Христианство

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Христианство
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в Палестине в I в. н. э., основана на учении Иисуса Христа и его ближайших последователей. Главной священной книгой является Новый Завет. Основными ветвями христианства являются православие, католицизм и протестантизм.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Христианство
одна из наиболее распространенных мировых религий. Возникло в Палестине в I в. Общим, объединяющим признаком принадлежности к христианству, является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание. Сегодня христианство включает три основных течения: православие, католицизм, протестантизм.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Христианство
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианское вероисповедание и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно Новый завет). Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи (Палестине) как религия угнетенных.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Х. возникло во 2-й пол. 1 в. н.э. в вост. провинциях Рим. империи. Х. сложилось преим. на основе иуд. радикальных сект, течений — зелотов, ессеев (соц. отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кумранские находки) и др. Они явились промежуточ. звеньями между иудаизмом и ранним Х. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились в М. Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (среди евреев Палестины). С конца 10 в. под влиянием Византии распространилось на Руси. В основе X.-учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божием, который был послан на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Согласно христианскому учению, в будущем произойдет второе пришествие Христа, во время которого он совершит суд над живыми и мертвыми и воздаст каждому по его заслугам. Источник вероучения X.- Священное предание (Священное писание - Библия, "Символ веры", решения Вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения Отцов Церкви и др.). В ходе своего развития X. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь в каждой из них выделились различные течения, направления, группы. Интеграция христианских церквей нашла отражение в экуменическом движении.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ХРИСТИАНСТВО
(от греч. Christos — помазанник) — одна из наиболее распространенных (мировых) религий. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм, а также многочисленные более мелкие течения, секты и ответвления. Общий признак христианства — вера в Иисуса Христа, Сына Божьего, который сошел на землю, принял страдания и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Человек живет, делая выбор между добром и злом, вечно, сначала земной, а потом загробной жизнью. В будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и умершими, после чего праведные попадут в рай, а грешники — в ад. В основе догматики и богослужения христианства — Библия,или Священное Писание. Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи и превратилось в IV в. в господствующую на ее территории религию. В 1054 г. произошло разделение на католичество (запад) и православие (восток). В XVI в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей и оформилась еще одна ветвь христианства — протестантизм (Англия, Германия, Швеция, Голландия, Норвегия, Швейцария и др.). Протестантизм включает три основных течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство — и большое количество сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви — баптисты, адвентисты, методисты и др. Кроме того, христианство имеет ряд ответвлений — монофизитство, несторианство и др.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ХРИСТИАНСТВО
Одна из мировых религий. Возникло в I в. в восточной части Римской империи. Название образовано от имени собственного – Христос. Главным в христианстве является то, что Христос не просто основатель или религиозный учитель, Он, собственно, и есть само христианство. Своеобразие христианства заключается в том, что оно не является перечнем нравоучений и правил, но представляет собой описание жизни Христа, Его страданий, смерти и воскресения. Это и составляет содержание христианства, которое существует уже более двух тысяч лет. Сущностью христианства является образ безграничной Божественной любви. Бог из любви к людям послал своего единственного Сына на землю, и Тот, пройдя земной путь, подвергся мучительной и унизительной казни – распятию на кресте. Своей жизнью и своим страданием Иисус Христос показал образец высшей любви и спас человечество от смерти. После пребывания Христа среди людей каждый верующий во Христа, по Его слову, не умрет, а будет жить вечно. Христиане, мн., христианин, м., христианка– первоначально так называли ближайших последователей и учеников Христа, тех, кто был Им призван и пошел за Ним. Сейчас в нашей стране и во всем христианском мире христианами называют людей, исполняющих заповеди Христа, заповеди любви к ближнему, смирения, покаяния. Христианский, прил – имеющий отношение к христианам, христианству. Похристиански, нар – соответственно жизни Христа, напр, жить по христиански.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Христианство
самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также Его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы. В краткой форме основные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. В православии Апостольский символ фактически вытеснен Никео-Константинопольским. Он был принят на первых двух Вселенских соборах - 1-м Никейском (325 г.) и 1-м Константинопольском (381 г.). Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мертвых и вечную жизнь после воскрешения. Большинство христиан признает необходимость совершения таинств - священных действий, призванных сообщить верующим Божью благодать. Православные, монофиситы и католики призна9ют семь таинств: крещение, миропомазание (у католиков - конфирмация), причащение, покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Большинство протестантов - только два: крещение и причащение (при этом многие рассматривают их как простые обряды).

Источник: Исторический словарь

Христианство
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие , протестантизм. Всех их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя мира, который принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества, а затем воскрес и вознесся на небо. Главным источником вероучения является Священное Писание (Библия), особенно ее вторая часть – Новый Завет. Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Из гонимой и преследуемой властями «иудейской секты» христианство в IV веке превратилось в государственную религию Римской империи. После разделения Римской империи в 395 году на Западную и Восточную усиливается соперничество Рима и Константинополя за роль центра христианского мира. Постепенно складываются различия в толковании христианского учения представителями западной и восточной церквей, а также обрядовые расхождения. В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на две независимые церкви – католическую (западную) и православную (восточную). Дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии и западноевропейских стран. В XVI веке в результате Реформации – широкого религиозного и социально-политического движения за коренное обновление церкви, развернувшееся в большинстве европейских стран, возникли новые направления, отколовшиеся от католицизма, которые стали называть общим термином – протестантизм.
На Руси христианство было введено в качестве государственной религии князем Владимиром Святославовичем в 988 году. Крещение пришло на Русь из Византии .
 

Источник: Краткий исторический словарь

Христианство
религия, сформировавшаяся на основе противоречий развитого рабовладельч. общества. Исходным пунктом идей христианства было обобщение и историзация идеи иудейского ожидания мессии. В своем дальнейшем развитии оно восприняло элементы вост. религий и культов, эллинистич. философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке (истолкование этой связи с тех пор стало предметом горячих дискуссий). Согласно апостольской истории, впервые христиане появились в Антиохии. Первоначальное христианство развивалось как отвлеч. самосознание из потребности в утешении, прежде всего в угнет. и бесправных слоях. Поскольку его приверженцы отвергали официальный культ императора, государство неоднократно принимало против них меры, т. н. гонения на христиан. X. отнюдь не ставило под сомнение классовое разделение в обществе, но с самого начала сулило преодоление неразрешимых противоречий. Позже оно слилось с обществом и подчинило его себе. Процесс образования церковной иерархии с выделением клириков и их субординацией воспроизвел социальное расслоение в светском обществе. Имущие и господствующие классы нашли в высшем духовенстве верных союзников, тогда как простые люди оставались по-прежнему бесправными, лишенными прав в области церковной жизни. Еретич. движения (монтанисты, новациане, донатисты) были не в состоянии воспрепятствовать этому процессу. X. при Константине 1 пришло к союзу между церковью и государством, что открыло ему путь к мировому признанию и определило его дальнейшее развитие. В целом X. воспроизводило противоречия эксплуататорского общества, приспособившись к его изменениям. Освящая антагонисгич. классовую структуру, оно проповедовало покорность верующих властям и препятствовало их самоосвобождению. Между тем в X. воплотились также социальные идеалы, выдвинутые народными массами, которые опирались на них в ходе борьбы против эксплуатации и угнетения. Вплоть до средневековья почти все революционные движения принимали религиозную форму.

Источник: Словарь античности. 1989

ХРИСТИАНСТВО
одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе мессии, Спасителя. Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в начале IV в. в государственную религию Римской империи. Относительно быстрому распространению X. среди различных социальных и этнических групп способствовали его космополитизм, миссионерская деятельность, абстрактность общественно-политических и нравственных принципов, нивелировка классовых и национальных различий. Главное в X. – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по вероучению, произойдет второе пришестие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии X. заметное влияние оказали восточные культы, мессианские иудейские секты, например эссены, иудейско-греческая философия, например учение о логосе Филона Александрийского, поздний стоицизм. Первоначально X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении и др. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константинопольским Вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. В организационном отношении X. не представляло собой единого целого. В процессе своего развития X. распалось на 3 основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждом из них выделились отдельные течения, направления, группы, секты. На рубеже 90-х гг. XX в., после развала социалистической системы, авторитет и влияние X., особенно православия в России, значительно выросло. Разуверившись в коммунистических идеалах, господствовавших в официальной идеологии, люди стали искать в X. ответы на извечные вопросы бытия.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Христианство
Христианство (Christianity), религия, в основе к-рой лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, Сыне Божьем, а также вера в его учение. Вначале лишь небольшая группа палестинских евреев верила, что Иисус был мессией, или спасителем (соответственно на иврите и греч. яз. - "помазанный"), т.е. несущим избавление от бесчеловечных условий жизни. Учение Иисуса начало распространяться благодаря миссионерской деятельности св. апостола Павла, к-рый раньше был фарисеем. После смерти Иисуса он посетил М. Азию, Грецию и Рим, где проповедовал о том, что вера в Иисуса Христа доступна каждому. X. стало религией и гоев (не евреев), к-рые не желали признавать ритуальные каноны иудаизма, и быстро распространилось во мн. странах. Поначалу христиане испытывали притеснения от рим. властей, хотя никакой правовой базы для этого не было до правления императора Деция, к-рый начал систематическое преследование христиан в 250 г. К 3 в. X. распространилось по всей Римской империи; в 313 г. Константин прекратил преследования, и в 380 г. Феодосии провозгласил X. гос. религией империи. К этому времени христ. центры существовали в Армении, Египте, Персии и, вероятно, в Сев. Индии. Ок. 200 г. отцы церкви начали собирать христ. писания в т.н. Новый завет Библии, окончательная редакция к-рого была сделана в 382 г., а еще до этого, в 325 г., наНикейском соборе был утвержден единый символ христ. веры. Однако по мере развития X. между региональными христ. объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания разл. догматов, а позже - по вопросам организации церкви и практики богослужения. Между вост. церковью, опиравшейся на Константинополь, и зап. церковью в Риме росли противоречия, приведшие в 1054 г. к "Великому расколу" (схизме) христ. церкви. Этот раскол стал окончательным в 1204 г., когда крестоносцы осадили Константинополь. На 3. единство церкви, центром к-рой былопапство в Риме, было разрушено в 16 в. в период протест. Реформации и с появлением реформированных автокефальных церквей. В это время снова усилилась миссионерская деятельность, особенно через католич. религ. ордена, когда европ. страны начали колонизировать др. части света. К 18 в. полит, влияние церкви стало падать, но ее моральные каноны продолжали направлять поведение людей.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Христианство
(christos – помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке, в ряде районов Дальнего Востока. Христианство возникло во 2-ой половине 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди других этнических групп. Важнейшими отличиями нарождающегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Христианство сложилось на основе иудейских сект, течений зелотов и ессеев (См. Зелоты, Ессеи). Они явились промежуточным звеном между иудаизмом и ранним христианством. В формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская философия и религии Востока. «Отцом христианства» Ф. Энгельс называл представителя иудейско-греческой философии Филона Александрийского (См. Филон Александрийский): христианство восприняло его идеи о божественном логосе – посреднике между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Другой важный идейный источник христианства – философия римского стоика Сенеки (См. Сенека), высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей, в том числе и рабов, перед роком. В основе догматики и богослужения христианства – Библия, или Священное писание (См. Библия). Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий завет, исключительно христианской частью Библии является Новый завет (См. Новый завет). По значимости непосредственно за Священным писанием стоит Священное предание, которое церковь возводит в степень божественного права (См. Предание священное). Во все периоды своей истории христианство предстает в виде соперничающих религиозных направлений. Общим признаком, объединяющим все христианские вероисповедания, церкви, секты, является вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия. Согласно вероучению большинства христианских церквей, Христу присуща и божественная и человеческая природа; согласно версии других христианских церквей (армяно-грегорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу. Христианство имеет ряд крупный ветвей и множество ответвлений. См. Религия, Католицизм, Православие, Протестанизм, Арианство, Зелоты, Креацианизм, Крест.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Христианство
одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина) и получило распространение среди рабов и бедноты. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Христианство и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин (285 - 337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В 325 г. в г. Никее под его председательством собрался собор всех христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. На Вселенских соборах IV - IX вв. разрабатывались и утверждались система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции. Принятые на первых семи Вселенских соборах постулаты христианства без добавлений сохранены в его православном направлении. Согласно христианскому вероучению, основателем христианства стал Иисус Христос (греч. - помазанник, мессия, спаситель). Он родился в Галилее (Вифлеем) от Девы Марии, зачавшей его "непорочно от Духа Святого", был крещен Иоанном Крестителем, проповедовал в Палестине, творил чудеса, в годы правления прокуратора Понтия Пилата был распят на кресте за то, что объявил себя сыном Божьим, но вскоре воскрес и вознесся на небо. Христиане верят, что в будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа на землю, страшный суд над живыми и мертвыми, будет установлено тысячелетнее царство для праведников. Вероисповедальную основу христианства составляют Священное писание (Библия) и Священное предание. Священное писание (Библия) состоит из Ветхого завета, в котором говорится о сотворении мира, и Нового завета, собственно христианского источника, где дано жизнеописание Иисуса Христа. Ветхий завет почитается иудеями и христианами, а Новый завет - только христианами. В Священное предание входят решения первых семи Вселенских соборов, труды отцов церкви (в православии), труды пап (в католичестве). В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

