Эпикур

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭПИКУР
341 — 270 гг. до н. э.) — греческий философ, основатель эпикурейской школы. Он родился на острове Самос, но большую часть жизни провел в Афинах. Он учил, что высшее благо заключается в удовлетворении своих желаний, и только гораздо позднее эпикурейцами стали называть людей, живущих исключительно в свое удовольствие. По мнению Эпикура, лишь добродетель дает счастье; стоики же утверждали, что добродетель должна существовать ради самой себя и не дарует счастья.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Эпикур
(греч. Epikuros, 342 /341 – 271/272 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, последователь Демокрита. Основал в 310 г. до н. э. философскую школу, в 306 г. до н. э. перенес ее в Афины. Школа называлась «Сад Эпикура». До наших дней сохранились три письма «Главные мысли». Его учение состоит из каноники (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма), физики (учение о природе) и этики (логика). Учение Эпикура о природе (физика) направлено на организацию практической деятельности, которая освобождает людей от суеверий религии и страха смерти. Девиз Эпикура — «Живи уединенно». Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия). Влияние Эпикура на римлян заметно у Горация и особенно у Лукреция в его философских поэмах.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Эпикур
341- 270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. В 306 г. вместе с учениками переселился в Афины, где прожил до самой смерти и основал философскую школу Сад, просуществовавшую до начала 6 в. н.э. Философская система Эпикура включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Эпикур разработал материалистическое учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; основные элементы мироздания: атомы - первоначальные материальные тела и пустота - занимаемое ими пространство.

