официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства и граждан за границей. Слово дипломатия происходит от греческого диплома (в Древней Греции - сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве документов, подтверждающих их полномочия).
Дипломатия
Дипломатия
Источник: Исторический словарь
ДИПЛОМАТИЯ
официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов власти по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также защите интересов государства за границей. Слово происходит от названия греческих сдвоенных дощечек с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия. В широком значении слово Д. означает тонкую расчетливость и умелость в обращении с людьми.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Дипломатия
В отличие от нового времени античность не знала ни профессиональной Д., ни постоянных представительств за границей, гем не менее в отдельных городах греч. мира были известны проксены граждане, выполнявшие обязанности, близкие консульским (греч. proxenos — исполняющий обязанности хозяина). Интересы государства на международной арене преим. защищали лица (часто выдающиеся граждане), которым государств, инстанции поручали определ. задания (например, пресбейс — посланник, старейшина представлял полис эллинистич. царя; легат-посланник рим. сената или императора). В то же время в античности получили развитие начала дипломатич. этики и прочные пракгич. традиции в договорном праве.
Источник: Словарь античности. 1989
ДИПЛОМАТИЯ
искусство ведения отношений между государствами. Советская дипломатия была подчинения обеспечению возможности мирного социалистического строительства в нашей стране и странах социалистического лагеря, сохранению всеобщего мира. В советской дипломатии условности дипломатического этикета были сведены до минимума.
Дипломатия империализма, указывал И.В.Сталин, применяет в грандиозных масштабах «и интриги, и обман, и вероломство, и лесть, и зверства, и подкупы, и убийства, и поджоги». Агрессивные силы капиталистических государств, стараются использовать реакционные правительства для того, чтобы опутать ложью народы, обмануть их и изобразить новую войну как оборонную, а мирную политику миролюбивых стран как агрессивную. Он говорил, что империалисты стараются обмануть свои народы для того, чтобы навязать им свои агрессивные планы и вовлечь их в новую войну.
Огромным достижением сталинской дипломатии было заключение в августе 1939 советско‑германского договора о ненападении, это дало нам почти два года для подготовки к отражению фашистской агрессии и не позволило странам капитализма объединиться в единый фронт для борьбы с Советским Союзом.
Дипломатия СССР обеспечила успех Тегеранской, Ялтинской и Берлинской конференций глав правительств СССР, США и Великобритании.
На торжественном приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 И.В.Сталин провозгласил специальный тост за нашу советскую дипломатию – важный фактор победного окончания Великой Отечественной войны Советского Союза.
Дипломатия империализма, указывал И.В.Сталин, применяет в грандиозных масштабах «и интриги, и обман, и вероломство, и лесть, и зверства, и подкупы, и убийства, и поджоги». Агрессивные силы капиталистических государств, стараются использовать реакционные правительства для того, чтобы опутать ложью народы, обмануть их и изобразить новую войну как оборонную, а мирную политику миролюбивых стран как агрессивную. Он говорил, что империалисты стараются обмануть свои народы для того, чтобы навязать им свои агрессивные планы и вовлечь их в новую войну.
Огромным достижением сталинской дипломатии было заключение в августе 1939 советско‑германского договора о ненападении, это дало нам почти два года для подготовки к отражению фашистской агрессии и не позволило странам капитализма объединиться в единый фронт для борьбы с Советским Союзом.
Дипломатия СССР обеспечила успех Тегеранской, Ялтинской и Берлинской конференций глав правительств СССР, США и Великобритании.
На торжественном приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 И.В.Сталин провозгласил специальный тост за нашу советскую дипломатию – важный фактор победного окончания Великой Отечественной войны Советского Союза.
