ДУХОВЕНСТВО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Духовенство
сословие священнослужителей. Подразделяется на белое (не монашествующее) и черное (монашествующее).

Источник: Православная энциклопедия.

Духовенство
люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

ДУХОВЕНСТВО
Служители церкви, имеющие духовный сан, вообще люди духовного звания. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монахи, дающие обет безбрачия).

Источник: Основы православной культуры. 2011

Духовенство
понятие, объединяющее представителей всех трех степеней православной церковной иерархии: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Д. делится на белое, состоящее из лиц, которые могут вступать в брак, и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество.

Источник: Краткий православный словарь.

Духовенство
собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. В православной церкви духовенство делится на чёрное (монашество) и белое (немонашествующие служители православной церкви).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ДУХОВЕНСТВО
служители культа в ряде современных религий. Удовлетворяет духовные потребности верующих, совершает культовые обряды и действия, проповедует вероучение. В православии делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы). Господствующее сословие, наряду с дворянством, в средние века.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДУХОВЕНСТВО
служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. На территории России существуют различные культы и вероисповедания, имеющие свое Д. (см. Буддизм, Иудаизм, Ислам, Ламаизм, Христианство). В Русской православной церкви Д. делится на белое - церковнослужители и священнослужители, и черное (см. Монашество).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ДУХОВЕНСТВО
понятие, объединяющее представителей всех трех степеней священства: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Духовенство делится на белое, состоящее из лиц, вступивших в брак (диакон, иерей, протоиерей, протопресвитер), и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество (иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). См. Священнослужители.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Духовенство
служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В феодальных государствах духовенство составляло особое привилегированное сословие. Архиепископы, епископы, настоятели монастырей были крупными землевладельцами. Духовенство способствовало распространению грамотности, знаний. Оно основывало школы, составляло хроники и т.п., хотя и препятствовало развитию научных знаний, независимых от богословия. Выходцы из низшего духовенства нередко были участниками или руководители народных движений (Ян Гус и др.).

