Иуда

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Иуда
у Иордана. См. Иаир.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Иуда
в Ветхом Завете четвертый сын Иакова от Лии, получивший от отца право первородства (вместо Рувима). Родоначальник одноименного племени иудеев. В истории с Иосифом Иуда выступает наиболее милосердным из братьев: он уговаривает братьев не убивать Иосифа, а продать его проходившим купцам. Ему же удалось уговорить отца отпустить с ним и братьями младшего брата Вениамина в Египет (к Иосифу).

Источник: Исторический словарь

Иуда
прославляемый)-а) четвертый сын Иакова от Лии, родившийся в Месопотамии (Быт 29.35), глава самого многочисленного и могущественного колена Иудина (Быт 49.8-12). Иуда ярко проявил свой характер в деле с Иосифом, когда предложил братьям не убивать его, а лучше продать; и позже-в Египте, когда он предложил себя Иосифу (еще не узнав его) в качестве заложника за брата, а отцу своей жизнью гарантировал безопасность Вениамина. Удел колену Иудину был дан в гористой южной части Палестины, явившийся позже главной частью Иудейского царства, с Иерусалимом на границе с уделом Вениаминовым; (См. колена Израилевы, Халев)
б) (Нав 19.34)-у Иордана, пограничный город (или место) удела Неффалимова; (см. Иаир,а)
в) (Езд 3.9; Неем 12.8)-см. Годавия,б;
г) (Езд 10.23)-аналог. Елиезер,и (возможно, предыдущий);
д) (Неем 11.9)-аналог. Асаия,г;
е) (Неем 12.34)-один из начальствующих, участник освящения стены (возможно, предыдущий);
ж) (Неем 12.36)-аналог. Азариил,д (возможно, упомянутый выше в пункте «в»);
з) (Мф 10.4; 26.14,25,47; 27.3; Мк 3.19; 14.10,43; Лк 6.16; 22.3,47,48; Ин 6.71; 12.4; 13.2,26,29; Деян 1.16,25)-сын (потомок) Симона, Искариот (см.), один из двенадцати, предавший Господа;
и) (Мф 13.55; Мк 6.3; Иуд 1)-один из братьев Иисуса по плоти, сын Марии, автор Послания Иуды (см.) (в заголовке этого Послания в русской Библии назван Апостолом); (См. братья Иисуса)
к) (Лк 3.26,30,33)-аналог. Авиуд,г (три);
л) (Лк 6.16; Ин 14.22; Деян 1.13)-Иаковлев, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мф 10.3 назван Леввей, прозванный Фаддеем, а в Мк 3.18-Фаддей) (слово «брат» в Деян 1.13, набранное курсивом, в оригинале не ясно; в некоторых переводах записано: «сын»); (См. Иаков,е)
м) (Деян 5.37)-Галилеянин, предводитель одного из мятежей иудеев; (См. Галилеяне)
н) (Деян 9.11)-по-видимому, хозяин дома на улице Прямой в Дамаске, в котором остановился и молился Савл Тарсянин (ап. Павел) после своего чудесного обращения на пути в этот город;
о) (Деян 15.22,27,32)-иначе Варсава, один из начальствующих мужей и пророков в Иерусалимской общине верующих, посланных с письмом в Антиохию.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Иуда
т.е. хвала или прославленный). 1) Четвертый сын Иакова (от Лии), рожденный в Месопотамии (Быт. 29: 35). Он защитил молодого Иосифа от злобы братьев (Быт. 37:26 и дал.). Он же просил неизвестного тогда для него управителя страной (Иосифа) остаться в Египте заложником вместо своего брата Вениамина. При этом он говорил так, что Иосиф не мог выдержать дольше и открылся братьям (44:16 и дал.). Отношение Иуды к Фамари было несправедливое (Быт. 38). В благословении» Иакова Иуда получает предпочтение перед своими братьями (Быт. 49:8 и дал.). 2) Искариот, т.е. из Кариота (вероятно, это город в колене Иуды Кариаф (И. Нав. 15:25), сын Симона из Кариота (греч. текст; Иоан. 6:71; 13: 26), один из 12 апостолов (.Мат. 10: 4; Map . 3:19; Лук. 6:16). Иуда был казначеем и иногда крал деньги (Иоан. 12:6). За 30 сребреников он предал своего Наставника в руки врагов (Мат. 26:14 и дал., 47 и дал.; Map. 14: 10 и дал.; 43 и дал.; Лук. 22:3 и дал.; 47 и дал.; Иоан. 6:70 и дал.; 13:2,21 и дал.; 18:2 и дал.), но, увидев последствия своего предательства, он принес деньги обратно, исповедал невинность Иисуса, пошел и повесился (Мат. 27:3 и дал.; Деян. 1:18,25). Священники решили, что 30 сребреников, будучи ценою крови, не могут быть положены в сокровищницу храма и купили на них место для погребения странников (Мат. 27:6 и дал. Срав. Деян. 1:18; Иоан. 17:12). 3) Иуда, один из братьев Господних (Мат. 13:55; Map. 6:3). Евсевий рассказывает, что император Домициан приказал привести внуков Иуды, как вредных деятелей в политическом отношении, но увидев их руки, свидетельствовавших о тяжкой работе, и услышав их понятие о царстве Иисуса, как о царстве «не от мира сего», он тотчас же даровал им свободу. Этот Иуда считается автором послания Иуды. Автор этого послания называет себя «Иудой, рабом Иисуса Христа и братом Иакова». Думают, что о своем родстве с Иисусом он умолчал из смирения и высказал только свое родство с Иаковом — известным и почитаемым братом Иисуса Христа. 4) Иуда Галилеянин из города Гамалы, к востоку от Геннисаретского озера, хотел вместе с фарисеем Садоком поднять восстание среди евреев в 6 году по Р.Хр. Его лозунгом было: «мы не имеем никакого господина, кроме Бога». Сульпиций Квириний, который тогда был начальником над всей Сиреей, подавил восстание; Иуда погиб и его сообщники рассеялись (Деян. 5:37). Они восстали впоследствии вторично и сразились с римлянами в отчаянной битве, кончившейся падением Иерусалима. 