христианство
религия, возникшая в результате официального признания императором Константином в начале 4 в. учения и практики первых Христиан, возведенная вслед за этим в ранг государственной религии во всех Европейских и некоторых прилегающих странах, и представляющая в настоящее время универсальное морально-духовно-обрядовое понятие, широко и с пользой употребляемое в сферах политики и культуры современного общества, и являющееся составной частью, а не антагонистом этого общества (мира).
Нынешнее христианство состоит из широчайших масс, в основном жителей северного полушария, крещенных в соответствии с традицией (а не с верой) в детстве, а иногда и в зрелом возрасте (в основном в протестантских направлениях) в большинстве случаев по уговору, эмоциональному порыву или в виду предстоящей выгодной и интересной деятельности. Такое христианство даже в его собственной среде называется «номинальным» и, конечно, не имеет ничего общего с истинным. Суеверием своих обрядов и «священнодействий», почитанием «заступников» и «заступниц», бездумной преданностью традиции и «матушке-церкви», оно превосходит все другие религии. Поэтому выражение «христианство» широко употребляется в таких понятиях, как «христианский мир»(!), «христиан­ские страны», «христианская наука», «христианские собрания» и т.п. Такое христианство широко рекламируется в специальной литературе, на специальных собраниях, часто с привлечением современной «прогрессивной» музыки, танцев и представлений (особенно на Западе). Оно постоянно преподносится как средство исцеления недугов, исправления характера, улучшения морали и т.п. Специальные миссионеры с хорошо разработанной наукой «обращения душ» несутся в хорошо организованных (и оплачиваемых!) экспедициях во все дальние страны и уголки планеты, агитируя, уговаривая, раздавая подарки. Такое христианство и слышать не хочет об отделенности от мира учения Того, Чье имя так самоуверенно себе присваивает, напротив, оно добивается признания и одобрения в мире, считая себя единственно «правильной» религией, будучи единственной, разделенной более, чем на 200 различных направлений. Оно оперирует тщательно подобранным набором мест из Библии, постоянно повторяя, например, Ин 3.16 и никогда Иак 4.4. В такое христианство привлекается теперь путем простого поднятия руки масса молодежи, которая, видимо, его таким и воспринимает и согласна поддерживать. Оно активно вовлечено во все мирские дела, тесно и добровольно координирует свои действия с мирскими организациями, вводя в заблуждение очень многих видимостью своего благочестия (Мф 23.28; 2Тим 3.5). (См. миссионерство, религия, церковь)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Христианство
от греч. christos - помазанник)
   религия, возникшая в I в. до н.э. в восточных провинциях Римской империи. Х. сложилось на основе иудейских радикальных сект и течений (зелотов, эссенов и пр.), ставших промежуточными между иудаизмом и ранним х. Важную роль в формировании учения христиан сыграла греко-римская философия и религия Востока. Х. возникло как религиозный протест угнетенных слоев населения против существующих порядков и против рабовладения в целом. Провозгласив абстрактное равенство всех людей (в виде равенства всех перед богом), х. обещало им спасение от всех бед в потустороннем мире. Успеху христианства способствовало учение о бессмертии души и загробной расплате. Первые общины, признавшие мессией и сыном божьим проповедника из Галилеи Иисуса, появились в Палестине, Эфесе, Смирне, Пергаме, Сардах, а также в Александрии. Все они отличались простотой организации. До нач. II в. н.э. единого вероучения еще не было.
   Изменения в христианской идеологии наступили во II - III вв, когда в результате кризиса рабовладельчества в общины христиан стали вступать и богатые люди. В сер. II в. из числа зажиточных христиан избирались (позже назначались) епископы и дьяконы (диаконы), в обязанности которых входил присмотр за общественным имуществом и всеми хозяйственными делами общины. Постепенно из этого демократического института образовался монарший епископат. Церковная организация стала четко делиться на клир (духовенство) и мирян. Тогда же возникло и монашество. Поскольку христианская церковь стала представлять значительную политическую силу в Римской империи, императоры рассматривали ее как возможную соперницу и жестоко преследовали христиан. Гонения на них зафиксированы в годы правления императоров Деция, Валериана и Диоклетиана. Император Константин провозгласил х. разрешенной религией. В 325 г. был созван первый Вселенский собор представителей христианского духовенства в Никее (Никейский собор), на котором был выработан «символ веры» и оформлен союз между властью императора и церковью. Император Феодосий II (2-я пол. VI в.) издал приказ о закрытии всех языческих храмов. Так х. из преследуемой религии превратилось в государственную, освятив те социальные порядки и обычаи, которые вызывали негодование и ненависть у первых христиан.
   Аверинцев С.С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758-760; Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954; Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967; Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1960; Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967; Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959; Робертсон А. Происхождение христианства / Пер. с англ. М., 1959; Свенцицкая И.С. От общины к церкви (О формировании христианской церкви). М., 1985.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Христианство
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в Палестине и первоначально распространялось среди евреев средиземноморской диаспоры. Быстрая универсализация Х. привела к тому, что основными приверженцами новой религии стали неевреи, а еврейский народ остался единственным нехристианским среди народов христ. мира. До V в. Х. распространялось главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния, причем азиатское и египетское Х. – Коптская (Египет), Яковитская (Сирия и Ливан), Эфиопская и АрмяноГригорианская Церкви – организационно обособилось от ГрекоВизантийской и Латинской Церквей. Духовномировоззренческие противоречия в христ. мире возникли и стали исторически обостряться в отношениях между восточной и западной частями Римской империи, политически обособившимися с 395 (см. Введение к данному словарю). Между тем Х. покидает пределы Средиземноморья и завоевывает германские и славянские племена: в IV в. были обращены готы; в начале VIII в. монахбенедиктинец Бонифаций, прозванный впоследствии «апостолом немцев», по приказу папы Григория II развертывает широкую миссионерскую деятельность в Германии; в IX–X вв. происходит христианизация славянских народов, и к XIII в. вся Европа оказывается христианской. Разрыв церковных отношений между Римом и Константинополем в 1054 считается официальной датой раскола Х. на две ветви – православие и католицизм. В XVI в. в ходе Реформации из последнего выделился протестантизм, в свою очередь разделившийся на три основных направления – евангелическое (лютеранское), реформатское (кальвинистское) и англиканское, к которым следует добавить множество больших и малых религиозных течений. Католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии; православие – в славянских странах (кроме Польши, Чехии и Хорватии, где утвердился католицизм), в Греции и Румынии; протестантизм – в германскоскандинавских странах (кроме католических Австрии и Баварии).
Для эпохи великих географических открытий характерно развитие христ. миссионерства. В Америке сфера влияния протестантизма расширилась за счет США, а сфера влияния католицизма – за счет стран Латинской Америки и отчасти Канады. Благодаря долговременной деятельности миссии РПЦ в Китае в 1957 в Пекине была образована Китайская Автономная Православная Церковь, насчитывающая ныне около 10 тыс. прихожан, не имеющих, однако, ни священников, ни епископов, что объясняется позицией китайских властей, не разрешающих после смерти в 2000 последнего китайского священника о. Григория Чжу рукополагать новых священнослужителей. Молодой русский иеромонах Николай (Касаткин), в 1861 приехавший в Японию, где он начал изучать японский язык, а затем и проповедовать на нем православную веру, положил начало Японской Православной Церкви (за что был канонизирован в 1970). Японская Автономная Православная Церковь насчитывает сегодня около 30 тыс. прихожан, состоит из 3 епархий и 150 приходов, в которых служит около 30 священников. Проникновение Х. в азиатские и африканские страны привело к возникновению необычных для христ. традиции форм религиозного культа. Так, в Африке в течение долгого времени Х. мирно уживалось с местными языческими культами, приобретя ярко выраженный карнавальный характер, а в современном Китае проповедники христианства в целях объяснения основных догматов христ. вероучения пытаются апеллировать к опыту даосизма. В настоящее время последователи Х. есть во всех частях света; их общее число определяется приблизительно в 700–800 млн человек, в том числе приверженцев католицизма – 500 млн, православия – 150 млн, евангелического исповедания – 77 млн, реформатского – 47 млн, англиканского – 43 млн. Общие черты Х. определяются личностным пониманием природы Бога и Его отношения к миру, персоналистической антропологией, учением о БогеТроице, догматом о Боговоплощении и верой в Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя мира и человека.

Источник: Краткий православный словарь.

