БОГОРОДИЦА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГОРОДИЦА
Одно из поименований Божьей Матери. Образовано от двух слов: «Бог» и «родить». Богородичный, прил – относящийся к Богородице.

Источник: Основы православной культуры. 2011

БОГОРОДИЦА
в христианстве — богиня-мать, Богоматерь, Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия. Богородица воспринималась людьми как заступница перед Богом. В России, кроме того, считалась покровительницей земледельцев.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Богородица
Богоматерь, - в христианстве богиня-мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая в результате непорочного зачатия во исполнение божественного плана спасения человечества (См. Непорочное зачатие). Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей божественных младенцев, таких, как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. (См. Исида, Иштар, Астарта). Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долго велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию богородицей. Дева Мария была объявлена христианскими богословами «пречистой», вечной девственницей (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На валенском соборе (См. Вселенские соборы) 431 г. дева Мария была официально признана Богородицей. В католицизме, где культ Богородицы (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 г. – о непорочном зачатии ее матерью Анной, а в 1950 г. – о телесном вознесении Богородицы после ее смерти на небо. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил Богородицу матерью церкви. Культ Богородицы получил широкое распространение среди верующих, т.к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная троица (См. Троица). В России Богородица считается покровительницей земледельцев. См. Иисус Христос.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БОГОРОДИЦА
наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека без нарушения своей девственности. Этим именованием (принятым на III Вселенском Соборе в 431 г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть и совершенный Бог. Православная Церковь называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском Соборе в 553 г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества. О происхождении и детстве Богородицы канонические Евангелия умалчивают. Сведения об этом содержатся в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего». Согласно указанному источнику, Богородица происходит из царского рода Давида; Ее родители – праведники Иоаким и Анна, воспитавшие дочь в глубоко религиозном духе. С трех лет Богородица воспитывалась при Иерусалимском храме (один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (4 декабря)), к 12 годам дала обет безбрачия, и для Нее нашли супруга – Иосифа Обручника, который стал хранителем Ее девства. После Благовещения (см. Лк. 1, 26-38) Ангел, явившись Иосифу, уведомил его о невиновности его обручницы, и с этого момента Иосиф становится охранителем Богородицы и Младенца- Богочеловека (см. Мф. 1, 19-24).
На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 (14) октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон. Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление.
Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности, органически чуждо Православию. Kроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства Божией Матери.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Богородица
православноцерковное, метафизически осмысленное и догматически установленное именование Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека без нарушения своей девственности. Этим именованием (принятым на Третьем Вселенском соборе в 431) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть и совершенный Бог. Православная Церковь называет Б. Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на Пятом Вселенском соборе в 553) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
О происхождении и детстве Б. канонические Евангелия умалчивают. Сведения об этом содержатся в апокрифе «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (позднее название – «Первоевангелие Иакова Младшего»). Согласно указанному источнику, Б. происходит из царского рода Давида; Ее родители – праведники Иоаким и Анна, воспитавшие дочь в глубоко религиозном духе. С трех лет Б. воспитывалась при Иерусалимском храме (один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы), к 12 годам дала обет безбрачия, и для нее нашли супруга – Иосифа Обручника, который охранял Б., не нарушая Ее девственности. После Благовещения, как только беременность Б. стала явной, ангел, явившись Иосифу, уведомил его о невиновности его обручницы, и с этого момента Иосиф становится охранителем Б. и младенцаБогочеловека. После Ее смерти (успения) Б., по воле Сына своего Иисуса Христа, единственная из человеческого рода телесным образом была вознесена на Небо и стала заступницей земного мира перед Богом. В таком своем качестве, как совершенная личность человеческая, своею нравственной силой способствовавшая преодолению бремени греха и отпадения человечества от Бога, Б. глубоко почитается православными. В православии Б. видится в метафизическом свете, как Мать всего обновленного человечества, в Своем смирении, успении и вознесении предначертавшая перспективу его конечного преображения и спасения. Поэтому Б. почитается Церковью больше всех святых.
На русской почве почитание Б. приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении здесь праздника Покрова Пресвятой Б., неизвестного остальному христ. миру, и во всенародном прославлении икон Богородичных. Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословскомистическое понимание значения личности Б. и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Б. Славой Божией, святой Розой, в смысле некоего райского цветка – символа чистоты и непорочности, органически чуждо православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Б. преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854, Б. была зачата сверхъестественным образом, т. е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства Божией Матери.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образ польской матери и богородица: новое использование символики материнства

