Евангелие

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Евангелие
(от греч. evangelion — благая, радостная весть) — раннехристианское сочинение (вторая половина I в. н. э.), повествующее о жизни Иисуса Христа. Состоит из 4 книг — Евангелий от Марка, Матфея, Луки, Иоанна, является частью Нового Завета.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Евангелие
послание, приписываемое Иисусу Христу, а также раннехристианские сочинения, повествующие о жизни и учении Христа (в переводе с греческого языка — «благая весть»). Церковью были признаны каноническими и включены в Новый завет 4 евангелия, которые были названы по именам их предполагаемых составителей: Матфея, Марка и Луки, а также Иоанна.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

        ЕВАНГЕЛИЕ
греч. — благая весть) — общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими. Наряду с каноническими известны также апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелия от Никодима, от Фомы, от Филиппа и др.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Евангелие
греч. - благая весть) - общее название первых четырех новозаветных книг, повествующих о земной жизни Иисуса Христа. Евангелие было написано учениками Христа Матфеем и Иоанном и их последователями Марком и Лукой из числа 70 апостолов в I в. н.э. Учение Христа до этого передавалось устно, и появилась необходимость его записать. Такие попытки предпринимались многими христианскими общинами, и церковь выбрала четыре Евангелия, назвав их каноническими, а остальные - апокрифическими.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ЕВАНГЕЛИЕ
приписыв. Иисусу Христу послание, а также раннехрист. соч., повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были распростр. различ. Е. (в числе прочих евр., егип., Е. Петра), затем церковью были признаны канонич. и включены в Новый завет четыре Е.: три синоптич., рассказы к-рых в общих чертах совпадают (назв. по именам их предполаг. составителей: Матфея, Марка и Луки), а также Е. Иоанна. До наших дней дошли нек-рые апокрифич., т.е. не призн. официал. церковью Е.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЕВАНГЕЛИЕ
Название первых четырех книг Нового Завета. Они были написаны во 2й половине I в. Само слово переводится с греческого как «благовествование». Это благая, т.е. радостная, весть о жизни и учении Иисуса Христа. Всего в Новый Завет включено четыре Евангелия. Называются Евангелия по имени их авторов: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В первых трех Евангелиях много общего, они близки и по плану, и по содержанию и повествуют о земной жизни Христа. Содержанием Евангелия от Иоанна является духовная сторона жизни Спасителя.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Евангелие
(греч. благая весть), приписываемое Иисусу Христу послание, а также раннехристианские сочинения, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В общинах ранних христиан были распространены различные Е. (в числе прочих евр., егип., Е. Петра), затем церковью были признаны каноническими и включены в Новый завет четыре Е.: три синоптич., рассказ которых в общих чертах совпадает (названы по именам их предполагаемых составителей Матфея, Марка и Луки), а также Е. Иоанна. До наших дней дошли некоторые апокрифич., т. е. не признанные официальной церковью Е.

Источник: Словарь античности. 1989

Евангелие
(греч. благая весть) – священные тексты христиан, повествующие об учении и жизни Иисуса Христа и образующие в Библии основную часть Нового Завета. В Новый Завет входят 4 следующих канонических Е., написанных первоначально на греч. языке во второй половине I – начале II в.: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Согласно церковному преданию, евангелисты Матфей и Иоанн были учениками Христа, Марк – спутником ап. Петра, а Лука – Павла. Известно также о многих апокрифических Е. (от Петра, Андрея, два от Фомы и др.). Первые три канонические Е. восходят к общим источникам, близки по содержанию и плану, и потому их называют синоптическими (от греч. понятия «синопсис», означающего сборник различных материалов по одному определенному вопросу). От синоптических Е., с их преимущественным вниманием к фактической и духовнонравственной стороне деятельности Христа, отличается по содержанию и стилю Е. от Иоанна, освещающее теоретикодогматическую сторону христианства.

Источник: Краткий православный словарь.