Источник: Исторический словарь

Эпикур
Эпикур (Epicurus) (341-270 до н.э.), основатель фи-лос. школы эпикурейцев. Посещал лекции в Афинской академии и здесь же организовал свой кружок (307- 306). Его последователи (среди к-рых были женщины и рабы) жили весьма скромно, но замкнутый образ жизни и гедонистические взгляды самого Э. были причиной того, что соперничавшие философы обвиняли его в эгоистическом желании получать удовольствие. Эпикурейцы действительно считали удовольствие единств, целью жизни, но они не трактовали ее как бесконечный поиск чувственных наслаждений. Скорее, удовольствие было для них условием существования при удовлетворении естеств. и необходимых потребностей. Эпикурейцы стремились к избавлению от страданий, от душевного беспокойства и оков принуждения, связанных с участием в полит, и обществ, жизни.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ЭПИКУР
341 — 270 до н.э.) — др.-греч. философ-мате-риалист. Род. на о. Самос в семье школьн. учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. школу — «Сад» (по имени Э. — эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. н.э. и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма. Свое учение Э. излагал в беседах, многочисл. письмах и соч. Им было написано ок. 300 соч., большая часть к-рых не сохран. Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом явл. принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; осн. элементы миро-здания: атомы — первонач. материальные тела и пустоты — занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. Э. отвергал «мир идей» Платона и «первый двигатель» Аристотеля. Кол-во миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первонач. скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следоват., смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувств. состояние тела. Э. признает существование богов — блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающ. в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом — вымышл. существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредств. связанном с физикой и каноникой, Э. стремился найти пути к счастл. жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естеств. и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувствен. наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастл. жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от др. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский хар-р: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порожд. мудростью: мудрость — благо смертное, а дружба — благо бессмертное. Мудрость Э. рассматр. как врачебное иск-во, исцеляющее людей от душевных страданий.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Эпикур
(греч. Epikuros), др.-греч. философ. Род. в 342–341 до н. э. на о. Самос, ум. в 271/270 в Афинах. Ученик Навсифана, последователя Демокрита, продолжатель левкиппо-демокритовской атомистики. Основал в 310 до н. э. в Митилене философскую школу (греч. Kepos). В 306 перенес эту школу в Афины. Школа получила назв. «Сад Э.». Возглавлял ее до самой смерти. От трудов Э. до наших дней сохранилось три письма и «Kyriai doxai» («Главные мысли») — в одной из 10 книг Диогена Лаэртского, отрывки из осн. произведения «О природе» (на папирусе), а также многочисл. фрагменты других трудов. Учение Э. состоит из каноники, физики и этики. Каноника (логика) выдвигает критерии, по которым можно определить, чт о является истинным, а что — ложным; указывает, к чему нужно стремиться и чего следует избегать. Все чувств, восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения — проверяется практически ощущениями удовольствия или неудовольствия. Учение Э. о природе (физика) примыкает к системе Демокрита и направлено на организацию практич. деятельности, которая должна освобождать людей от суеверий религии и страха смерти. Э. внес изменения в теорию атомов по сравнению с предшественниками (гипотеза о произвольном отклонении атомов от вертикального падения). Эта гипотеза не только объясняет образование мира в процессе столкновений атомов во время их падения в