Источник: Исторический словарь

Духовенство
привилегированное сословие, в которое входили священнои церковнослужители. Освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Сословная принадлежность наследовалась детьми, если они получали соответствующее образование и духовный сан либо занимали церковную должность. В противном случае они исключались из сословия. Дети духовенства могли переходить в другие сословия. Формально священником мог стать каждый, получивший соответствующее образование или обладавший необходимой подготовкой, но практически духовенство пополнялось из своих рядов. Духовенство делится на черное (монахи) и белое(священники, диаконы, дьячки). Черное духовенство состояло из всех сословий и существовало вне мирских законов.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ДУХОВЕНСТВО
служители культа, организованные в иерархическую корпорацию. Свое духовенство имели и имеют все мировые религии (буддизм, иудаизм, ислам, христианство). В России наиболее крупной является православная церковь. Духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (священно- и церковнослужители, живущие в миру как светские люди). С момента принятия Русью христианства (988) получили особые права и привилегии. Например, налог в пользу церкви — десятину, право на пожалования и др. Духовенство стало складываться в обособленное сословие. Юридически духовенство как полупривилегированное сословие сложилось после отмены патриаршества и подчинения церкви государству при Петре I. В 1722 г. были введены духовные штаты, зафиксирована принадлежность определенных лиц к духовенству. Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и подушной подати. Дети духовенства должны были обучаться в духовных школах и жениться на девицах священнослужителей. В 1764 г. после секуляризации церковных имуществ установились штаты монастырей и обязательный минимум оплаты жалования. После революции церковь была отделена от государства, было восстановлено патриаршество. Духовенство стало корпорацией гражданского общества.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Духовенство
совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве д. не было, первые христиан, общины имели демократич. устройство. Церк. организация окончательно сложилась на протяжении II—III вв. Только д. могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. было высшей инстанцией в вопросах веры, только оно определяло, что соответствует вере, а что является ересью. Д. имеет иерархич. структуру. Еще в античности выделились три высших ступени: епископ, пресвитер, дьякон, требующие при вступлении в них особого обряда рукоположения. Епископскими являются должности архиепископов, митрополитов, пап, патриархов. Низшее д. (их называют церковнослужителями в отличие от священнослужителей) составили пономари, псаломщики, аколиты, экзорцисты и др. Уже в средние века различали белое и черное д. Черное д. — это монахи, рукоположенные в священнослужители, удалившиеся от мира в свои монастыри; белое д. обслуживало религ. потребности мирян, не давая монашеских обетов. Ведущую роль в католич. и православной церквах играет епископат. Церк. соборы созывались для епископата, который и решал важнейшие вопросы жизни церкви. В средние века д. составляло особое привилегированное сословие — первое в Зап. Европе. Однако существовала колоссальная разница в материальном и общественном положении между высшим д. городов и сельскими приходскими священниками. По ряду подсчетов, в сер. XIV в. в Зап. Европе д. и монахи составляли 1,5% населения. В ряде городов они составляли большинство.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ДУХОВЕНСТВО
особое сословие, служители религиозного культа, рассматривающиеся церковью в качестве посредников между людьми и Богом. Подразделяется на белое Д. и на черное – монашество.
Первые христианские священники (в большинстве греки) появились на Руси в IX в. вместе с началом распространения христианства. Около 995–997 гг. была организована митрополичья кафедра в Киеве во главе с митрополитом (назначался в Константинополе патриархом). В конце X – начале XI в. созданы епархии. В иерархическом отношении Д. подразделялось (иерархия снизу вверх) на приходских священников, пресвитеров (не во всех епархиях и с неопределенной компетенцией), епископов.
Церковный причт состоял из священника, дьякона (не при каждой церкви), дьячка (прикреплялся к одной церкви или был «бродячим», «перехожим»), пономаря (назывался также свещегасом или свещеносом; нередко заменялся сторожем), просфорницы (с XII в. для выпечки просфор). Священник выбирался удельным князем, владельцем вотчины или приходской общиной из числа верующих (с ним заключался договор о взаимных обязанностях, сумме вознаграждения и др.) и представлялся для посвящения и рукоположения епископу. К середине XIII в. на Руси существовало 16 епархий.
В XVII в. в России насчитывалось 100–110 тыс. представителей белого Д. с членами семей мужского пола, монашествующих – около 10 тыс. Церковную иерархию возглавлял патриарх, который был главой всей церкви и одновременно епархиальным архиереем, так как управлял патриаршей областью. Следующую ступень занимали митрополиты, архиепископы и епископы, которые подчинялись патриарху в церковном и административно-судебном отношениях. Епархиальное Д. подчинялось архиереям, которые следили за исполнением на местах догматических и культовых норм веры, оформляли переход священников из одного прихода в другой, осуществляли контроль за доходами епархиальных церквей. Наиболее важные вопросы церковной жизни решались на церковных соборах.
В 1718 г. повелением Петра I были утверждены штаты Д., которые положили начало законодательному оформлению Д. как сословия. В XVIII – начале XX в. Д. составляло особое привилегированное сословие – в Табели о рангах высшие духовные чины практически приравнивались к генеральским на военной службе (см. Военное духовенство, Секуляризационная реформа Екатерины II, Церковная реформа Петра I).

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ДУХОВЕНСТВО
служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. корпорации. В антагонистич. клас. об-ве Д. в своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. порядок. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 206). В различ. религиях представители Д. в той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. общине и в церкви Д. делится на различные группы, а по своему обществ. положению и роли в церк. организации - на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. в религ. общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).

Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ. культа, Д. возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. об-ва с появлением клас. неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. силой: шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. находила свое выражение в ряде специфич. внеш. атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. "высших" религий и многие приемы культовой деятельности - молитвы, заклинания, магич. манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств. привилегией. Будучи частью господств. класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка "чудес", мнимых исцелений и т. д.

В совр. религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма. Так, напр., в ранних христ. общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. церк. орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. из епископских кафедр христ. церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. епископии со временем образовалось папство.

Господство религ. идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. века, сделали Д. могуществ., политически влият. и привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. эксплуатацию народа. Д. освобождалось от гос. налогов, воинск. службы, подсудности светской власти и т. д. В ср. века Д. распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. и сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. и имуществ. положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов: она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население; для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ. обману - продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. оппозиция против феодализма была направлена и против духов. феодалов. Представители низшего Д. нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. отлучениям, гонениям и казням; порой они выступали с критикой религии, христ. морали и существующих обществ. порядков (Жан Мелье, Жак Ру).

При капитализме религ. орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. об-ва, а Д. становится зависимым от буржуазии и гос-ва. Прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с землевладельч. аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. деления об-ва и решительно осуждая революц. клас. борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. иерархии. В бурж. странах Д. тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.