Косцянска Агнешка
Статья затрагивает проблему агентности женщин в религиозном контексте. Автор рассматривает разные определения агентности и доказывает, что можно ее понимать иначе, нежели в феминистском либеральном дискурсе.
Читать PDF
0.00 байт

Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных це

Семенова Елизавета Сергеевна
В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной сербским королем Милутином.
Читать PDF
0.00 байт

Культурфилософский анализ иконографии образа именуемый Богородица «Тамбовская»

Никольский Михаил Викторович
В статье рассматриваются этапы появления и формирования иконографического образа Богородицы в культурфилософском контексте, начиная с первых катакомбных изображений и заканчивая иконами XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

«Богородица мать сыра земля. . . » (о трех лекциях в Московской духовной академии)

Паршин А. Н.
В статье дается обзор возможных истоков образа Богородицы в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Этот обзор служит отправной точкой анализа ряда богослужебных текстов, в которых Богородица связывается с Раем и Землей.
Читать PDF
0.00 байт

Судьба настоятелей Свияжского Успенского Богородицкого мужского монастыря при временном Правительств

Коровин Вячеслав Дмитриевич
Рассматривается история Свияжского Успенского Богородицкого монастыря в период революции 1917 г. и Гражданской войны и характер взаимоотношений с органами Советской власти и НКВД.
Читать PDF
0.00 байт

Образ св. Мелхиседека в «Похвальном слове Пресвятой Богородице» Феофана Никейского

Макаров Дмитрий Игоревич
Статья посвящена истолкованию образа св. Мелхиседека в «Похвальном слове Пресвятой Богородице» митрополита Феофана Никейского, богослова-паламита, жившего в XIV столетии. В основе данного истолкования экзегеза св.
Читать PDF
0.00 байт

З ИСТОРIї ЖIНОЧОГО СКИТУ РIЗДВА-БОГОРОДИЦI В С. IЗА ХУСТСЬКОГО РАЙОНУ

Данилець Юрій
В статье описывается история женского скита Рождества Богородицы в с. Изы Хустского района Закарпатской области
Читать PDF
0.00 байт

Прихожане и причт церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Кексгольме в XIX в.

Крипатова Ю. И.
Статья посвящена исследованию православной жизни в Кексгольме в XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

«Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания

Французов Сергей Алексеевич
В данной статье рассмотрены две версии арабского агиографического предания о чуде, совершенном Богородицей в городе Атрибе в Нижнем Египте. Одна из них была обнаружена автором статьи в составе рукописи B.A.R. Mss orientale 365 (л.
Читать PDF
0.00 байт

На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Барбинягра Ефрем , Игнатьев Серафим
Читать PDF
0.00 байт

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь как один из градообразующих факторов Задонска

Зарочинцева Ольга Владимировна
Zadonsk is a the unique city in the Lipetsk region with three active monasteries, from the XVIII century and to this day it is considered an important orthodox center of Russia («the Russian Jerusalem»).
Читать PDF
0.00 байт

Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы С. Шибково Искитимского района Новосибирской области

Капелева Анастасия Сергеевна, Одуд Даниил Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Архитектурный анализ церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Шибково искитимского района новосибирс

Васильева Наталия Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

История строительства северных братских келий Тихвинского Богородичного Успенского монастыря

Пятницкая Татьяна Николаевна
Рассмотрено формирование одного из братских корпусов Богородичного Успенского монастыря в г. Тихвине (Ленинградская область), объемно-пространственная композиция которого складывалась в течение второй половины XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь Рождества Богородицы в Городне и проблема датировки памятника

Салимов Алексей Маратович
Рождественская церковь села Городни является единственным из числа многочисленных храмов эпохи тверской независимости дожившим до наших дней.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: