ИКОНОГРАФИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иконография
в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИКОНОГРАФИЯ
греч.) — в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИКОНОГРАФИЯ
(от др.-греч. sikcov (eicon) - «эйкон» - образ и урасрсо (grapho) - «графо» - пишу) - понятие, используемое в исторической науке и искусствоведении в различных значениях. 1)И. - совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. п.) или сюжетов, характерных для каких-либо эпох, направлений в искусстве и т. д. (БСЭ). 2) В изобразительном искусстве И. - это каноническая система изображения каких-либо персонажей или сюжетов, характеризующаяся созданием художественных форм с устойчивым значением. Иконографию определяют два важнейших момента: повторяемость характерных черт архетипа, или первообраза, и сохранение того же смыслового содержания при повторениях (Православная энциклопедия). В обществах, отличающихся наличием жестких идеологических, религиозных, эстетических норм, следование иконографическому канону обязательно для художника. В прошлом понятие «иконография» относилось в основном к христианскому искусству, потом было распространено на религиозное искусство вообще (И. Будды, И. индуистской мифологии и т. п.), сейчас оно охватывает всю изобразительную сферу - от пещерных рисунков первобытных людей до цифровых визуальных продуктов. 3) В исторической науке И. - это система приемов и методика определения достоверности изображения какого-либо исторического лица или события, их опознания и датировки (БСЭ). Основы иконографии как вспомогательной исторической дисциплины заложил в XVIII в. Бернар де Монфокон, исследовавший античные изобразительные источники (Mondfaucon В. de. L'antiquite expliquee et representee en figures. P., 1719-1724. V. 1-15). 4) В искусствоведении И. - научное направление, предметом исследования которого являются типы и мотивы изобразительного искусства. И. занимается истолкованием сюжета, фигур и символов произведения искусства (БРЭ, Православная энциклопедия). Иконографический метод сложился на основе сочетания описательных принципов классификации изображений и церковноисторического подхода в середине XIX в. в связи с задачами изучения средневекового искусства Европы (иконография Христа, Богоматери, святых и т. п.). У его истоков сочинение А.-Н. Дидрона об иконографии бога в христианстве (DidronA.-N. Iconographie Chretienne: Histoire de Dieu. P., 1843). В России научная школа И. была создана Ф. И. Буслаевым, наиболее значительными ее представителями считаются Н. П. Кондаков и Н. В. Покровский. В настоящее время И. стала ведущим методом в исследованиях не только средневекового изобразительного искусства, но и архитектуры. Его особенностью является комплексный подход, соединяющий методические приемы филологии, истории и богословия.
Таким образом, в исторически ориентированных гуманитарных науках И. - это вспомогательная дисциплина, предметом которой является изучение и типологическая классификация изобразительных материалов, относящихся к определенной эпохе (живописных, графических, скульптурных, фото-, кино- и видео- портретов исторических личностей и обычных людей, изображений реальных событий, мифологических и религиозных персонажей и сюжетов). И. позволяет установить более или менее достоверный облик известных деятелей ушедших времен (И. А. С. Пушкина, И. Наполеона, российских императоров и т. п.), понять особенности восприятия и интерпретации человеком прошлого современной ему политической, социальной и культурной действительности (например, изменения строго канонической иконографии религиозных изображений свидетельствуют о переживаемых обществом социокультурных трансформациях). Существуют различные взгляды на функции иконографии. На протяжении XX века она рассматривалась в качестве визуальной лингвистики (А. Грабар), способов определения текста, лежащего в основе изображения (Э. Гомбрих), систематизированной группировки отдельных тем (Я. Бялостоцкий), сбора и классификации фактов (Э. Пановски).
Лит.: Богемская Г. К. Иконография // БСЭ. 3-е изд. М, 1972. Т. 10. С. 122; Ванян С. С. Иконография // БРЭ. М, 2008. Т. 11. С. 84-86; Ванян С. С. Симвология, археология, иконография и архитектура. М., 2006; КвливидзеН. В. Иконография // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 44-47. Л. Б. СУКИНА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ИКОНОГРАФИЯ
