ДОСТОЕВСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДОСТОЕВСКИЙ
Федор Михайлович (1821–1881) — выдающийся русский писатель, философ и мыслитель. Родился в семье лекаря больницы для бедных. Закончил Петербургское военно-инженерное учи-лище, год прослужил в инженерном департаменте, после чего вышел в отставку и занялся писательской деятельностью. Уже первый его роман «Бедные люди» (1846) сделал его популярным, навсегда определил его интересы — маленький человек и его проблемы. Об этом же — «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849).
В юности Достоевский увлекался демократическими и социалистическими идеями, даже посещал кружок М. В. Петрашевского, исповедующего идеи французско-го утопистасоциалиста Ш. Фурье. За это он был в 1849 г. арестован и приговорен к смертной казни, позже замененной каторгой. Там и произошел решительный пере-лом в его мировоззрении, осложненный развитием эпи-лепсии. В 1859 г. он возвратился в Питер-бург, и на свет появились повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Сте-панчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома» (1862). Достоевский активно участвует в общественной и литературной жизни, вместе с А. А. Григорьевым и Н. Н. Страховым он издает журналы «Время» и «Эпоха», пропагандируя в них идеи почвенничества (позднего славянофильства). Писатель резко критикует западноевропейское общество, капиталистические порядки и утверждает, что у России свой — путь, который позволит избежать ей западных пороков. Он полагал, что со-хранившийся в народе христианский идеал всетерпимости обеспечит России усвоение европейской культуры и цивилизации без характерных крайностей буржуазного общества, без его негативных черт — бедности, вражды сословий, борьбы всех против всех. Кроме того, Достоевский говорил о необходимости нравственного совершенствования человека, о единении народа на основе идеи христианской любви, размышлял о возможности построения «царства Божия на земле». По его мнению, достижение братства народов, социальная гармония возможны только на основе совершенствования жизни и достижения счастья каждым отдельным человеком. Эти проблемы стоят в центре внимания и Достоевского-писателя. К этому времени относятся крупнейшие произведения автора: романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880). В них проявился не только Достоевский-художник, но и Достоевский — глубокий и тонкий философ и мыслитель. Своей задачей Достоевский видел реалистическое отражение мира человеческих страданий, трагедии униженной личности. Метод писателя — глубочайший психологический анализ, с по-мощью которого он показывает, как разрушается человеческая душа в отсутствие свободы. Но также он говорит, что еще более опасна избыточная свобода, приводящая к морали вседозволенности и, в конечном итоге, к «бесовщине». Он показал это образом Раскольникова в «Преступлении и наказании», «Легендой о Великом Инквизиторе», рассказанной в «Братьях Карамазовых», образами революционеров в «Бесах» (кстати, списанных с М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева). Единственной возможной альтернативой является христи-анская любовь, полное неприятие насилия даже ради самой благой цели. Не только крови, но даже слезинки единственного ребенка не стоит будущее счастливое общество, по мнению Достоевского. Поэтому так мало видит Достоевский вокруг порядочных людей, так труден для него образ положительного героя и так не-обычны они — Сонечка Мармеладова («Преступление и наказание»), князь Мышкин («Идиот»), Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»). Романы Достоевского от-личает не только глубина идей, но и разработанность сюжетов (нередко его романы — детективы). М. М. Бахтин назвал его романы полифоничными, состоящими из множества несливающихся голосов и сознаний, среди которых отчетливо выделяется и голос самого автора. Воздействие Достоевского на мировую культуру огромно. У него учились не только писатели XX в., но и философы, поэтому Достоевский справед-ливо считается одним из основоположников экзистен-циализма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДОСТОЕВСКИЙ
Федор Михайлович (1821, Москва – 1881, Санкт-Петербург), русский прозаик, критик, публицист.
Отец писателя был главным врачом в московской Мариинской больнице. В мае 1837 г., после смерти матери от чахотки, он отвез двух старших братьев, Федора и Михаила, в Петербург. В 1838–43 гг. Достоевский учился в Инженерном училище; окончив его с чином подпоручика, решает оставить службу, чтобы посвятить себя литературной работе. Первый роман «Бедные люди» (1844–45, опубл. в 1846) принес писателю успех. В романе Достоевский вслед за Гоголем дает реалистические зарисовки петербургского быта и продолжает галерею «маленьких людей», возникшую в рус. литературе 1830–40-х гг. («Станционный смотритель» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Шинель» и «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Но Достоевский сумел вложить в этот образ новое содержание. Макар Девушкин, в отличие от Акакия Акакиевича и Самсона Вырина, наделяется ярко выраженной индивидуальностью и способностью к глубокому самоанализу. Достоевский входит в круг литераторов натуральной школы и сближается с Н. А. Некрасовым и В. Г. Белинским – идейным вдохновителем движения.
Однако следующая повесть «Двойник» (1846), несмотря на оригинальное и изощренное по психологизму изображение раздвоения сознания, не понравилась Белинскому затянутостью и явной подражательностью Гоголю. Еще холоднее была принята критиком третья, романтическая повесть – «Хозяйка» (1847), что вместе со ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву писателя со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник».
Задетый резкими отзывами, Достоевский тем не менее продолжил активную литературную деятельность и создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849).
