Евсевий

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Евсевий

архимандр., авт. слова, произнес. в церкви моск. Чудова монаст. в 1844 г.


{Венгеров}





Евсевий


авт. "Слов" (Киев, 1845), архимандр.


{Венгеров}





Евсевий


дух. писат. архимандр. (Сарат., 1874).


{Венгеров}





Евсевий


авт. слова при поминовении Ф. М. Достоевского (1881).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЕВСЕВИЙ
(260–339) – один из Отцов церкви, архиепископ Кесарийский (с 313 года). Евсевий – автор многочисленных теологических и исторических трудов, в которых он доказывает, что иудаизм, а не греческая религия, является подлинным и единственным основанием христианства; вместе с тем он резко критикует евреев за отказ принять Евангелие как «благовещение царства Божьего». Уклонялся от вопроса о природе Христа.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Евсевий
(Eusebios), Кесарийский, род. ок 260 в Палестине, ум. в 339, рим. церковный писатель, историк. Был учеником мученика Памфилия в Кесарии. В 313 стал епископом в Кесарии. Благодаря своей учености вошел в доверие к Константину I. В области теологии Е. К., как и Ориген, был сторонником учения о субординации (Христос находится в подчиненном положении по отношению к богу), отклонил тезис Ария о том, что Христос — творение бога. Е. К. оказал значительное влияние на христианскую литературу последующих столетий. Он написал мировую хронику, которую Иероним затем расширил и перевел на латынь, а также первый труд по истории церкви, охватывающий период от основания церкви до 324 и содержащий мн. документы и выдержки из недошедшей до нас литературы. Это принесло ему титул «отца истории церкви». Е. К. выступал также как собиратель литературы: ему принадлежат «Praeparatio» и «Demonstratio evangelica», содержащие мн. выписок из не дошедших до нас сочинений античной литературы. Е. К. известен также биографич. трудами (в числе прочих панегирик «Житие императора Константина»). Его политико-теологич. воззрения (Константин и его государство как отражение царства божьего) оказали большое влияние на Византийское государство.

