ДОРОГА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«ДОРОГА»
административно-территориальная единица в Русском государстве XVI—XVII вв. на землях башкир, татар и др. поволжских народов Казанского и Уфимского уездов. Делились на волости и тюбы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дороги
1) ("даруги") единица территориального деления XIV-XVI вв., особые округа, возникшие в период владычества татарских ханств (административно-территориальное деление);    2) пути сообщения (водные, грунтовые, железные). С древнейших времен через У. проходили водные торговые пути из ю.-вост. Азии через Хазарию, Волжскую Булгарию в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую на устье р.Сев. Двины, где совершалась меновая торговля между Сев. Европой и Азией. Гл. водным путем по тер. У. была р.Кама с притоками. Издавна через степи Юж. У. проходили караванные пути из Ср. Азии в Россию, к-рые позже были использованы рус. нас. для освоения Юж. У. В конце XI в. новгородцы разведали путь по рекам басс. Сев. Двины и Печоры через Сев. У. и использовали его для сбора дани с коренного нас. В процессе колонизации У. значение Сев. Д. возросло в связи с необходимостью установления регулярной связи ц. с присоединенными вост. окраинами гос-ва и обеспечения гарнизонов сибирских городов продовольствием и боеприпасами. В конце XVI - нач. XVII в. были проложены более удобные Д. через Ср. У., что способствовало массовому заселению края. В XVII - первой пол. XVIII в. с целью контроля за миграционными потоками через У. и пополнения казны таможенными доходами пр-во вело борьбу с использованием "неуказных" путей, миновавших официальные дороги.    Первоначально осн. средствами сообщения были водные пути. Большая ч. грунтовых Д. пролегала лишь по волокам между реками разных басс. В XVIII-XIX в. грунтовые Д. стали осн. путями сообщения на У. В 1905 по протяженности они составляли ок. 69%, жел. - ок. 16,3%, пароходное сообщение - ок. 14,6% всех путей.    Манькова И.Л.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ДОРОГИ
   • Via, viae,
         ?????. У греков постройка Д., о которых сохранилось мало достоверных сведений, соединялась с посещением национальных празднеств, которые были вместе с тем и главными ярмарками. Везде колеи в 5 футов и 4 вершка ширины высекались из скалы. Каждое государство должно было заботиться в своих пределах об исправности Д. и мостов. Неприкосновенность храмов, к которым вели Д., простиралась и на них. ср. Е. Curtius, zur Geschichte des Wegebaues bei den Griechen (1855). Настоящие искусственные Д. и вместе с тем viae militeres строились преимущественно римлянами. Первая Д., via Appia, из Рима в Капую, была построена в 312 г. до Р. X. цензором Аппием Клавдием и позже продолжена до Брундузия. Она называлась regina viarum (Stat. silv. 2, 12) и вполне сохранилась до времен Юстиана. Она была сделана из тесанных четырехугольных камней, плотно сдвинутых между собой и такой ширины, что два воза могли легко разъехаться. С этой Д. соединялась построенная императором Домицианом via Domitiana из Синуэссы в Путеолы. Via Flaminia, одна из старейших Д., была проведена в 220 г. до Р. X. цензором К. Фламинием от Рима через Этрурию в Аримин, а оттуда разделялась на две: via Aemilia, от Аримина до Аквилеи, была проложена в 188 г. консулом М. Эмилием Лепидом, другая того же названия, ведшая через Пизу и Луну в Лигурию, была построена в 115 г. М. Эмилием Скавром. Via Саmраnа вела от porta Coelimontana в Кампанию и соединялась с via Albana и Tusculana. Между via Flamina и via Aurelia, построенной в 241 г. до Р. X. консулом Л. Аврелием Коттой, проходила via Cassia в среднюю часть Этрурии. К красивейшим и наиболее длинным Д. принадлежала via Valeria, которая вела от Рима через страны сабинян, эквов, марсийцев в страны пелигнян и представляла продолжение viae Tiburtinae, которая вела в Тибур в юго-восточном направлении. Via Latina была проведена от капенских ворот по долине Лириса до Теана и соединялась с via Appia. Via Ostiensis пролегала по западному берегу Тибра до его устьев ниже Остии. Via Postumia вела из Кремоны в Мантую; via Salaria служила сабинянам для перевозки соли из Рима через porta Collina в Реате. О via Egnatia см. Egnatia, Эгнация. Об улицах Рима, которые в первый раз были вымощены по приказанию цензоров Албия и Флакка, в 174 г. до Р. X., и особенно о Sacria via см. Roma, Рим, 22. Со времен Цезаря все главные города Италии были соединены сетью искусственных Д., а императоры распространяли их в провинциях и даже на островах, где исходными точками служили гавани. Все Д. отличались искусным расположением, прочностью и удобством. Многие хорошо сохранились на значительном протяжении. Мильные камни (milliaria) были расставлены у них впервые К. Гракхом. Возле Д. устраивались также могилы и склепы (см. Sepulcrum, Погребение).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ДОРОГИ
уже в госуд. Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточ. желобами, а в нек-рых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служив. также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездн. путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающ. к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостр-ва, разработавш. план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д.-улиц, пересекающ. под прямым углом. В стр-ве г. Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеал. варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточ. желобами и пешеход. тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащ. храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорож. дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н.э. Аппиева дорога, соед. первонач. Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была проложена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторож. заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии четырех мужей для надзора за дорогами. Во времена Империи Д. гос. назначения ведал спец. прокуратор. Стр-во Д. в покоренных обл. служило военно-политич. целям — вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть рим. Д. (с побоч. ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорож. путеводители и перечни Д. Достижения римлян в стр-ве Д. не были превзойдены в теч. полутора тысяч лет. Это касается как иск-ва выбора трассы будущих Д., так и их соотв. условиям почвы и строит. материала. В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н.э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и три перевала Тауер пересекались оживл. проезжими Д. Особым достижением стало превращение др.-егип. караванного пути в рим. Д., пересекающую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим.-герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. На нек-рых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дороги
(лат. stratum — мостовая). Уже в государствах Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служившими также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездными путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д. — улиц, пересекающихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н. э. Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была продолжена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии (лат. Quattuorviri viarum curandarum коллегия четырех мужей для надзора за дорогами). Во времена Империи Д. государств, назначения ведал спец. прокуратор. Строительство Д. в покоренных областях служило военно-политич. целям вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть рим. Д. (с побочными ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорожные путеводители и перечни Д. Достижения римлян в строительстве Д. не были превзойдены в течение полутора тысяч лет. Это касается как искусства выбора трассы будущих Д., так и их соответствия условиям почвы и строительного материала (шоссе: лат. via calceata — Д. с покрытием; тракт: лат. via strata грунтовая Д.). В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н. э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим только для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и гри перевала Тауер пересекались оживленными проезжими Д. Особым достижением стало превращение др. егип караванного пути в рим. Д., пересекшую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим. — герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. На некоторых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.
        
