ДУХОВЕНСТВО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Духовенство
сословие священнослужителей. Подразделяется на белое (не монашествующее) и черное (монашествующее).

Источник: Православная энциклопедия.

Духовенство
люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

ДУХОВЕНСТВО
Служители церкви, имеющие духовный сан, вообще люди духовного звания. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монахи, дающие обет безбрачия).

Источник: Основы православной культуры. 2011

Духовенство
понятие, объединяющее представителей всех трех степеней православной церковной иерархии: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Д. делится на белое, состоящее из лиц, которые могут вступать в брак, и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество.

Источник: Краткий православный словарь.

Духовенство
собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. В православной церкви духовенство делится на чёрное (монашество) и белое (немонашествующие служители православной церкви).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ДУХОВЕНСТВО
служители культа в ряде современных религий. Удовлетворяет духовные потребности верующих, совершает культовые обряды и действия, проповедует вероучение. В православии делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы). Господствующее сословие, наряду с дворянством, в средние века.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДУХОВЕНСТВО
служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. На территории России существуют различные культы и вероисповедания, имеющие свое Д. (см. Буддизм, Иудаизм, Ислам, Ламаизм, Христианство). В Русской православной церкви Д. делится на белое - церковнослужители и священнослужители, и черное (см. Монашество).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ДУХОВЕНСТВО
понятие, объединяющее представителей всех трех степеней священства: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. Духовенство делится на белое, состоящее из лиц, вступивших в брак (диакон, иерей, протоиерей, протопресвитер), и черное, состоящее из лиц священного сана, принявших монашество (иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). См. Священнослужители.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Духовенство
служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В феодальных государствах духовенство составляло особое привилегированное сословие. Архиепископы, епископы, настоятели монастырей были крупными землевладельцами. Духовенство способствовало распространению грамотности, знаний. Оно основывало школы, составляло хроники и т.п., хотя и препятствовало развитию научных знаний, независимых от богословия. Выходцы из низшего духовенства нередко были участниками или руководители народных движений (Ян Гус и др.).