Евангелие
греч. Euangelion - благая весть)
   раннехрист. тексты, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Из нескольких десятков написанных е. только 4 признаны церковью каноническими, т.е. священными (от Матфея, Иоанна, Марка и Луки). Они включены в Новый завет, остальные объявлены служителями церкви апокрифическими и еретическими. Совр. историческая наука датирует возникновение е. рубежом I - II вв. н.э. - 2-й четвертью II в. н.э.; процесс исправлений и редакции этих сочинений шел вплоть до IV в н.э. Е. от Матфея, Марка, Луки называют еще синоптическими: приблизительно третья часть их содержания совпадает В текстах е. имеется множество противоречий, на которые указывали еще в античности критики христианства.
   Кубланов М.М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968; Ленцман Я.А. Сравнивая евангелия. М., 1967; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. С. 185-323.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Евангелие
радостная весть, благовестие. В Новом Завете всего четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них рассказывается о Божественном рождении и жизни Господа нашего Иисуса Христа: о Его пришествии на землю, Его деяниях, чудесах, спасительном учении, крестной смерти, Воскресении и последующем вознесении на небо. Книги эти называют Евангелиями, потому что для людей нет более доброй и радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и обетовании жизни вечной. В связи с этим, когда во время церковной службы читают Евангелие, перед чтением и после него хор возглашает: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!». Среди 27 книг Нового Завета Евангелия считают законополагающими, так как они составляют основу всего Нового Завета. О подлинности Евангелий и их написании апостолами говорит множество фактов: предание о них, не прерывающееся с апостольских времен; выдержки, приводимые не только первыми апостолами, но и их последователями; свидетельства о евангельских событиях, существующие у древних историков; свидетельства врагов Церкви; переводы Евангелий на другие языки, сделанные уже во II веке. Кроме того, это подтверждают исследования Евангелий, проведенные в III веке отцами и учителями Церкви, в ходе которых была определена подлинность четырех Евангелий – от Матфея, Марка, Иоанна и Луки. А все прочие евангелия считаются апокрифами.

Источник: Православная энциклопедия.

