ФЕОДОР
• Theod?rus,
????????,
2. ?. Младший, Самосский, говорят, изготовил кольцо Поликрата и чашу, посланную Крезом в подарок в Дельфы. Hdt. 3, 41. 1, 51;
3. ритор из Гадары в Палестине, учитель Тиберия во время его изгнания на Родосе. У Свиды упоминается о нескольких его сочинениях, но он больше занимался обучением и основал собственную школу, ??????????. Quint. 11, 2. 3, 1, 18. Sen. contr. 2, 9. Монография Piderit´a (1842).
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884
Феодор
из Гадары в Сирии, I в. до н. э., греческий ритор. Лекции Ф. на Родосе слушал будущий император Тиберий, который еще раньше познакомился с ним в Риме. Ф. писал чрезвычайно много, особенно в области риторики, грамматики, а также истории и географии. Он был аттицистом, автором знаменитого учебника риторики, в котором уделил внимание только судебным и политическим речам. Важнейшим элементом речи для него был kairos (подходящий момент, случай). Оратор, согласно Ф., мог отказаться от некоторых обязательных разделов речи, например от вступления, изложения или окончания, на своем месте должны были оставаться выводы (apodeiksis). Он показал это в сочинении О возможностях оратора (Peri rhetoros dynameos). Ни одно из многочисленных сочинений Ф. не сохранилось. Его учебник риторики, переведенный на латинский язык, был очень популярен во времена Ювенала и служил источником материала для Квинтиллиана. Ф. оказал влияние на позднейших риторов, например, Диона Прусского.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ФЕОДОР
1) Ф. Азинский (275 — 360), древ. философ, представитель неоплатонизма, ученик Ямвлиха, положения к-рого о возникновении и строении трансцендентного мира вошли в триаду Ф.; тем самым им были заложены основы системы, позднее разработ. Проклом. До нас дошли лишь отрывки комментариев Ф. к трудам Платона с изложением осн. положений его учения. 2) Ф. из Кирены (ок. 300 до н.э.), греч. философ, атеист, ученик Аристиппа Младшего. Ф. отрицал существование богов, за что был осужден афинским ареопагом. Считал, что целью стремления человека к получению удовольствия явл. познание радости. Обществ. нормы он объявлял необязат., нарушение супруж. верности, воровство и т.п. явл., по словам Ф., предосудит. не по своей природе, а в силу обществ. предубеждения. Утверждал, что мудрый человек не будет жертвовать собой ради своей родины, так как родина для него — вся вселенная (космополитизм). 3) Ф. Киренский (ум. в 390 до н.э.), греч. математик, по мнению Платона, внес большой вклад в развитие теории иррацион. чисел.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Феодор
1. Ф. Азинский, 275–360, др. философ, представитель неоплатонизма, ученик Ямвлиха, положения которого о возникновении и строении трансцендентного мира вошли в триаду Ф.; тем самым им были заложены основы системы, позднее разработанной Проклом. До нас дошли лишь отрывки комментариев Ф. к трудам Платона с изложением осн. положений его учения.
2. Ф. из Кирены, ок. 300 до н. э., греч. философ, атеист, ученик Аристиппа Младшего. Ф. отрицал существование богов, за что был осужден афинским ареопагом. Считал, что целью стремления человека к получению удовольствия является познание радости. Обществ, нормы он объявлял необязательными, нарушение супружеской верности, воровство и т. п. являются, по словам Ф., предосудительными не по своей природе, а в силу обществ, предубеждения. Утверждал, что мудрый человек не будет жертвовать собой ради своей. родины, так как родина для него — вся вселенная (космополитизм).
3. Ф. Киренский, греч. математик, ум. в 390 до н. э., по мнению Платона, внес большой вклад в развитие теории иррациональных чисел.
Источник: Словарь античности. 1989
ФЕОДОР
Teodoros). В Никейской империи: P. I Ласкарис (o Laskarns) (ок. 1175-1222) - основатель Никейской империи, ее император с 1208. Из знатного визант. рода, зять визант. имп. Алексея III Ангела (1195-1203). После захвата Константинополя латинянами в 1204 бежал в М. Азию и, опираясь на визант. феодалов, в районе г. Никеи на не захваченной зап.-европ. рыцарями визант. территории основал гос-во. До 1208 имел титул деспота. Пользуясь тем, что латиняне, являвшиеся гл. врагом Никейской империи, были поглощены борьбой с болгарами, P. I в войнах с Конийским султанатом и Трапезундской империей расширил границы своей империи. С Лат. империей после тяжелой борьбы заключил в 1214 Нимфейский договор. По договору 1219 предоставил венецианцам право беспошлинной торговли в своем гос-ве.
Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4 (библ.).
Ф. II Ласкарис (1221-1258) - император с 1254. В войнах с Болгарией и Эпиром отстаивал завоевания своего отца - Иоанна III Дуки Ватаца на Балканах. Отказался от согласованного при отце проекта унии с папством, стремившимся подчинить своей власти вост.-христ. церковь. Вел борьбу с феод. оппозицией. Известный писатель и философ.
Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4 (библ.).
Г. Г. Литаврин. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976