ХРИСТИАНСТВО
наряду с буддизмом и исламом, является одной из трех мировых религий. Оно возникло как еретическая секта иудейской религии среди угнетенных и бесправных слоев римского рабовладельческого общества в I в. н.э. Основателем этого философскорелигиозного учения о Боге, о душе человека, о цели его существования и о загробной жизни считают иудея Иисуса Христа (см. Иисус Христос), проповедовавшего в Галилее (Северная Палестина) и распятого на кресте ок. 30 г. н.э. Христианами – сторонниками Иисуса Христа – впервые назвали себя члены антиохийской общины в 43 г. («Деяния апостолов»). Согласно христианским преданиям, ядро первохристианской общины составили 12 апостолов (греч. – «посланник»), учеников и спутников Иисуса, с деятельностью которых было связано распространение христианского вероучения. Поскольку приверженцы христианства отвергали языческие культы, включая и культ императора, государство подвергло их гонениям, особенно беспощадным в годы правления императора Диоклетиана (284 – 405). В ходе своего формирования и развития христианство заимствовало из иудаизма монотеистическую идею Богатворца, носителя «абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества», создавшего человека по своему образу и подобию, и идею ожидания мессии (евр. «машиах» – «помазанник») – божественной личности, которая спасет все народы и весь космос. Оно также восприняло элементы восточных религий и культов (культ умирающего и воскресающего бога, мотивы ада, посмертного суда и взвешивания на весах добрых и злых дел каждого человека), грекоримской философии (переосмысление триады неоплатоников – Единое, Ум, Дух – в догмате о троичности божества) и социальных утопий. Центральное место в христианском учении занимают догматы триединства, боговоплощения и провозвестия Царства Небесного. Единый по своей сущности Бог представлен в трех ипостасях (Троица): богОтец (безначальное Первоначало), богСын (Логос, воплотившийся в Иисуса Христа, посредника между богом и людьми) и богДух святой (животворящее начало). «Боговоплощение», с точки зрения ортодоксального христианства, – это полное соединение с природой человека. Воплощенный и «вочеловечившийся» Бог разделяет все превратности человеческого существования, чтобы, претерпев издевательства, страшное и унизительное распятие на кресте, искупить своей смертью греховность человечества. Спасение (божья благодать) даруется людям независимо от различий пола, социального положения, национальной принадлежности, образования. Все едины перед лицом Царства Божьего, где существуют только праведники и грешники. Ответом человека на этот божий дар является жизнь и деятельность в любви к Богу и к своему ближнему. Создание христианского общества должно завершиться вторым пришествием Иисуса Христа и Страшным судом над всеми когдалибо жившими людьми, получающими по приговору Христасудии в соответствии со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. В христианстве нет античного предопределения рока. Перед человеком, обладающим в отличие от ангельских существ (серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы) не только духом, но и плотью (следовательно, он в известном смысле выше ангелов), стоит свобода выбора между добром и злом. Бытие как знак присутствия в нем Бога является величайшим благом, в бытии зла не может быть. Оно разумно, и всякая мысль о преобразовании мира рассматривается как противоестественная. Все зло связано с дьяволом, который, начиная с мифических прародителей рода человеческого – Адама и Евы – пытается сокрушить высшее творение Бога – человека. Согласно учению Иисуса Христа, открывшего, как спасти душу, а не мир, единственным путем является каждодневная молитва, сознание своей вины, искупление и спасение через любовь к людям, через сострадание. Став при императоре Константине I государственной религией (313 г.), христианство освятило императорскую власть и самого императора, результатом чего явился тесный союз между церковью и государством. В 325 г. на Iом вселенском соборе в Никее был принят Символ веры (краткое изложение христианского учения), всякое отступление от которого рассматривалось как еретическое. Он был дополнен и окончательно утвержден на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. Текст Символа веры состоит из двенадцати членов (тем). Еретики (см. арианство, монофиситство, несторианство, павликианство, богомильство) оспаривали догмат Троицы и нередко выступали против союза между церковью и государством. На протяжении нескольких веков велась дискуссия между восточной и западной церквами (см. православие), которая завершилась расколом в 1054 г. В Византии христианская религия создала уникальные условия для появления нового типа культуры, влияние которой ощутили на себе как страны, примыкавшие к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес и др.), так и те страны, для которых Византия являлась колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ХРИСТИАНСТВО
от греч. Xristos, букв. - помазанник) - одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). X. распространено в странах Европы, Америки, Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке, на Бл. Востоке и в известной мере в ряде районов Д. Востока. Точные данные о численности последователей X. отсутствуют; согласно офиц. церк. статистике (обычно завышающей число приверженцев), X. исповедуют ок. 920 млн. чел. (70-е гг. 20 в.). X. во все периоды своей истории (вплоть до наших дней) неизменно предстает в виде соперничающих между собой направлений. Общим признаком, объединяющим все христ. вероисповедания, церкви, толки, секты, является лишь вера в Иисуса Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия (напр., согласно вероучению большинства христ. церквей, Христу присуща и божественная, и человеческая природа; согласно версии др. христ. церквей (армяно-григорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу). X. распадается на 3 осн. ветви: католицизм (прибл. 550 млн. последователей; особенно распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в лат.-амер. странах; в социалистич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе), православие (ок. 140 млн. последователей; существуют 14 православных автокефальных церквей (см. Православная церковь) и секты, отколовшиеся от православной церкви,- старообрядцы, хлысты, духоборы, молокане и др.), протестантизм (ок. 225 млн. последователей; включает 3 осн. течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и большое число сект, из к-рых многие превратились в самостоятельные церкви, - баптисты, методисты, адвентисты и др.; распространен в Англии, Швейцарии, ФРГ, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, США, Канаде, Австралии, а также в ГДР, СССР и др.). Кроме того, X. имеет и ряд более мелких ответвлений (монофизитство, несторианство и др.).

Согласно церк. версии, X. возникло в Палестине в результате проповеди Иисуса Христа, сошедшего на землю в образе человека и пострадавшего ради избавления людей от "первородного греха". Наука опровергла эту богословскую схему, установив идеологич. и социально-политич. предпосылки возникновения X., выявив историю становления и развития X., определила сущность X., пути преодоления христ. иллюзий.

X. возникло во 2-й пол. 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в условиях резкого обострения социальных противоречий. Тяжелый социальный и политич. гнет, крайнее бесправие вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покоренных народов. После подавления Римом нар. движений нач. 1 в. н. э. широкое распространение получили настроения депрессии, отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям. Незрелость, слабость движения масс обусловили широкое распространение религ. фантастики. Бунтарские идеи проступали в сумбуре видений, пророчеств, в сознании угнетенных возникла надежда на сверхъестественное избавление. Выход был найден, как писал Ф. Энгельс, в области религии; появившееся X. создало небо и ад, обещая "страждущим" после смерти вечный рай (Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 483). Существовавшие в то время религии не могли удовлетворить неоднородную массу обездоленных огромной Рим. империи. Эти религии отличались этнич. ограниченностью. X. явилось новой, универсальной религией, впервые обратившейся ко всем "страждущим" независимо от того, к какой народности Рим. империи они принадлежали, ко всем социальным слоям, в т. ч. и к рабам. X. провозгласило абстрактное равенство всех людей (в виде равенства их перед богом), обещая им избавление от всех бед (в потустороннем мире).

X. сложилось преим. на основе иудейских радикальных сект, течений - зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кумранские находки) и др. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним X. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). "Отцом христианства" Ф. Энгельс называл иудейского философа Филона Александрийского (1 в. н. э.): X. почерпнуло его идеи о божеств. логосе - посреднике между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Важный идейный источник X. - философия римского стоика Сенеки (1 в. н. э.), высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей, в т. ч. и рабов, перед роком. Христ. мифология складывалась под большим влиянием вост. культов (напр., культа Исиды и Осириса, умирающего и воскресающего бога, культа Митры и др.). X. полностью включило в свое вероучение Ветхий завет.

X. возникло как религ. протест рабов, угнетенных слоев против существовавших порядков, против рабовладельч. гос-ва. Важнейшим отличием нарождавшегося X. от др. религий древности был полный отказ от этнич. и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, к.-л. обрядности. Успеху X. способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя всеобщую моральную и материальную нищету внутр. испорченностью, греховностью каждого отд. человека, X. провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Таким образом находилась форма "...внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 314).

Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились в М. Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из социальных низов. Раннее X. представляло собой "...религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием клира. Во главе общин стояли старейшины - пресвитеры и пророчествовавшие проповедники; члены общин устраивали совместные трапезы, собрания, на к-рых произносились проповеди. Не было еще упорядоченного культа и до нач. 2 в. не выработалось единого вероучения. Для раннего X. характерно разнообразие кружков, течений, между к-рыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения. Но объединяла первые христ. общины бессильная ненависть к Риму и страстная надежда на его скорое падение, избавление от его ига и установление на земле "царства божьего" во главе с Христом. Этой верой проникнут древнейший из дошедших до нас памятников христ. лит-ры - Апокалипсис (2-я пол. 1 в.), источник, позволяющий в значит. мере определить характер первоначального X. Из Апокалипсиса явствует, что христ. мифология, догматы и культ к этому времени еще не сложились; в нем Христос - не богочеловек, а космич. существо (отсутствуют рассказы о его земной жизни и страданиях); нет и намека на таинства, даже на крещение; нет упоминания о к.-л. церк. организации. Апокалипсис, отразивший гл. обр. недовольство и бунтарские настроения израильского народа, угнетенного Рим. гос-вом, вместе с тем свидетельствует о наличии в X. этого периода и иного течения: в этом произведении, хотя и менее ярко чем дух сопротивления, выражена также идея долготерпения и смирения, призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом и наступления "тысячелетнего царства". В процессе эволюции X., изменения социального состава общин бунтарские настроения в X. постепенно отходили на второй план (что в конечном итоге обусловливалось политич. слабостью движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно "нести свой крест", уповая на сверхъестеств. избавление, на "божью волю". В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал по существу обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в X. в качестве необходимого условия для достижения блаженства в "загробном мире" ("...многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие", - Деяния, XIV, 22).

Победа течения, призывавшего к примирению с существующими порядками, знаменовала новый этап развития раннего X. "Второе пришествие" Христа отодвигалось на неопределенное будущее. Этот этап развития X. можно проследить по т. н. "Посланиям апостола Павла" (кон. 1 - 1-я пол. 2 вв.). В них подчеркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимо подчиняться; дети должны повиноваться родителям, жены - мужьям, а рабы должны смиренно повиноваться господам "...со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена тенденция радикального разрыва с иудаизмом (впервые здесь формулировалось обвинение иудеев в убиении Христа - см. Первое послание к фессалоникийцам, II, 15), сопровождавшегося формированием чисто христ. идеологии. Облик Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты (но в посланиях еще нет подробностей о его земной жизни). X. предстает как более или менее сложившаяся религия (со своей догматикой, символом веры и обрядностью) в сочинениях первого христ. апологета Юстина (ок. 150), где жизнеописание Христа во многом совпадает с евангельскими повествованиями. Юстин уже подробно описывал различные христ. таинства, формулировал, хотя и в неразвернутом виде, символ веры. В завершенном виде жизнеописания Христа предстают в евангелиях. 4 из них (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), признанные складывавшейся христ. церковью "богодухновенными", были включены ею в Новый завет и явились осн. священными книгами X. Канонизация новозаветных евангелий во 2-й пол. 4 в. свидетельствовала о завершении процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. Разительные противоречия, имеющиеся между этими евангелиями (написанными в 1-й пол. 2 в.) и внутри каждого из них, не только в изложении фактов, но и в самом смысле проповеди (напр., в Евангелии от Матфея Христос говорит: "блаженны миротворцы", V, 9, а в др. месте того же евангелия - "не мир пришел я принести, но меч", X, 34) отражали разные этапы в развитии идеологии X. и все еще сохранявшееся в нем различие течений. В евангелиях наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу ("...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", - Матф., V, 39) и загробном воздаянии блаженством за земные страдания. Проповедь грядущего царства в евангелиях теряет свою прежнюю антирим. направленность, звучит призыв к примирению с власть придержащими, с "языч." императорской властью (в уста Христу вложено изречение: "...отдавайте кесарево кесарю, а божие богу", - Матф., XXII, 21). Со временем это облегчило эксплуататорским классам использование X. в своих целях.

Изменения в христ. идеологии во 2-3 вв. были тесно связаны с изменением первонач. состава христ. общин. Кризис рабовладельч. способа произ-ва все более сказывался и на состоятельных слоях общества. В христ. общины в большом числе стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христ. общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат управления, то с сер. 2 в. идет усложнение организации. Состоятельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значит. влияние; б. ч. они занимали созданные в сер. 2 в. должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хоз. делами общины. Постепенно в руках епископов (сначала избиравшихся, а затем назначавшихся) сосредоточилось управление христ. общинами; от прежнего демократич. принципа не осталось и следа, возник монархич. епископат. Епископы, дьяконы все больше обособлялись. Для обоснования их привилегированного положения было разработано учение об особой "благодати", ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей им исключит. право совершать религ. обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церк. организация, разделенная на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться институт монашества. Укрепление связей между отд. общинами способствовало процессу образования единой христ. церкви, управляемой епископами. Складывавшаяся церковь все решительнее отказывалась от демократич. тенденций первонач. X. и стремилась сначала к компромиссу с языч. императорской властью, а затем и к прямому союзу с рабовладельч. гос-вом, что вызывало протест значит. части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов, новатиан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, защищали принципы первоначальных христ. общин. Наиболее опасным врагом церкви были монтанисты, выступавшие против клира, засилья епископов.

С формированием церк. организации все более разрабатывались и усложнялись культ, мифология и догматика X. Для выработки единого вероучения была начата канонизация определенных христ. писаний. При включении в Новый завет произведений проявилось стремление отвергнуть сочинения, отражавшие демократич. тенденции первонач. X., бунтарские настроения. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут достигнуть не только бедные (как это часто подчеркивалось на раннем этапе развития X.), а все верующие в Христа, выполняющие церк. обряды, подчиняющиеся церк. дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первонач. общинные собрания, ужины-вечери превращались в богослужения. Обряды все более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древнего мира, в первую очередь культов страдающих, умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осириса, Адониса и др.), а также митраизма, иудаизма и др. Т. о. вырабатывались осн. христ. таинства, праздники, богослужение, выполняемые клиром и сохраняемые до наших дней.

Складывавшаяся христ. церковь стала представлять собой значит. политич. силу. Рим. императоры, рассматривая христ. церковь как возможную политич. соперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы в период кризиса 3 в. жестоко преследовали X., приравнивая к политич. неблагонадежности отказ массы христиан от жертвоприношений в честь рим. богов (гонения на христиан во 2-й пол. 3 - нач. 4 вв. при имп. Деции, Валериане, Диоклетиане). Однако, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христ. церкви, имп. власть решила утилизировать христ. организацию для обеспечения покорности нар. масс. Церковь использовалась в 4 в. также в борьбе за императорский престол. Один из претендентов на престол - Константин, стремясь привлечь на свою сторону христ. церковь, обещал установить равноправие X. с др. религиями. Придя к власти и оставаясь "язычником", Константин I объявил X. официально дозволенной религией (по договоренности с ним был издан Лицинием Миланский эдикт 313 о свободном исповедании X.). В 325 император созвал первый Вселенский собор из представителей церк. верхов (Никейский собор). На соборе был принят "символ веры" (переработан во 2-й пол. 4 в.; "символ веры" прежде всего провозгласил веру в "триединого бога": бога-отца (сотворившего мир), бога-сына (сошедшего на землю, распятого, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы вторично придти на землю судить всех живых и умерших) и духа святого), оформлен союз между императорской властью и церковью и император признан главой церкви. Имп. Феодосий I (379-95) издал указ о закрытии всех языч. храмов. Так X. из гонимой религии превратилось в государственную, освятив все те социальные порядки, к-рые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. "...Христиане, получив положение государственной религии, "забыли" о "наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 43 (т. 25, с. 392)). Христ. церковь вела ожесточенную борьбу не только с язычеством, но и с инакомыслящими внутри X. (были осуждены ереси: докетизм, монтанизм, ересь агонистиков, арианство, затем манихейство). Успеху X. в борьбе с языч. религиями способствовали культовые заимствования из них, особенно в 4 в. В христ. культе распространилось почитание святых, мучеников, ангелов, "священных предметов". Многочисл. полубоги являлись б. ч. преемниками богов древних религий. В 6 в. христ. церковь ввела новую эру летосчисления - от "рождества Христова" (условно 1-й год н. э.; в большинстве европ. стран это летосчисление было принято лишь в 16 в.).