В это же время писатель вошел в революционный кружок М. В. Буташевича-Петрашевского и увлекся социалистическими теориями Фурье. После неожиданного ареста петрашевцев Достоевский был приговорен, в числе прочих, сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырем годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты. На каторге писатель пробыл с 1850 по 1854 г., после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещенный в Семипалатинске. В 1857 г. его производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство, вместе с правом печататься. Достоевский работает сначала в сугубо комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий, так возникают две комические «провинциальные» повести – «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе – 1859).
За время пребывания в Сибири коренным образом меняются убеждения Достоевского, от прежних социалистических идей не остается и следа. Во время следования по этапу Достоевский встретился в Тобольске с женами декабристов, которые подарили ему Новый Завет – единственную книгу, разрешенную на каторге, с тех пор идеал Христа стал для него на всю жизнь нравственным ориентиром. Опыт общения с каторжниками не только не озлобил Достоевского против народа, а, наоборот, убедил в необходимости для всей дворянской интеллигенции «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».
В 1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и сразу по приезде начинает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М. М. Достоевским издает журналы «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65), где проповедует свои новые убеждения «почвенничества» – теории, близкой к славянофильству, заключавшейся в том, что «русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент», по словам самого Достоевского. Образованные классы общества мыслились при этом носителями ценнейшей западной культуры, но при этом оторванными от «почвы» – нац. корней и народной веры, что лишало их правильных нравственных ориентиров. Лишь при условии соединения европейской просвещенности дворянства с народным религиозным мировоззрением стало бы возможным, по мнению почвенников, преобразование рус. общества на христианских, братских началах, упрочение будущего России и осуществление ее нац. идеи.
Для журнала «Время» Достоевский пишет в 1861 г. роман «Униженные и оскорбленные», затем там же печатаются «Записки из мертвого дома» (1860–61), где писатель художественно осмыслил все увиденное и пережитое на каторге. Эта книга стала новым словом в рус. литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию.
В 1864 г. умирает от чахотки жена Достоевского, а через два месяца и его брат М. М. Достоевский. Достоевский вынужден прекратить издание «Эпохи». Трагические переживания этого года отразились в повести «Записки из подполья» – исповеди «подпольного парадоксалиста», неожиданной и необычной по своему мрачному, злому и насмешливому тону. В этом произведении Достоевский окончательно находит свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов.
В 1866 г. Достоевский работает одновременно над двумя романами: «Игрок» и «Преступление и наказание», из которых последний, по признанию самого Достоевского, «удался чрезвычайно» и сразу выдвинул его в первый ряд рус. романистов наравне с Л. Н. Толстым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым. Достоевский шел в романе наперекор всей эпохе 1860-х гг. и доказывал необходимость веры во Христа, но без всякого догматизма – через изображение типичного представителя современной молодежи, охваченного идеями нигилизма и идущего в них до последней крайности – до отрицания христианской морали и разрешения себе пролить крови по совести. Но сама логика жизни и изначально христианская природа души главного героя романа – Раскольникова – приводит его к признанию Божией правды, как ни противился этому его разум. «Преступлением и наказанием» Достоевский фактически утвердил религиозно-философское направление в рус. литературе, которое избрали для себя также Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев.
Центральные герои в романах Достоевского – это всегда герои-идеологи, захваченные некоей философской проблемой или идеей, в решении или осуществлении которой сосредотачивается для них вся жизнь. Причудливо сплетаются в таких натурах высокие идеалы с порочными страстями, сила и бессилие, великодушие и эгоизм, самоуничижение и гордость. «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой» – эти слова из «Братьев Карамазовых» как нельзя лучше характеризуют новое понимание человеческой души, привнесенное Достоевским в мировую культуру. М. М. Бахтин в своей статье «Проблемы поэтики Достоевского» понимает каждого персонажа как воплощение особой, самостоятельной идеи, и всю специфику философского построения романа он видит в полифонии – «многоголосье». Весь роман строится, по его мнению, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохраняется свобода с ним не соглашаться.
Своеобразием психологизма у Достоевского определяется и специфика его сюжетных построений. Для активизации у героев духовного пласта сознания Достоевскому необходимо выбить их из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Поэтому динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, подрывая экзистенциальную стабильность и вынуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые, «проклятые» вопросы. Так, все композиционное построение «Преступления и наказания» можно описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти, затем катастрофа Мармеладова; последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Ивановны и, наконец, самоубийство Свидригайлова.
Во время работы над «Преступлением и наказанием» Достоевский познакомился со своей будущей второй женой – А. Г. Сниткиной, с которой он повенчался в том же 1866 г. В следующем, 1867 г. Достоевский, спасаясь от кредиторов, уезжает с женой за границу. В Женеве был написан роман «Идиот» (1868–69), главной идеей которого становится изображение «положительно прекрасного человека» в условиях современной российской действительности. Так создается образ князя Мышкина («князя-Христа») – носителя идеалов смирения и всепрощения. Но исход романа оказывается трагичным: герой гибнет под захлестнувшим его морем необузданных страстей, зла и преступлений, царящих в окружающем его мире.
