Герменевтика

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕРМЕНЕВТИКА
искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен из-за их древности или неполной сохранности.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ГЕРМЕНЕВТИКА
искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен из-за их древности или неполной сохранности.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Герменевтика
истолкование культурных текстов, среди которых могут быть не только письменные источники, но и иные предметы и явления культуры.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Герменевтика
греч. hermeneuo – разъясняю) – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерение авторов) оснований.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Герменевтика
(греч. искусство изложения), уже в античности термин означал систематич. учение об изложении сочинений, документов, произведений искусства. Особое развитие Г. получила в области правовых дисциплин, теологии, философии и, наконец, в искусствоведении. В 18 в. пытались выработать общее учение о способах выражения мысли.

Источник: Словарь античности. 1989

ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. herme$nеutikos – истолковывающий, разъясняющий), теория и практика истолкования текстов. Название герменевтики связывают с именем греческого бога Гермеса, который был обязан толковать изречения богов людям. Первоначально герменевтика возникла как искусство толкования Библии (впоследствии это направление оформилось в самостоятельную дисциплину – экзегетику). Современная герменевтика – течение в философии, связанное с именами Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, для которых ее цель – понимание той духовной целостности, которая стоит за текстом, осмысление и интерпретация части (т. е. текста) в контексте целого. Другие направления герменевтики – истолкование текста на фоне эпохи, очищенного от современных проблем (Х. Гадамер), выявление личностного начала (Э. Бетти).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Герменевтика
По словам Мишеля Фуко, герменевтику можно определить как «совокупность знаний и приемов, позволяющих заставить знаки говорить и раскрывать свой смысл» (Foucault M. Les Mots et les choses. P., 1966). Это искусство чтения берет начало в долгой истории интерпретации священных текстов и символов, а позднее - в ренессансном гуманизме и его отношении к сочинениям древних; в настоящее время в самом общем виде оно представляет собой интерпретацию феноменов дискурса, рассматриваемых как знаки. Текст любого типа может сейчас стать объектом герменевтики и быть подвергнут различным интерпретациям. Герменевтика представляет для историка двоякий интерес. С одной стороны, он вызван тем, что историческое знание основано на документах, но история при этом не довольствуется ролью филологической дисциплины. История находится на стыке между смыслом, следующим из внутренней организации дискурса, и референтом, отсылающим к внешней по отношению к языку реальности; именно здесь совершается переход от семантики к герменевтике. Именно это, по-видимому, и имел в виду Райнхарт Козеллек, когда писал, что «историк использует письменные источники как свидетельства, позволяющие выявить выходящую за их пределы реальность. Ему, как никакому другому толкователю текстов, приходится систематизировать внетекстуальные факты, хотя и устанавливает он их при помощи языка» (Koselleck R. L'experience de l'histoire. P., 1997). Так историк становится герменевтом. С другой стороны, его интерес вызывается также возможностью создать герменевтику условий историописания, осуществить рефлексию второго уровня относительно обусловленности самого исторического дискурса. Именно этому посвящена третья часть важнейшего труда Поля Рикёра «Память, история, забвение» (Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P., 2000). Такая герменевтика обращается в первую очередь к критической философии истории. Отвергая любые претензии на тотальное историческое знание, она тем самым ставит под сомнение спекулятивную философию. Далее, она освобождает историю от влияния со стороны модели точных наук, сконцентрированной на объяснении, и предлагает взамен свойственный общественным наукам понимающий подход, который требует от историка эмпатии по отношению к людям прошлого для восстановления чуждой нам картины их жизни во всей ее полноте. Другая сторона этой герменевтики лежит в онтологически «экзистенциальной » плоскости и обращена к изучению способов нашего исторического существования в мире, где тесно переплетаются история, память и забвение. Так сама история превращается в предмет герменевтики.
• Критическая философия истории