Служители религ. культа всегда были и являются носителями реакц. и антинауч. идеологии, проповедниками идеалистич. мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. вело борьбу с передовой науч. мыслью. Правда, в религиях Др. мира Д. при храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. п. В ср. века Д., будучи "единственным образованным классом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. в целях укрепления религии путем идеалистич. истолкования науч. открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.

В эпоху империализма, когда церк. и религ. орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения народов колониальных стран, Д. особенно активизировало свою борьбу против науч. социализма.

После победы Окт. революции, встреченной Д. повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. мотивов в обществ. и религ. деятельности Д. капиталистич. стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником "крестового похода" против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. социалистич. странах, поддерживало политику "холодной войны", проводимой империалистич. гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич. кругов Д. выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. еще в 1891 разработало в противовес программе науч. социализма свою социальную программу (см. Энциклика "Рерум новарум"). В кон. 2-й мировой войны католич. церковь во Франции и нек-рых др. странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. рабочих. Путем организации т. н. "светского апостолата" католич. церковь добивается создания из мирян помощников Д.

Рост и усиление социалистич. лагеря, успехи нац.-освободит. движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. представителей Д. в различ. странах, убедившихся в том, что поддержка "холодной войны" компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. в ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. в своем большинстве заняло по отношению к социалистич. гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. идеологии.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1953; Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36; Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. с франц., М., 1962.

М. М. Шейнман. Москва.

Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. православная церковь. Православное Д. состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви - митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит. участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счет вкладов "на домин души", покупки земель у светских феодалов и захвата "черных" земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. привилегиями, податным и суд. иммунитетом. Представители высшего Д. были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. обществе и значение в гос. жизни. В монастырях было положено начало рус. летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. и внутри-клас. борьбу в России. В кон. 14-16 вв. значит. распространение получили ереси. Активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. и посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. было незавидно: они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл. пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на "черной" земле, не освобождалось от гос. податей и повинностей. Уровень образования белого Д. был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к.. кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. было значительно лучше, т. к.. оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств. уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. в 97 413 душ мужского пола.

В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение ее в часть гос. аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые с населением св. 2 млн. чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.

Белое Д. на протяжении 18 в. постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.

Д. верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадежностью прихожан. 40% нач. школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался "закон божий". Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы революции 1905-07 Д. активно участвовало в контрреволюц. обществах и погромных орг-циях типа "Союза русского народа" или "Союза Михаила Архангела", сеяло нац. вражду; оно было вдохновителем евр. погромов и черносотенных погромов интеллигенции. Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом - землями, торг. заведениями, пром. предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. белого Д. и 91 654 черного Д.

Д. враждебно встретило Окт. революцию. Всеросс. поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. и зарубежной контрреволюции с Сов. властью. В годы гражд. войны Д. активно вело антисов. агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. формировались даже спец. воинские отряды для борьбы с Красной Армией - "полки богородицы", "полки Иисуса" и т. д. В 1922 Д. пыталось использовать для борьбы с Сов. властью голод в Поволжье, объявив его "наказанием божиим" за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. революции занимало Д. всех других вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.

Лит.: Верховский П. В., Очерки по истории рус. церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912; Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Голубинский Е. Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Самсонов А. М., Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. произведения, М., 1959; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.

В. С. Шульгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
84.53 кб

Власть и духовенство (к вопросу о численности православных-обновленцев на Нижней Волге в 1930-х гг.)

Пономарёв Максим Владимирович
В статье рассматриваются вопросы влияния органов власти на возникновение обновленческого раскола на Нижней Волге, на количество православных обновленческих приходов края и территориальную их локализацию.
Читать PDF
262.55 кб

Приходское духовенство: особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIX нача

Скутнев А. В.
Читать PDF
353.51 кб

Крестьянство и приходское духовенство в начале ХХ века

Земцов Л. И.
Читать PDF
107.15 кб

Мусульманское «Духовенство» Узбекистана в 1927 году (оценка полномочного представителя о ГПУ в Средн

Арапов Дмитрий Юрьевич
Читать PDF
135.26 кб

Мусульманское духовенство в военно-учебных заведениях Российской империи

Абдуллин Х. М.
Читать PDF
60.08 кб

Рецензия: Скутнев А. В. Православное духовенство на закате империи. Киров, 2009. 235 с

Каиль Максим Владимирович
Читать PDF
180.53 кб

Приходское духовенство у сибирских татар в XVIII начале XX в.