Источник: Словарь античности. 1989

ЕВСЕВИЙ
   • Eusebius,
         ?????????, отец христианской историографии, посредством прибавления к имени обозначения Pamphili (a именно amicus) различаемый от современника своего епископа Емесы в Финикии, родился в Кесарее в 264 г., сделался там епископом в 315 г. и умер 340 г. Его история церкви ??????????????? ??????? в 10 книгах доходит до 324 г. и в 2-х последующих столетиях была продолжена некоторыми значительными писателями. Кроме того, он бы автором важных аналогетических сочинений, главным образом praeparatio и demonstratio evangelica или ????????????? ??????????? ????????????, сочинения, которые, будучи снабжено богатым материалом из классической древности, противопоставляют ей истину Евангелия (изд. R. Stephanus, 1544 и Th. Gaisford, 1843). Жизнеописание Константина искажает историческую истину. Очень важно, наконец, хронологическое его сочинение, ?????????? ???????, обыкновенно называющееся Chronicon Eusebii, уцелевшее лишь в довольно измененном латинском переводе, сделанном отцом церкви Иеронимом. Попытка Иосифа Скалигера (1606 и 1658) из отрывков восстановить 1-ю книгу оказалась удачной. Судя по армянскому переводу, в 1794 г. найденному и в 1818 г. изданному Ожером (Auger), новое критическое издание имеет автором A. Schoene (1866, т. II, 1875, т. I).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Евсевий
из Кесарии Палестинской, ок. 265-ок. 340 гг. н. э., греческий христианский писатель, греческий историк. Начал научную деятельность под руководством Памфила, который на основе библиотеке Оригена основал в Кесарии исследовательскую базу, где занимались уточнением текста Библии. Е. предпринял также научное путешествие в Антиохию и Иерусалим (он пользовался библиотекой, основанной епископом Александром). Собирал материалы о толкованиях Библии, по апологетике и истории Церкви. В знак признательности своему учителю и другу называл себя духовным сыном Памфила и почтил его память биографией (не сохранилась). Когда Памфил принял смерть во время гонений на христиан (309 или 310 г.), Е. бежал в Фиваиду в Египте. Ок. 313 г. был избран епископом Кесарийским. Пытался защитить Ария в споре об арианской ереси, за что был низложен на синоде в Антиохии (325 г.). Впоследствии реабилитированный на Никейском соборе (325 г.), в дальнейшем нападал на Ария, а на синоде в Тире (335 г.) стал причиной преследования и изгнания Афанасия, епископа Александрийского. Е. не принял назначения патриархом Антиохии. Константин Великий ценил Е. как союзника в деле объединения Церкви. Е. восхищался императором, который после долгих столетий кровавых преследований упорядочил отношения между Церковью и государством. Он был первым архивистом и хронистом Церкви, а вместе с тем одной из ключевых фигур в споре об арианстве. Характерной чертой творчества Е. является многократная переработка произведений и использование более ранних сочинений при работе над новыми. Важнейшие его труды: Исторические: Хронологические таблицы и очерк истории эллинов и варваров (Chronikoi kanones kai epitome pantodapes historias Hellenon te kai barbaron) - об истории халдеев, ассирийцев (вместе с медами. лидийцами и персами), евреев, египтян, греков и римлян, снабженные таблицами (в параллельных колонках) от рождения Авраама датируемого 2016/15 г. до н. э., до 303 г. н. э. с заметками об основных событиях мировой истории, а в особенности "священной истории". Е. хотел показать, что еврейская религия, продолжением которой является христианство, старше других религий. От первоначального греческого текста сохранились лишь отрывки. Вскоре после смерти Е. произведение было бездарно переработано и доведено до 325 г. Этот испорченный текст стал основой армянского перевода в VI в. и латинского перевода (см. Иероним) таблиц дополненных до 378 г. История Церкви (Ekklesiastike historia) не является общей историей Церкви. Е. осветил в ней только некоторые вопросы, касающиеся например, наследия апостолов, христианских учителей и писателей, гностиков и еретиков, наказаний, ожидающих евреев, гонений на христиан и мученичества. История разрослась в последнем издании (ок. 325 г.) до 10 книг. Кроме греческого текста мы имеем сирийский перевод IV в. н. э. (являвшийся основой армянского перевода) и латинское переложение Руфина Аквилейского 403 г.), доведенный до 395 г. В некоторых рукописях к VII книге добавлена реляция о палестинских мучениках 303-311 гг. (другая более полная редакция сохранилась только в сирийском переводе). Произведение содержит исключительно богатое собрание исторических фактов, документов и выдержек из многочисленных раннехристианских трудов. Оно принесло Е. прозвание "отца церковной историографии". Историю Е. продолжили среди прочих Сократ Схоластик, Созомен и Феодорет Кирийский. Апологетические произведения: Предвестник Евангелия (Euanglike propagaskeue) в 15 книгах. Е. борется здесь с языческим политеизмом и доказывает превосходство еврейской религии, которая была подготовкой к восприятию Евангелия. Книги I-III: критика безнравственных языческих мифов и их аллегорической интерпретации; кн. IV-V: языческие пророчества; кн. VI: критика веры в фатум (судьбу); кн. VII-XIII: христиане не случайно отбросили греческую религию и философию и восприняли священные книги евреев, поскольку греческие философы лучшие своие мысли почерпнули из Библии; кн. XIV-XV: перечисление заблуждений и ошибок греческих философских систем. Произведение содержит множество выдержек из утраченных работ, а следовательно представляется важным доксографическим источником. Евангелические доказательства (Euangelike apodeiksis) в 20 книгах. Сохранилось 10 первых книг и часть XV. Книги I-II: Е. объясняет, почему христиане принимают еврейские книги, но отвергают законы Моисея; кн. III-IX: приводят свидетельств пророков о человеческой сущности Христа (кн. III, о его божественности (кн. IV-V), о его вочеловечении и земной жизни (кн. VI-IX); кн. X: муки и смерть Христа. Оба апологетических сочинения формально направлены против язычников и евреев, но в действительности - против Порфирия. Е. часто его цитирует, и даже приводит из его произведения Против христиан некоторые антихристианские выпады. О вочеловечении Бога (Peri theophaneias) в 5 книгах. Целиком сохранилось только в сирийском переводе 411 г. Риторическая апологетика, рассказывающая о божественности Христа и его телесном приходе в мир. Полемическое произведение, направленное против Гиерокла, желавшего доказать превосходство Аполлония Тианского над Христом. Против Порфирия (Kata porphyriu) в 25 книгах, сочинение, опровергающее учение Порфирия. Риторические произведения: Жизнь Константина (Eis ton bion tu makariu Konstantinu basileos; лат.: Vita Constantini) в 4 частях. Представляет собой хвалебную речь, написанную после смерти Константина Великого (долгое время ее авторство оспаривалось). К ней добавлены речь Константина, речь Е. на тридцатилетний юбилей правления Константина (335 г.) и сочинение Е. об освящении храма Гроба Господня в Иерусалиме (335 г.). Догматические сочинения: Защита Оригена (Apologia hyper Origenus) в 6 частях - защита Оригена от обвинения в неправоверности. Части I-V написаны совместно с Памфилом (308-309 гг.). сохранились только часть I в латинском переводе Руфина и краткий пересказ Фотия (см. статью "Судьбы античной литературы"). Против Маркела (Kata Markellu) в 2 частях и Теология (Ekklesiastike theologia) в 3 частях - сочинения, в которых Е. боролся против Маркелла из Анкиры, обвиняя его в ереси. Спор закончился низложением Маркелла (друга Афанасия) с должности епископа. Библейские сочинения: так называемые Каноны - 10 синоптических таблиц к четырем Евангелиям. Ономастикон - словарь библейских географических названий (кроме греческого текста сохранился латинский перевод Иеронима). Комментарий к Библии, среди прочего к Псалмам и Книге Исайи.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Евсевий о Константине и Никейском соборе: намерения и умолчания