пустом пространстве, но и дает натурфилософское обоснование свободы воли, свойств, индивидууму (этика): по Э., атомы души обладают индетерминированной свободой, и от них зависят наши поступки, которые не подчинены никакому принуждению. Цель человеч. жизни — удовольствие, но последнее трактуется не только как чувств, наслаждение, но и как избавление от физич. боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если стремиться к покою, уравновешенности, душевному миру, «штилю» духа, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте (любимое выражение Э.: «Lathe biosas» — «Живи скрытно»), в тесном дружеском кругу, неучастие в государств, жизни — эти советы отражали эпоху, когда политич. нестабильность угрожала государству и личности. Отсюда индивидуалистич. и созерцательный характер этики Э. Для духовных наслаждений необходимо быть добродетельным; чтобы быть добродетельным, нужно быть мудрым. Привычная вера в бога Э. отвергалась, по Э., боги — блаженные существа, которые живут в Intermundien («междумириях») и ни во что не вмешиваются. Жизнь Э. протекала в полном соответствии с постулатами его учения. Ему претила показная роскошь. Э. почитали многочисл. друзья и ученики — его современники, а также позднейшие последователи. В его школе обучались также женщины и рабы. Влияние Э. на римлян заметно у Горация и особенно у Лукреция, в его философских поэмах. Учение и сама личность Э. в последующие столетия, так же как и некоторыми современниками, подвергались клеветнич. нападкам. Лишь к началу нов. времени, особенно благодаря работам Гассенди (1582–1655), начал воссоздаваться истинный образ Э. О различии натурфилософии Э. и Демокрита писал К. Маркс в своей докторской диссертации 1841.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭПИКУР
´Epixoyros) (341-270 до н. э.) - др.-греч. философ-материалист. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. школу - "Сад" (по имени Э. - эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. н. э. и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма. Свое учение Э. излагал в беседах, многочисл. письмах и сочинениях. Им было написано ок. 300 сочинений, большая часть к-рых не сохранилась. Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; осн. элементы мироздания: атомы - первоначальные материальные тела и пустота - занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. Мысль Э. о свободном отклонении атомов в пространстве, высоко оцененная К. Марксом и В. И. Лениным, была попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения; в этом состояло существенное отличие натурфилософии Э. от атомистич. теории Демокрита. Э. отвергал "мир идей" Платона и "первый двигатель" Аристотеля. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувственное состояние тела. Э. признает существование богов - блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающихся в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом, - вымышленные существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредственно связанном с физикой и каноникой, Э. стремился найти пути к счастливой жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувственном наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость - благо смертное, а дружба - благо бессмертное. Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Учение Э. было высоко оценено К. Марксом в его докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и в "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии" (там же, с. 99-215). В. И. Ленин подчеркивал огромное значение Э. и его школы в борьбе против религии и идеализма.

Соч. в рус. пер., в кн.: Маковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955.

Лит.: Шакир-заде А. С., Эпикур, М., 1963; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Эпикура, "ВФ", 1966, No 8; Bailey С., Epicurus, Oxf., 1926; Diano C. (ed.), Epicuri ethica, Florentiae, 1946; Gigon O., Epicurus, Z., (1949); Cresson A., Epicure. Sa vie, son ceuvre avec un expos? de sa philosophie, (2 ?d.), P., (1959); M?ller R., Die epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.