ЕВАНГЕЛИЕ
(греч. «благая весть») – 4 книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных деяниях и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются эти книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Поэтому и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным возгласом: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют непрерывное со времен апостольских предание о них, места, приводимые из этих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно общавшимися с апостолами, как-то: Варнавой, Kлиментом Римским и т.п.; прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II в., например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих; свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II в. Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как, например, Цельс. Во II в. уже известны были переводы священных книг (сирский (Пешито), древний италийский, бывший в употреблении Римской Церкви), в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви III и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (от египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, евреев) отвергаются Церковью как подложные, апокрифические, неканонические. См. Апокриф.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Евангелие
греч. добрая весть, весть о спасении)-весть о Христе-Спасителе человеков, которого Бог обещал через множество пророков на протяжении всей истории человеческой. Евангелие-это вечная истина (От 14.6), открытая явно людям в личности Господа Иисуса Христа и неразрывно с Ним связанная (Мк 1.1; 8.35; 10.29), это весть о Царствии Божием, провозглашенная Самим Христом (Мф 4.23). В Евангелии возвещается о заключении Богом с людьми Нового Завета во Христе Иисусе и потому оно имеет характер и силу установления (1Пет 4.17; 2Кор 9.13; Гал 2.14).
Евангелием называется и каждая отдельная книга евангелистов (Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также иногда в просторечии и все книги Нового Завета.
Четыре Евангелия (Святого благовествования) повествуют с различных точек зрения о земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учении. Три первых Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) называются синоптическими, ибо сходны во многих отношениях, Евангелие же от Иоанна отличается характером повествования от первых трех и во многих частях дополняет их (поскольку было написано значительно позже них). Евангелисты Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, остальные два-Марк и Лука-из числа учеников Апостолов (первый-ап. Петра, второй-ап. Павла). Многие видят сходство между четырьмя Евангелиями и четырьмя животными (Иез 1.5-13; От 4.6-8), лица которых соответствуют тому характеру Христа, который наибольшим образом отражен в отдельных Евангелиях: в Евангелии от Иоанна-лицо Божие (орел), в Евангелии от Луки-лицо Истинного Человека (человек), в Евангелии от Марка-лицо Слуги (телец) и в Евангелии от Матфея-лицо Царя (лев). Евангелия были написаны: от Матфея-как полагают, вначале по-арамейски около 48 г. (но это маловероятно), а позже (около 58 г.) было переписано по-гречески; остальные три написаны сразу по-гречески: от Марка-около 55-58 г., от Луки-около 60 г. и от Иоанна-около 90 г. по РХ (об отдельных Евангелиях см. под соответствующим названием). (См. Библия, Новый Завет)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 1:1 и др.) — слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть. Евангелие составляют 4 книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как-то Варнавою, Климентом Римским и др. Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со 2-го века, например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века — Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс. Во 2м веке уже известны были переводы священных книг, как например Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении Римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только 4 Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви 3-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (каковы например от Египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические. О содержании каждого из Евангелий см. под именем: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ЕВАНГЕЛИЕ
первые четыре книги Нового Завета. Первые три книги называются синоптическими, так как в их содержании очень много общего. Происхождение Евангелия относится ко второй пол. I в. Были попытки некоторых ученых отнести его происхождение к концу II в., но эти попытки не имели успеха. Эти книги были вызваны самой жизнью, так как первые апостольские послания стали недостаточны для научения христианских общин и явилась потребность в более подробном изложении жизни и учения Иисуса Христа. Первые Евангелия были написаны на греческом, так называемом александрийском, языке, так как этот язык был тогда наиболее распространенным и наиболее понятным всем народам, составляющим Римскую империю. Вопрос о том, насколько составители Евангелий заимствовали из прежде существовавших записей о жизни Христа, - вопрос трудный, по этому предмету существует много теорий, которые часто противоречат друг другу. Записи, конечно, существовали до появления Евангелий, о них даже упоминает Лука во введении к своему Евангелию. Среди первых христиан ходило много устных преданий, из коих некоторые, подтверждаемые апостолами как очевидцами самих событий, принимали твердо установившуюся форму; эти предания были некоторыми учениками записаны и таким образом могли послужить источником для составителей Евангелий, но, по-видимому, последние не пользовались указанными источниками, что подтверждается различиями в повествовании и изложении событий в Евангелиях синоптических и Евангелии Иоанна: в то время как первые излагают деятельность Христа в Галилее, последнее повествует лишь о Его деятельности в Иудее и т.п.