Особенности ист. развития зап. и вост. частей Рим. империи привели к расхождениям между христ. церквами Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 Рим. империи на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. - "папы") претендовали на главенствующее положение в христ. мире (см. Папство). В Вост. Рим. империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Соперничество между этими церк. орг-циями было источником споров по вопросам догматики и культа. Разделение христ. церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в 1054, окончательно - в начале 13 в.

Отличие католицизма от православия заключается в значит. мере во введении им в догматику, культ, церк. орг-цию новшеств, не принятых православной церковью (добавление к "символу веры" filioque (об похождении святого духа не только от бога-отца, но и "от сына"), идея чистилища, учение о "сокровищнице преизбыточествующей благодати" и как следствие - признание возможности индульгенции, резкое разграничение между мирянами и клиром (для католич. духовенства был установлен целибат, причащение вином и хлебом, в то время как миряне могли причащаться только хлебом, и др.)). Церк. организация в католицизме централизована, построена по строго иерархич. принципу. Во главе католич. церкви стоит папа римский. Осн. догматич. особенность католицизма - признание верховной власти и непогрешимости папы, рассматриваемого в качестве наместника Христа на земле. Церк. организация православной церкви, складывавшаяся в условиях централизованного Византийского гос-ва с деспотич. властью императора, не приобрела столь иерархич. и монархич. характера и была подчинена верховной власти визант. императора (с падением Византийской империи на ее территории и в соседних с ней государствах возникли православные автокефальные (самостоятельные, независимые друг от друга) церкви). На Руси X. было принято в 10 в.

Однако социальная роль обоих направлений X. в эпоху феодализма была общей: оба они служили укреплению феод. строя, религ. средствами санкционировали и освящали феод. способ бытия. Экономич. базой и той и другой церквей являлось крупное церковное (особенно монастырское) феод. землевладение. В эпоху феодализма в европ. гос-вах X. стало господствующей идеологией. В ср. века монополия на систему воспитания, образования сосредоточилась в руках христ. церкви. Наука была скована теологич. ограничениями, философия стала служанкой богословия; христ. церковь преследовала малейшие проявления свободомыслия. Ср.-век. движения против феод. строя, оппозиция крестьян, плебейства, бюргерства в первую очередь выливались в протест против христ. церкви, освящавшей этот строй, принимали чаще всего форму ересей (павликиане, богомильство, катары, вальденсы, стригольники и др.). Наибольшего размаха антифеод. движение в форме борьбы против католич. церкви достигло в период Реформации. В 16 в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, частично Германии, Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием) осн. ветвь X. - протестантизм. Протестантизм явился религией, отражавшей интересы буржуазии, выступавшей против феод. церкви. Протестантские разновидности X. (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и др.) связаны общностью существенных особенностей вероучения, к-рое пронизано идеей непосредственной связи человека с богом без помощи церкви и спасения человека "личной верой", а не благодаря посредству церкви; соответственно у протестантов упрощен, удешевлен религ. культ, сокращено число таинств, они не поклоняются святым, не признают ангелов, нет монашества, целибата. Священное предание не признается "божественным откровением". Протестантизм был знаменем первых буржуазных революций и в тот период играл относительно прогрессивную роль. После английской революции 17 в., выступавшей еще под знаменем протестантизма, последний утрачивает исторически прогрессивный характер. Протестантские церкви, возникшие в период Реформации, превращаются в типично буржуазные церкви.

Исторически связанные с феодализмом католицизм и православие со 2-й пол. 19 в. стали приспосабливаться к условиям капиталистич. общества и превратились в опору буржуазии. Христ. церкви стали проповедовать святость капиталистич. частной собственности, распространению социалистич. идей противопоставлять идею классового мира, гармонии интересов работодателей и работников. Яркий пример политики христ. церкви в условиях бурж. гос-ва - энциклика папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891), оправдывающая и защищающая капиталистич. строй. В своей деятельности христ. церкви широко используют социальную демагогию, пропагандируя представление о X. как выразителе и защитнике общечеловеческих интересов, выдвигая идею о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровлении, чему все еще верят политически отсталые слои трудящихся капиталистич. стран - часть пролетариата, мелкая буржуазия и др. В кон. 19 в. в связи с борьбой империалистич. держав за раздел мира усилилась миссионерская деятельность христ. церквей (см. Миссионерство). Во мн. странах были созданы христианские профсоюзы (начали создаваться еще в 70-х гг. 19 в.), партии, молодежные и др. массовые орг-ции на конфессиональной основе в целях раскола классовых орг-ций трудящихся и пропаганды реакц. идеи сотрудничества классов. Руководство этих орг-ций препятствовало развертыванию революционной борьбы пролетариата, враждебно относилось к любым проявлениям революционной активности народа, всемерно поддерживало реакционные режимы в различных странах.

Христ. церковники с ненавистью встретили победу Великой Окт. социалистич. революции в России, деятельно помогая внутр. и междунар. реакции в ее попытках реставрировать капитализм. Реакц. руководители христ. церкви ведут систематическую идеологич. и политич. борьбу против социалистич. стран, коммунистич. движения, фальсифицируя его задачи и идеалы, изображая коммунизм как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, враждебное человеку и цивилизации. В 1949 и 1959 Ватиканом были изданы декреты, отлучающие от церкви католиков, сочувствующих компартиям и к.-л. образом с ними сотрудничающих. Новое соотношение сил в мире после 2-й мировой войны, упрочение мировой системы социализма, рост нац.-освободит. движения вызвали нек-рое изменение курса христ. церквей не только в социалистич. странах (где они были вынуждены под воздействием масс верующих, а также представителей низшего духовенства занять лояльную позицию по отношению к гос. строю), но и в капиталистич. гос-вах. Совр. эпоха накладывает отпечаток на все христ. направления и их институты. В бурж. странах, несмотря на стремление правящих кругов всемерно использовать X. во всех сферах духовной и обществ. жизни, наблюдается ослабление традиц. воздействия X. на верующих. Обесценение X. происходит под влиянием науч. и социального прогресса. Позиции X. подтачиваются в связи с ростом демократич. и социалистич. движений, участием в них верующих, все более осознающих, что для достижения социальной справедливости и прочного мира нужны организованные действия самих трудящихся. Уменьшается число людей, склонных передоверять свою судьбу некоему потустороннему спасителю и его земным служителям. Никогда еще со времени возникновения X. столь отчетливо не проявлялась противоположность между интересами народа и христ. вероучением. Выступления рабочего класса, всех трудящихся в защиту своих насущных интересов не только не "санкционируются" церковью, но находятся в прямом противоречии с ее социальной доктриной, политич. теориями и практикой. Отсюда неизбежный разрыв с традиц. установками церкви. Совр. кризис X. имеет разл. проявления: рост безбожия, антиклерикализма и свободомыслия среди различных слоев населения и прежде всего рабочего класса. Он выражается также в стремлении верующих, все еще остающихся под влиянием церкви, произвести переоценку как своих религ. представлений, так и всей практики и политики церкви, чтобы они явно не противоречили духу современности, насущным интересам народа.

Изменения наблюдаются как в сфере "массового" религ. сознания, так и в офиц. толкованиях традиц. христ. догматики. Во внутр. трансформации структуры веры, в новом толковании осн. догматич. установлений X. главным скорее всего является новое соотношение между трансцендентным и земными ценностями. Т. н. детеологизация религ. категорий выражается в первую очередь в том, что верующий все более руководствуется реальными светскими целями, критериями обществ. потребности. Обесценение религ. категорий, идеи сверхъестественного, распространение "теологич. практицизма" приводят к тому, что в X. хотят видеть лишь одно подсобное средство разрешения насущных житейских вопросов. "Девальвация" божественного ореола X. в сознании масс верующих порождает и иной подход к его служителям. Верующие хотят видеть их демократичными, озабоченными земными делами, помогающими в борьбе с сильными мира сего. Так, в отношения "паства - пастыри - всевышний" вносятся существ. коррективы.