от греч. eikon – изображение, образ и grapho – пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.).
Еще в древних цивилизациях существовали строгие предписания для художников, сложившиеся на основе религиозных представлений. В Византии и Древней Руси были созданы специальные руководства – своды иконописных подлинников, где содержались схемы изображения персонажей и событий Священной истории. Канонические (то есть единственно верные) правила изображения иконописных образов ограничивали фантазию художника лишь тем, что ему не дозволялось придумывать какие-либо дополнения и вариации, не соответствовавшие древнему церковному преданию. В рамках единого канона в разные эпохи и в разных областях создавались иконы, различные по цветовой гамме, линейному ритму и настроению. Это позволило историкам искусства выделить различные иконописные школы.
Самые строгие и незыблемые правила иконографии касались главных персонажей Священной истории – Христа, Богоматери, ангелов и святых. Центральным образом иконописи и монументальной живописи был Спаситель (Спас). Христа могли изображать одного или в окружении святых (в каждой местности для таких икон выбирали особенно чтимых – «избранных» святых). Образ Спасителя писали в евангельских сценах, которые включали в праздничный ряд иконостаса. Его облик соответствовал христианским преданиям: Христос представал величавым, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой. В любом изображении Спасителя по сторонам от его головы присутствовали буквы, обозначавшие в сокращении имя Иисус Христос, а также расчерченный крестом нимб, напоминавший о жертве, принесенной за людей. Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост. Самым распространенным в византийской и русской иконописи и монументальной живописи был тип поясного изображения Спасителя с Евангелием в руке, который называли «Христос Пантократор» (греч. Вседержитель). Фрески или мозаики с образом Пантократора обычно помещали в куполе храма (фреска купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде работы Феофана Грека, 1378). В полный рост Христа обычно писали сидящим на троне; такой иконографический тип называют «Спас на престоле» или «Спас в силах», когда он предстает Судией на Страшном суде в окружении ангелов – сил небесных. Правая рука Спасителя всегда приподнята в благословляющем жесте; сложение пальцев (перстосложение) также подчинялось строгим правилам. Было принято два варианта: в более раннем – пальцы обозначают инициалы Иисуса Христа (I, C, X), поэтому такое перстосложение называют именословным; во втором варианте три соединенных пальца обозначают Св. Троицу, два других символизируют Божественное и человеческое начала в Спасителе. Благословляющее перстосложение было также обязательным в образах священнослужителей – святителей и преподобных.
Иконографический канон в изображениях Богоматери был не так строг, и богородичные образы отличались большим многоообразием. На Руси им давали проникновенные и возвышенные названия: Богоматерь «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и др. Каждый вариант отличался характерными, узнаваемыми чертами. На всех изображениях Богоматери писали в сокращении греческие слова «Матерь Божия». Как и образы Спаса, они могли быть оплечными, поясными и в полный рост. Один из древнейших иконографических типов – поясной образ «Богоматери Одигитрии» (греч. Путеводительница). Поддерживая сидящего на ее руке Младенца Христа, Дева Мария указывает на него другой рукой; ее благоговейный молитвенный жест являет путь к Тому, кто стал Спасителем человечества, то есть путь веры, путь спасения души. Образ Одигитрии считался в Византии одним из государственных символов, олицетворением священной роли царской власти. На Руси особенно полюбили иконографический тип «Умиление». Так, не очень точно, но проникновенно, перевели греческое название «Елеуса» («Милостивая»). Богоматерь и Младенец нежно приникли друг к другу, часто они соприкасаются щеками («Богоматерь Владимирская», 12 в.). В трогательном образе нежной ласки Матери и Сына заключены глубокие символы: трепетная вера в Бога Спасителя, скорбное и кроткое осознание его жертвенного пути и безграничная любовь к человечеству, за которое эта жертва приносится. Еще один распространенный на Руси тип изображения – «Богоматерь Знамение». Богородица изображается по пояс или в полный рост с молитвенно воздетыми руками и с образом Mладенца Христа в медальоне на груди. Фигуру стоящей Богоматери Знамение называют также «Оранта» (греч. «Молящаяся»). Изображение Оранты часто помещали на стене апсиды храма (мозаика Софийского собора в Киеве, 11 в.). Собственно «Знамением» называют чаще всего поясной вариант.