Несмотря на эти различия, они тем не менее друг другу не противоречат, а, наоборот, многие факты даже подтверждают; так, Иоанн, не повествуя о галилейской деятельности Христа, знает о Его пребывании в Галилее; и синоптики, не говоря о Его деятельности в Иудее, свидетельствуют, что у Него там были друзья, ученики и приверженцы; особенное значение приобретают слова: "Иерусалим, Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей, как курица собирает своих птенцов", эти слова очевидно предполагают долгое пребывание Иисуса Христа в Иерусалиме. Затем синоптики, говоря о Христе, подчеркивают в нем человеческую сторону, изображая Его как Сына человеческого. Иоанн же оттеняет в Нем божественную сторону, выставляя Его как Сына Божия, но и это различие большого значения не имеет, так как это еще не значит, что у синоптиков отсутствует божественная сторона, а у Иоанна - человеческая. Таким образом, синоптики и Иоанн лишь дополняют друг друга и дают образ Христа вполне определенным и ярко выраженным. Первым Евангелием считается Евангелие от Матфея. Будучи сборщиком податей и пошлин, он умел читать и писать. Первое свое Евангелие он написал на еврейском языке, потом оно было переведено на греческий, каковое и дошло до нас. Так как первым Евангелием он имел в виду воздействовать на своих единоплеменников-евреев, то в нем часто упоминается, что Иисус и есть тот Мессия, которого все иудеи ожидают, каждое событие Матфей связывает и объясняет ветхозаветными пророчествами, для чего часто ссылается на Ветхий Завет, таких ссылок у него не менее 65. Его Евангелие делится на 28 глав, начинается повествованием о родословии Христа и кончается беседою Спасителя с апостолами перед Вознесением. Второе Евангелие принадлежит св. Марку. Сначала он назывался Иоанн-Марк, а затем последнее имя, как более употребительное, осталось одно. На просьбу слушателей св. Петра видеть его учение написанным, св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о жизни Иисуса. По-видимому, он писал свое Евангелие для язычников, так как очень мало ссылается на Ветхий Завет, а часто объясняет иудейские обычаи. Его Евангелие состоит из 16 глав, начинается явлением Иоанна Крестителя, а оканчивается рассказом, как апостолы пошли проповедовать учение Христа после Его Вознесения. Третье Евангелие написано Лукой и предназначалось для некоего "достопочтенного Феофила", перешедшего в христианскую церковь, по предположению, из язычества. Этот Феофил пользовался большим почетом и уважением церкви и желал познать ясно и определенно те основания, на которых зиждется христианская церковь. Для этого, правда, были в обращении написанные первые два Евангелия, но св. Лука хотел описать Феофилу подробно и последовательно всю жизнь Христа, насколько знал сам и слышал от других. Его Евангелие, не так как у прочих, начинается от Адама, и в нем особенно подробно изложены те события и обстоятельства, которые предшествовали рождению Христа. Оно делится на 24 главы и кончается Вознесением Христа.
Четвертое Евангелие написано любимейшим учеником Христа, Иоанном, в Ефесе. Ефес - это город, который после падения Иерусалима сделался центром как христианской церкви, так и вообще всей умственной жизни Востока. В этот город стекались многие ученые и проповедовали свои учения, вследствие этого здесь легко могли породиться различные отступления и искажения в учении христианской церкви; предвидя это, местные христиане и обратились к Иоанну как к одному из ближайших свидетелей и очевидцев "служения Слова" с просьбой изложить на письме земную жизнь Христа. Ему были принесены первые три Евангелия, и он, похвалив их за правдивость и искренность, тем не менее заметил, что в них недостаточно ярко выражено божество Христа, а это может породить суждения о Нем лишь постольку, поскольку Он являлся в земной жизни, поэтому Евангелие Иоанна начинается не с человеческой стороны в жизни Христа, а с божественной, с указания на то, что Христос есть Слово изначальное, которое "в начале было у Бога и само было Бог". Это указание было необходимо еще потому, что к этому времени относится учение Керинфа, говорившего, что Иисус - простой человек, но принял божество лишь в период от крещения до страданий. В Евангелии Иоанна больше всего описывается деятельность Иисуса в Иудее и посещение Им Иерусалима; оно делится на 21 главу и заканчивается словами, что "истинно свидетельство его".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Евангелие
греч. слово), т. е. радостная весть. Так называется, прежде всего, благая весть о спасении через Иисуса Христа, обетование «семени жены» (Быт. 3:15), почему это последнее место Св. Писания можно назвать «первым Евангелием», на основании пророчества Ис. 61:1, о котором Иисус сказал, что оно было исполнено в Его лице (Мат. 11:5; Лук. 4:18). В понятие «Евангелие» включили все богатое содержание, заключающееся в повествовании о спасающей божественной благодати во Христе (Деян. 20:24; Рим. 1:1-2; Map . 1:15), а также благовестив о Царствии Божием (Лук. 16:16; Мат. 4:23; 9:35 и другие места). Христос — центр благовествования и, вследствие этого, Его личность и Евангелие иногда отождествляются (Map. 8:35; 10:29). Когда ап. Павел говорит, что он проповедует Евангелие Христово, то это означает, что он проповедует то Евангелие, которое проповедовал Христос. Выражение вечное Евангелие» в Отк. 14:6 означает, вероятно, благовествование о наступившем избавлении (ст. 7). Название «Евангелие», которое первоначально означало благую весть о Иисусе, впоследствии стало пониматься, как рассказ о Его земной жизни ( Map . 1:1). Поэтому говорится о 4-х Евангелиях, т. е. 4 различных сборниках, где повествуется о жизни и деяниях Спасителя на земле. Сам Он ничего не писал, но ученики Его записали то, что Он говорил и делал. За подлинность и достоверность четырех Евангелий говорят, во-первых, внешние свидетельства. Если мы начнем следить с конца второго века, то найдем заметки о четырех Евангелиях у Иринея, епископа Лионского, родившегося около 140 г. и претерпевшего мученическую смерть в 202 г. Юношей он учился у Поликарпа, ученика ап. Иоанна. В письме к Флорину, сохраненному Евсевием, Ириней с юношеской пылкостью сообщает свои воспоминания о личности и учении Поликарпа и о том, как он рассказывал о своей жизни с апостолом Иоанном и другими, которые видели Господа, как он повторял их слова и что он слышал от них о Господе, Его чудесах и Его учении». «И все это» (что Поликарп принял от очевидцев), говорит Ириней: «согласно с Писаниями», т.