Бакиева Гульсифа Такиюлловна
Прослежена роль духовенства в жизни мусульманской общины сибирских татар с середины XVIII до начала XX в. Проанализированы структура приходского духовенства, его иерархичность.
Читать PDF
204.85 кб

Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала в пореформенный период

Петров Владимир Иванович
Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала к концу XIX века начинает выходить из узкосословных рамок с сохранением главной функции духовной организации общественной жизни.
Читать PDF
148.75 кб

Крестьянство и духовенство в первой трети XX В. (некоторые аспекты модернизационных процессов в дере

Полищук Иван Спиридонович
Читать PDF
287.62 кб

Еврейские «СолДАты-вЕроотступники» и православное духовенство (1860-1870-е гг. )

Амчиславский Виктор Леонидович
Рассматриваются конфессиональные проблемы нижних чинов евреев, служивших в русской армии и на флоте. В годы правления Александра II бывшие кантонисты отказывались от исповедания православия и возвращались в иудаизм.
Читать PDF
121.22 кб

Православное духовенство в III Государственной Думе Российской империи

Васильев Илья Александрович
Читать PDF
130.93 кб

Православное духовенство во II Государственной думе Российской империи

Васильев Илья Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Приходское духовенство Западной Сибири в послевоенный период

Сосковец Любовь Ивановна
В статье исследуется состояние кадрового корпуса священнослужителей Русской православной церкви на территории Западной Сибири в 40-60-е гг. XX в.
Читать PDF
1.29 мб

97. 04. 002. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России до начала ХУШ в (к постановке

Читать PDF
287.06 кб

Мусульманское духовенство в общественно-политической жизни Афганистана

Сикоев Руслан
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2006 г., № 2, с. 147-153.

Похожие термины:

  • БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

    общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от черного духовенства (высшего).
  • ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

    монашествующее духовенство: иеромонахи, архиереи.
  • ДУХОВЕНСТВО ИСЛАМСКОЕ

    совокупность лиц, связанных с отправлением культа, мусульм. судопроизводством, разработкой и трактовкой вопросов мусульм. права и богословия, с рук-вом общиной верующих. К Д. и. относили и преПенз.
  • ДУХОВЕНСТВО ИУДЕЙСКОЕ

    лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб в иудейской религии. Ко времени организации Пенз. евр. общины (2-я пол. 19 в.) в состав ее духовенства входили раввин и резн
  • Духовенство православное

    особое сословие в России, занимавшееся отправлением религиозных обрядов. В Русской православной церкви сложилась следующая иерархия духовенства. 1. Черное (монашество, принимавшее на себя особые
  • ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

    священнослужители, выполнявшие религиозные функции в армии и на флоте. До XVIII в. священники временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или распоряжением царя. По воинскому уставу
  • Съезд мусульманского духовенства 4-го Горно-Заводского р-на Уральской обл

    в условиях капитализма доход, получаемый капиталистом в процессе эксплуатации рабочей силы. Погоня за прибылью — цель капиталистического производства. В условиях социализма прибыль — часть чис
  • Съезд мусульманского духовенства Бугурусланского уезда

    состоялся 14.11.1912 г. в г. Бугуруслане с разрешения Бугурусланского уеездного исправника, выданного 25.10.1912 г. На нем впервые была сделана попытка всестороннего и тщательного анализа целесообразности
  • Одежда духовенства и монашествующих

    Традиционной одеждой всех клириков, а также т. н. поставленных Сутанаслужителей (чтеца и аколита), является сутана – черное разрезное платье с застежками до пола. Цвет сутаны зависит от степени кли
  • Привилегии духовенства

    Привилегии духовенства (benefits of clergy), разрешение духовным лицам, уличенным в преступлении, отказаться от рассмотрения дела в светском суде и требовать церк. суда, р-рый, как правило, выносил более мя
  • ПРИМЕЧАНИЯ [ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДУХОВЕНСТВА]

    адресованные И. И. Шувалову заметки, представляющие собой черновую разработку ―главы ―О исправлении нравов и большем народа просвещении, намеченной Л. в сочинении ―О размножении и сохранении ро