ДИПЛОМАТИЯ
совокупность средств, приемов, методов и правовых форм осуществления мирным путем внешней функции гос-ва, т. е. его деятельности в междунар. сношениях, направленной на достижение целей и выполнение задач, определяемых интересами господств. классов данного гос-ва (в социалистич. гос-ве - с превращением диктатуры пролетариата в общенар. гос-во - интересами всего народа). В лит-ре нередко принято определять Д. как "науку о внеш. сношениях", как "искусство ведения переговоров" и т. п. Слово "Д." происходит от греч. слова diploma (в Др. Греции этим словом наз. сдвоенные дощечки, с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение гос. деятельности в области внеш. сношений слово "Д." вошло в обиход в Зап. Европе в кон. 18 в. Дипломатич. деятельность осуществляется гос. органами внеш. сношений: главой гос-ва, пр-вом, министром иностр. дел и центр. аппаратом министерства иностр. дел. За границей дипломатич. деятельность ведется посольствами и миссиями во главе с послами, посланниками или врем. поверенными в делах. Указанные органы и лица пользуются общепризнанными правами и дипломатич. привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатич. персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатич. закрытой связи, право подъема флага гос-ва, таможенные привилегии и др.). Послы и посланники представляют свое гос-во перед главой гос-ва и пр-вом страны своего пребывания и осуществляют сношения с пр-вом этой страны по всем вопросам, защищая интересы своего гос-ва и его граждан. Междунар. право запрещает вмешательство дипломатич. представителей во внутр. дела страны пребывания. (В практике империалистич. Д., в особенности в полуколониальных и зависимых странах, это правило постоянно нарушается). Осн. видами дипломатич. деятельности являются переговоры, дипломатич. переписка, заключение договоров и соглашений, проведение конгрессов, конференций, участие в работе междунар. орг-ций и т. д. Международно-правовая регламентация дипломатич. практики и определение правового статуса дипломатич. представителей нашли свое осн. выражение в междунар. соглашениях 19-20 вв. Д. зародилась в глубокой древности. Примитивные формы внеш. сношений между племенами имели место в самые отдаленные времена, при родовом строе. Однако возникновение Д. как таковой было связано с возникновением гос-ва. Орг-ция и методы Д. видоизменялись, они совершенствовались вместе с развитием общества и всегда определялись и определяются экономч. условиями и политич. целями господств. в данном гос-ве классов в каждую конкретную эпоху. В рабовладельч. обществе мирные пути осуществления внеш. политики значительно уступали насильств. методам, средствам войны. Значение войны вытекало из природы и потребностей рабовладельч. способа произ-ва, поскольку систематич. пополнение в результате войн резервов рабской силы являлось одним из условий его существования. Наряду с войнами в отношениях между гос-вами того времени развивалась и Д., являвшаяся в условиях рабовладельч. строя обычно средством подготовки войн и их прекращения, разрешения династич. вопросов и т. д. Гл. задачами Д. в феод. обществе являлось укрепление союзов между феод. суверенами, обеспечение выгодной расстановки сил для войн, для приобретения новых владений путем аннексии, посредством покупок или династич. браков. Д. в эпоху средневековья, как и в последующий, капиталистич. период, действовала по принципу, как указывал К. Маркс: "... Выигрыш одного государства является проигрышем для другого" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 278). В сер. 15 в. с развитием междунар. отношений постепенно появляются постоянные представительства за границей. Устанавливается и закрепляется в договорах содержание дипломатич. иммунитета, унифицируются дипломатич. ранги - звание посла, посланника, поверенного в делах, советника и т. д. В 18-19 вв. получают развитие междунар. дипломатич. конгрессы и конференции. Позднее создаются многочисленные крупные междунар. орг-ции, такие, как Лига наций, Организация Объединенных Наций и др. Д. бурж. общества во многом использовала опыт и навыки Д. феод. эпохи, поскольку и та и другая являются Д. эксплуататорского гос-ва. Большое значение для бурж. Д. приобрели вопросы создания воен. блоков, вопросы таможенной политики и торг. договоров, борьбы за рынки сбыта и приложения капитала. Характеризуя существо Д. эксплуататорских классов, Ф. Энгельс писал: "Натравливать народы друг на друга, использовать один народ для угнетения другого, чтобы таким образом продлить существование абсолютной власти, - вот к чему сводилось искусство и деятельность всех существовавших доселе правителей и их дипломатов" (там же, т. 5, с. 160). В основе бурж. Д. лежит политика угнетения и порабощения народов, ибо "сущность международных отношений при капитализме: открытый грабеж слабого..." (Ленин В. И., Соч., т. 17, с. 161). В эпоху империализма бурж. Д. служит интересам крупных монополий и банков. В целях обеспечения максимальной прибыли монополистич. капитал организует захват колоний, порабощение народов. Большое место отводится т. н. "дипломатии доллара", к-рая широко использует как методы воен.