Евангелия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Евангелия
букв. – благие вести) – раннехристианские сочинения, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические – от Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового завета) – и апокрифические.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Евангелия
по-гречески благая весть) - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяются на канонические - Матфея, Марка, Луки, Иоанна (эти четыре Евангелия входят в Новый Завет) и апокрифические. Авторы Евангелий - апостолы или их ученики. Время написания Евангелий - 2-я половина 1 в. - начало 2 в.

Источник: Исторический словарь

ЕВАНГЕЛИЯ
ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение распространялось устно. Затем складывались более развернутые повествования, которые записывались учениками – апостолами или ближайшими учениками этих учеников. Е. создавались примерно со второй половины I в. до IV в. Кроме 4 канонических Е. (вошедших в текст Нового Завета, существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Е. Фомы и др. Ныне известны полные тексты 3 Е., не признанных церковью каноническими: Фомы, Филиппа и Истины, отражающие учения гностиков.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Евангелия
(euangelion – благая весть) – ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учении. Первоначально учение христиан распространялось устно. Первыми, вероятно, были записаны «речения Иисуса» - отдельные высказывания, приписанные основателю христианства. Затем из разных устных преданий и речений складывались более развернутые повествования, в основе которых лежало учение об искупительной смерти и воскресении Христа. Авторство приписывается ученикам Иисуса – апостолам и ближайшим ученикам этих учеников. Евангелия создавались различными христианскими группами, начиная примерно со второй половины 1 в. и до 4 в. Кроме 4 евангелий, вошедших в канонический текст Нового завета (См. Марк, Матвей, Лука, Иоанн Богослов), существовали евангелия Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных евангелия Фомы и многие другие. См. Христианство, Апостолы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЕВАНГЕЛИЯ
от. греч. eyaggelion - благая весть) - раннехрист. сочинения, повествующие о земной жизни мифич. основателя христианства Иисуса Христа. Из неск. десятков написанных Е. четыре - Е. от Матфея и Иоанна, якобы принадлежавшие перу учеников Иисуса, и Е. от Марка и Луки (их авторами церковь считает учеников апостолов Петра и Павла) - признаны церковью каноническими, т. е. священными. Они включены в Новый завет и богослужебные книги христ. церкви; остальные Е. объявлены апокрифическими (см. Апокрифы) и отвергнуты церковью как еретические. В противовес церк. традиции, относящей написание Е. к 50-70-м гг. 1 в., науч. критика относит составление Е. к периоду возникновения христ. церкви и оформления церк. догматики; наиболее вероятная датировка Е. - не ранее, чем 2-я четверть 2 в. Процесс исправления и редакции Е. длился до нач. 4 в. Среди канонич. Е. выделяются первые Е.: от Матфея, Марка, Луки, называемые синоптическими (т. е. совместно обозримыми), у к-рых общим является примерно 1/3 их содержания. От этих Е., повествующих гл. обр. о земной жизни Иисуса, резко отличается Е. от Иоанна, полное сложных религ.-филос. образов и подчеркивающее больше религ. идеи воплощения "божеств. логоса", чем "биографию" Иисуса. Между Е. (даже синоптическими) существуют большие расхождения, в них много внутр. противоречий (так, у Матфея Иисус поручает ученикам крестить "все народы" (XXVIII, 19), хотя раньше (Х,5) он запрещает апостолам идти к "язычникам"; в Е. от Матфея родословная Иисуса ведется от Авраама и насчитывает 42 звена (I, 1-17), у Луки восходит к Адаму, а между Авраамом и Иисусом насчитывается 55 поколений). Науч. критика указала на грубые ошибки, к-рыми изобилуют Е. Их составители, двое из к-рых, согласно церк. традиции, происходили из Палестины, плохо знали историю и географию этой страны (так, у Луки (III, 2) говорится о 2 первосвященниках - Анна и Кайафа, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник; в Е. рассказывается о "великой буре" (Марк, IV, 37) на "Галилейском море" (т. н. Генисаретское озеро), но на этом маленьком озере вообще не могло быть бурь; небольшое однолетнее растение горчица в Е. называется деревом (Матф., XIII, 32) и т. п.).