е. евангельским повествованием. Ириней ясно говорит о четырех Евангелиях и даже представляет некоторые основательные доводы, почему их четыре. «Возможно ли», спрашивает Тишендорф, «что Ириней ни слова не слышал от Поликарпа о Евангелии Иоанна, и что он, несмотря на это, имел бы к нему (Евангелию Иоанна) безусловное доверие?» Тертуллиан, пресвитер в Карфагене, умерший около 230 года, стойко защищает Евангелие от Луки, противопоставляя его подложному Евангелию, которое некий Марцион стремился распространить в общине. Тертуллиан указал на определенное мнение относительно этого в апостольских общинах: «То Евангелие от Луки, которого мы придерживаемся с его появления, принято, как подлинное и», добавляет он, «авторитет апостольских общин будет также защищать остальные Евангелия, которые мы также получили от них». Климент Александрийский, в ведении которого находилась катехизическая школа (где знакомили с истинами христианского учения), умерший около 220 года, дает те же определенные свидетельства о единомысленном признании общинами четырех Евангелий. Кроме того, мы имеем замечательное свидетельство в письме от христианских общин в Лионе и Вьенне к «общинам в Азии и Фригии», где они рассказывают о тяжком гонении, которое пришлось им испытать около 177 г. В письме приводятся тексты из Евангелия от Луки и Иоанна. Это свидетельствует о том, что уже тогда эти Евангелия были признаны и приняты. В упомянутых общинах Франции в это время был епископом престарелый Потин, который претерпел мученическую смерть во время этого гонения. Ему было 90 лет, так что его сведения о Евангелиях восходят к первой четверти второго столетия, когда многие из знавших лично апостолов еще были в живых. Кроме того, мы имеем непосредственные свидетельства более древнего происхождения. Иустин Мученик, родившийся в начале второго столетия, оставил после себя две апологии в защиту христианства и диалог (разговор) с евреем Трифоном; в этих книгах он приводит множество выдержек из Евангелий Матфея и Луки и несколько из Марка и Иоанна, в достаточной степени обнаруживающих его знакомство с этими Евангелиями. «Те мемуары (или записки)», говорит он: «о которых я утверждаю, что они написаны Его (т. е. Господа) апостолами и их последователями»... «которые», говорит он в другом месте, «называются Евангелиями или одним общим именем Евангелие». Выдержки из Евангелий, которые он приводит, свидетельствуют о том, что он сам ими пользовался. Большинство из выдержек дословно соответствуют текстам четырех Евангелий, которые мы теперь имеем. Евангелие от Иоанна ему было известно, что видно из следующей выдержки: «Ибо Христос сказал: Если вы не родитесь вновь, вы никаким образом не можете войти в царство небесное; однако невозможно тем, которые однажды родились, вторично войти в утробу матери; это ясно каждому». (Апологетика). Очевидно, этот текст взят из Евангелия Иоанна 3:3 и дал., не говоря уже о многих других выдержках. В письме Диогнету (апологетическое сочинение, современное Иустину Мученику) встречаются выражения, которые взяты из Евангелий Матфея и Иоанна. Обратимся теперь к, так называемым, «ученикам апостольским», т.е. ближайшим ученикам апостолов, которые писали в последующее время. Один из старших между ними — Климент Римский, умерший в 100 году. В его «первом послании к Коринфянам», которое всеми признается подлинным, сообщаются сведения, показывающие его знакомство с 3-мя первыми Евангелиями; напр., такая выдержка: «Ибо Он сказал- Горе тому человеку; лучше было бы ему не родиться, чем соблазнить одного из избранных Моих». Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна, умер мученической смертью между 156-166 гг.; он оставил после себя короткое «послание к Филиппийцам», в котором мы находим много выражений, напоминающих послания ап. Павла, много выдержек из Евангелия от Матфея и, что особенно важно по вопросу о Евангелии от Иоанна, следующий текст из первого послания Иоанна: «Всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихрист» (1 Иоан. 4:3). Всеми же признано, что Евангелие от Иоанна и 1 послание Иоанна написаны одним авторам В сохранившихся письмах Игнатия, епископа Антиохийского, умершего в 107 или 115 г., находятся выдержки из Ев. от Матфея. Еще одно ценное внешнее доказательство заключается в том, что все четыре Евангелия имеются в двух самых древних переводах Нового Завета, именно, в старом Сирийском, называемом Пешито, и в старом Латинском, оба середины второго века или немного позднее. Наконец, тот факт, что, так называемый, «Мураториев канон», латинский фрагмент, середины 2-го в., найденный итальянцем Муратори (ум. в 1750 г.) в Милане, говорит о «третьем Евангелии от Луки», с приложенными к нему сведениями о личности Луки, что он был врач, которого Павел брал с собою, и что Лука сам не видел Господа и т.д. Сейчас же после сведений о Луке говорится: «Четвертое Евангелие от Иоанна, одного из числа учеников». О внутреннем доказательстве истинности Евангелий и особенно времени их написания мы добавим следующее замечание. Три первых Евангелия, между прочим, содержат предсказания Господа относительно разрушения Иерусалима. По стилю и образу речи ясно, что они писались до исполнения предсказанного события Они говорят почти исключительно о знамениях, которые должны предшествовать этому ужасному событию, вместе с предупреждением, чтобы ученики были готовы к нему. Матфей, например, пророчеству и, в связи с ним, предупреждениям уделяет 50 стихов, и из этих стихов только 4 (Мат. 24:19-22) дают описание ужасов разрушения, и притом в общих чертах. Это вполне естественно, если евангелист писал до разрушения Иерусалима. Если бы его Евангелие было написано после этого события, то он, конечно, описал бы его другими красками: предзнаменования должны были бы уступать место ужасам действительности. Далее, из ответов, данных Господом на вопросы учеников о времени разрушения Иерусалимского храма и конца века и из того тона, каким Матфей передает эти ответы, видно, что ученики получили впечатление, что разрушение Иерусалима и конец века последуют одно за другим. См. Мат. 24:3,29. Если бы евангелист писал после разрушения Иерусалима, то он, конечно, выяснил бы это недоразумение, чтобы читатели не поняли превратно. Рассмотрим теперь Евангелие от Иоанна. В нем мы встречаем различные выражения, которые подтверждают предание, гласящее, что это Евангелие написано в позднейшее время в Ефесе. Оно