-политич. давления и прямой вооруж. интервенции, так и предоставление кабальных займов, фин. и экономич. "помощи" в целях установления господства империалистич. кругов, прежде всего США, в др. странах. Приемы и методы Д. империалистич. гос-в разнообразны. Для нее характерны интриги, лицемерие, шпионско-диверсионная деятельность, организация заговоров, договоры, заключаемые в тайне от народов. Свой агрессивный характер бурж. Д. старается прикрыть мотивами "обороны", "защиты" слабых гос-в и т. д. Напр., свое нападение на Египет в окт. 1956 (см. Англо-франко-израильская агрессия против Египта) пр-ва Англии, Франции и Израиля пытались объяснить лживыми ссылками на "угрозу коммунизма" в этом районе. Д. империалистич. гос-в часто использует внутр. борьбу в др. странах в качестве предлога для дипломатич. и воен. вмешательства во внутр. дела этих гос-в. Примером этого является вмешательство США во внутр. дела Гватемалы в 1954, не прекращающиеся в 1960-63 попытки агрессии США против Кубы, их вмешательство во внутр. дела Лаоса, Юж. Вьетнама, и др. Принципиально иные цели и задачи выполняет сов. Д. Великая Окт. социалистич. революция создала новое гос-во, к-рое провозгласило принципами своей внеш. политики полное равноправие гос-в и народов, уважение их суверенитета и независимости, мирное сосуществование гос-в с разл. социально-экономич. системами. Эти принципы, воплощенные в ленинском Декрете о мире, неуклонно претворялись и претворяются в жизнь сов. Д. Сов. гос-во положило начало новому, социалистич. стилю в Д. Это - широкий демократизм, касающийся всех дипломатич. шагов, опора на широкие слои населения. "... Буржуазная дипломатия неспособна понять приемов нашей новой дипломатии...", - говорил В. И. Ленин (Соч., т. 31, с. 250). Сов. гос-во отменило тайную Д. "Упразднение тайной дипломатии, - говорилось в заявлении от 9 нояб. 1917, - есть первейшее условие честности народной, действительно демократической внешней политики. Проводить такую политику на деле ставит своей задачей Советская власть" ("Документы внешней политики СССР", т. 1, 1957, с. 21). Для сов. Д. характерны глубокая принципиальность и целеустремленность, твердость и непреклонность при решении коренных вопросов внеш. политики и в то же время необходимая гибкость и маневренность, готовность к сотрудничеству и соглашению, к уступкам, необходимым для достижения сотрудничества, но не выходящим за рамки проводимых ею внешнеполитич. принципов. Сов. Д. не нуждается в закулисных сделках, в обмане своего или чужих народов, ибо сов. внеш. политика отражает коренные интересы трудящихся всего мира, опирается на поддержку широких нар. масс и стремится как можно шире разъяснить им свои цели и смысл осуществляемых ею внешнеполитич. мероприятий. В политич. сознательности нар. масс сов. Д. видит один из важнейших источников своей силы. Теоретич. основой сов. дипломатич. деятельности является марксистско-ленинское понимание междунар. обстановки, законов обществ. развития, законов клас. борьбы, марксистский анализ соотношения внутр. и междунар. сил с учетом нац. и ист. особенностей развития каждой страны. Руководство коммунистич. партии определяет и обеспечивает правильное направление, содержание и методы сов. Д. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде (1961), подчеркивается, что гл. целью своей внешнеполитич. деятельности КПСС считает обеспечение мирных условий для построения коммунистич. общества в СССР и развития мировой системы социализма и вместе со всеми миролюбивыми народами избавление человечества от мировой истребительной войны. Сов. Д. последовательно выступает за всеобщее и полное разоружение, за полное запрещение произ-ва и применения атомного и водородного оружия, за прекращение его испытаний. Сов. Д. использует разл. междунар.-правовые формы и средства борьбы за мир: договоры о дружбе и союзе, пакты о ненападении и нейтралитете, договоры о взаимной помощи, об экономич. сотрудничестве, участие в ООН и др. междунар. орг-циях, в конференциях по разоружению, в создании системы коллективной безопасности и т. д. Совершенно новые методы Д. складываются во взаимоотношениях СССР с др. социалистич. гос-вами. Это - отношения совершенно нового типа, строящиеся на принципах пролетарского интернационализма и братского сотрудничества во имя общих целей, при полном уважении суверенных прав и нац. интересов каждой социалистич. страны. Социалистич. Д. добивается изменения междунар. действительности в соответствии с требованиями ист. прогресса и, следовательно, имеет прогрессивное значение в развитии общества. Именно вследствие этого она неизменно добивается серьезных успехов в сложных условиях совр. междунар. жизни. Лит.: Тарле Е. В., О приемах буржуазной дипломатии, в кн.: История дипломатии, т. 3, М.-Л., 1945, с. 701-64; Левин Д. Б., К вопросу о понятии дипломатии, "Советское государство и право", 1948, No 9, с. 14-28; Селектор М. З., Об объективных основах мирной политики СССР, "ВФ", 1955, No 6; Никольсон Г., Дипломатия, пер. с англ., M., 1941; Камбон Ж., Дипломат, пер. с франц., М., 1946; Заллет Р., Дипломатическая служба..., пер. с нем., М., 1956; Cranet P., L´?volution des m?thodes diplomatiques, P.,1939; Nicolson H., The evolution of diplomatic method, N. Y., 1954; Wright Q., The study of international relations, N. Y., 1955. А. И. Иойрыш. Москва.