Евангелия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Евангелия
букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Евангелия
по-гречески благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка, Луки, Иоанна (эти четыре Евангелия входят в Новый Завет) и апокрифические. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания Евангелий - 2-я половина 1 в. - начало 2 в.

Источник: Исторический словарь

ЕВАНГЕЛИЯ
ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые повествования, которые записывались учениками – апостолами или ближайшими учениками этих учеников. Е. создавались примерно со второй половины I в. до IV в. Кроме 4 канонических Е. (вошедших в текст Нового Завета, существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и др. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Евангелия
(euangelion – благая весть) – ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» - отдельные высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе которых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Христа. Авторство приписывается ученикам Иисуса – апостолам и ближайшим ученикам этих учеников. Евангелия создавались различными христианскими группами, начиная примерно со второй половины 1 в. и до 4 в. Кроме 4 евангелий, вошедших в канонический текст Нового завета (См. Марк, Матвей, Лука, Иоанн Богослов), существовали евангелия Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных евангелия Фомы и многие другие. См. Христианство, Апостолы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЕВАНГЕЛИЯ
от. греч. eyaggelion - благая весть) - раннехрист. сочинения, повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре - Е. от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Е. от Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. е. священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христ. церкви; остальные Е. объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и отвергнуты церковью как еретические. В противовес церк. традиции, относящей написание Е. к 50-70-м гг. 1 в., науч. критика относит составление Е. к периоду возникновения христ. церкви и оформления церк. догматики; наиболее вероятная датировка Е. - не ранее, чем 2-я четверть 2 в. Процесс исправления и редакции Е. длился до нач. 4 в. Среди канонич. Е. выделяются первые Е.: от Матфея, Марка, Луки, называемые синоптическими (т. е. совместно обозримыми), у к-рых общим является примерно 1/3 их содержания. От этих Е., повествующих гл. обр. о земной жизни Иисуса, резко отличается Е. от Иоанна, полное сложных религ.-филос. образов и подчеркивающее больше религ. идеи воплощения "божеств. логоса", чем "биографию" Иисуса. Между Е. (даже синоптическими) существуют большие расхождения, в них много внутр. противоречий (так, у Матфея Иисус поручает ученикам крестить "все народы" (XXVIII, 19), хотя раньше (Х,5) он запрещает апостолам идти к "язычникам"; в Е. от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама и насчитывает 42 звена (I, 1-17), у Луки восходит к Адаму, а между Авраамом и Иисусом насчитывается 55 поколений). Науч. критика указала на грубые ошибки, к-рыми изобилуют Е. Их составители, двое из к-рых, согласно церк. традиции, происходили из Палестины, плохо знали историю и географию этой страны (так, у Луки (III, 2) говорится о 2 первосвященниках - Анна и Кайафа, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник; в Е. рассказывается о "великой буре" (Марк, IV, 37) на "Галилейском море" (т. н. Генисаретское озеро), но на этом маленьком озере вообще не могло быть бурь; небольшое однолетнее растение горчица в Е. называется деревом (Матф., XIII, 32) и т. п.).

Социально-политич. программа Е. отличается двойственностью. С одной стороны, Е. обращаются к трудящимся и угнетенным, прославляют бедных и осуждают богатство и богачей, с другой стороны, говорится о добродетельных мытарях (богачах), проповедуется примирит. отношение к рим. властям и не осуждается рабство, а рабы призываются к повиновению. Социальная двойственность Е. отражает разл. ист. этапы в развитии христианства (первоначально осн. массу верующих составляли рабы и бедняки), пестрый социальный состав христ. общин, их приспособление к социальному строю Рим. империи. Реакц. еванг. проповедь о загробном воздаянии угнетенным, о непротивлении злу, о смирении и терпении использовалась и используется господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Е. являются важнейшим источником для исследования христ. идеологии сер. и 2-й пол. 2 в. (в частности, для истории окончат. оформления мифа о Христе), христ. общин этого периода и идейной борьбы внутри них и между ними.

