Евхаристия

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЕВХАРИСТИЯ
христ. таинство, см. в ст. Таинства.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Евхаристия
греч. "благодарение") - одно из самых важных церковных таинств, олицетворяющее Вечерю Господню, на которой освящаются хлеб (просфоры) и вино. Принимая их, верующие соединяются с Христом, с Его Плотью и Кровью (см. причащение).

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Евхаристия
(греч. eucharistia — благодарение, благодарственная молитва), в позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва, с 1 в. в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино).

Источник: Словарь античности. 1989

ЕВХАРИСТИЯ
Причащение – одно из 7 таинств в католической и православной церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в которых якобы воплощены «тело и кровь» Христа. Тем самым верующие становятся как бы «участниками божеского естества».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Евхаристия
главное таинство Православной церкви. Иначе называется таинством причащения. Таинство евхаристии установлено на Тайной вечери Самим Иисусом Христом. Согласно учению Церкви при совершении этого таинства освященные вино и хлеб преосуществляются в кровь и плоть Христовы, которыми затем причащаются верующие и духовенство. Таинство евхаристии совершается на литургии во время пения евхаристического канона: «Херувимской», «Милости мира» и «Достойно есть».

Источник: Православная энциклопедия.

ЕВХАРИСТИЯ
Главное таинство христианства. Слово переводится с греческого как «благодарение». Это самое главное обрядовое церковное действие из существующих семи таинств Церкви. Другое название обряда – таинство Святого Причащения. Его установил сам Христос на последней, Тайной, вечери со своими учениками. Уходя из земной жизни, Христос оставил всем верующим возможность соединения с Ним. Во время Литургии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Господа, что и позволяет всем причащающимся приобщиться к Божьему миру, к Божьей благодати.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ЕВХАРИСТИЯ
(греч. «благодарение») – Таинство Православной Церкви, иначе называемое Таинством Причащения, в котором верующий под видом хлеба и вина причащается Самого Тела и Kрови Господа Иисуса Христа во остав- ление грехов и в Жизнь Вечную (см. Ин. 6, 53-58). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной вечере. По учению Православной Церкви, при совершении Таинства Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в Плоть и Kровь Иисуса Христа. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона. См. Литургия.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ЕВХАРИСТИЯ
в раннем христианстве это было сакральное празднество в память о последней трапезе Иисуса Христа со своими учениками. В современном христианстве — одно из 7 таинств, состоящее в том, что верующих в храме причащают вином и хле-бом, в которых, якобы, воплощены «тело и кровь» Христа. Евхаристию (причащение) называют главным та-инством христианской религии. Оно занимает центральное место в литургии. Порядок совершения причащения различен в католической и православной церквах. Католическая церковь допускает причащение пресным хлебом для всех и вином только для служите-лей церкви (клира), а православная церковь — квасным хлебом и вином для всех верующих. В протестантской церкви причащение рассматривается не как таинство, а как символический обряд, лишенный мистического смысла.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Евхаристия
(греч. благодарение) – таинство Православной Церкви, иначе называемое причащением, бескровной жертвой, Трапезой Господней. Было установлено Иисусом Христом на Тайной вечери. Состоит из двух отдельных моментов: 1) пресуществления, или преложения, хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы; 2) причащения, или вкушения, Даров Святых. По учению Православной Церкви, при совершении таинства Е. хлеб и вино незримо преобразуются в Плоть и Кровь Иисуса Христа, которые под видом хлеба и вина вкушаются верующими. Е. понимается православием как мистический центр церковной жизни, величайшее таинство, которое должно совершаться с наивысшим тщанием и благоговением до скончания мира. Е. совершается архиереем или священником во время литургии и ведет к образованию сокровенного единства верующих, составляющих Церковь как Тело Христово. В православной богослужебной практике к причастию принято приступать натощак и после исповеди.

Источник: Краткий православный словарь.

   ЕВХАРИСТИЯ
греч. — благодарение) — одно из семи таинств православной церкви; причащение присуствующих на литургии хлебом и вином (Святыми Дарами), приготовленными и освященными во время литургии. Совершается в воспоминание о последней трапезе Христа со своими учениками (см. Тайная вечеря), во время которой он преломил хлеб и раздал вино, чудесным образом претворившиеся в плоть и кровь Сына Божия (Мф XXVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 17-38). Таинство причащения, учрежденное самим Христом, прообразует крестную жертву Спасителя и делает всех участвующих в нем причастниками тела Христова, т. е. христианской церкви. Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) широко распространяется в Х-ХI веках и помещается обычно в абсиде православных храмов, т. е. там, где собственно происходит христианское богослужение. Включает в себя две группы апостолов (по шесть), возглавляемые соответственно Петром и Павлом, и одно или два изображения Христа — причащающего вином, а также изображения прислуживающих ангелов.
   