Эти настроения, поворот в сознании верующих вынуждают деятелей X. приспосабливать церковь к совр. эпохе, модернизировать ее идеологию, культ, организацию, миссионерскую деятельность. Вырабатывается новое отношение к рабочему и нац.-освободит. движению, коммунизму и атеизму, к совр. науч. и технич. прогрессу, филос. знанию, к светской власти, в т. ч. к бурж. гос-ву, к др. христ. и нехрист. церквам и т. д. В среде христ. духовенства различных направлений все больше выделяются деятели, группировки, к-рые стремятся максимально учесть новую обстановку. При этом, однако, в бурж. странах большинство христ. церковников продолжает защищать устои капитализма. Новые, лояльные позиции по отношению к социализму заняли христ. церкви в социалистич. странах. В капиталистич. странах есть немало священнослужителей, деятелей левых религ. течений, к-рые искренне считают, что исповедуемое ими вероучение является стимулом для обеспечения "социального благоденствия". Они отстаивают антиимпериалистич. позиции в междунар. отношениях, выступают в защиту интересов трудящихся, за социальные преобразования. Без учета этих различных религ.-политич. направлений, без конкретного анализа противоречий между ними нельзя составить правильное представление о политике современного X. Что касается внутрицерковной орг-ции, догматики, то в этой области происходит процесс, к-рый в свое время В. И. Ленин образно назвал "подновлением" и "подчищением" религии (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 27 (т. 33, с. 205)). Совр. "подчистка" заключается в попытке лучше приспособить к духу эпохи религ. доктрину и организацию, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистич. взглядам совр. человека, добиться макс. мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать" сложный христ. культ. "Подчистка" X. проявляется и в стремлении отмежевать "идеальное христианство" от "исторического христианства", скомпрометированного тесной связью с сильными мира сего; избежать позорной роли, в к-рой X. предстает перед народами освобождающихся стран Азии и Африки как пособник колониализма и неоколониализма. Более изощренной становится социальная демагогия. Высказываются требования продемонстрировать свою "близость" к простым людям, ограничив роскошь храмов, отказавшись от традиц. помпезности культовых церемоний. Сторонники "либерального" направления под напором достижений совр. науки и ист. прогресса вынуждены выступать за отказ от буквального понимания наиболее нелепых ветхозаветных представлений. Традиц. воинствующий обскурантизм изживает себя. Нек-рые представители христ. интеллигенции высказывают идеи, выходящие в ряде случаев за пределы религ. догмы. Так, новый подход к науч. и культурному прогрессу наблюдается в оптимистической и эволюционистской системе франц. теолога П. Тейяра де Шардена (1881-1955), к-рая расширяет свои позиции в совр. католич. философии (Тейяр де Шарден догматич. ср.-век. представления, не соответствующие психич. и умственному складу совр. человека, пытался заменить религ. принципами, к-рые не противоречили бы гуманистич. идеям и данным науки). В несоциалистич. странах в содержании социальной философии X. все большее отражение получают те вынужденные уступки рабочим, трудящимся, к-рые ныне "признаны" в развитых капиталистич. странах бурж. демократий. Церковь санкционирует то, что достигнуто в напряженных классовых боях трудящихся. Так, в принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) конституции "Церковь в совр. мире" подчеркивается достоинство труда (вопреки библейской трактовке труда как проклятия), говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав. Новый этап христ. идеологии, перенимающей и воспроизводящей каноны и идеи совр. бурж. демократии, проявляется также в отрицании, осуждении крупных зем. владений в слаборазвитых странах, феод. латифундий (в период феодализма католицизм, оберегая господствующий строй, резко выступал против капиталистич. методов хозяйствования), в использовании социологич. и экономич. концепций либерального толка, имеющихся в арсенале совр. бурж. социологич. мысли (идеи диффузии собственности, "нар. капитализма", достигаемого путем распространения акций, "индустриального общества" как средства уничтожения социального неравенства, и т. п.). Важное место в деятельности совр. христ. орг-ций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межверо- исповедальных распрей, на сближение разновидностей X. и создание единого фронта против атеизма и материализма (см. Экуменическое движение). В идеологич. док-тах различных христ. церквей все чаще можно встретить подчеркивание положит. значения богословского и культового наследия др. разновидностей X. На заседаниях 2-го Ватиканского собора иногда даже цитировался М. Лютер, являвшийся некогда с точки зрения ортодоксального католицизма самым худшим еретиком и богоотступником. 7 дек. 1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совместного заявления рим.-католич. церкви и константинопольской православной церкви о взаимном отказе от анафемы, к-рой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Оживились контакты между различными христ. церквами. Всемирный совет церквей (ВСЦ) объединяет 235 протестантских и православных орг-ций. Состоялись взаимные визиты папы Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора (1967), участились поездки папских дипломатов и в др. православные центры, в т. ч. и в Московскую патриархию. Установилось сотрудничество Ватикана с ВСЦ, резиденцию этой орг-ций в Женеве посетил Павел VI (1969). Впервые после Реформации состоялась офиц. поездка в Рим главы англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Рамсея (1966); стали практиковаться внутригосударственные встречи католич. и протестантских епископов (в ФРГ такая встреча состоялась в 1966).

Анализ модернизма в совр. X. показывает, что как бы X. ни "обновлялось" с каждой новой фазой ист. развития, оно не изменяет своей сущности как иллюзорной формы общественного сознания. Вместе с тем новые тенденции массовых христ. орг-ций ряда стран подтверждают правильность марксистско-ленинского требования сочетать всестороннее разоблачение идеологии и политики реакц. клерикализма с сотрудничеством с трудящимися-верующими по актуальным социально-политич. вопросам. Возрастает участие верующих-христиан в строительстве нового общества в СССР и в других социалистич. странах, а в капиталистич. мире - в классовой и нац.-освободит. борьбе. Всяким попыткам реакц. сил разжечь религ. вражду, чтобы отвлечь внимание масс от действительно важных и коренных экономич. и политич. вопросов, коммунистич. партии, следуя заветам Ленина, противопоставляют выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий проповедь пролет. солидарности и науч. миросозерцания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии. (Сборник), М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. (Сборник), М., 1966; Деятели Октября о религии и церкви. (Сборник), М., 1968; Момджян Х. Н., Коммунизм и христианство, М., 1958; Ксянев Ю. В., Противоположность христ. идеологии и научного коммунизма, М., 1961; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Виппер Р. Ю., Рим и раннее христианство, М., 1954; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, 2 изд., М., (1963); его же, Изучение сов. учеными раннего христианства, в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 4, М., 1967; Ковалев С. И., Осн. вопросы происхождения христианства, М.-Л., 1964; Ковалев С. И., Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне (Открытия в р-не Мертвого моря и вопросы происхождения христианства), 2 изд., М., 1964; Каждан А. П., От Христа к Константину, (М., 1965); Голубцова Н. И., У истоков христ. церкви, М., 1967; Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Hughes Ph., A history of the church, v. 1-3, L., 1934-47; Walker W., A history of the christian church, N. Y., 1959; Schneider K., Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd 1-2, M?nch., 1954; Carrington Ph., The early christian church, v. 1-2, Camb., 1957; Kelly J. N. D., Early christian doctrines, 2 ed., L., 1958; Gilson Е., History of christian philosophy in the middle ages, L., 1955; Nichols J. H., History of christianity 1650-1950, N. Y., 1956; Girardi J., Marxismo e cristianesimo, Assisi, 1966.

