Алексей Степанович (1804, Москва – 1860, с. Ивановское Липецкой губ.), русский писатель, философ. Происходил из древнего дворянского рода. Получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 17 лет экстерном сдал экзамены в Московском ун-те на степень кандидата математических наук. В начале своего литературного пути был связан с московским Обществом любомудрия, куда входили поэты и мыслители, увлеченные немецкой идеалистической философией. Стихи Хомякова этих лет («Поэт», 1827; «Вдохновение», 1828) выдержаны в духе традиционной романтической эстетики. Новым этапом стали драмы на исторические сюжеты «Ермак» (1827), «Димитрий Самозванец» (1833). В них Хомяков не стремится к достоверному изображению исторических фактов, а превращает своих персонажей в выразителей вневременных философских истин. В конце 1830-х гг. Хомяков становится одним из идеологов и духовных лидеров славянофильства. Краеугольным камнем славянофильской идеологии стали философско-исторические работы «О старом и новом» (1839), «О возможности русской художественной школы» (1847), «О современных явлениях в области философии» (1859). В 1840-е гг. поэзия Хомякова приобретает все более тенденциозный характер, а единственный прижизненный сборник «24 стихотворения» (1844) вызвал разгромную статью В. Г. Белинского. Однако Хомяков был искренен в своих выступлениях: он боролся не только с западничеством, но и с официальной идеологией и крепостным правом. В стихотворении «России» (1854) он писал: «В судах черна неправдой черной/И игом рабства клеймена». Многие статьи Хомякова 1840–50 гг., посвященные историческим и религиозным вопросам, подверглись преследованиям со стороны цензуры. Литературный и полемический талант Хомякова неизменно высоко оценивался даже его идейными противниками. В исторических и публицистических сочинениях Хомяков постоянно использовал приемы художественных построений: «Семирамида» (1837–52), «Церковь одна» (1840-е).
ХОМЯКОВ
ХОМЯКОВ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ХОМЯКОВ
Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель, публицист, философ, обществ. деятель. Один из идеологов славянофилов. Из старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в Моск. ун-те на звание кандидата математич. наук. В 1822-25, 1828-29 - на воен. службе. Участник рус.-тур. войны 1828-29. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в журналах - "Европеец", "Москвитянин", "Рус. беседа", был пред. Об-ва любителей российской словесности при Моск. ун-те (1858-60). С кон. 30-х гг. X. выступал за отмену крепостного права путем реформы. Его проект (1858) предусматривал упразднение крепостного права с единовременным и обязательным выкупом крестьянами небольших зем. наделов. В самодержавии X. видел единственно возможную для России политич. власть, но предлагал созыв Земского собора с выборным представительством, свободное выражение обществ. мнения, отмену смертной казни, установление открытого гласного суда с выборными от населения заседателями, широкое развитие просвещения. Обществ.-политич. и философско-ист. воззрения X. ранее всего получили выражение в распространявшейся в списках ст. "О старом и новом" (1839), к-рой датируется возникновение славянофильства как особого направления рус. обществ. мысли. Много писал X. по филос. и богословским вопросам, с религ.-идеалистич. позиций критиковал материализм, доказывал превосходство православия как "истинного" христианства перед католицизмом и протестантизмом. Ист. воззрения и труды X. ("Записки о всемирной истории", ст. о Т. Н. Грановском, С. М. Соловьеве, Б. Н. Чичерине) принадлежат к романтической историографии. Историю человечества с древнейших времен до половины средних веков X. трактовал как борьбу и смену разных религ. начал, взаимодействие к-рых будто бы и определяло характер и ист. судьбы отдельных племен, народов и гос-в. Слав. мир и Россия с общиною и истинным христианством - православием явят, по мнению X., человечеству настоящее просвещение и гармоническое обществ. устройство. Отдельные ист. факты и события толковались в работах X. очень произвольно и служили только для подтверждения его идеалистич. философии истории. Общественно-политич. взгляды X. занимают важное место в истории рус. либерализма. Лит. произв. X. (трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирич., филос. и публицистич. стихотворения) принадлежат к рус. романтич. поэзии 20-40-х гг., тесно связаны с любомудрами, с творчеством Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, С. П. Шевырева. Лучшие образцы гражд. лирики X. ("Орел", "Киев", "России", "Прощание с Адрианополем") привлекали широкое внимание рус. и заруб. слав. общественности. Соч.: Полн. собр. соч., 4 изд., т. 1-5, М., 1900-14; в кн.: Веневитинов Д., Шевырев С., Хомяков А., Стихотворения, Л., 1937. Лит.: "Рус. беседа", 1860, No 2 (ст. П. Бартенева, Н. Гилярова-Платонова, А. А. Гильфердинга, К. Коссовича, М. Лонгинова, М. Погодина, Ю. Самарина); Завитневич В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2)-2, К., 1902-13; Бердяев Н. А., А. С. Хомяков, М., 1912; Щеглов Б., Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты, ч. 1 - К вопросу о сущности учения Хомякова, К., 1917; Чесноков Д. И., А. С. Хомяков, "Уч. зап. Свердловского пед. ин-та", 1939, в. 2; Gratieux А., А. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism, v. 1 - A. S. Xomjakov´s Gr., 1961. С. С. Дмитриев. Москва.