Источник: Исторический словарь

Духовенство
привилегированное сословие, в которое входили священнои церковнослужители. Освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Сословная принадлежность наследовалась детьми, если они получали соответствующее образование и духовный сан либо занимали церковную должность. В противном случае они исключались из сословия. Дети духовенства могли переходить в другие сословия. Формально священником мог стать каждый, получивший соответствующее образование или обладавший необходимой подготовкой, но практически духовенство пополнялось из своих рядов. Духовенство делится на черное (монахи) и белое(священники, диаконы, дьячки). Черное духовенство состояло из всех сословий и существовало вне мирских законов.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ДУХОВЕНСТВО
служители культа, организованные в иерархическую корпорацию. Свое духовенство имели и имеют все мировые религии (буддизм, иудаизм, ислам, христианство). В России наиболее крупной является православная церковь. Духовенство делится на черное (монашествующее) и белое (священно- и церковнослужители, живущие в миру как светские люди). С момента принятия Русью христианства (988) получили особые права и привилегии. Например, налог в пользу церкви — десятину, право на пожалования и др. Духовенство стало складываться в обособленное сословие. Юридически духовенство как полупривилегированное сословие сложилось после отмены патриаршества и подчинения церкви государству при Петре I. В 1722 г. были введены духовные штаты, зафиксирована принадлежность определенных лиц к духовенству. Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и подушной подати. Дети духовенства должны были обучаться в духовных школах и жениться на девицах священнослужителей. В 1764 г. после секуляризации церковных имуществ установились штаты монастырей и обязательный минимум оплаты жалования. После революции церковь была отделена от государства, было восстановлено патриаршество. Духовенство стало корпорацией гражданского общества.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Духовенство
совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве д. не было, первые христиан, общины имели демократич. устройство. Церк. организация окончательно сложилась на протяжении II—III вв. Только д. могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. было высшей инстанцией в вопросах веры, только оно определяло, что соответствует вере, а что является ересью. Д. имеет иерархич. структуру. Еще в античности выделились три высших ступени: епископ, пресвитер, дьякон, требующие при вступлении в них особого обряда рукоположения. Епископскими являются должности архиепископов, митрополитов, пап, патриархов. Низшее д. (их называют церковнослужителями в отличие от священнослужителей) составили пономари, псаломщики, аколиты, экзорцисты и др. Уже в средние века различали белое и черное д. Черное д. — это монахи, рукоположенные в священнослужители, удалившиеся от мира в свои монастыри; белое д. обслуживало религ. потребности мирян, не давая монашеских обетов. Ведущую роль в католич. и православной церквах играет епископат. Церк. соборы созывались для епископата, который и решал важнейшие вопросы жизни церкви. В средние века д. составляло особое привилегированное сословие — первое в Зап. Европе. Однако существовала колоссальная разница в материальном и общественном положении между высшим д. городов и сельскими приходскими священниками. По ряду подсчетов, в сер. XIV в. в Зап. Европе д. и монахи составляли 1,5% населения. В ряде городов они составляли большинство.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Федосик В А. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ДУХОВЕНСТВО
особое сословие, служители религиозного культа, рассматривающиеся церковью в качестве посредников между людьми и Богом. Подразделяется на белое Д. и на черное – монашество.
Первые христианские священники (в большинстве греки) появились на Руси в IX в. вместе с началом распространения христианства. Около 995–997 гг. была организована митрополичья кафедра в Киеве во главе с митрополитом (назначался в Константинополе патриархом). В конце X – начале XI в. созданы епархии. В иерархическом отношении Д. подразделялось (иерархия снизу вверх) на приходских священников, пресвитеров (не во всех епархиях и с неопределенной компетенцией), епископов.
Церковный причт состоял из священника, дьякона (не при каждой церкви), дьячка (прикреплялся к одной церкви или был «бродячим», «перехожим»), пономаря (назывался также свещегасом или свещеносом; нередко заменялся сторожем), просфорницы (с XII в. для выпечки просфор). Священник выбирался удельным князем, владельцем вотчины или приходской общиной из числа верующих (с ним заключался договор о взаимных обязанностях, сумме вознаграждения и др.) и представлялся для посвящения и рукоположения епископу. К середине XIII в. на Руси существовало 16 епархий.
В XVII в. в России насчитывалось 100–110 тыс. представителей белого Д. с членами семей мужского пола, монашествующих – около 10 тыс. Церковную иерархию возглавлял патриарх, который был главой всей церкви и одновременно епархиальным архиереем, так как управлял патриаршей областью. Следующую ступень занимали митрополиты, архиепископы и епископы, которые подчинялись патриарху в церковном и административно-судебном отношениях. Епархиальное Д. подчинялось архиереям, которые следили за исполнением на местах догматических и культовых норм веры, оформляли переход священников из одного прихода в другой, осуществляли контроль за доходами епархиальных церквей. Наиболее важные вопросы церковной жизни решались на церковных соборах.
В 1718 г. повелением Петра I были утверждены штаты Д., которые положили начало законодательному оформлению Д. как сословия. В XVIII – начале XX в. Д. составляло особое привилегированное сословие – в Табели о рангах высшие духовные чины практически приравнивались к генеральским на военной службе (см. Военное духовенство, Секуляризационная реформа Екатерины II, Церковная реформа Петра I).

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ДУХОВЕНСТВО
служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. корпорации. В антагонистич. клас. об-ве Д. в своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. порядок. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 206). В различ. религиях представители Д. в той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. общине и в церкви Д. делится на различные группы, а по своему обществ. положению и роли в церк. организации - на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. в религ. общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).

Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ. культа, Д. возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. об-ва с появлением клас. неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. силой: шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. находила свое выражение в ряде специфич. внеш. атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. "высших" религий и многие приемы культовой деятельности - молитвы, заклинания, магич. манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств. привилегией. Будучи частью господств. класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка "чудес", мнимых исцелений и т. д.

В совр. религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма. Так, напр., в ранних христ. общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. церк. орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. из епископских кафедр христ. церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. епископии со временем образовалось папство.

Господство религ. идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. века, сделали Д. могуществ., политически влият. и привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. эксплуатацию народа. Д. освобождалось от гос. налогов, воинск. службы, подсудности светской власти и т. д. В ср. века Д. распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. и сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. и имуществ. положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов: она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население; для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ. обману - продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. оппозиция против феодализма была направлена и против духов. феодалов. Представители низшего Д. нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. отлучениям, гонениям и казням; порой они выступали с критикой религии, христ. морали и существующих обществ. порядков (Жан Мелье, Жак Ру).

При капитализме религ. орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. об-ва, а Д. становится зависимым от буржуазии и гос-ва. Прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с землевладельч. аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. деления об-ва и решительно осуждая революц. клас. борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. иерархии. В бурж. странах Д. тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.

Служители религ. культа всегда были и являются носителями реакц. и антинауч. идеологии, проповедниками идеалистич. мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. вело борьбу с передовой науч. мыслью. Правда, в религиях Др. мира Д. при храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. п. В ср. века Д., будучи "единственным образованным классом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. в целях укрепления религии путем идеалистич. истолкования науч. открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.