написано в языческой стране, вне Палестины; это видно из того, что автор старательно объясняет еврейские выражения и обычаи, напр., «Пасха, праздник иудейский» и т. д. Было бы странно писать таким образом в Иудее или Галилее В этом Евангелии ничего не говорится о разрушении Иерусалимского храма и гибели государства; это легко объясняется тем, что автор писал уже после этого события, и потому отмела иудейских учреждений всем давно была известна. Сравнивая 4 Евангелия, находим между ними удивительное согласие, вместе с некоторыми несущественными различиями. Все они описывают Господа Иисуса Сына Божия и человеческого, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущественного в словах и делах, отданного Отцом для спасения мира, претерпевшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых. Существует большое различие между Ев. от Иоанна и тремя другими Евангелиями. Авторы этих трех — Матфей, Марк и Лука, — более или менее сходны в своем изложении и называются синоптиками, а их сочинения — синоптическими Евангелиями, потому что они легче подходят для «синопсиса», т. е. сравнительного наглядного обзора событий жизни Христа. Синоптики повествуют, главным образом, о деятельности Господа в Галилее и описывают только последнее Его путешествие в Иерусалим и связанные с этим события. Иоанн же описывает Его посещения Иерусалима год за годом и Его деятельность в Иудее. Таким образом, у него мы находим множество событии, которые не встречаются у синоптиков. Но там, где Иоанн передает те же события, что и синоптики, , напр., чудо с хлебами и установление вечери Господней, он прибавляет длинные речи Спасителя, которые отсутствуют у первых. В вопросе о хронологическом порядке существует также некоторое различие между Евангелием Иоанна и Евангелиями синоптиков, которое нам трудно объяснить. Некоторые стремились определить разницу между синоптиками и Иоанном так: первые говорят больше о чудесах Иисуса, последний же обрисовывает Его дивную личность; первые рассказывают нам, что Он делал; Иоанн же — кто Он есть. Но и у синоптиков встречаются некоторые различия, в которых трудно разобраться. Рядом с согласованиями в некоторых случаях, которые кажутся заимствованными друг от друга, мы встречаем странные различия. Один рассказывает о событии подробнее, другой короче; подробные обстоятельства, о которых умалчивается у двух, добавляются третьим; отдельные изречения Господа соединяются с различными событиями. Длинные речи один евангелист передает целиком, другой разбивает на несколько частей. Сравн., напр., нагорную проповедь у Мат. 5-7 гл. с Лук. 6:20-49, 11:1-13; 12:21 и дал. Если, допустим, сумма содержания каждого Евангелия представляется числом 100 и цифрами отмечается количество тех мест, в которых один евангелист согласуется с другим, а также тех, которые составляют особенность только одного Евангелия, то получим следующую таблицу:
-----------------------------------------------------------------
Встречаются …………………………
Сходство только в Евангелии…………
с другими евангелистами
Марка……7……………………………………………93
Матфея…42…………………………………………58
Луки………59…………………………………………41
Иоанна…92…………………………………………8
-----------------------------------------------------------------
Из этого видно, что Марк имеет наименьший процент независимого от других евангелистов содержания (7), Иоанн наибольший (92). На вопрос о том, как объяснить эти различия, особенно которые существуют между синоптиками, давались самые разнообразные ответы. Некоторые предполагают, что одно из трех Евангелий было написано сначала, а два других евангелиста пользовались им, как источником, и многое заимствовали. Но как же, в таком случае объяснить те отклонения, которые встречаются у синоптиков? Другие предполагают, что существовал оригинал, которым пользовались все трое. Но в этом случае остается неразрешенным тот же вопрос. Более удовлетворительно предположение, что источниками трех Евангелий были частью небольшие памятные записки (подобно тем, о которых Лука упоминает в начале своего Евангелия), частью — устные предания, хранившиеся в общинах (которые Лука называет «учением апостолов». Деян. 2: 42), и, наконец, личные расспросы очевидцев и самих апостолов. В зависимости от того, как упоминаемые предания и рассказы преломлялись в сознании каждого из евангелистов и свойственной каждому из них форме изложения, особенно же по тому, как Дух Св. влиял на составителя, каждое Евангелие и получило особый отпечаток.
Матфей описывает Царя Израилева и показывает исполнение в Нем пророчеств; Марк показывает нам послушного слугу, Сына человеческого, возвышенного до престола Божия; Лука рисует Христа, как Спасителя всего мира; Иоанн же показывает нам вечного Сына, сошедшего к человечеству, чтобы освятить мир. Намерение Иоанна, о чем он и сам говорит (Иоан. 20:31), было довести своих читателей до уверенности, что Иисус есть Христос, и что они имеют в Нем жизнь. Можно сказать, что Иоанн писал свое Евангелие, чтобы восполнить пробелы трех евангелистов. Поэтому он передает большей частью, то, что отсутствует у трех остальных, особенно же повторяющиеся посещения больших праздников в Иерусалиме и богатые по содержанию речи, в которых Христос высказывает о Своей личности и Своем посланничестве. Он был знаком с тремя синоптиками и предполагает у своих читателей знакомство с ними или, по крайней мере, с главным их содержанием, что совершенно ясно видно из его Евангелия. В 1:40 говорится о Петре, как известной читателям личности; в 6:71 говорится о «двенадцати», хотя о призвании их раньше ничего не сказано. В 11.1 название Вифания Иоанн поясняет словами «селение Марии и Марфы», из чего видно, что они были уже знакомы читателям из других Евангелий. В 6:62 мы встречаем ясное указание на вознесение Иисуса, хотя Иоанн ничего не рассказывает о том. Во многих местах евангелист отмечает, что передаваемое им он сам видел или слышал (Иоан. 1:14; 13:24; 19:26, 35: 20:2 и др. места).
Из Евангелия от Матфея видно, что и синоптикам свойственно, характерное для Иоанна, высшее понимание личности Иисуса, Его божественной природы и посольства; напр., в Ев. Мат. 11:25-30 кажется, что устами Матфея говорит Иоанн.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Кто подарил Достоевскому Евангелие в январе 1850 года?