A. С. Шакир-заде. Баку.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Эпикур
греч. Epikuros)
(342/341 - 271/270 до н.э.)
   знаменитый греческий философ; родился на о-ве Самос в семье сельского учителя; юношей переехал в Афины, затем путешествовал по городам Малой Азии. Окончательно поселившись в Афинах в 307 г., Э. основал школу, известную под названием «Сад Эпикура». Он написал свыше 300 трудов, развивавших атомистическое учение Демокрита, среди них - «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «Канон» (все они сохранились лишь частично). Э. объяснял все явления природы ее же внутренними закономерностями, считая мир материальным и состоящим из пустоты и движущихся в ней атомов разной формы и величины. Боги, согласно Э., тоже состоят из атомов и обитают в пространствах между мирами, ведя блаженную жизнь и не вмешиваясь в земные дела.
   Свое атомистическое учение Э. использовал для построения этической теории, в первую очередь, чтобы обосновать положение о свободе воли: атомы души так же свободны, как и все другие атомы, и не подчиняются никакому принуждению. Смысл человеческой жизни в удовольствии, но не в узком, а в широком смысле слова: это не только наслаждения, а и свобода от душевных и физических страданий, безмятежность духа. Человек должен освободиться от страха смерти и стремиться к покою и уравновешенному состоянию; однако достигнуть такого состояния можно только обладая добродетелью и мудростью. Все это определяло главные черты этики Э. - индивидуалистичность и созерцательность. Жить в тихом, укромном месте, отказаться от участия в общественной жизни и гос. делах - вот к чему должен, по мысли Э., стремиться человек. Этические взгляды Э. получили широкое распространение в первую очередь благодаря личному примеру философа и деятельности его школы, которую могли посещать даже женщины и дети.
   Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 397-442; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 178-236; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С. 223-230.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий философ, основатель эпикурейской системы философии. Прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную, под названием "Сад Эпикура", не уступавшую Академии Платона. Здесь в качестве учеников допускались также женщины, и рабы. Основой учения Эпикура являлась атомистическая теория Демокрита, в этике развивалась теория, согласно которой боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, так что их не надо ни умилостивлять, ни бояться. Таким образом люди освобождаются для стремления к своей естественной цели - счастью и спокойствию. Свобода же эта может быть достигнута лишь путем отречения от мирских целей. Изложение идей Эпикура наилучшим образом дано в поэме римского поэта Лукреция Кара "О природе вещей". Эпикуреизм был весьма популярен в античном мире, выдерживая нападки как со стороны стоиков, так и со стороны христиан. При этом, однако, часто толковался неверно, как стремление к удовольствиям и материальным выгодам.
   Эпикуреизм развивали рационалисты 18 в., а в Американскую декларацию независимости вписано право каждого человека стремиться к своему счастью.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ, основатель эпикуреизма, ученик Навсифана, последователь Демокрита. Род. на о-ве Самос в семье афинского колониста, в юности лереехал в Афины, где в 306 основал филос. школу, известную как «Сад Э.». Гл. соч. Э. «О природе» не сохран. До нас дошли 3 письма (Геродоту, Пифоклу и Менекею), в к-рых содержится изложение его атомистической концепции, учение о душе, астроном, воззрения и этич. взгляды, а также соч. «Главные мысли», представляющее собой собр. филос. афоризмов.
   Усвоив атомистическую доктрину Демокрита, Э. дополнил ее рядом положений: учением о бесконечной делимости атомов и теорией случайных отклонений атомов от заданных траекторий, вслед, чего происх. их столкновения, т. е. образование чувственно-восприним. предметов. Э. отвергал сократический тезис о тождестве разума и добродетели и разум, миру - Логосу стоиков противопоставлял мир ощущений, основанный на удовольствии. Согласно Э., умозрит. знание и добродетель не явл. самоценными; достоверность первого проверяется ощущением, а пригодность второго - удовольствием. По мн. Э., чувственн. восприятие явл. источником подлинного знания постольку, поскольку оно связано с наслаждением. Само наслаждение Э. определял как отсутствие страданий, состояние полной душевной безмятежности, независимость от внеш. условий. В отличие от Аристиппа, Э. учил о ровном, постоянн. и неубывающем наслаждении, к-рое должно обеспечить человеку блаженную жизнь. Челов. душу Э. считал смертной и состоящей из особо тонких атомов и утверждал, что смерть не имеет к человеку никакого отношения («когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»). Э. признавал существование бессмертных богов, к-рые пребывают в вечном блаженстве в отдаленных «интермундиях» (пространствах между мирами) и не вмешиваются в жизнь людей. Последователем Э. был Лукреций, изложивший его учение в худож. форме.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЭПИКУР
   • Epic?rus,