В 1871 г. появляются «Бесы» – антинигилистический роман-памфлет, в основу сюжета которого легло нашумевшее убийство студента Иванова, совершенное группой революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. Достоевского потрясло это преступление, в котором он увидел знамение времени и предвестие надвигающихся социальных катаклизмов. «Пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь», – писал он по поводу своего нового романа. Именно за данный роман Достоевского назовут позже «пророком русской революции».
В 1875 г. в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова печатается роман «Подросток» – «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.
Последним крупным произведением Достоевского, завершающим его великое романное «пятикнижие», стал роман «Братья Карамазовы» (1879–80), где получили окончательное художественное воплощение все важнейшие идеи зрелого творчества писателя. Он отражает эволюцию мировоззрения Достоевского в сторону воцерковления и окончательного приятия канонического православия: действие романа начинается в монастыре, положительными героями и носителями авторской позиции становятся архимандрит Зосима и его послушник Алеша. Последний становится новой попыткой писателя представить образ «положительно прекрасного человека», но без болезненных черт, присущих князю Мышкину. Семья Карамазовых олицетворяет в романе Россию, с воплощением в каждом из братьев различных черт и сторон рус. нац. характера. В Дмитрии отражена страстность, противоречивость, склонность как к унизительным падениям, так и возвышенным самоотверженным порывам; в Иване – отточенный интеллект и холодный рассудок, ставящий все под сомнение и легко доходящий до отрицания Бога во имя самоутверждения; в Алеше – смирение, любвеобилие, душевная прозорливость и исконная религиозность. Наконец, в последнем, незаконнорожденном брате – Смердякове – Россия приходит к отрицанию самой себя и своих духовных начал: ущемленный позором своего рождения, Смердяков ненавидит отца и все общественные устои России, по-лакейски рассуждая, что на Западе жить чище и выгоднее. Для того чтобы уехать в Европу и завести там свое дело, Смердяков убивает отца – так, чтобы все подозрения пали на Дмитрия. Роман строится как детектив, подобно «Преступлению и наказанию», и читатель почти до самого конца должен пребывать в недоумении по поводу истинного убийцы. Суд над невиновным Дмитрием, однако, служит его нравственному очищению и перерождению, в результате которого Дмитрий принимает несправедливый приговор как свой крест, как призвание «за всех пострадать», ибо «все за всех виноваты». Последняя мысль и становится идейным центром романа. Суд над Дмитрием превращается в символический спор о духовном пути России. Отдельное место занимает в романе глава «Pro et Contra» – философско-религиозный спор Ивана и Алеши Карамазовых. Иван Карамазов не отрицает само существование Бога, но отвергает Божественное мироустройство. Главным аргументом для него является бессмысленность и неправомерность безвинных человеческих страданий, равно как и сам факт существования зла в мире. Особенно очевидным доказательством слабости или «не благости» Бога для него кажутся страдания безгрешных детей. Иван отказывается от мировой гармонии, построенной на слезинке хотя бы одного замученного ребенка, и как следствие отрицает всю теодицею (Божественное оправдание мира). «И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла», – писал сам писатель по поводу своих контраргументов. Косвенным ответом Ивану должна была служить следующая глава – «Русский инок» – житие и предсмертные мысли старца Зосимы. Венчает главу «Поэма о великом инквизиторе» – объяснение миссии Христа на Земле и одновременно разоблачение духовного механизма любой тоталитарной идеологии, что сделало «легенду» особенно популярной в 20 в.
Триумфом Достоевского стала речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о «всечеловечности, всепримиримости» рус. души и о великой исторической миссии России – объединении во Христе всех народов Европы.
Достоевский быстро приобрел славу не только всероссийского, но и мирового романиста, и влияние его идей и художественных произведений сильно сказалось как в России, так и на Западе. Русскую мысль привлекают религиозные идеи Достоевского, которые развивает В. В. Розанов («Легенда о Великом инквизиторе») и Вл. С. Соловьев («Три речи в память Достоевского»). Так с Достоевского начинается «религиозный ренессанс» в рус. философии на рубеже 19–20 вв., представленный целой плеядой философов-богословов: Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, отца Павла Флоренского, отца Сергия Н. Булгакова, И. И. Ильина. У всех данных авторов имеются труды или статьи о Достоевском, обнаруживающие глубокую связь их с его духовным наследием. Трехтомная монография Д. С. Мережковского «Толстой и Достоевский» (с тремя разделами: Жизнь, Творчество, Религия) положила начало также и литературоведческому исследованию Достоевского, продолженному в 1910–20-е гг. фундаментальными работами В. Л. Комаровича, Вяч. И. Иванова, Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, М. М. Бахтина. В литературе рус. модернизма влияние Достоевского наиболее ощутимо было в прозе Андрея Белого (роман «Петербург») и Л. Андреева.
В западноевропейской литературе первой пол. 20 в. традиции Достоевского ощутимо присутствуют в творчестве Ф. Кафки, Г. Мейринка, Т. Манна, С. Цвейга в немецкой литературе, П. Бурже, А. Жида, Ж. Бернаноса, А. Камю во французской литературе. Наследниками философии этого писателя считали себя экзистенциалисты – А. Камю, Ж. П. Сартр, а также рус. эмигрант Лев Шестов. Новую волну интерпретаций Достоевского на Западе породила статья З. Фрейда «Достоевский и отцеубийство» (1928).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
329.59 кб