Захаров Владимир Николаевич
Достоевский пробыл в Тобольске с 9 по 20 января 1850 год. Здесь ему и другим участникам заговора Петрашевского жены декабристов подарили Евангелие, которое было источником его размышлений и творческих вдохновений.
Читать PDF
0.00 байт

Поэма «Спаситель» (Heliand): как писалось «Саксонское Евангелие»

Домский М.В.
Правление Людовика Благочестивого ознаменовалось попытками популяризации христианства среди саксов. Одним из инструментов этой популяризации стала германская поэтическая традиция.
Читать PDF
0.00 байт

Древнерусское рукописное Евангелие Апрокос из собрания государственной Третьяковской галереи: к вопр

Майоров Александр Вячеславович
В работе предпринимается попытка объяснить происхождение уникального иллюстрированного Евангелия Апракос (Государственная Третьяковская галерея.
Читать PDF
0.00 байт

На рубеже двух периодов византийского искусства после середины XI в. Евангелие-апракос cod. 163 из Н

Попова Ольга Сигизмундовна
Рукопись cod. 163 из Национальной библиотеки Греции в Афинах не сохранила сведений оместе и времени создания. Исследователи предполагали, что она могла быть создана во второйполовине XII в. на Кипре или в Иерусалиме.
Читать PDF
0.00 байт

Художественное своеобразие романа Нормана Мейлера «Евангелие от Сына Божия»

Чернецова Екатерина Владимировна
Статья рассматривает художественные особенности романа классика американской литературы XX в. Нормана Мейлера «Евангелие от Сына Божия».
Читать PDF
0.00 байт

Оппозиция «Профанное - сакральное» в пространственной организации романа Ж. Сарамаго «Евангелие от И

Петрова Наталия Александровна, Серебрякова Лариса Владимировна
В статье описывается специфика новой жанровой разновидности в литературе ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Герои Достоевского читают Евангелие

Василькина Л. В.
Читать PDF
0.00 байт

Евангелие от Максима. Поэтика повести М. Горького «Мать» в ее образном семантико-стилистическом выра

Липатов Александр Тихонович
Вскрывая причины Октябрьского революционного предгрозья, М. Горький, в свете богостроительских идей А. А.
Читать PDF
0.00 байт

«Евангелие от молчания» и «Silentium от Кржижановского» в повести «Клуб убийц букв»

Горошников Виталий Владимирович
Читать PDF
0.00 байт

«Евангелие от…», вариации в жанре романа

Тайманова Татьяна Соломоновна
Статья посвящена вопросам художественной интерпретации библейских текстов. Сравниваются романы Н. Мейлера, Ж. Сарамаго и Э.-Э.
Читать PDF
0.00 байт

Образ библейского Моисея в стихотворении Мардария Хоникова «Евангелие от Матфея»

Пономарёв Арсений Андреевич
В статье анализируется третья строфа стихотворения «Евангелие от Матфея» силлабического поэта второй половины XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

О чем умалчивает «Евангелие» Мастера?

