксистской и структуралистской парадигм, с возвращением субъекта в современные гуманитарные науки и с ростом интереса со стороны читателей к живым свидетельствам и жизнеописаниям. Однако это возрождение биографии не является возвратом к старому, так как благодаря критике, звучавшей в его адрес, биографический жанр обогатился и существенно обновился. В настоящее время он претерпевает разнообразные методологические эксперименты и инновации. Книги, выходящие в некоторых специальных сериях, таких, например, как «Facettes» («Грани») в «Издательстве политических наук», отошли от традиции прямолинейных биографий, превозносящих или порицающих «великих людей». В этих книгах представлены разные точки зрения на героя и исследуется сам процесс конструирования биографии путем сопоставления образов героя, сформированных им самим, его биографами и его противниками, изучаются воспоминания и легенды о нем, анализируется, каким образом они создавались... Так, авторы биографии преступника Видаля Филипп Артьер и Доминик Калифа (Artieres P., Kali/a D. Vidal. Le tueur de femmes, une biographie sociale. P., 2001) предпочли дать подборку цитат, за которыми историк как будто скрывается, и выявить тем самым процесс конструирования образа преступника. Другой подход применил Ален Корбен в книге «Обретенный мир Луи-Франсуа Пинаго» [CorbinA. Le Monde retrouve de Louis-Francois Pinagot. Sur les traces d'un inconnu (1798-1876). P., 1998]: он отправился по следам одного из безвестных действующих лиц истории, неграмотного башмачника XIX в., имя которого случайно нашел в архивном деле; снимая его приемом «субъективной камеры», историк создает виртуальную биографию «вероятного и возможного».
• Актор (субъект)
Правда, перед искушением биографией не устоял Люсьен Февр, посвятивший три книги Лютеру, Рабле и Маргарите Наваррской, но это были не классические биографии, а исследования, имевшие целью поместить индивида внутрь эпохи, понять через индивида общество в целом и ментальный мир прошлого. «Анналы» способствовали изменению объекта исторического исследования: теперь таковым стал не действующий индивид, а все общество в целом. В дальнейшем под влиянием на историческую дисциплину структурализма биографический жанр по-прежнему подвергался остракизму и индивидуальный субъект изгонялся ради изучения структур. Авторитет социолога Пьера Бурдьё, разоблачившего то, что он назвал «биографической иллюзией» (Bourdieu P. L'illusion biographique / / Actes de la recherche en sciences sociales. 62/3. P., 1986), усилил дискредитацию биографического жанра среди социологов и историков. По мнению Бурдьё, биография является искусственным жанром, поскольку она a posteriori определяет значительные события жизни и произвольно наделяет ее смыслом. Исходя из предпосылки, что жизнь индивида представляет собой целостную, связную и целенаправленную историю, биограф затушевывает все скрытые в ней случайности, неувязки и отклонения.
Выискивая задним числом в этой жизни логику, определяя ее начало, этапы и конец, биограф постоянно попадается в телеологическую ловушку. Однако в середине 1970-х гг. появились признаки того, что историки переменили свое отношение к биографическому жанру. Марк Ферро и Жак Ле Гофф примирили историю с биографией. Произошло это одновременно с упадком господствовавших прежде марксистской и структуралистской парадигм, с возвращением субъекта в современные гуманитарные науки и с ростом интереса со стороны читателей к живым свидетельствам и жизнеописаниям. Однако это возрождение биографии не является возвратом к старому, так как благодаря критике, звучавшей в его адрес, биографический жанр обогатился и существенно обновился. В настоящее время он претерпевает разнообразные методологические эксперименты и инновации. Книги, выходящие в некоторых специальных сериях, таких, например, как «Facettes» («Грани») в «Издательстве политических наук», отошли от традиции прямолинейных биографий, превозносящих или порицающих «великих людей». В этих книгах представлены разные точки зрения на героя и исследуется сам процесс конструирования биографии путем сопоставления образов героя, сформированных им самим, его биографами и его противниками, изучаются воспоминания и легенды о нем, анализируется, каким образом они создавались... Так, авторы биографии преступника Видаля Филипп Артьер и Доминик Калифа (Artieres P., Kali/a D. Vidal. Le tueur de femmes, une biographie sociale. P., 2001) предпочли дать подборку цитат, за которыми историк как будто скрывается, и выявить тем самым процесс конструирования образа преступника. Другой подход применил Ален Корбен в книге «Обретенный мир Луи-Франсуа Пинаго» [CorbinA. Le Monde retrouve de Louis-Francois Pinagot. Sur les traces d'un inconnu (1798-1876). P., 1998]: он отправился по следам одного из безвестных действующих лиц истории, неграмотного башмачника XIX в., имя которого случайно нашел в архивном деле; снимая его приемом «субъективной камеры», историк создает виртуальную биографию «вероятного и возможного».
• Актор (субъект)
Источник: Словарь историка 2011