Ф. М. Достоевский и Русско-турецкая война 1877-1878 годов

Кочуков Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются взгляды знаменитого русского писателя Федора Михайловича Достоевского на Балканский кризис 1877-1878 гг.
Читать PDF
326.75 кб

Ф. М. Достоевский о российском предпринимательстве: художественный образ и реальная характеристика

Бойко Владимир Петрович
Рассматриваются проблемы, связанные с творчеством великого русского писателя Ф.М. Достоевского.
Читать PDF
2.14 мб

Ф. М. Достоевский. Краткие биографические сведения

Читать PDF
1.03 мб

Европейский дискурс Достоевский - Ницше

Левяш Илья Яковлевич
Читать PDF
1.72 мб

М. М. Достоевский - предприниматель (по материалам русской периодики XIX века)

Шипова Татьяна Николаевна
В 1850-е годы старший брат Ф. М. Достоевского Михаил Михайлович Достоевский (1820-1864) занялся предпринимательством и открыл в Санкт-Петербурге табачную фабрику и магазин. Одной из новаций М. М.
Читать PDF
5.21 мб

Ф. М. Достоевский об отношениях между интеллигенцией и православным русским народом

Свинцова Л. Г.
Читать PDF
234.64 кб

Вл. Соловьёв - Ф. Достоевский - Л. Толстой в контексте типологии творческих личностей П. П. Сувчинск