В эпоху империализма, когда церк. и религ. орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения народов колониальных стран, Д. особенно активизировало свою борьбу против науч. социализма.

После победы Окт. революции, встреченной Д. повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. мотивов в обществ. и религ. деятельности Д. капиталистич. стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником "крестового похода" против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. социалистич. странах, поддерживало политику "холодной войны", проводимой империалистич. гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич. кругов Д. выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. еще в 1891 разработало в противовес программе науч. социализма свою социальную программу (см. Энциклика "Рерум новарум"). В кон. 2-й мировой войны католич. церковь во Франции и нек-рых др. странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. рабочих. Путем организации т. н. "светского апостолата" католич. церковь добивается создания из мирян помощников Д.

Рост и усиление социалистич. лагеря, успехи нац.-освободит. движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. представителей Д. в различ. странах, убедившихся в том, что поддержка "холодной войны" компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. в ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. в своем большинстве заняло по отношению к социалистич. гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. идеологии.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1953; Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36; Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. с франц., М., 1962.

М. М. Шейнман. Москва.

Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. православная церковь. Православное Д. состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви - митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит. участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счет вкладов "на домин души", покупки земель у светских феодалов и захвата "черных" земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. привилегиями, податным и суд. иммунитетом. Представители высшего Д. были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. обществе и значение в гос. жизни. В монастырях было положено начало рус. летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. и внутри-клас. борьбу в России. В кон. 14-16 вв. значит. распространение получили ереси. Активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. и посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. было незавидно: они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл. пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на "черной" земле, не освобождалось от гос. податей и повинностей. Уровень образования белого Д. был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к.. кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. было значительно лучше, т. к.. оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств. уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. в 97 413 душ мужского пола.

В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение ее в часть гос. аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые с населением св. 2 млн. чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.

Белое Д. на протяжении 18 в. постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.

Д. верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадежностью прихожан. 40% нач. школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался "закон божий". Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы революции 1905-07 Д. активно участвовало в контрреволюц. обществах и погромных орг-циях типа "Союза русского народа" или "Союза Михаила Архангела", сеяло нац. вражду; оно было вдохновителем евр. погромов и черносотенных погромов интеллигенции. Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом - землями, торг. заведениями, пром. предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. белого Д. и 91 654 черного Д.

Д. враждебно встретило Окт. революцию. Всеросс. поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. и зарубежной контрреволюции с Сов. властью. В годы гражд. войны Д. активно вело антисов. агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. формировались даже спец. воинские отряды для борьбы с Красной Армией - "полки богородицы", "полки Иисуса" и т. д. В 1922 Д. пыталось использовать для борьбы с Сов. властью голод в Поволжье, объявив его "наказанием божиим" за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. революции занимало Д. всех других вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.

Лит.: Верховский П. В., Очерки по истории рус. церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912; Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Голубинский Е. Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Самсонов А. М., Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. произведения, М., 1959; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.

В. С. Шульгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Власть и духовенство (к вопросу о численности православных-обновленцев на Нижней Волге в 1930-х гг.)

Пономарёв Максим Владимирович
В статье рассматриваются вопросы влияния органов власти на возникновение обновленческого раскола на Нижней Волге, на количество православных обновленческих приходов края и территориальную их локализацию.
Читать PDF
0.00 байт

Приходское духовенство: особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIX нача

Скутнев А. В.
Читать PDF
0.00 байт

Крестьянство и приходское духовенство в начале ХХ века

Земцов Л. И.
Читать PDF
0.00 байт

Приходское духовенство у сибирских татар в XVIII начале XX в.

Бакиева Гульсифа Такиюлловна
Прослежена роль духовенства в жизни мусульманской общины сибирских татар с середины XVIII до начала XX в. Проанализированы структура приходского духовенства, его иерархичность.
Читать PDF
0.00 байт

Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала в пореформенный период

Петров Владимир Иванович
Духовенство Среднего Поволжья и Южного Урала к концу XIX века начинает выходить из узкосословных рамок с сохранением главной функции духовной организации общественной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Еврейские «СолДАты-вЕроотступники» и православное духовенство (1860-1870-е гг. )

Амчиславский Виктор Леонидович
Рассматриваются конфессиональные проблемы нижних чинов евреев, служивших в русской армии и на флоте. В годы правления Александра II бывшие кантонисты отказывались от исповедания православия и возвращались в иудаизм.
Читать PDF
0.00 байт

Приходское духовенство Западной Сибири в послевоенный период

Сосковец Любовь Ивановна
В статье исследуется состояние кадрового корпуса священнослужителей Русской православной церкви на территории Западной Сибири в 40-60-е гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Мусульманское духовенство Нижегородского и Самарского Поволжья в 1930-е гг. : проблемы выживания