В образах Св. Троицы языком живописи воплощается один из важнейших догматов православия – непостижимая тайна Божественного Триединства (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Ветхом завете повествуется о явлении Св. Троицы в облике трех путников (ангелов) престарелой бездетной супружеской чете – Аврааму и Сарре, которые получили от них благую весть о скором рождении сына. Этот сюжет лег в основу иконографического типа «Троица Ветхозаветная». Еще в живописи раннехристианских катакомб и в ранневизантийских мозаиках появился сюжет «Явление трех ангелов Аврааму»: композиция с равновеликими фигурами ангелов во фронтальных позах (этим зримо утверждалась идея единства трех ликов Св. Троицы). В более позднее время чаще использовали композицию, в основе которой лежал треугольник (чем акцентировалась идея иерархии, соподчинения). Новым словом в осмыслении иконографии Троицы стала икона Андрея Рублева (1420-е гг.). Отказавшись от изображения Авраама и Сарры, русский иконописец истолковал сюжет не исторически, а догматически, сделав его богословски законченным и цельным. Церковь признала изображение Рублева каноническим, и иконописцы последующих эпох брали его за образец. В изображениях Св. Троицы запрещались указующие надписи и крестчатый нимб у Бога Сына (Иисуса Христа), так как эта икона – образ троичности единого, неразделимого Бога. Было запрещено писать Бога Отца, которого «не видел никто и никогда». Однако, вопреки запретам, его образ иногда встречается в иконографических типах «Отечество» и «Троица Новозаветная» (разрешалось писать Троицу Ветхозаветную, то есть описанное в Ветхом Завете явление Троицы в человеческом облике Аврааму и Сарре). В «Троице Новозаветной» образы наглядно персонифицировались: Бог Отец представал седобородым старцем, Бог Сын – отроком на коленях отца либо мужем средних лет с жертвенным крестом в руках, Святой Дух – белым голубем. Такая трактовка считалась неканонической и на протяжении веков подвергалась осуждению со стороны поборников догматической чистоты иконописных образов.
Существовали также определенные правила в изображении одежд, фона, пейзажа – того, что в иконописи называют «доличным» (в то время как «личное» – это лики и открытые части тела). Одежду полагалось изображать плоскими яркими пятнами, повторяя изгибы тела легкими складками. По одежде можно было узнать святых царей, воинов, монахов (преподобных), священников (святителей), пророков, мучеников, блаженных. Элементы пейзажа на иконе называют горками – земля поднимается вверх небольшими ступенчатыми или волнистыми уступами, словно стремясь приблизиться к небу. Горки похожи на лестницы и символизируют молитвенное восхождение души, неразрывную связь земного и небесного миров. Если действие, запечатленное на иконе, происходило в городе, на ее фоне писали храмы, башни и дворцы-палаты. Со временем пейзажные фоны усложнялись, и на иконах 17 в. уже писали причудливые, сказочно прекрасные города, в которых словно парящие в воздухе постройки возвышались одна над другой. Иногда в верхней части икон изображали большое покрывало («велум»), переброшенное с одного здания на другое. Это означало, что действие происходит внутри дома или скрыто от посторонних глаз.
Из сюжетных икон наиболее иконографически разработанным является цикл евангельских событий («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Воскресение» и др.), которые на Руси называли праздниками. Детально продуманная композиция подобных икон, символика цвета и линий призваны были не столько отразить события земного пути Спасителя, сколько напомнить о важнейших истинах христианского вероучения.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иконография сил небесных в раннехристианском и раннесредневековом искусстве