Социально-политич. программа Е. отличается двойственностью. С одной стороны, Е. обращаются к трудящимся и угнетенным, прославляют бедных и осуждают богатство и богачей, с другой стороны, говорится о добродетельных мытарях (богачах), проповедуется примирит. отношение к рим. властям и не осуждается рабство, а рабы призываются к повиновению. Социальная двойственность Е. отражает разл. ист. этапы в развитии христианства (первоначально осн. массу верующих составляли рабы и бедняки), пестрый социальный состав христ. общин, их приспособление к социальному строю Рим. империи. Реакц. еванг. проповедь о загробном воздаянии угнетенным, о непротивлении злу, о смирении и терпении использовалась и используется господствующими классами для удержания трудящихся в повиновении. Е. являются важнейшим источником для исследования христ. идеологии сер. и 2-й пол. 2 в. (в частности, для истории окончат. оформления мифа о Христе), христ. общин этого периода и идейной борьбы внутри них и между ними.

Противоречия в Е. отмечали еще в древности критики христианства Цельс (2 в.) и Порфирий (3 в.). Отдельные сомнения в истинности Е. не получили широкого распространения в ср. века, в эпоху господства религ. мировоззрения. Рост критич. отношения к авторитетам и развитие историко-филологич. критики в период Возрождения (филологич. критика Е. у Валлы, Эразма Роттердамского) подготавливали почву для критики Е. по существу. В эпоху Просвещения было подмечено и разоблачено много ист., географич., лингвистич. несообразностей и противоречий в Е. (англ. деисты 17-18 вв., нем. ученый г. С. Реймарус во 2-й пол. 18 в., Вольтер, энциклопедисты круга Гольбаха - Дидро - 2-я пол. 18 в.). Просветители подвергли рационалистич. критике саму возможность евангельских чудес, указали на земные корни, к-рые приводили к созданию Е. Ряд просветителей (франц. ученые Ш. Ф. Дюпюи, К. Вольней) пришел к идее о мифологичности образа Иисуса, подхваченной т. н. мифологич. школой (см. ниже). В 19 в. т. н. новотюбингенская школа (нем. ученый Ф. X. Баур и др.) начала впервые систематич. анализ Е. Она вскрыла многочисл. идеологич. напластования в Е., наличие многих редакций и заимствований, установила твердые основания для ист. датировки Е., показав неправильность церк.-канонич. хронологии. Особую роль сыграли работы Бруно Бауэра, основоположника т. н. мифологич. школы 19-20 вв. Исследователи этой школы (англ. ученый Дж. Робертсон, нем. А. Древс, амер. У. Смит, франц. П. Л. Кушу и др.), основываясь на огромном количестве сравнительно-ист. и мифологич. материала, доказали, что Е. - это религ.-лит., а не ист. произведения, они не имеют ничего общего с ист. действительностью нач. и сер. 1 в. н. э. В совр. бурж. историографии в вопросе о Е. наблюдается тенденция к отходу от прогрессивных традиций - исчезновение т. н. мифологич. школы и смыкание с позициями традиц. богословия (амер. ученый А. Олмстед и др.). Однако ряд работ (напр., труды франц. ученого П. Альфарика, публикации кумранских док-тов и др.) представляет несомненную ценность. Бурж. историки и философы мало интересовались социальными корнями христианства, поэтому они не смогли объяснить социальной сущности и причин возникновения евангельских идей и образов и их победы над язычеством. Идеологич. корни христианства и его социальная сущность были вскрыты в трудах основоположников марксизма-ленинизма (особенно у Энгельса в спец. работах о первонач. христианстве), идеи к-рых плодотворно разрабатываются сов. и прогресс. зарубеж. историками. Большой вклад в разработку проблем, касающихся Е., особенно вопросов о социальной программе Е. как отражения клас. борьбы в Рим. империи, внесли сов. историки А. Б. Ранович, Р. Ю. Виппер, англ. ученый А. Робертсон, итал. ученый А. Донини, франц. ученый Ш. Эншлен.