Першин М.
Читать PDF
0.00 байт

«Нет другой двери. » Евангелие в жизни Гоголя

Воропаев В. А.
Ежедневное чтение Евангелия Гоголь считал непременной обязанностью христианина, всегда держал при себе, читал на славянском, латинском, греческом и английском языках, в уразумении Евангельских истин ему помогали писания святых отц
Читать PDF
0.00 байт

Достоевский и Евангелие от Иоанна

Дудкин В. В.
Автор статьи обращает внимание на сходство идей и поэтики романов Достоевского с Евангелием от Иоанна, во многом определившим творческую манеру писателя.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 02. 019. Мстиславово Евангелие XII века: исследования. М. : Скрипторий, 1997. 736 с. Библиогр.

Ромашко С. А.

Похожие термины:

  • Евангелие Иакова

    Евангелие Иакова (в научной литературе именуется – «Первоевангелие Иакова») – одно из апокрифических евангелий, повествующее о рождении богородицы, ее детстве, благовещении, рождении Христа, при
  • Иоанна Евангелие

    четвертая книга Нового Завета, четвертое Евангелие (см. Библия). Было написано в Ефесе после 70 г. (то есть после переезда ап. Иоанна в Ефес), возможно, ближе к 90 г. Оно написано «дабы вы уверовали, что
  • Евангелие от Иоанна

    написано приблизит. в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытывало на себе сильное влияние гностицизма, что прояв., в частн., в
  • Луки Евангелие

    третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во время пребывания ап. Павла (руководителя и наставника Л
  • Евангелие от Луки

    Так с древних времен называется третье из Евангелий, автор которого, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повество
  • Марка Евангелие

    второе из синоптических Евангелий (см.), вторая книга Нового Завета (см. Библия). Написано оно было, как теперь считает большинство комментаторов, первым из Евангелий около 55-58 гг. вероятнее всего в Р
  • Евангелие от Марка

    второе из четырех Евангелий По древнему преданию оно написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (Кол. 4:10), со слов и под наблюдением ап. Петра Предполагают, что оно написано, главным образом, для х
  • Матфея Евангелие

    первое из синоптических Евангелий (см.), первая книга Нового Завета (см. Библия) и потому наиболее часто читаемая. Как полагает теперь большинство комментаторов, Евангелие было написано около 58 г. п
  • Евангелие от Матфея

    Первое из четырех Евангелий, единогласно приписывается древними отцами церкви апостолу Матфею; они также единогласно свидетельствуют о том, что оно было написано первоначально на арамейском язы
  • Евангелие Никодима

    Евангелие Никодима – одно из апокрифических евангелий. Название условное – в древнерусских рукописях произведение озаглавлено иначе. Не обозначенное ни в одном из индексов отреченных книг, оно
  • ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ

    Древнейший русский памятник письменности. Написано в 1057 г. для новгородского посадника Остромира диаконом Григорием.
  • Вечное евангелие

    лат. Evangelium aeternum) — предсказание «вечного царства Святого Духа, совершенного богопознания и полной духовной свободы», основанное на Апокалипсисе[1], которое должно наступить после царств Бога Отца
  • Евангелие напрестольное

    богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и указатель евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия раз
  • ИОАНН — АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ

    ученик Господа из первых двенадцати, автор четвертого Евангелия, Откровения и трех посланий. Сын Зеведея и брат апостола Иакова. Первоначально был учеником Иоанна Предтечи, но последовал за Госпо
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    оформилась в 1832 как "Е.-л. ц. в России", в 1924 преобразована в "Е.-л. ц. СССР", прекратила существование в конце 1930-х гг., воссоздана в 1991 (до 1993 -"Немецкая Е.-л.ц. в СССР"). Действует в Российской Федерации, на
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    название ряда протестантских церквей и направлений (см. в ст. Протестантизм).
  • Евангелические церкви

    название ряда протестантских церквей.
  • Евангелия

    букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового
  • Евангелический

    Термин, используемый по отношению к зарождающимся реформационным движениям, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг. После заседания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином "
  • Евангелики

    Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет.