БОГОРОДИЦА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОГОРОДИЦА
Одно из поименований Божьей Матери. Образовано от двух слов: «Бог» и «родить». Богородичный, прил – относящийся к Богородице.

Источник: Основы православной культуры. 2011

БОГОРОДИЦА
в христианстве — богиня-мать, Богоматерь, Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия. Богородица воспринималась людьми как заступница перед Богом. В России, кроме того, считалась покровительницей земледельцев.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Богородица
Богоматерь, - в христианстве богиня-мать, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая в результате непорочного зачатия во исполнение божественного плана спасения человечества (См. Непорочное зачатие). Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей божественных младенцев, таких, как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. (См. Исида, Иштар, Астарта). Он был тесно связан с представлениями об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долго велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию богородицей. Дева Мария была объявлена христианскими богословами «пречистой», вечной девственницей (вопреки упоминанию в Новом завете о братьях Христа). На валенском соборе (См. Вселенские соборы) 431 г. дева Мария была официально признана Богородицей. В католицизме, где культ Богородицы (мадонны) наиболее популярен, были провозглашены отсутствующие в православии догматы: в 1854 г. – о непорочном зачатии ее матерью Анной, а в 1950 г. – о телесном вознесении Богородицы после ее смерти на небо. В 1964 г. папа Павел VI провозгласил Богородицу матерью церкви. Культ Богородицы получил широкое распространение среди верующих, т.к. оказался более понятным широким массам, чем абстрактная троица (См. Троица). В России Богородица считается покровительницей земледельцев. См. Иисус Христос.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БОГОРОДИЦА
наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека без нарушения своей девственности. Этим именованием (принятым на III Вселенском Соборе в 431 г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть и совершенный Бог. Православная Церковь называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском Соборе в 553 г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества. О происхождении и детстве Богородицы канонические Евангелия умалчивают. Сведения об этом содержатся в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего». Согласно указанному источнику, Богородица происходит из царского рода Давида; Ее родители – праведники Иоаким и Анна, воспитавшие дочь в глубоко религиозном духе. С трех лет Богородица воспитывалась при Иерусалимском храме (один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (4 декабря)), к 12 годам дала обет безбрачия, и для Нее нашли супруга – Иосифа Обручника, который стал хранителем Ее девства. После Благовещения (см. Лк. 1, 26-38) Ангел, явившись Иосифу, уведомил его о невиновности его обручницы, и с этого момента Иосиф становится охранителем Богородицы и Младенца- Богочеловека (см. Мф. 1, 19-24).
На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 (14) октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон. Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление.
Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности, органически чуждо Православию. Kроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства Божией Матери.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Богородица
православноцерковное, метафизически осмысленное и догматически установленное именование Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека без нарушения своей девственности. Этим именованием (принятым на Третьем Вселенском соборе в 431) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть и совершенный Бог. Православная Церковь называет Б. Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на Пятом Вселенском соборе в 553) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.
О происхождении и детстве Б. канонические Евангелия умалчивают. Сведения об этом содержатся в апокрифе «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (позднее название – «Первоевангелие Иакова Младшего»). Согласно указанному источнику, Б. происходит из царского рода Давида; Ее родители – праведники Иоаким и Анна, воспитавшие дочь в глубоко религиозном духе. С трех лет Б. воспитывалась при Иерусалимском храме (один из двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы), к 12 годам дала обет безбрачия, и для нее нашли супруга – Иосифа Обручника, который охранял Б., не нарушая Ее девственности. После Благовещения, как только беременность Б. стала явной, ангел, явившись Иосифу, уведомил его о невиновности его обручницы, и с этого момента Иосиф становится охранителем Б. и младенцаБогочеловека. После Ее смерти (успения) Б., по воле Сына своего Иисуса Христа, единственная из человеческого рода телесным образом была вознесена на Небо и стала заступницей земного мира перед Богом. В таком своем качестве, как совершенная личность человеческая, своею нравственной силой способствовавшая преодолению бремени греха и отпадения человечества от Бога, Б. глубоко почитается православными. В православии Б. видится в метафизическом свете, как Мать всего обновленного человечества, в Своем смирении, успении и вознесении предначертавшая перспективу его конечного преображения и спасения. Поэтому Б. почитается Церковью больше всех святых.
На русской почве почитание Б. приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении здесь праздника Покрова Пресвятой Б., неизвестного остальному христ. миру, и во всенародном прославлении икон Богородичных. Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословскомистическое понимание значения личности Б. и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными. Например, католическое именование Б. Славой Божией, святой Розой, в смысле некоего райского цветка – символа чистоты и непорочности, органически чуждо православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Б. преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854, Б. была зачата сверхъестественным образом, т. е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства Божией Матери.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
306.66 кб

Образ польской матери и богородица: новое использование символики материнства

Косцянска Агнешка
Статья затрагивает проблему агентности женщин в религиозном контексте. Автор рассматривает разные определения агентности и доказывает, что можно ее понимать иначе, нежели в феминистском либеральном дискурсе.
Читать PDF
313.77 кб

Богородица Левишка: иконографическая программа росписи куполов и проблема декорации пятикупольных це

Семенова Елизавета Сергеевна
В данной статье рассматривается иконографическая программа росписи куполов церкви Богородицы Левишки в Призрене (1307-1313), построенной сербским королем Милутином.
Читать PDF
1.31 мб

Культурфилософский анализ иконографии образа именуемый Богородица «Тамбовская»

Никольский Михаил Викторович
В статье рассматриваются этапы появления и формирования иконографического образа Богородицы в культурфилософском контексте, начиная с первых катакомбных изображений и заканчивая иконами XIX в.
Читать PDF
122.27 кб

«Богородица мать сыра земля. . . » (о трех лекциях в Московской духовной академии)

Паршин А. Н.
В статье дается обзор возможных истоков образа Богородицы в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Этот обзор служит отправной точкой анализа ряда богослужебных текстов, в которых Богородица связывается с Раем и Землей.
Читать PDF
413.98 кб

З ИСТОРIї ЖIНОЧОГО СКИТУ РIЗДВА-БОГОРОДИЦI В С. IЗА ХУСТСЬКОГО РАЙОНУ

Данилець Юрій
В статье описывается история женского скита Рождества Богородицы в с. Изы Хустского района Закарпатской области
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
440.89 кб

Образ св. Мелхиседека в «Похвальном слове Пресвятой Богородице» Феофана Никейского

Макаров Дмитрий Игоревич
Статья посвящена истолкованию образа св. Мелхиседека в «Похвальном слове Пресвятой Богородице» митрополита Феофана Никейского, богослова-паламита, жившего в XIV столетии. В основе данного истолкования экзегеза св.
Читать PDF
267.03 кб

Жанр драматических гомилий в византийской литературе (энкомий Богородице Прокла Константинопольского

Волкова А.Г.
Статья посвящена анализу византийской гомилии V в., атрибутируемой Проклу Константинопольскому, в контексте единой литературной традиции драматических гомилий.
Читать PDF
633.47 кб

Умереть с пеньем на устах. . . » молитва Гоголя ко Пресвятой Богородице в славянском фольклоре и лит

Воропаев Владимир Алексеевич
Поэтический мир Н. В. Гоголя своими корнями уходит в народную культуру.
Читать PDF
215.51 кб

«Богородице, Дево, радуйся»

Ливерий Воронов
Читать PDF
0.00 байт

На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Барбинягра Ефрем , Игнатьев Серафим
Читать PDF
1.15 мб

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь как один из градообразующих факторов Задонска

Зарочинцева Ольга Владимировна
Zadonsk is a the unique city in the Lipetsk region with three active monasteries, from the XVIII century and to this day it is considered an important orthodox center of Russia («the Russian Jerusalem»).
Читать PDF
552.26 кб

Читинский женский Богородицкий монастырь - пример сибирского городского монастыря начала XX в

Дроботушенко Евгений Викторович
Статья посвящена характеристике архитектурного облика одного из малоизвестных православных монастырей Восточной Сибири.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Агафья, хлыстовская богородица