Лит.: Ленцман Я. A., Происхождение христианства, М., 1960; Loisy A., Les ?vangiles synoptiques, v. 1-2, P., 1907-08; см. также лит. при статьях Библия, Христианство.

И. А. Энгельгардт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.05 кб

Переводы Евангелия на карельский язык в XIX начале XX в

Пулькин Максим Викторович
Предметом статьи является переводческая деятельность приходского духовенства Олонецкой епархии в XIX начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о датировке Евангелия от Фомы

Мирошников И. Ю.
Читать PDF
551.35 кб

Цитата из Евангелия от Луки в первом послании святого апостола Павла к Тимофею

Герасимов Павел Валерьевич
Статья посвящена проблеме интерпретации 1 Тим 5. 18 в отече-ственной и зарубежной библеистике. Слова апостола Павла, при-водимые им во второй части стиха, нередко рассматривают как цитирование народной поговорки.
Читать PDF
0.00 байт

О названиях рукописного Евангелия

Крутова М. С.
Читать PDF
0.00 байт

Вновь найденный отрывок неканонического Евангелия

К. Н. Фаминский
Читать PDF
0.00 байт

Англо-саксонская руническая надпись из Островного Евангелия и раннесредневековый мультикультурализм

Хлевов Александр Алексеевич
В процессе возникновения средневековой цивилизации синтез культур имел отчётливо выраженные региональные различия. Статья посвящена культурной атрибуции рунической надписи из англо-саксонского Островного Евангелия VIII в.
Читать PDF
99.38 кб

Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. Книга первая: начало евангелия. Издат

Алексеев Анатолий Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Миссия Павла в Македонии: провозглашение Евангелия в качестве антиимперской вести

Сергей Викторович Солоха
Статья «Миссия Павла в Македонии» рассматривает суть оппозиции, с которой столкнулся апостол Павел, когда он принес весть евангелия в Европу.
Читать PDF
0.00 байт

Сергей Аверинцев почему Евангелия не биографии

Галинская И. Л.
Аверинцев С. Почему Евангелия не биографии // Мир Библии = World of the Bible. М., 2001. № 8. С.410.
Читать PDF
105.99 кб

2008. 01. 017. Мейер П. «Анна Каренина», Руссо и Евангелия. Meyer P. «Anna Karenina», Rousseau, and

Юрченко Т. Г.
Читать PDF
725.36 кб

О порядке чтения Евангелия за Божественной литургией в свете рекомендаций Поместного Собора 1917–191

Андреев Александр Андреевич
отдел о богослужении, проповедничестве и храме Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. рекомендовал использование в Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки — т. е.
Читать PDF
163.24 кб

Мотеты для хора a cappella Франсиса Пуленка: ключевые сюжеты Евангелия в диалоге времен и традиций

Бакун Мария Ивановна
В статье рассматриваются мотеты для хора a cappella Франсиса Пуленка, ярко отразившие разные стилевые грани духовной музыки композитора и предвосхитившие некоторые черты его поздних хоровых сочинений.
Читать PDF
0.00 байт

Общие характерные особенности четвертого Евангелия со стороны содержания

И. В. Баженов
Читать PDF
0.00 байт

По прочтении Евангелия

Духанина Ж.Л.
В статье рассматривается вопрос о преемственности и связи времен и поколений через музыкальные произведения разных столетий, о возможности заглянуть в прошлое и почувствовать его актуальность сегодня, о единении различных конфесси
Читать PDF
0.00 байт

Цифровые копии «Учительного Евангелия» ранней рукописной и печатной традиции

Бородихин Андрей Юрьевич, Шабанов Андрей Васильевич
Даются результаты работ по оцифровке выдающихся произведений древнерусской письменности и печати, которые ведутся в отделе редких книг и рукописей (ОРКиР) ГПНТБ СО РАН.