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Евхаристия
В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.
Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.
Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).
Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).
Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освященной и неосвященной, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).
(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).
Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освященной, так и неосвященной.
Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.
Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.
Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.
В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.
Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).
Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.
Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.
В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).
Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).
Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.
Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Церковь и Евхаристия

Константин Горянов
Читать PDF
0.00 байт

Аристотель Папаниколау. Евхаристия, соборы и первенство

Папаниколау Аристотель
В статье автор ставит своей целью критически исследовать соотношение соборов и епископского первенства в свете евхаристической экклезиологии.
Читать PDF
0.00 байт

Осмысление Евхаристии по-протестантски: сравнительный анализ богословия Евхаристии в лютеранской, ан

Ростислав Ткаченко
Данная статья стремится представить адекватное аналитическое описание богословия Евхаристии, сформулированного в рамках трёх протестантских богословских традиций: лютеранской, англиканской и русско-баптистской.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о начале московских евхаристических споров xvii века

Хондзинский Павел Владимирович
Несмотря на то, что большинство документов, относящихся к московским евхаристическим спорам XVII столетия, были опубликованы еще в XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Материалы научного семинара по Евхаристии

Читать PDF
0.00 байт

Практика личного благочестия на Руси в XVI В. : статьи, посвященные евхаристической дисциплине и кел

Денисов Дионисий Владимирович
В настоящей публикации помещены главы, посвященные вопросам евхаристической дисциплины и келейного правила, по одной из рукописей собрания Троице-Сергиевой Лавры.
Читать PDF
0.00 байт

«Наше мировоззрение должно быть евхаристично. » : памяти архимандрита Киприана (Керна)

Сухова Наталия Юрьевна
Настоящая статья посвящена одному из представителей «русского парижского» богословия — профессору Свято-Сергиевского Православного Богословского института (ССПБИ) архимандриту Киприану (Керну).
Читать PDF
0.00 байт

Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование проскомидии

А. В. Петровский
Читать PDF
0.00 байт

Западноевропейские духовные песни предрождественской и евхаристической тематики в восточнославянском

Зосим Ольга Леонидовна
Статья посвящена западноевропейским духовным песням предрождественской и евхаристической тематики, вошедшим в восточнославянский репертуар в XVII-XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Новгородские Царские врата с изображением Благовещения, Евхаристии и четырех евангелистов

Шумилова Христина Витальевна
Автор исследует группу новгородских Царских врат с изображением Благовещения, четырех евангелистов и Евхаристии, где на каждой створке представлены по шесть апостолов, приступающих к причастию.
Читать PDF
0.00 байт

Визуализация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени XII век

Хрипкова Елена Авенировна
В статье рассматривается репрезентация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени двенадцатого века первого памятника готической эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Тема евхаристии в испанском ретабло

Прохорцова Мария Максимовна
В статье рассмотрена проблема отражения евхаристической тематики в живописных и скульптурных испанских ретабло XIV-XVII вв., ранее не становившаяся единственной целью исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Евхаристические образы и мотивы в ранней поэзии Н. Клюева

Лысов Антон Анатольевич
В статье анализируются образы и мотивы, которые образуют евхаристический комплекс, важный для понимания идейно-художественных особенностей ранней поэзии Н. Клюева.
Читать PDF
0.00 байт

«Дон Кихот» и «Чевенгур»: евхаристическая символика в романе

Пискунова Светлана Ильинична
Выявляя архетипическую семантику связанных с таинством евхаристии ключевых образов романа Андрея Платонова «Чевенгур» (бака с сахарного завода, хлеба, воды, звезды, солнца, ветряной мельницы), автор статьи обнаруживает лежащий в о
Читать PDF
0.00 байт

Евхаристический хронотоп в творчестве К. Д. Бальмонта

Серопян Аветис Сережаевич, Шашнева Екатерина Николаевна
В статье выявляется наличие сакральных смыслов бальмонтовской поэзии, ее «евхаристического хронотопа», как бы преображающего словесную службу в богослужение.

Похожие термины:

  • ЕВХАРИСТИЯ, благодарение

    Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на Божественной литургии, а равно и самая жертва сия, т.е. так называются: 1) литургия, на которой приготовляют
  • Причащение (евхаристия) 

    Таинство Православной Церкви. При Причащении человек под видом хлеба и вина принимает Плоть и Kровь Иисуса Христа, становится таким образом причастным ко Христу. Таинство Причащения совершается а
  • Агнец евхаристический

    средняя часть большой литургической просфоры, употребляемая в Православной Церкви для совершения таинства Евхаристии. На каждой литургии приготовляется только один А. е. Он имеет кубическую форм
  • Евхаристический канон

    основная часть Божественной литургии. В это время в алтаре совершают преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. Начинается евхаристический канон возгласом священника «Благодать Госп