        рис. Поперечный разрез римской дороги.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Белорусская железная дорога: исторический аспект

Мандрик И. В.
Воссоздана летопись созидательного труда более чем 100-тысячного отряда железнодорожников с их проблемами, достижениями в материальном производстве, с проявлениями присущих человеку моральных качеств.
Читать PDF

Владикавказская железная дорога и экономическое развитие окрестностей Царицына (конец XIX начало ХХ

Луночкин А. В.
В статье рассматривается вопрос о влиянии Царицын-Тихорецкой ветви Владикавказской железной дороги, построенной в конце XIX в., на экономическое развитие пригородов и южной части г. Царицына, через которые она прошла.
Читать PDF

Проект века - владикавказская железная дорога

Липкович А. Д.
Читать PDF

Вьется дорога длинная. . .

Микуров И.
Читать PDF

Моя «Дорога жизни»

Гаврилов Иван Ефимович
Читать PDF

Прикаспийская торговая дорога в свете исторических источников

Давудов Омар Малаевич
Читать PDF

Трудная дорога к правде (о реабилитации жертв политического террора в Кузбассе)

Онищенко Валерий Владимирович
Статья посвящена процессу о реабилитации жертв политических репрессий на территории Кузбасса на всех его стадиях, начиная с осени 1938 г. до настоящего времени.
Читать PDF

Голубев А. А. «Мурманская железная дорога: история строительства. (1894-1917 гг. ». СПб. : Петербург

Дубровская Е. Ю., Кораблев Н. А.
Читать PDF

Московско-Казанская железная дорога в годы первой мировой войны

Андреев Валерий Викентьевич
Читать PDF

П. А. Кротов. Осударева дорога 1702 года: Пролог основания Санкт-Петербурга. СПб. : историческая илл

Возгрин Валерий Евгеньевич
Читать PDF

Гото Симпэй и колониальная политика Японии. Часть вторая: южно-маньчжурская железная дорога и русско

Молодяков Василий Элинархович
Читать PDF

Царская дорога 1702 г. : исторический опыт взаимодействия центра и регионов

Кротов Павел Александрович
Статья посвящена истории Царской дороги 1702 г., которая явилась ярким примером успешного взаимодействия в национальных интересах центральной власти и местного населения Поморья.

