ДЯГИЛЕВ

Найдено 1 определение
ДЯГИЛЕВ
Сергей Павлович (1872, Новгородская область – 1929, Венеция), русский театральный деятель, антрепренер, меценат, историк искусства. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1896; одновременно учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова). В студенческие годы подружился с А. Н. Бенуа и Л. С. Бакстом, их дружеский кружок впоследствии стал ядром художественного объединения «Мир искусства». Редактор (совместно с Бенуа) и один из ведущих авторов одноименного литературно-художественного журнала (1898–1904).
Первый номер «Мира искусства» открывался программной статьей Дягилева «Сложные вопросы», где выдвигались новые критерии искусства: свобода, самоценность (независимость от действительности) и красота. По словамхудожественного критика С. К. Маковского, Дягилев «был убежденным европейцем и, одновременно, страстно любил все русское». Его деятельность была направлена на то, чтобы познакомить русскую художественную интеллигенцию с новейшими достижениями западноевропейской музыки и живописи, а зарубежную публику – с русским искусством. Он постоянно публиковал в журнале репродукции произведений русских и западноевропейских художников, обзоры текущих выставок, аналитические статьи о новых течениях в театре, музыке и изобразительном искусстве.
Дягилев одним из первых оценил русскую живопись 18 – первой пол. 19 в.; он организовал «Историко-художественную выставку русских портретов» в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге (1905); издал первый том «Русской живописи в 18 в.», посвященный творчеству Д. Г. Левицкого. Выставка «Два века русской живописи и скульптуры» на Осеннем салоне в Париже (1906) представила европейским зрителям широкую панораму русского изобразительного искусства.
В 1907–14 гг. Дягилев ежегодно организовывал выступления русских артистов за границей – знаменитые «Русские сезоны» в Париже, Лондоне и др. городах. «Исторические русские концерты» (1907) познакомили европейских слушателей с симфонической музыкой Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова; оперные партии исполняли Ф. И. Шаляпин, а также артисты и хор Большого театра. Концерты положили начало всемирной славе Шаляпина. В 1908 г. состоялись сезоны русской оперы. Первые оперно-балетные спектакли (1909), в которых танцевали М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина и др., стали подлинным триумфом русского балетного искусства за рубежом. Особую сказочную атмосферу создавали костюмы и декорации мирискусников А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, А. Я. Головина, Н. К. Рериха, авангардистов М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой и др. художников. Новаторское оформление балетных и оперных спектаклей оказало огромное влияние на театрально-декорационное искусство первой четверти 20 в.
В 1911 г. Дягилев организовал постоянную балетную труппу «Русский балет», которая гастролировала в городах Европы и Америки. В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны переехал вместе с артистами балета в Нью-Йорк, где осталась большая часть танцовщиков. В 1917 г. Дягилев возвратился в Европу и создал новую труппу (существовала до 1929 г.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

С. П. Дягилев – редактор «Ежегодника Императорских театров»

Мельник Н. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Сергей Павлович Дягилев: загадки идентификации

Аронов Аркадий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

С. П. Дягилев как социокультурный феномен и генератор художественной реальности

Суминова Татьяна Николаевна
В статье с позиций системного подхода рассматривается такой социокультурный феномен, как Сергей Павлович Дягилев.
Читать PDF
0.00 байт

Сергей Павлович дягилев: предпосылки триумфа

Галкина Анастасия Сергеевна
Основной акцент, сделанный в настоящей статье, заключается не столько в том, чтобы проследить результаты знаменитых Русских сезонов, сколько в том, чтобы выявить и обосновать факторы, обусловившие триумф предприятия С. П.
Читать PDF
0.00 байт

С. П. Дягилев в культурном диалоге «Россия - Запад» на рубеже XIX-XX вв

Бочкарева Ольга Васильевна
В статье раскрывается масштабность личности и диалогический характер творческой деятельности С. П. Дягилева.
Читать PDF
0.00 байт

ФЕНОМЕН НОВАТОРСТВА В «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ» «РУССКОГО БАЛЕТА» С. ДЯГИЛЕВА (1909 1914 гг.)

Костерева Ольга Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Рождение и Смерть С. П. Дягилева: мемориальные места Новгородчины и Венеции (по личным впечатлениям

Гирс Светлана Петровна
В статье приведены результаты исследований, проведенных автором для уточнения фактов, связанных с рождением и смертью С.П. Дягилева.
Читать PDF
0.00 байт

Русско-французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягиле

Хмельницкая И. И.
Читать PDF
0.00 байт

Русско-французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягиле

Хмельницкая Ирина Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Из истории сотрудничества Дягилева и Скрябина («Русские сезоны» в Париже)

Рощина Елена Евгеньевна
Читать PDF
0.00 байт

Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С. Дягилева

Портнова Татьяна Васильевна
В статье анализируются проблемы историографии и иконографии «Русских сезонов» С. Дягилева на примерах как отечественного, так и зарубежного искусствознания и изобразительных источниках, находящихся в коллекциях мира.
Читать PDF
0.00 байт

Русские сезоны: к 100-летию антрепризы С. П. Дягилева

Жук Э. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование эстетической платформы журнала «Мир искусства» (полемика С. П. Дягилева и И. Е. Репина)

Мельник Наталия Дмитриевна
Формирование эстетической платформы журнала «Мир искусства», ставшего рупором новых веяний в искусстве и журналистике конца XIX – начала XX в.
Читать PDF
0.00 байт

«Русские сезоны» С. П. Дягилева в контексте синтеза искусств

Буцан Анастасия Сергеевна
Квинтэссенция настоящей работы заключается в рассмотрении знаменитых «Русских сезонов» в контексте синтеза искусств.
Читать PDF
0.00 байт

Игорь Стравинский и «Русский балет» Сергея Дягилева в контексте трансформации культуры рубежа XIX-XX

Варакина Г.В., Литовкина Т.А.
В статье рассматривается рождение русского национального балета в начале ХХ века. Авторы исследуют эту проблему прежде всего в контексте синтетических исканий эпохи модерна.

Похожие термины:

  • Дягилев, Дм

    сотрудн. журн. "Иртыш, превращающ. в Иппокрену" (1790—1791). {Венгеров}
  • Дягилев, Дмитрий

    сотр. ж. "Иртышь превр. в Ипокрену" 1790—91 г. {Половцов}
  • Дягилев, Серг. Павл

    ред. модернистск. журн. "Мир искусст.", известен устройством выставок и постанов. русск. опер и балета за границей, р. 1872 в двор. семье. {Венгеров}
  • ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович

    (1872-1929) – театральный и художественный деятель. В 1898 вместе с художником А.Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства» и стал соредактором одноименного журнала(1899-1904), выступавшего
  • СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ

    Сергей Павлович Дягилев родился в марте 1872 г., в Перми, в семье военного (отец его был генералом). Закончив пермскую гимназию, он в 1890 г. приехал в столицу и поступил на юридический факультет Петербу
  • Дягилевы

    Дягилевы - русский дворянский род, внесенный во II часть родословной книги Курской губернии. Предки его владели поместьями в половине XVI в.