Противоречия в Е. отмечали еще в древности критики христианства Цельс (2 в.) и Порфирий (3 в.). Отдельные сомнения в истинности Е. не получили широкого распространения в ср. века, в эпоху господства религ. мировоззрения. Рост критич. отношения к авторитетам и развитие историко-филологич. критики в период Возрождения (филологич. критика Е. у Валлы, Эразма Роттердамского) подготавливали почву для критики Е. по существу. В эпоху Просвещения было подмечено и разоблачено много ист., географич., лингвистич. несообразностей и противоречий в Е. (англ. деисты 17-18 вв., нем. ученый г. С. Реймарус во 2-й пол. 18 в., Вольтер, энциклопедисты круга Гольбаха - Дидро - 2-я пол. 18 в.). Просветители подвергли рационалистич. критике саму возможность евангельских чудес, указали на земные корни, к-рые приводили к созданию Е. Ряд просветителей (франц. ученые Ш. Ф. Дюпюи, К. Вольней) пришел к идее о мифологичности образа Иисуса, подхваченной т. н. мифологич. школой (см. ниже). В 19 в. т. н. новотюбингенская школа (нем. ученый Ф. X. Баур и др.) начала впервые систематич. анализ Е. Она вскрыла многочисл. идеологич. напластования в Е., наличие многих редакций и заимствований, установила твердые основания для ист. датировки Е., показав неправильность церк.-канонич. хронологии. Особую роль сыграли работы Бруно Бауэра, основоположника т. н. мифологич. школы 19-20 вв. Исследователи этой школы (англ. ученый Дж. Робертсон, нем. А. Древс, амер. У. Смит, франц. П. Л. Кушу и др.), основываясь на огромном количестве сравнительно-ист. и мифологич. материала, доказали, что Е. - это религ.-лит., а не ист. произведения, они не имеют ничего общего с ист. действительностью нач. и сер. 1 в. н. э. В совр. бурж. историографии в вопросе о Е. наблюдается тенденция к отходу от прогрессивных традиций - исчезновение т. н. мифологич. школы и смыкание с позициями традиц. богословия (амер. ученый А. Олмстед и др.). Однако ряд работ (напр., труды франц. ученого П. Альфарика, публикации кумранских док-тов и др.) представляет несомненную ценность. Бурж. историки и философы мало интересовались социальными корнями христианства, поэтому они не смогли объяснить социальной сущности и причин возникновения евангельских идей и образов и их победы над язычеством. Идеологич. корни христианства и его социальная сущность были вскрыты в трудах основоположников марксизма-ленинизма (особенно у Энгельса в спец. работах о первонач. христианстве), идеи к-рых плодотворно разрабатываются сов. и прогресс. зарубеж. историками. Большой вклад в разработку проблем, касающихся Е., особенно вопросов о социальной программе Е. как отражения клас. борьбы в Рим. империи, внесли сов. историки А. Б. Ранович, Р. Ю. Виппер, англ. ученый А. Робертсон, итал. ученый А. Донини, франц. ученый Ш. Эншлен.

Лит.: Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960; Loisy A., Les ?vangiles synoptiques, v. 1-2, P., 1907-08; см. также лит. при статьях Библия, Христианство.

И. А. Энгельгардт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Переводы Евангелия на карельский язык в XIX начале XX в

Пулькин Максим Викторович
Предметом статьи является переводческая деятельность приходского духовенства Олонецкой епархии в XIX начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о датировке Евангелия от Фомы

Мирошников И. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Цитата из Евангелия от Луки в первом послании святого апостола Павла к Тимофею

Герасимов Павел Валерьевич
Статья посвящена проблеме интерпретации 1 Тим 5. 18 в отече-ственной и зарубежной библеистике. Слова апостола Павла, при-водимые им во второй части стиха, нередко рассматривают как цитирование народной поговорки.
Читать PDF
0.00 байт

О названиях рукописного Евангелия

Крутова М. С.
Читать PDF
0.00 байт

Англо-саксонская руническая надпись из Островного Евангелия и раннесредневековый мультикультурализм

Хлевов Александр Алексеевич
В процессе возникновения средневековой цивилизации синтез культур имел отчётливо выраженные региональные различия. Статья посвящена культурной атрибуции рунической надписи из англо-саксонского Островного Евангелия VIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Книга первая: начало евангелия. Издат

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Вновь найденный отрывок неканонического Евангелия

К. Н. Фаминский
Читать PDF
0.00 байт

Миссия Павла в Македонии: провозглашение Евангелия в качестве антиимперской вести

Сергей Викторович Солоха
Статья «Миссия Павла в Македонии» рассматривает суть оппозиции, с которой столкнулся апостол Павел, когда он принес весть евангелия в Европу.
Читать PDF
0.00 байт

О порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 1917–191

Андреев Александр Андреевич
отдел о богослужении, проповедничестве и храме Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. рекомендовал использование в Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки — т. е.
Читать PDF
0.00 байт

Мотеты для хора a cappella Франсиса Пуленка: ключевые сюжеты Евангелия в диалоге времен и традиций

Бакун Мария Ивановна
В статье рассматриваются мотеты для хора a cappella Франсиса Пуленка, ярко отразившие разные стилевые грани духовной музыки композитора и предвосхитившие некоторые черты его поздних хоровых сочинений.
Читать PDF
0.00 байт

По прочтении Евангелия

Духанина Ж.Л.
В статье рассматривается вопрос о преемственности и связи времен и поколений через музыкальные произведения разных столетий, о возможности заглянуть в прошлое и почувствовать его актуальность сегодня, о единении различных конфесси
Читать PDF
0.00 байт