Рицци Марко
Статья посвящена проблеме одних из самых главных источников по истории ранней Церкви вплоть до I Вселенского собора — «Церковной истории» и «Жизни василевса Константина», написанных Евсевием Памфилом.
Читать PDF
0.00 байт

Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербу

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
0.00 байт

Преосвященный Евсевий (Орлинский), архиепископ Могилевский, бывший ректор (1847-1850 гг.) С.-Петербу

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
0.00 байт

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ В КОНСТРУИРОВАНИИ ЕВСЕВИЕМ КЕСАРИЙСКИМ МИФА О КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
В статье анализируется описание Евсевием Кесарийским личности Константина Великого и его эпохи в «Жизни Константина» с точки зрения внеисторических аспектов, прежде всего разнообразных библейских сравнений и аллегорий, с помощью к
Читать PDF
0.00 байт

Личность Оригена по свидетельствам Евсевия Кесарийского и других историков

Стржалковская А.Д.
Автор отмечает, что по имеющимся в нашем распоряжении источникам Ориген является одной из ключевых личностей в истории культуры, философии, богословия.
Читать PDF
0.00 байт

"Церковная история" Евсевия Кесарийского: терминология и проблемы этно-культурной идентичности на по

Ващева Ирина Юрьевна
Данная статья касается одного из аспектов очень сложной и остро дискутируемой сегодня проблематики транзитивности проблемы формирования новой идентичности общества при переходе от античности к средневековью.
Читать PDF
0.00 байт

О переосмыслении мифа о колеснице души из "Федра" Платона в "Похвальном слове Константину" Евсевия К