Гусева Ю. Н., Сенюткина О. Н.
Статья посвящена анализу проблем существования исламского духовенства Куйбышевской и Горьковской областей в 1930-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Мусульманское «Духовенство» Узбекистана в 1927 году (оценка полномочного представителя о ГПУ в Средн

Арапов Дмитрий Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Мусульманское духовенство Нижегородчины: истоки, эволюция, трансформация

Сенюткина О. Н.
На архивных и историографических материалах автор прослеживает особенности возникновения, развития религиозной элиты мусульман в пределах современной Нижегородской области с периода действия абызов (незарегистрированных имамов) до
Читать PDF
0.00 байт

Православное и мусульманское духовенство в период установления советской власти и Гражданской войны

Долматов Антон Алексеевич
Целью статьи является анализ взаимоотношений православного и мусульманского духовенства Симбирской губернии с большевиками в период с установления советской власти в Симбирске в декабре 1917 г. и по октябрь 1918 г.
Читать PDF
0.00 байт

Духовенство Русской православной церкви и «Старорежимные» символика и ономастика (весна 1917 г. )

Бабкин Михаил Анатольевич
В статье предпринята попытка проанализировать политическую позицию духовенства Русской православной церкви весной 1917 г.
Читать PDF
0.00 байт

Рец. На кн. : Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (высшее духовенство Российской Церкви в б

Ковырзин К. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Большой террор» 1937-1938 гг. И православное духовенство: репрессии в советском Татарстане

Степанов Алексей Федорович
В статье исследуются гонения на религию и Церковь, массовые репрессии против верующих преимущественно в годы «Большого террора» в Татарской АССР. В 1929-1930 гг. было закрыто 60 % храмов. В 1937 г.
Читать PDF
0.00 байт

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Р

Колесова М. Е.

Похожие термины:

  • БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО

    общее название низших (не монашествующих) священнослужителей (священники, дьяконы) в отличие от черного духовенства (высшего).
  • ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО

    монашествующее духовенство: иеромонахи, архиереи.
  • Духовенство православное

    особое сословие в России, занимавшееся отправлением религиозных обрядов. В Русской православной церкви сложилась следующая иерархия духовенства. 1. Черное (монашество, принимавшее на себя особые
  • ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО

    священнослужители, выполнявшие религиозные функции в армии и на флоте. До XVIII в. священники временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или распоряжением царя. По воинскому уставу
  • ДУХОВЕНСТВО ИСЛАМСКОЕ

    совокупность лиц, связанных с отправлением культа, мусульм. судопроизводством, разработкой и трактовкой вопросов мусульм. права и богословия, с рук-вом общиной верующих. К Д. и. относили и преПенз.
  • ДУХОВЕНСТВО ИУДЕЙСКОЕ

    лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб в иудейской религии. Ко времени организации Пенз. евр. общины (2-я пол. 19 в.) в состав ее духовенства входили раввин и резн
  • Съезд мусульманского духовенства 4-го Горно-Заводского р-на Уральской обл

    прошел 5–7.09.1927 г. в соборной мечети г.Перми под председательством имам-мухтасиба З.А. Касимова. Целью с. было ознакомление мусульман р-на с результатами Всерос. мус. съезда, прошедшего в Уфе 25.10–4.11.192
  • Съезд мусульманского духовенства Бугурусланского уезда

    состоялся 14.11.1912 г. в г. Бугуруслане с разрешения Бугурусланского уеездного исправника, выданного 25.10.1912 г. На нем впервые была сделана попытка всестороннего и тщательного анализа целесообразности
  • Одежда духовенства и монашествующих

    Традиционной одеждой всех клириков, а также т. н. поставленных Сутанаслужителей (чтеца и аколита), является сутана – черное разрезное платье с застежками до пола. Цвет сутаны зависит от степени кли
  • Привилегии духовенства

    Привилегии духовенства (benefits of clergy), разрешение духовным лицам, уличенным в преступлении, отказаться от рассмотрения дела в светском суде и требовать церк. суда, р-рый, как правило, выносил более мя
  • ПРИМЕЧАНИЯ [ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДУХОВЕНСТВА]

    адресованные И. И. Шувалову заметки, представляющие собой черновую разработку ―главы ―О исправлении нравов и большем народа просвещении, намеченной Л. в сочинении ―О размножении и сохранении ро
  • ШУРА-И-УЛЕМА (Совет духовенства)

    религиозно-политическая организация, выделилась в июне 1917 из "Шура-и-ислама", участвовала в организации "Кокандской автономии" и басмачества (с разгромом которого прекратила существование).