Графова Мария Александровна
В статье анализируется традиция изображения неантропоморфных ангельских чинов (херувимов, серафимов, престолов и апокалиптических существ) в раннехристианском и раннесредневековом искусстве.
Читать PDF
0.00 байт

Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники

Беляев Леонид Андреевич
Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография росписей трансенн в церкви Санта-Мария Антиква (Рим, VIII В. ) заметки по поводу интерпр

Фолгеро Пер Олав
Статья содержит иконографический анализ ветхозаветного цикла стенной росписи церкви Санта-Мария Антиква в Риме (I в. н. э.). Ансамбль росписи, не имеющий аналогов в Риме по полноте и сохранности, был создан между VI и\ТП вв.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография птицевидных образов с развёрнутыми крыльями в кулайской металлопластике

Панкратова Людмила Владимировна
На основе учёта образов и их расположения в композиционном пространстве предложена классификации кулайских птицевидных бронзовых изображений с развёрнутыми крыльями.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт реконструкции чужеродной религиозной традиции. Июсская иконография

Рыбаков Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Хорст Бредкамп иконография государства: Левиафан и его новейшие рецепции

Егорова Т. Е.
Bredramp H. Ikonographie des Staates: Der Leviathan und seine neuesten Folgen // Leviathan. Berlin, 2001. H. 1. S.18-35.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография русской мысли / сост. Б. В. Емельянов, В. В. Куликов. Нижневартовск: Нижневартовский гос

Ионайтис Ольга Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

М. Г. Давидова. Архитектура, символика, иконография раннехристианского храма

С.Г
Читать PDF
0.00 байт

2017.01.033. ВЕРТИЕНКО А.В. ИКОНОГРАФИЯ СКИФСКОЙ ЭСХАТОЛОГИИ. ВЕРТІЄНКО Г.В. ІКОНОГРАФіЯ СКіФСЬКОї Е

Лебедева Ек.Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Русская деревянная скульптура «Никола Мценский»: сказание, иконография, стиль

Комова М.А.
Материалом научного исследования служит деревянная скульптура, сохранившаяся в церкви города Мценска. Скульптура называется «Никола Мценский». Она является известной иконой-реликвией в Верхнем Поочье.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография Лицевого Летописца о небесных явлениях

Маркелов Глеб Валентинович, Сиренов Алексей Владимирович
Статья посвящена исследованию уникального источника Лицевого летописца о небесных явлениях, составленного в Казани в начале XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография женской процессии в капелле Исхода (некрополь Эль-Багават, Египет). Источники и параллел

Куватова Валерия Зуфаровна
Статья посвящена особенностям иконографии сцены процессии женщин, входящей в живописный ансамбль так называемой «капеллы Исхода» (раннехристианского мавзолея IV в. из некрополя Эль-Багават в египетском оазисе Харга).
Читать PDF
0.00 байт

Эфиопская иконография как источник по этноистории страны конца XIX - начала XX в

Семенова Валерия Николаевна
Собрание эфиопской религиозной и светской живописи МАЭ РАН насчитывает более пятидесяти единиц хранения. Бо`льшая часть коллекции относится к концу XIX началу XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Индустрия социализма: иконография рабочего в советской репортажной фотографии 30-х годов

Коробкова Софья Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

Военная иконография периода Первой Империи во Франции как символ эпохи (на примере портрета егеря 13

Горшков Дмитрий Игоревич
На основании критического анализа обнаруженного автором в американском архиве неизвестного источника в статье рассматриваются новые подходы в исследовании военной иконографии эпохи Первой Империи во Франции.

Найдено книг по теме — 14

Похожие термины:

  • Иконография святых

    изображения святых на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах и т.д. Изображения святых в христианской традиции известны с достаточно раннего времени, они появляются одновременно с развит
  • Иконография/Изображение

    Под иконографией понимают всевозможные воспроизведения сюжета методами изобразительного искусства, а также изучение этих изображений. Долгое время анализ изображений не занимал большого места
  • ИКОНОГРАФИЯ ЛОМОНОСОВА

    изображения Л., сохранившие для потомков его внешний облик. По всей вероятности, первым портретом Л., выполненным при его жизни, был живописный портрет, написанный в 1750-х гг. австрийским художником