Похожие термины:

  • АППИЕВА ДОРОГА

       • Appia via,          см. Via, Дороги.
  • Военно - автомобильная дорога

    дорога, подготовленная для воинского движения, с развернутыми для ее эксплуатации, технического прикрытия и восстановления силами и средствами дорожных войск. Включает: основные и запасные маршр
  • БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА

    Верхотурский путь) (от г. Верхотурье по рекам Тура - Тобол), традиционный путь в Сибирь через Средний Урал с конца 16 до середины 18 вв. Заменил Чердынскую дорогу.
  • БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

    ж.-д. линия, соединяющая Босфор с Персидским зал. В кон.19 - нач. 20 вв. концессия на строительство Б. ж. д., к-рая должна была проходить по терр. Османской империи (совр. Турция, Сирийская Арабская Республ
  • Болотов, Дорога

    1555 г. пушкарь, послан в Новгород для наблюдения за приготовлением ядер. {Половцов}
  • ЦАРСКАЯ ДОРОГА

    вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на к-рой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и воен. мощи Персии и ее царей.
  • Хвитский-Дорога

    дьяк, 1612—13 г. {Половцов}
  • Рокадная дорога

    железная или автомобильная дорога в районе военных действий войск, проходящая параллельно липни фронта.
  • СВЯЩЕННАЯ ДОРОГА

       • Sacra via,          см. Roma, Рим, 2.
  • Центральная Тихоокеанская железная дорога

    Компания Сентрал?Пасифик зарегестрирована в 1861 г., но к работе приступила только в 1863 г. Железную дорогу начали прокладывать на восток из Сакраменто, шт. Калифорния. Трудилось 16 тыс. работников. Т
  • КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

    КЧЖД; с 1953 - Харбинская ж. д.) - ж.-д. магистраль в Сев.-Вост. Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ (Пограничная) и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян -Бэньси, Суцзятунь - Фу
  • ЧЕРДЫНСКАЯ ДОРОГА

    путь в Сибирь в XVI в. через Средний Урал: от г. Чердынь (ныне в Пермской области) по реке Вишера, далее волоком к рекам Ивдель–Лозьва–Тавда– Тобол. Заменен Бабиновской дорогой.
  • Дорога диких мест

    Дорога диких мест (Wilderness Road), осн. путь переселенцев на Дикий Запад Сев. Америки, проложенный Дэниелем Буном в 1775 г. по поручению Трансильванской кампании, заинтересованной в развитии новых поселен
  • ТАЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

    см. "Подземная железная дорога".
  • Вишерская дорога

    см.: Чердынская дорога
  • ДОРОГА Св. ИАКОВА

    и «Млечный путь» – называли путь паломников в испанский город Сантьяго-де-Компостела, туда, где, по преданию, было найдено тело апостола Иакова Старшего и где находились его мощи. Паломникам казал
  • ЭГНАТИЕВА ДОРОГА

    пролож. римлянами вскоре после 146 до н.э. дорога от Диррахия (совр. Дуррес) до Фессалоники. При Августе Э. д. была продолжена до Кипселы в ниж. теч. р. Гебр. Подробное описание пути по Э. д. дают рим. итине
  • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА

    дорога, пролож. консулом 187 до н.э. Марком Эмилием Лепидом по терр. совр. итал. обл. Эмилия-Романья от Аримина (совр. Римини) через Бононию (совр. Болонья) до Плацентии (совр. Пьяченца), где Э. д. переходил
  • Санта-Фе, Дорога

    Коммерческий маршрут расстоянием в 800 миль между Франклином или Индепенденсом, шт. Миссури, и г. Санта?Фе, шт. Нью?Мексико, проложенный Уильямом Беккнеллом в 1821 г. Санта?Фе связывали дороги с внутр
  • ФЛАМИНИЕВА ДОРОГА

    римская мощеная дорога между Римом и Ариманом (порт на побережье Адриатического моря), проложена цензором Фламинием в 220 г. до н. э.