Похожие термины:

  • Евангелие

    греческий писатель V в. до Р.Х., раб знаменитого афинского стратега Перикла. Написал сочинение о военном искусстве «Тактика», высоко ценившееся в древности, но не сохранившееся до нашего времени.  
  • Евангелие Иакова

    Евангелие Иакова (в научной литературе именуется – «Первоевангелие Иакова») – одно из апокрифических евангелий, повествующее о рождении богородицы, ее детстве, благовещении, рождении Христа, при
  • Иоанна Евангелие

    четвертая книга Нового Завета, четвертое Евангелие (см. Библия). Было написано в Ефесе после 70 г. (то есть после переезда ап. Иоанна в Ефес), возможно, ближе к 90 г. Оно написано «дабы вы уверовали, что
  • Евангелие от Иоанна

    написано приблизит. в нач. 2 в. в Азии, вошло в канон Нового завета. Е. от И. возникло позже синоптич. Евангелий и учения Павла; оно испытывало на себе сильное влияние гностицизма, что прояв., в частн., в
  • Луки Евангелие

    третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во время пребывания ап. Павла (руководителя и наставника Л
  • Евангелие от Луки

    Так с древних времен называется третье из Евангелий, автор которого, не упоминающий о себе самом, указывает, в качестве внешнего повода к написанию им Евангелия, существование нескольких повество
  • Евангелистарий

    евангелиарий; лат. evangelistarium) — книга, содержащая евангельский текст в порядке богослужебных чтений.
  • Евангелисты

    1) В христ. богословии мифич. авторы Евангелий. 2) Члены секты т. н. евангельских христиан.
  • Евангелические церкви

    название ряда протестантских церквей.
  • Марка Евангелие

    второе из синоптических Евангелий (см.), вторая книга Нового Завета (см. Библия). Написано оно было, как теперь считает большинство комментаторов, первым из Евангелий около 55-58 гг. вероятнее всего в Р
  • Евангелие от Марка

    второе из четырех Евангелий По древнему преданию оно написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (Кол. 4:10), со слов и под наблюдением ап. Петра Предполагают, что оно написано, главным образом, для х
  • Матфея Евангелие

    первое из синоптических Евангелий (см.), первая книга Нового Завета (см. Библия) и потому наиболее часто читаемая. Как полагает теперь большинство комментаторов, Евангелие было написано около 58 г. п
  • Евангелие от Матфея

    Первое из четырех Евангелий, единогласно приписывается древними отцами церкви апостолу Матфею; они также единогласно свидетельствуют о том, что оно было написано первоначально на арамейском язы
  • Евангелие Никодима

    Евангелие Никодима – одно из апокрифических евангелий. Название условное – в древнерусских рукописях произведение озаглавлено иначе. Не обозначенное ни в одном из индексов отреченных книг, оно
  • ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ

    Древнейший русский памятник письменности. Написано в 1057 г. для новгородского посадника Остромира диаконом Григорием.
  • Вечное евангелие

    лат. Evangelium aeternum) — предсказание «вечного царства Святого Духа, совершенного богопознания и полной духовной свободы», основанное на Апокалипсисе[1], которое должно наступить после царств Бога Отца
  • Евангелие напрестольное

    богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и указатель евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия раз
  • Евангелизм

    Термин, часто используемый в англоязычных работах для обозначения итальянского реформационного движения в 1511-1545 гг., опирающегося на такие фигуры, как Гаспаро Контарини и Реджинальд Поул.
  • Евангелики

    Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет.
  • ИОАНН — АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ

    ученик Господа из первых двенадцати, автор четвертого Евангелия, Откровения и трех посланий. Сын Зеведея и брат апостола Иакова. Первоначально был учеником Иоанна Предтечи, но последовал за Госпо