Цифровые копии «Учительного Евангелия» ранней рукописной и печатной традиции

Бородихин Андрей Юрьевич, Шабанов Андрей Васильевич
Даются результаты работ по оцифровке выдающихся произведений древнерусской письменности и печати, которые ведутся в отделе редких книг и рукописей (ОРКиР) ГПНТБ СО РАН.
Читать PDF
0.00 байт

Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна

Прокопчук Александр
Цель настоящего сообщения показать неразрывность между 21-й и предыдущими главами четвертого Евангелия. Таких связей более чем достаточно.
Читать PDF
0.00 байт

Нагорная радость (Евгений Павлович Иванов и его «Толкование Евангелия»)

Фетисенко О. Л.
О Евангелии как теме жизни и духовном хлебе Е. Иванова, который был другом А. Блока, повествуется в данной статье.
Читать PDF
0.00 байт

Сергей Аверинцев почему Евангелия не биографии

Галинская И. Л.
Аверинцев С. Почему Евангелия не биографии // Мир Библии = World of the Bible. М., 2001. № 8. С.410.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИОАНН — АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ

    ученик Господа из первых двенадцати, автор четвертого Евангелия, Откровения и трех посланий. Сын Зеведея и брат апостола Иакова. Первоначально был учеником Иоанна Предтечи, но последовал за Госпо
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    оформилась в 1832 как "Е.-л. ц. в России", в 1924 преобразована в "Е.-л. ц. СССР", прекратила существование в конце 1930-х гг., воссоздана в 1991 (до 1993 -"Немецкая Е.-л.ц. в СССР"). Действует в Российской Федерации, на
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    название ряда протестантских церквей и направлений (см. в ст. Протестантизм).
  • Евангелические церкви

    название ряда протестантских церквей.
  • Евангелие

    (от греч. evangelion — благая, радостная весть) — раннехристианское сочинение (вторая половина I в. н. э.), повествующее о жизни Иисуса Христа. Состоит из 4 книг — Евангелий от Марка, Матфея, Луки, Иоанна, яв
  • Евангелие Иакова

    Евангелие Иакова (в научной литературе именуется – «Первоевангелие Иакова») – одно из апокрифических евангелий, повествующее о рождении богородицы, ее детстве, благовещении, рождении Христа, при
  • Иоанна Евангелие

    четвертая книга Нового Завета, четвертое Евангелие (см. Библия). Было написано в Ефесе после 70 г. (то есть после переезда ап. Иоанна в Ефес), возможно, ближе к 90 г. Оно написано «дабы вы уверовали, что
  • Евангелие от Иоанна

    написано приблизит. в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытывало на себе сильное влияние гностицизма, что прояв., в частн., в
  • Луки Евангелие

    третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во время пребывания ап. Павла (руководителя и наставника Л
  • Евангелие от Луки

    Так с древних времен называется третье из Евангелий, автор которого, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повество
  • Марка Евангелие

    второе из синоптических Евангелий (см.), вторая книга Нового Завета (см. Библия). Написано оно было, как теперь считает большинство комментаторов, первым из Евангелий около 55-58 гг. вероятнее всего в Р
  • Евангелие от Марка

    второе из четырех Евангелий По древнему преданию оно написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (Кол. 4:10), со слов и под наблюдением ап. Петра Предполагают, что оно написано, главным образом, для х
  • Матфея Евангелие

    первое из синоптических Евангелий (см.), первая книга Нового Завета (см. Библия) и потому наиболее часто читаемая. Как полагает теперь большинство комментаторов, Евангелие было написано около 58 г. п
  • Евангелие от Матфея

    Первое из четырех Евангелий, единогласно приписывается древними отцами церкви апостолу Матфею; они также единогласно свидетельствуют о том, что оно было написано первоначально на арамейском язы
  • Евангелие Никодима

    Евангелие Никодима – одно из апокрифических евангелий. Название условное – в древнерусских рукописях произведение озаглавлено иначе. Не обозначенное ни в одном из индексов отреченных книг, оно
  • ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ

    Древнейший русский памятник письменности. Написано в 1057 г. для новгородского посадника Остромира диаконом Григорием.
  • Вечное евангелие

    лат. Evangelium aeternum) — предсказание «вечного царства Святого Духа, совершенного богопознания и полной духовной свободы», основанное на Апокалипсисе[1], которое должно наступить после царств Бога Отца
  • Евангелический

    Термин, используемый по отношению к зарождающимся реформационным движениям, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг. После заседания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином "
  • Евангелики

    Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет.
  • Евангелисты

    1) В христ. богословии мифич. авторы Евангелий. 2) Члены секты т. н. евангельских христиан.