         ?????????, основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев (Epicurei, ???????????), из аттического дема Гаргетта, родился в 342 г. до Р. X., отправился с отцом своим Неоклом и другими колонистами на Самос, но 18-ти лет, в то время как Аристотель жил в Халкиде, вернулся в Афины, где продолжал изучение философии Демокрита и вращался в обществе платоников Ксенократа и Теофраста. В качестве учителя философской системы выступил он впервые в Милитене на острове Лесбос и в Лампсаке в Малой Азии и продолжал это дело в Афинах, начиная с 36 года своей жизни: он вел простой и умеренный образ жизни в купленном им саду, предаваясь научным занятиям. Похвала, высказанная относительно его Цицероном (Cic. fin. 3, 25. bonum, comem et humanum) повторяется и в других свидетельствах древности; когда он умер на 71 году жизни, его сопровождала в могилу редкая любовь и почтение его благодарных учеников. Эти последние образовали между собою критики, совершенно замкнутый союз и были такими верными приверженцами системы своего учителя, что из числа их можно назвать одного только Метродора, который пытался сделать некоторое изменение или дальнейшее развитие системы, что, впрочем, было результатом его природы и характера. Учение Э. стоит в некоторой противоположности с учение стоиков; последнее признавало одно только понятие существующим, а внешнее явление кажущимся; Э., напротив, всякую достоверность ставить в зависимость от чувственного восприятия, а это последнее основывается, по его воззрению, на ощущении; таким образом, он возобновил, в сущности, учение киренейцев (см. Aristippus, Аристипп) и обработав его более научным образом. Философия распадается у него на канонику, метафизику, физику и ифику. В первом из этих отделов разъясняет три ступени познания: ощущение ??????????, представление ????????, и мнение, ????. Внутренние ощущения или аффекты суть критерии внешней деятельности; аффектов два рода — удовлетворение и страдание; первое зависит от ощущающего, следовательно, положительно, второе — от внешнего влияния, следовательно, отрицательно. Но как в канонике, так и в метафизике он дает лишь скудное количество психологических истин и положений касательно познавания. Наше отношение к познаваемым предметам он представляет себе приблизительно так: с поверхности вещественных предметов идет постоянный ток, который очень тонок и потому мало заметен для ощущения, т. к. самый предмет пребывает в всегдашнем своем состоянии и не изменяется. Т. к. выделяемое поверхностью — невещественно, то оно, распространяясь необыкновенно быстро через воздух, переходит на нас таким образом, что мы его не замечаем, но все же невольно обнаруживаем наше сочувствие. Если представление не достигает этого само по себе и воспринятое нами изменяется так, что ощущение теряет отчетливость, то происходит ошибка, заблуждение. Это учение находится в связи с учением об атомах Левкиппа и Демокрита и не развивает его существенно. Атомы, по учению Э., не обладают никакими свойствами, кроме формы, веса и величины, они не изменяются, в то время как все качества подвержены изменениям. Эти последние составляют противоположность атомам — пустому. Легко понять влияние этого учения на объяснение миросоздания, его происхождения и управления; телеологические взгляды стоиков, особенно мудрость творца в плане и конечной цели миросоздания, — все это совершенно отбрасывается, и все определяется внешней, случайной группировкой атомов. Душа представляется Э. состоящей из самых тонких и круглых атомов: она еще менее вещественна нежели огонь; она есть тонкий дух, распространенный, рассеянный (?????????????) по всей системе тела, и от нее зависит частью теплота последнего. Наконец, в его ифике является исходной точкой принцип ощущения, по крайней мере касательно наслаждения, абсолютной удовлетворенности, между тем как стоики развивали свое учение из того же принципа, только в противоположном направлении абсолютного лишения. Он возводил поэтому, как киренейцы, ????? или удовольствие, чувственное довольство в принцип, руководящий действиями человека, и советовал обращать внимание на то, какая из различных форм наслаждения самая прочная и удовлетворяющая. Он домогался блаженства, счастья, доставляемого разумом; по его убеждению, предпочтительнее быть несчастным при разуме (??????????? ?????????), чем счастливым без разума (?????????? ??????????). Свобода от страха и страсти (????????) и возможность не быть обремененным трудом (???????) равносильна самым высоким удовольствиям (???? ??????? ???? ??????). Поэтому боги представлялись ему идеалами блаженной жизни, которые, естественно, не заботились о том, что может нарушить или смутить их блаженство, и обитают поэтому в междумировых пространствах, куда не проникают ни земные беспокойства, ни буря, ни дождь. Существо их неразрушимо (??????????), их знание несомненно (´???????). Хотя Э. оставил много сочинений, но они до нас не дошли, и мы знаем его систему лишь в недостаточном изображении Диогена Лаэртского, который сохранил для нас завещание Э., 3 письма и 44 нравоучительных изречения (?????? или ´?????? ?????); найденные в Геркуланее отрывки из его главного труда (????? ??????; в 37 кн.) также дают мало указаний и разъяснений (изд. J. С. Orelli, Lpz., 1818). Письма по физике и метеорологии издал Schneider (Lpz., 1813). Физику Э. передал нам римлянин Лукреций в превосходном дидактическом стихотворении. Несомненное свидетельство о его ифических воззрениях дает Sen. de vit. beat. 12 и 13; одни только враги Э. изображают его сластолюбцем.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Эпикур