M. П. Мчедлов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Христианство и «Христианство» в «Беовульфе»: возвращаясь к одной старой дискуссии

Елифёрова Мария Витальевна
В статье дается краткий обзор истории вопроса о соотношении язычества и христианства в древнеанглийской поэме «Беовульф» и описываются различные позиции российских и английских литературоведов по этому поводу.
Читать PDF
0.00 байт

Восточное христианство как основа Русской православной Церкви и Древнерусского государства

Королькова И. В.
В статье говорится о распространении и утверждении восточного христианства на территории современной России, а также о формировании государственности в Древней Руси в I-IХ вв.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция взглядов К. Г. Юнга на христианство и феномен национал-социализма

Узланер Дмитрий Александрович
In this article the author traces the evolution of C.G. Jung's views on Christianity. This evolution consists of three periods: 1875-1900, 1900-1939, 19391961.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство Перегрина: к вопросу об отношении киников и христиан

Брудастова М. А.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в становлении и развитии взглядов русского либерала xix в

Арсланов Рафаэль Амирович
В статье исследуется та роль, которую играло православие в становлении и развитии личности и взглядов одного из основоположников российского либерализма К.Д. Кавелина (1818-1885).
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в грузино-российских отношениях: История и современность

Панджикидзе Теймураз
Читать PDF
0.00 байт

И. О. Дементьев. Токвиль и христианство

Галинская И. Л.
Дементьев И.О. Токвиль и христианство // Культурный слой: Исследования по истории европ. культуры: Сб. науч. тр. Калининград, 2000. Вып. 1. С.8-16.
Читать PDF
0.00 байт

Раннее христианство в Абхазии

Бердзенишвили Ирма
В данной статье представлен обзор памятников и археологических объектов Абхазии, относящихся к раннехристианскому времени.
Читать PDF
0.00 байт

2016. 02. 019. Православное христианство в императорской России: источники по живой религии. Orthodo

Большакова О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Народное христианство и магические практики Кенозерской «Знающей»

Мазалова Наталия Евгеньевна
В последние десятилетия в отечественной науке активизировалось изучение народного православия как целостной религиозной, ритуально-мифологической системы.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в истории Дербента сасанидского периода и этапы его становления

Кудрявцев Александр Абакарович
Дербент вошел в историческую литературу как один из крупнейших исламских центров на Кавказе, где мусульманская идеология стала активно распространяться арабами с середины VII в.
Читать PDF
0.00 байт

Жозеф де месте: христианство и свобода. К истории крепостного права в России

Егорова Елена Эдуардовна
В статье рассматриваются представления де Местра о ключевой роли христианства в становлении идеи личной свободы человека в новоевропейской культуре в связи с его видением будущего развития России той эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Раннее христианство и античные религии

Джарман Ольга Александровна
Рецензия на: Hans-Josef Klauck. The Religious Context of Early Christianity: A Guide to Graeco-Roman Religions. Minneapolis: Fortress Press, 2003. 516 p.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство и современные события

Е. П. Аквилонов
Читать PDF
0.00 байт

Христианство и современные события

Е. П. Аквилонов

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Христианство и античная философия

    Следует учесть, что громадное большинство населения Римской империи во II—IV вв. еще было грамотно и включало заметное число высокообразованных по своему времени людей; они вышли из школ, где обуча
  • Религиозные течения и раннее христианство

    Возникновение христианства С ухудшением положения как народных масс, так и задетых кризисом более зажиточных слоев и с утратой надежд на лучшее будущее во II в. все более распространяются религиоз
  • Христианство в Крыму

    распространение и судьба христианства на Крымском полуострове. Первые сведения о христианах в Херсонесе и на Боспоре относятся к началу н. э. К III в. здесь уже сложились значительные христианские о
  • Первоначальное христианство

    первая, приблизительно до 150 н. э., фаза развития христианства. Христианство возникло в Палестине как иудейская секта со значительными элементами эссенизма. Через еврейские общины диаспоры христи
  • РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

    термин для обознач. христианства до признания его в Рим. империи религией, равноправ. с язычеством (нач. 4 в.). В пределах Р. х. выделяют обычно т.н. первонач. христианство (1 в. н.э.).
  • Христианство на Руси

    Древнерусское христианство проникнуто необычайной жизнерадостностью, его практика сводилась к милостыне для бедных и к участию в пирах, проникнутых чувством радости и любви, примиряющих «радост
  • Социальное христианство

    (Social Christianity; Social Gospel) течение протестант. мысли, ориентиров. на разрешение соц. проблем на основе христ. доктрины; часто именуется также «христ. социализмом». В США получило развитие после Гражданск
  • ХРИСТИАНСТВО (Нацрут)

    Религия, приверженцы которой верят в божественное происхождение Иисуса (Ешу) из Назарета. Возникновение этой религии окутано легендами о людях, сам факт существования которых сомнителен. Жизнеоп
  • Анафема в христианстве

    отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.
  • Ранняя христианская литература и апологетика. Тринитарные и христологические споры

    Первоначальная христианская литература (периода после сочинения новозаветных книг) может быть разделена на три группы: 1) обильная литература апокрифических «евангелий», «посланий» и «деяний», с
  • ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПАРТИЯ в Австрии

    ХСП; Christlich-Soziale Partei - CSP) - политич. партия, возникшая в 80-е гг. 19 в. как блок феод. и мелкобурж. реакции, поддержи- ваемый католич. церковью. Провозгласив причиной всех социальных зол классовую борьбу, ХС
  • СОЦИАЛЬНО-ХРИСТИАНСКАЯ ПАРТИЯ Бельгии

    СХП) - основана в авг. 1945 на базе Католической партии Бельгии. Выражает интересы финанс.-пром. буржуазии, католич. духовенства, крупных землевладельцев. Офиц. программа СХП - т. н. Рождественская прог
  • Христиансен, Георгий Борисович

    Действительный член РАН (1997), заведующий отделом НИИ ядерной физики МГУ; родился 31 мая 1927 г.; окончил МГУ в 1950 г.; главные направления научной деятельности: астрофизика высоких и сверхвысоких энерги
  • Братья христианских школ

    фр. Fr?res des ?coles chr?tiennes) — духовная конгрегация, учрежденная в 1684 г. реймским каноником Жаном Батистом де ла Саллем и признанная папой в 1725. Назначение конгрегации — организация народной школы в духе
  • Христианская церковь

    Христианская церковь (Christian Church), общий термин, обозначающий множество независимых церквей, признающих, что Иисус Христос - Сын Божий. Х.ц. делится на три осн. ветви: римскую католичес-кую, православн
  • Христианская церковь в период раннего средневековья

    Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеоло
  • Христианские демократы

    Христианские демократы (Christian Democrats), общее назв. ряда умеренно консервативных католич. полит, партий. Доктрина Х.д. основана на идее равенства, соблюдения моральных ценностей и необходимости социа
  • ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ в ФРГ

    ХДС; Christlich-Demokratische Union - CDU) - крупнейшая бурж. партия ФРГ. Местные орг-ции ХДС созданы в 1945; объединились в единый союз в 1950. Выражает интересы монополистич. капитала; находится в тесном контакте с клер
  • ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ в ГДР

    ХДС; Christlich-Demokratische Union - CDU) - политич. партия в ГДР. Осн. в 1945. Объединяет представителей религиозных слоев населения, принадлежащих к евангелич. и католич. церквам, а также к независимым церк. общинам.
  • ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ИТАЛИИ

    ХДП; Partito della Democrazia Cristiana) - политич. партия католиков, крупнейшая бурж. партия совр. Италия. Возникла в 1943 на базе б. партии "Пополяри". В основе идеологии и программных документов ХДП лежат главные пол