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, Курдыбайло Инга Павловна
Анализируются «Похвальное слово Константину» и «Слово о храме Гроба Господня» Евсевия Кесарийского, реконструируются его представления об идеях (в платоническом смысле), их соотнесении с христианским Богом и тварным космосом, а та

Похожие термины:

  • Россицкий, Евсевий Андреевич

    — интендант действующей армии в 1877—1878 г.; родился в 1823 г. и был сыном обер-офицера; воспитание получил в Одесском Ришельевском Лицее, где окончил курс в 1842 г., после чего поступил на службу в штаб Бес
  • Муравьев, Евсевий Антон

    д-р мед., р. ок. 1789, † 28 июня 1872. {Венгеров}
  • Данилов, Евсевий

    пушечный мастер при Петре I (1692). {Половцов}
  • Покровский, Евсевий Данилович

    — врач, адъюнкт-профессор Императорской Медико-Хирургической Академии, умер в августе 1831 года; происходил из духовного сословия, в 1820 г. поступил в С.-Петербургскую Медико-Хирургическую Академию к
  • Резанов, Евсевий Дмитриевич

    полковой воевода, 1609 г. {Половцов}
  • Огарев, Евсевий Григорьевич

    стольник и воевода в Нижнем Ломове 1652—3 г., Гадяче 1667—8 и Березове 1673—66 г. {Половцов}
  • Иберкампф, Евсевий Иванович

    лекарь; с 1737 г. в службе при сухопутном госпитале; с 1742 г. лекарь в Смоленском гарнизоне, † 1782 г. {Половцов}
  • Иероним, Софроний Евсевий

    св., латинский христианский писатель, Отец Церкви, ок. 340-420 гг. н. э. Родился в Стридоне в Далмации. Ок. 354 г. прибыл в Рим, чтобы изучать грамматику, риторику и философию. Примерно в 366 г. принял христиан
  • Евсевий, игумен Саввина Сторожев. мон

    1470 г. (кажется, одно лицо с Симоновским архимандритом при Иване II). {Половцов}
  • Евсевий, игумен Сретенского мон

    в Чебоксарах 1732 г. {Половцов}
  • Ильинский, Евсевий

    иеромон., авт. брош. "Кто был первый митрополит Киевский" (Киев, 1853). {Венгеров}
  • Словацкий, Евсевий Яковлевич

    (Еuzеbijusz Slowacki) — профессор Виленского университета; родился 15 декабря 1772 г. в Галиции, умер 29 октября 1814 г. в Вильне. Еще во время обучения в школе С. проявлял литературные задатки. Не имея средств для
  • Евсевий Кесарийский

    ок. 264 — 340) — видный рим. историк церкви. Автор богослов. и ист. соч. В «Церковной истории» Е. К. последовательно была изложена офиц. история христ. церкви. В «Хронике» дан краткий обзор событий всемир
  • Палавандов, князь Евсевий Осипович

    — участник заговора, устроенного в 1829—31 гг. с целью восстановить независимость грузинского царства с династией Багратионов. Во главе заговора стояли князья Орбелиани и Эристов, которые надеялис
  • Кобелев, Евсевий

    дьяк нижегородск., 1667 г. {Половцов}
  • Ковригин, Евсевий

    служилый человек, в Сибири, 1652 г. послан был к калмыцкому тайше Мергеню, для переговоров о подданстве его. {Половцов}
  • Евсевий, строитель Козмодемьян. мон

    во Пскове 1747 г. {Половцов}
  • Евсевий Левонов

    1735 г. игумен Невьянского Богословского мон. {Половцов}
  • Евсевий Михаилов

    архимандрит Спасо-Каменного монаст. 1724 г. {Половцов}
  • Евсевий Орлинский

    (Евфимий Поликарпович) — архиепископ Могилевский и Мстиславский. Родился в 1808 году в селе Черный Верх Белевского уезда Тульской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Тул