    проходил 25-31.Х 1973 в Москве. В работе конгресса участвовали представители 120 международных и 1,1 тыс. национальных организаций и движений из 143 стран. Цель конгресса выработка общего подхода к проблем
  • БОГОРОДИЦА, Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, Дочь праведных Иоакима и Анны

    Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покро
  • БОГОРОДИЦА ДОНСКАЯ

    образ ХIV в., написанный кистью одного из греческих иконописцев; раньше хранился в москов­ском Донском монастыре, а теперь находится в Третьяковской галереи - Икона Б. Донской - подарок Донских Каза
  • Богородица Казанская

    одна из наиболее почитаемых православными икон, посвященных Богородице. Предание гласит, что впервые икона Казанская явилась 8 июля 1579 г. в Казани, спустя 20 лет после присоединения Казанского ханс
  • Успения Пресвятой Богородица на Остоженке церковь

    (уничтожена). Там, где сегодня на Остоженке рядом с Хилковым переулком разбит сквер, прежде стояла Успенская церковь. Впервые она упоминается в 1625 г. как деревянный храм преподобного Иоанна Лестви
  • Ольга, игум. Богородицк. мон

    в Казани; в сент. 1652 г. {Половцов}
  • ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЫ

    1. Особый праздник, установленный в память защиты Божией Матерью Царьграда от Аварского хана (625 г.) и отмечаемый в субботу пятой недели (седмицы) Великого поста. 2. Икона Божией Матери (находится на А
  • БОГОРОДИЦЫНЫ ВОЛОСЫ

    Млечный Путь на звездном небе; тоже что и Батыев Путь.
  • Леонтий, строит. Площанской Богородиц. пуст

    Орловской еп., 1713 г. {Половцов}
  • АКАФИСТ БОГОРОДИЦЕ

    самое известное произведение греческой гимнографии, приписываемое разным авторам: Роману Сладкопевцу, патриарху Герману, патриарху Сергию, Касии и Георгию Писиде. Предполагают, что первый кондак
  • АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

    хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя
  • БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь

    Томская еп., в Томске. Основан не ранее н. XVII в., недалеко от Томска, при устье р. Киргизки на Юртачной горе, назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов киргизов и калмыков перенесен в 1656-62 на
  • Богородичен

    тропарь, посвященный Пресвятой Богородице.
  • БОГОРОДИЧНОЕ ПРАВИЛО

    келейное моление, получившее большое распространение в России с начала XIX в. и заключающееся в ежедневном чтении «Богородице Дево» 150 раз, часто с прибавлением «Отче наш» после каждого десятка. Это
  • БОГОРОДИЧНЫ

    церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богоматери. Они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах богородичны подразделяются на богородичны праздников в честь
  • ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

    женский монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Кириллова. Учрежден в 1903 на месте упраздненного в 1798 мужского монастыря, основанного в 1398 прп. Ферапонтом. Соборный храм в честь Рождества Пресвя
  • Вопросы Варфоломеевы к Богородице

    Вопросы Варфоломеевы к Богородице – апокрифический памятник средневековой христианской литературы. Списки его немногочисленны – известны коптские, древнейшие, VII в.; греческий, дефектный, XIV в. (В
  • СЯМСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь

    Вологодская еп., близ Кубенского озера. Основан в 1524. Здесь находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта св. икона явилась в 1524 и названа по месту явления в Вологодской губ., в с
  • БОГОРОДИЦЕ-КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    существовал в с. Ломовка Шукшинского стана Пенз. у. в 1698–1764. Осн. по грамоте патриарха Адриана на земле местного помещика адм. Ф. А. Головина. Камен. строений в монастыре не было. В 1711 на месте прежней
  • Евгения Херсонского священномученика в колокольне Богородице-Рождественского монастыря церковь

    (улица Рождественка, дом № 20). Монастырская колокольня на месте разрушенной ударом молнии выстроена в 1835—1836 гг. (архитектор Н.И. Козловский). Внутри ее на средства Серафимы Ивановны Штерич был уст