Колобова Ю. И.
Читать PDF
95.51 кб

Ф. Достоевский и В. Соловьев о России как связующем начале между западной и восточной культурными тр

В. В. Журавлев
Читать PDF
229.31 кб

ПРИЛОЖЕНИЕ. Ф. М. Достоевский, Н. П. Вагнер, А. Г. Достоевская: переписка

Е. Н. Вяль, О. А. Сосновская, О. В. Захарова
При публикации писем приводится нумерация листов в документах. Архивная нумерация указывается в текстологической справке. Подготовка текстов писем и публикация — Е. Н. Вяль, О. В. Захаровой, О. А. Сосновской.
Читать PDF
829.43 кб

ДОСТОЕВСКИЙ — СОАВТОР А. У. ПОРЕЦКОГО и В. Ф. ПУЦЫКОВИЧА в «ГРАЖДАНИНЕ»: опыт атрибуции

Александр Владимирович Отливанчик
Статья посвящена проблеме атрибуции публикаций еженедельника «Гражданин»: представлены доводы в пользу авторского участия Достоевского в статье «Семейная неурядица как причина самоубийства» («Гражданин». 1873. № 49; совместно с А.
Читать PDF
4.18 мб

«Друг писателей» М. А. Языков и Ф. М. Достоевский: взаимоотношения в письмах, атрибуция, комментарий

Андрианова Ирина Святославовна
Михаил Александрович Языков не являлся литератором, но он имеет свои заслуги перед русской литературой. Этот человек был другом и помощником таких разных по характеру и взглядам талантливых писателей, как И. И. Панаев, В. Г.
Читать PDF
54.53 кб

Рецензия на межвузовский сборник <<Ф.М. Достоевский и душа Омска>>. К 70-летию омского литературовед

Л. М. Марцева
Читать PDF
0.00 байт

Достоевский и просвещение

Чижевский Д. И.
Читать PDF
0.00 байт

Ф. М. Достоевский и “бесовская’' революция

Савкин Н. С.
Читать PDF
0.00 байт

Ф. М. Достоевский и песпективы русской духовности

Елдин М. А.

Похожие термины:

  • Достоевский, Ал-др Андр

    гистолог, р. 3 ф. 1857 в Елисаветграде, в двор. семье, д-р мед., † 6 окт. 1894. {Венгеров}
  • Достоевский Александр Андреевич

    Достоевский (Александр Андреевич) - гистолог. Родился в 1857 г., окончил курс в медико-хирургической академии в Петербурге в 1881 г. С 1884 г. - доктор медицины. В 1885 г. был командирован за границу, где занима
  • Достоевский, Александр Мих

    архит. Тавр. губ. (1859 г.). {Половцов}
  • Достоевский, Андрей Андреев

    секрет. Географ. общ., р. 3 апр. 1863 в Екатериносл., с. А. Мих. Достоевского (см.). {Венгеров}
  • Достоевский, Андрей Мих

    р. 1825, гражд. инж., † 7 марта 1897. {Венгеров}
  • Достоевский, Фед. Мих

    знам. писат., р. 30 окт. 1821 в Москве, с. штаб-лекаря, † 28 янв. 1881 в СПб. {Венгеров}
  • ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

    Федор Михайлович Достоевский родился в октябре 1821 г. в Москве. Отец его, штаб-лекарь в отставке, происходил из старинного, но захудалого дворянского рода и работал врачом в московской Мариинской б
  • Достоевский, Федор Михайлови

    — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб-лекаря в Мариинской бо
  • ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович

    (1821-1881) – великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН(1877). С 1847 г. он стал посещать кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, а в 1848 г. вошел в созданное на его базе тайное общество. В ап
  • Достоевский, Мих. Мих

    беллетр. и переводч., р. 1820 в Москве, брат Фед. Мих. Достоевского (см.), † 10 июня 1864. {Венгеров}
  • Достоевский Михаил Михайлович

    писатель-переводчик, р. 1821, † 10 июня 1864 г. {Половцов}
  • Достоевская, Анна Григорьевн

    составила "Библиограф. о Достоевском", жена Ф. М. Достоевского (см.), урожд. Сниткина, р. в 1840-х гг. {Венгеров}
  • Достоевская, Любовь Фед

    соврем. беллетристка, дочь Ф. М. Достоевского (см.). {Венгеров}