341-271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352-351 гг. до н. э. Интерес к философии он проявил очень рано: четырнадцатилетним мальчиком он обратился к учителю, чтобы тот ему объяснил, откуда взялся Хаос, который по Гесиоду есть отец всего. Учитель отослал его к философам. В 15 лет Э. попал в малоазийский город Теос, где в школе Навсифана познакомился с атомизмом Демокрита, который позднее стал основой его философской системы. Через три года он оставил Навсифана и поехал в Афины, чтобы отбыть в качестве эфеба обязательную воинскую повинность (323-322 гг.). В платоновской Академии слушал Ксенократа. В 322 г. афиняне были принуждены покинуть Самос, что повлекло за собой разорение семьи Э. Отец его подался в Колон, в 322 г. туда же прибыл Э. Вначале он зарабатывал себе на жизнь как школьный учитель. На 32 году жизни (310 г.) основал собственную философскую школу в Митилене на Лесбосе, а затем перенес ее в город Лампсак у Геллеспонта. К кругу верных учеников и друзей Э. в этот период принадлежали Гермах, Метродор, Леонтий, Идоменей, Колот и Полиэн. В 306 г. Э. возвратился в Афины, где вблизи Дифилонских ворот он купил небольшой садик и основал философскую школу, прозванный Садом (Kepos). Она просуществовала до IV. н. э., сохраняя в первоначальном виде учение своего наставника и культивируя дружбу, чем и прославилась в античности. Исходной точкой и стержнем философии Э. является этика, основной задачей - указание людям пути к подлинно счастливой жизни. Счастье Э. понимает гедонистически: высшим благом является удовольствие (hedone), злом - его противоположность, боль. Человек по своей природе стремится к удовольствию и избегает боли: поэтому удовольствие и боль представляются критериями людского выбора и основой этики, определяют человеческие поступки. Гедонизм Э. - несмотря на тождественность названия - принципиально отличается от философии Аристиппа. Эпикурейское удовольствие - это прежде всего покой, отсутствие страданий, свобода от состояния неуверенности (ataraksia). Его основой является вытекающая из самого факта жизни естественная радость бытия, основанного на гармоничном движении атомов в мире людей. Отклонения в этом движении порождают боль и страдание, делающие невозможным получение других удовольствий, источником которых являются внешние стимулы. Э ввел иерархию удовольствий, он отчетливо отделял духовные удовольствия от телесных, и духовным отдавалось бесспорное предпочтение. Они более долговечны и значительно богаче, поскольку обнимают прошлое, настоящее и будущее. Нужно уметь сделать разумный выбор посреди удовольствий, а разумная мысль (fronesis) есть обязательное условие счастливой жизни. Знание освобождает человека от страхов и предрассудков, которые нарушают покой и уничтожают всякую радость. Источниками беспокойства являются: страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло. Э. оспаривает их в знаменитых четырех постулатах (tetrapharmakon): 1) бог не страшен; 2) смерти я не ощущаю; 3) то, что является подлинным благом, легко достигается; все, что есть зло, легко уничтожить. Боги не таковы, как их себе представляет большинство людей. Они счастливы и свободны от волнений, живя в междумириях (metakosmia, лат. intermundia), им нет дела до людей. Они не думают о людях после смерти, как и не насылают кар при жизни. Следовательно, неоправданны и страх перед божеством, и боязнь посмертных мук. Нет загробной жизни, ибо человеческая душа, как и тело, складывается из атомов, на которые распадается после смерти. "Смерть ничто для нас, - говорит Эпикур, - ибо покуда мы есть, нет смерти, а когда есть смерть - нет нас". Проповедуя бренность, Э. учит людей счастливо жить. Представляется простым достигнуть счастья и удовлетворить желания и стремления. Э. делит их на три группы: 1) естественные и необходимые (телесные и духовные); 2) естественные, но не необходимые и 3) мнимые. Естественные и неизбежные телесные потребности немногочисленны, они сводятся в основном к тому, чтобы не терпеть холода, голода и жажды, их удовлетворение, однако, является непременным условием жизни, а следовательно и счастья. Духовные потребности людей требуют больших усилий. К ним принадлежит познание всех вещей и законов, управляющих миром атомов и миром человеческих переживаний, стремлений и желаний, которые с собственной точки зрения классифицирует и обуздывает эпикурейская философия. Без понимания этого невозможно психическое здоровье, а значит, и