Источник: Словарь историка 2011

ГЕРМЕНЕВТИКА
(др.-греч. 8ррцу8ВТ1КТ|) - 1) искусство толкования текстов; 2) методологическая парадигма гуманитарного / исторического знания (XIX в. В. Дильтей); 2) философская дисциплина, в которой выделяется Г. сознания (XIX в. Ф. Шлейермахер, В. Дильтей) и Г. бытия (XX в. М. Хайдеггер - онтологический аспект, Г.-Г. Гадамер - эпистемологический аспект). В общем понимании предмет герменевтики - «процесс чтения, понимания и анализа текстов, которые были написаны в совершенно ином историческом контексте» (Э. Тисельтон).
Истоки герменевтики следует искать в Древней Греции, где практиковалось толкование текстов оракулов и Гомера; Аристотелем был создан трактат Peri hermeneias («О выражении мыслей»). Наибольшее влияние на становление герменевтики оказало толкование Библии в иудаизме (Филон) и христианстве (Ориген, Августин). Как дисциплина, не только практикующая экзегезу (толкование малопонятных текстов религиозного характера), но и разрабатывающая правила толкования, Г. сложилась в раннем протестантизме (Лютер, Меланхтон, Флаций). Понятие hermeneutica (лат.) впервые встречается у И. К. Даннхауэра (1629). Становление философской (филологической) герменевтики как учения о понимании как таковом связано с именами Хладениуса (1710— 1759), Ф. Шлейермахера (1768-1834), А. Бёка (1785-1867). Выделяют разновидности герменевтики: перевод (рус. - толмач, англ. - interpreter), реконструкция (применительно к историческому познанию - воспроизведение смысла исторического источника, воссоздание исторической ситуации / исторических обстоятельств) и диалог (концепция диалога культур, диалоговый подход в гуманитарном познании ). Ряд авторов соотносит разновидности герменевтики с историческими этапами ее становления (Д. В. Майборода). Первый этап - толкование / перевод воли богов (античность) и библии (средние века). Второй этап - реконструкция - преобладает в Новое время и реализуется в филологической герменевтике. Техники реконструкции разработаны Ф. Шлейермахером, А. Бёком. Наибольшее развитие Г. как реконструкция получает в концепции В. Дильтея, рассматривающего в качестве основания герменевтики описательную психологию, которой придается характер универсального метода наук о духе, в первую очередь - исторической науки. Диалог культур / традиций как порождение новых смыслов преобладает в философии XX в. (Г.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Рикёр). Становление исторической герменевтики происходит в XIX в. В. Дильтей (1833-1911), противопоставив понимание как метод исторического знания объяснению как методу естественных наук, придал герменевтике характер общей методологии исторического познания. В качестве практической герменевтики в историческом познании XIX и отчасти XX вв. следует рассматривать толкование содержания исторических источников с целью конструирования исторических фактов при их подчинении логике исторического нарратива. При этом соотношение исторического факта и исторического нарратива адекватно описывается понятием герменевтического круга. В современном гуманитарном познании существует тенденция отождествлять герменевтику с интерпретацией. В неклассической и постнеклассической моделях науки применительно к историческому познанию принципиально важно различать Г. с интерпретацией исторического источника, поскольку герменевтические процедуры и преобладающая в XX в. диалоговая разновидность Г., в строгом смысле, не имеют целью научное познание, но истолкование исторического источника с позиции «читателя» и истолкование исторических фактов в контексте определенного нарратива - концепция «искажения нарратива» (Н. Н. Талеб). Различение герменевтического подхода и интерпретации как процедуры научного познания может быть обнаружено в семантическом различии толкования / объяснения и понимания. Следует признать, что необходимое методологическое различение этих понятий не всегда легко реализуемо в исследовательских практиках исторической науки.
Лит.: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М, 1991; Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988\ ДильтейВ. Герменевтика и теория литературы // Дильтей В. Собр. соч. : в 6 т. М., 2001. Т. IV; ДильтейВ. Описательная психология. СПб., 1996; МайбородаД.В. Герменевтика // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 160; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 2002; Талеб Н. Н. Черный лебедь: Под знаком непредсказуемости. М., 2012. Гл. 6: Искажение нарратива. С. 117-152; Тиселътон Э. Герменевтика. Черкассы, 2011; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Шулъга Е. Н. Когнитивная герменевтика. М., 2002. М. Ф. РУМЯНЦЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Г. С. Гадалова. Благоверная Великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: герменевтика, 2011. 224 с.

Штыков Николай Валерьевич, Соколов Роман Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Л. А. Мюрей история и традиция: герменевтика национальных символов

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Археология и герменевтика (опыт совместного размышления)

Савинов Д.Г., Окладникова Е.А.
Предлагаемая статья-диалог выросла из материала интервью, которое провела Е.А. Окладникова археолог и социолог культуры, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Читать PDF
0.00 байт

Иисус Арнольда Тойнби. Вычислительная герменевтика и непрерывная традиция классической средиземномор

Олкер Х.Р.Мл., Ленерт В.Дж., Шнайдер Д.К.
В статье представлено комплексное обоснование подхода авторов к исследованию вопроса о вдохновляющей силе и притягательности истории Иисуса, основанного на выявлении аналитически воспроизводимых, суггестивных мотивационно сюжетных
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика гимна. Часть I

Воробьева Елена Юрьевна
Основная задача герменевтики понимание не может быть решена без диалектического к ней подхода. Понимание это поиск не только понятного в непонятном, но и непонятного в понятном.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика богословия освобождения: Община и свобода

Мелешко Андрей Петрович
В статье автор рассматривает герменевтический подход богословия освобождения с целью обнаружить главные составляющие, влияющие на герменевтику освобождения.
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернистская библейская герменевтика

Арапов Александр Владиленович
Статья посвящена постмодернистским подходам в библейской герменевтике. Рассмотрены деконструктивистскиий, контекстуальный и социориторический подходы. Дан обзор феминистской, либерационистской и афроцентрической герменевтики.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика Вячеслава иванова

Исупов К. Г., Никулушкин К. В.
В статье дается характеристика герменевтического метода Вячеслава Иванова. Основной материал статьи его книга 1932 г. «Достоевский. Трагедия миф мистика».
Читать PDF
0.00 байт

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика культурной политики в современной России

Ремизов Вячеслав Александрович
Рассмотрены подходы к культурной политике в современной России. Сформулирована суть культурной политики в политологическом ключе.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика граффити: Нью-Йоркский «Бомбинг»

Тылик Артём Юрьевич
В статье предлагается аналитика Нью-Йоркских граффити конца 1960-х начала 1970-х гг. как сложного феномена, тесно связанного с социокультурными трансформациями, происходившими на Западе.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика гимна. Часть II

Воробьева Елена Юрьевна
Основная задача герменевтики понимание не может быть решена без диалектического к ней подхода. Понимание это поиск не только понятного в непонятном, но и непонятного в понятном.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика, лингвистика и эзотерическая космология: история взаимоотношений

Александров Д.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций

Иванов Николай Александрович
Всё разнообразие и спектр подходов к изучению орнамента оказывается не только предполагаемым и ожидаемым, но, по утверждению некоторых исследователей, является бесспорным, и более того, только в многообразии смыслов, которые могут

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

    1) имманентное свойство понимания, фиксирующее его предпосылочный, пред-рассудочный характер, обусловленность, в т.ч. традицией; 2) базовое правило герменевтики: «целое надлежит понимать на основан
  • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    1) в философии подход к изучению действительности, в основании которого лежит онтологическая взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования (М. Хайдеггер); 2)