счастливая жизнь, в которой сохраняется естественный запас радостей, коим оделила нас природа. Потребности естественные, но не необходимые - это, например, любовь, материнский и отцовский инстинкты; мнимые потребности - пестование амбиций, жажда богатства и почестей, и т. д. Четвертое утверждение - "то, что есть зло, легко уничтожить" - Э. посвящает борьбе с болью. Боли нельзя избежать, возможно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Претерпеваемые страдания не исключают радости, а сильная боль длится недолго, либо она убивает человека. Много места Э отвел в своих сочинениях дружбе, которая всегда культивировалась в его школе. Известное предписание "Живи один" (Lathe biosas) должно было предостеречь эпикурейцев от участия в политической жизни, обеспечить спокойное существование и создать наилучшие условия для философской работы. Искусству жить счастливо служит как физика, так и теория познания, или эпикурейская каноника. Каноника, уча ясно и правильно мыслить и делать правильные выводы, должна усовершенствовать человеческий разум в борьбе с предрассудками, должна помочь ему отличить правду от лжи. Истину мы познаем при помощи ощущений. Все человеческие впечатления и представления истинны. На их основе можно путем размышления через аналогии дойти до правды. Ошибки и заблуждения Э. приписывает не ощущениям, но суждениям, ибо свидетельства чувств должны быть правильно интерпретированы мыслью. Возможность погрешностей Э. объясняет через заимствованную у Демокрита теорию "подобий" (eidola): от предметов отрываются их точные "подобия", которые проникают в органы воспринимающего. В пути они, однако, могут изменяться, либо вследствие столкновения с другими подобиями, либо проходя через человеческие органы восприятия. Необходимо их правильное чтение и объяснение. Эпикурейцы в деталях разработали так называемый метод индуктивного мышления и описали все его ступени. Принципы своей физики Э. перенял от Демокрита, произведя, однако, ряд существенных изменений, имеющих важное значение для этики. Вслед за Демокритом, Э. учит, что бытие рождается из небытия и что вселенная состоит из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны и неизменны в противоположность сложенным из них телам. Атомам Э. приписывает четыре свойства: упругость, форму, величину и вес, в то время как Демокрит приписывал им только упругость, величину и форму. Вводя вес, Э. с его помощью объяснял основное движение атомов - падение. Э. также ограничил бесконечность форм атомов шестью схемами. Все атомы находятся в непрерывном движении. В одинаково податливой пустоте они падают с одинаковой скоростью, независимо от веса. Не отклоняясь от вертикали, атомы в своем падении не могли бы столкнуться. Чтобы объяснить, как получились соединения атомов, давшие начало мирам, Э. создает теорию так называемой паренклизы. Помимо падения по прямой, он приписывает атомам еще один вид движения, а именно способность к спонтанному минимальному отклонению от заданного направления. Паренклитическое отклонение действительно очень мало, однако оно имеет огромное значение как для эпикурейской физики, так и для этики. В тот момент, когда атом произвольно освобождается на миг от неизбежности падения, когда он в определенной степени ломает предназначенные ему природой рамки, в этот момент эпикурейская философия преодолевает детерминизм Демокрита. Паренклиза для атома - это то, что создает индивидуальное действие, а в области этики она является физической базой учения о свободе воли. Э. учил, что атомы, кроме упругости, величины, формы и веса, а также подвижности, не имеют иных свойств. Им не присущи такие качества, как тепло, холод, цвет, вкус, запах, не свойственны им чувства и сознание, представляющиеся свойствами определенных соединений атомов и изменяющиеся, когда изменяется данная структура. Эти качества не существуют объективно, но являются "символами" объективных структур атомов и носят характер реакций нашего сознания на внешние раздражители. Человеческая душа также материальна и, подобно всему телу, представляет соединение атомов. Атомы души круглые, гладкие, маленькие и подвижные, собственными усилиями они не могут создать соединения. Следовательно, душа не может существовать без тела, которое служит ей защитой. Она погибает в момент смерти, поскольку рассыпается соединение атомов и нарушается соответствие их движения. Э. творчески развил этическую теорию Демокрита так же, как он обогатил его физику. Гедонизм Э. сыграл в истории философии выдающуюся роль, атомистическая физика стала важной вехой на пути развития материализма. В кн. X Жизни философов Диоген Лаэртский сохранил для нас 3 письма Э.; к Геродоту (изложение физики), к Менокею (описание этики) и Главные мысли (Kyriai doksai). Сверх этого мы имеем 81 эпикурейское изречение - так называемые Gnomologium Vaticanum, а также многочисленные фрагменты из других произведений, особенно из сочинения О природе (Peri physeos) в геркуланумских папирусах.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах

Поляков Евгений Николаевич, Белоконева Дарья Александровна
Статья посвящена истории строительства третьего произведения зодчего Иктина – храма Аполлона в Бассах (430 г. до н. э.).
Читать PDF
0.00 байт

«Эпикурейское вероисповедание строптивого Гейнца» Ф. Шеллинга. Опыт поэтического перевода

Золотухин Всеволод Валерьевич
Автор представляет поэтический перевод сатирической поэмы Ф.В.Й. Шеллинга, написанной в 1799 г.
Читать PDF
0.00 байт

Эпикуреизм и христианство в исторических романах Дж. Локхарта «Валериус. Римская история» и Т. Мура

Сомова Е.В.
Статья посвящена малоисследованным в отечественном литературоведении историческим романам Дж. Локхарта и Т. Мура и вводит в научный оборот новый материал.
Читать PDF
0.00 байт

Следствие об Эпикуре. Рецензия на монографию Стивена Гринблатта «Ренессанс: у истоков современности»

Ковалев Виктор Александрович
В рецензии на русское издание монографии знаменитого английского историка и литературоведа Стивена Гринблатта «Ренессанс: у истоков современности» текст исследования помещается в контекст развития исторической мысли конца XX начал
Читать PDF
0.00 байт

Русский эпикурейский романтизм: мировоззрение, мотивы, поэтика

Пашкуров Алексей Николаевич
В статье рассматривается феномен русского эпикурейского романтизма первой трети XIX в. в контексте основных постулатов учения Эпикура и современных проблем изучения такого явления, как русская античность (Г.С. Кнабе).
Читать PDF
0.00 байт

Дисциплинарная власть Мишеля Фуко и клинамен Эпикура

Ефимова Наталья Михайловна, Ненашев Михаил Иванович
Показывается, что в современном обществе в полном соответствии с учением о дисциплинарной власти Мишеля Фуко формируется безличная система властных отношений, и рассматривается вопрос о возможности перехода к состоянию, при которо
Читать PDF
0.00 байт

Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура

Комарова Любовь Анатольевна
В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция добродетели у Эпикура

Бровкин Владимир Викторович
В статье рассматривается проблема соотношения добродетели и наслаждения в этике Эпикура. В «Письме к Менекею» Эпикур высказывает, на первый взгляд, противоречивые тезисы.
Читать PDF
0.00 байт

Место удовольствий в системе этических предпочтений Эпикура

Бровкин Владимир Викторович
Проблема соотношения удовольствий покоя с удовольствиями движения у Эпикура рассматривается в рамках двух интерпретаций его учения о наслаждении.
Читать PDF
0.00 байт

Эпикурейское учение о богах и эстетическая теория Канта

Гордюхин Евгений Федорович
Учение о богах Эпикура рассматривается в качестве завершающего этапа реализации принципа удовольствия.
Читать PDF
0.00 байт

Эпикуреизм и христианство в философском и теологическом дискурсе эллинистической эпохи

Шахнович Марианна Михайловна
В статье рассматриваются возможные точки сопряжения позднего эпикуреизма и раннего христианства в области учения о морали и духовного врачевания.
Читать PDF
0.00 байт

Одиночество как экзистенциал античной философии (от Эпикура до Плотина)

Гагарин Анатолий Станиславович
В статье продолжается исследование античного Homo Solus, Человека Одинокого.
Читать PDF
0.00 байт

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DE RERUM NATURA » ЛУКРЕЦИЯ. EL

Хлебников Г.В.
Читать PDF
0.00 байт

Эллинистический эпикуреизм как отдаленный теоретический предшественник позитивизма

Гусев Д.А.
Эпикурейцев вполне можно назвать скептиками в отношении теоретического мышления такими же, какими оказались позитивистские философы науки, не доверившие мышлению никакой самостоятельной (теоретической) работы в отрыве от «предложе
Читать PDF
0.00 байт

Моральное начало свободы в философии поздней античности и раннего средневековья на примере Эпикура,

Комаров Антон Станиславович

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ЭПИКУР (Эпикорос)

    Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения. В Талмуде* "эпикоросом" называл
  • ЭПИКУРЕЕЦ

    последователь эпикуреизма, учения, исходившего из идеи Эпикура. Школа в Афинах – «Сад» Эпикура, крупнейший представитель эпикуреизма в Риме – Лукреций. В новое время учение развивается в эпоху Во
  • Эпикурейцы

    Деян. 7:18), последователи греческого философа Эпикура, который жил и учил в городе Афинах (342-270 гг. до Р.Хр.). Эпикур учил, что душевный покои — высшее благо и что добродетель — лучшее средство для прио
  • эпикурейские философы

    Деян 17.18)-последователи философской школы, основанной Эпикуром (342-270 гг. до РХ), родом с острова Самос, который учил, что конечной целью всякого человеческого стремления является удовольствие (безмя
  • ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА

    др.-греч. философская материалистич. школа, созданная Эпикуром в Афинах ок. 307 (или 306) до н.э. Школа была основана в спец. для этой цели приобрет. саду, к-рый получил назв. «сад Эпи-кура». Эпикурейская ф