5) Иудей в Дамаске, в доме которого Анания искал молящегося Савла (Деян. 9:11). 6) Иуда Варсава. См. Варсава 2. 7, 8, 9) три лица в родословии Иисуса (Лук. 3:26,30,33); последний из перечисленных тот же, что и Иуда 1-й. 10) Один из 12 апостолов; в Лук. б: 16; Деян. 1:13 назван Иаковлев, брат Иакова, и в Мат. 10:3 он назван Фаддеем (т.е. отважный или милое дитя); а также в Map. 3:18. В Иоан. 14: 22 он ясно отличен от Иуды Искариота. Выражение Иуда Иаковлев понимается различно: или Иуда, сын Иакова, или Иуда, брат Иакова. В последнем случае предполагают, что этот Иуда называется так по имени своего более известного брата — Иакова старшего и что он был сын Алфея или Клеопы.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ИУДА
хвала Иеговы. или Хвалите Господа) — имя нескольких лиц: Быт 35:23 — четвертый сын Иакова от Лии, родился в Месопотамии около 2249 г. до Р.Х. Колено Иудино, во главе которого стоял он, было из наиболее многочисленных и могущественных, сравнительно с прочими (Чис 1:27) и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт 49:8-12) очень замечательно. В нем содержится указание на воинственный дух его потомков, равно как на время и продолжительность его могущества и власти. Вот оно: “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих (т.е. во время войны). Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда с добычи, сыч мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев (Ариель — лев Божий) и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель и Ему покорность народов.” Далее в пророчестве говорится, что места обитания Иуды будут изобиловать лозами превосходнейшего винограда. “Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое” (ст. 11). В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должен принадлежать скипетр, т.е. правительственная царская власть, пока не придет Примиритель, т.е. Мессия Христос, который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом. Некоторые черты характера Иуды можно видеть в библейском повествовании о продаже Иосифа и двукратном путешествии Иуды, вместе с братьями, в Египет для закупки хлеба, — равно как и в описании его греха, им содеянного с Фамарью (Быт 38:26). 1Езд 3:9 — левит, потомки которого возвратились из плена. 1Езд 10:23, 2Езд 9:23 — из левитов, во дни Ездры, имевших жен иноплеменных. Неем 11:9 — Вениамитянин, называемый вторым над городом — сын Сенуи. Неем 12:8, 36 — лицо вероятно тождественное с левитом Иудою, упоминаемым в 1Ездры 10:23. 1Мак 2:4 и др. — Иуда Маккавей, третий сын священника Маттафии, восставшего на защиту веры и отечества, во время гонения царя Сирийского, Антиоха Епифана. Подробности его жизни описываются в разных местах 1-й и 2-й Маккавейских книг. 1Мак 11:70 — сын Халфиев (Алфеев), Иудейский военачальник в войске Ионафана Маккавея, особенно замечательный неизменною ему верностью во время сражений с военачальниками Дмитрия, царя Сирийского. 2Мак 1:10 — Еврей, занимавший видное место в Иерусалиме, во время посольства в этот город Аристовула и Египетских Евреев. Некоторые отождествляли его с одним из Есеев, замечательным по его пророческим дарованиям, а другие с самим Иудою Маккавеем. 1Мак 16:2 — сын Симона, и брат Иоанна Гиркана, коварно умерщвленный Итоломеем, Азувом, вместе с своим отцом. Лк 3:30 — сын Иосифа, упоминаемый ев. Лукою в родословии Господа, из рода и потомства Давида, и живший, как полагают, около времен царствования Иоаса. Лк 3:27 — другой Иуда, сын Иоаннанов, также упоминаемый в родословии Господа. Мф 10:4, 26:47, Деян 1:16 — Иуда Искариотский, бывший одним из 12 апостолов, предатель Господа. Назывался он Искариотским, вероятно, по месту своего рождения в г. Кариоте, находившемся в колене Иудином. Ев. Иоанн говорит, что он был сын Симонов (Ин 6:71, 13:2,26). После того как И. Христос избрал 12 апостолов. Иуде поручено было ношение при себе деревянного ящика, в который опускались приношения (Ин 12:6). Слова Искариота, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния и траты драгоценного мира на ноги Спасителя Мариею, сестрою Лазаря, само собою прямо указывают на преобладавшее в нем корыстолюбие. Эта же гибельная страсть и послужила главнейшим образом для него побуждением предать за 30 сребреников своего Господа и Учителя. Получив сказанную цену, он после Пасхальной вечери явился ночью в сад Гефсиманский, где Господь только что окончил Свою молитву пред наступавшими крестными страданиями, и там лицемерным лобзанием предал Его в руки врагов. Увидав после того, что Господа Иисуса, как преступника, влекут от суда к суду, он раскаялся, пошел к первосвященникам и старейшинам, возвратил им 30 сребреников и сказал: “Согрешил я, предав кровь неповинную.” Ему отвечали: “Что нам до того? смотри сам. Тогда бросив сребреники в храме, он вышел; пошел и удавился; и когда низринулся, замечает св. писатель книги Деяний, расселось чрево его и выпали все внутренности его (Мф 27:3-5, Деян 1:18). Первосвященники, взявши сребреники, нашли неприличным положить их в церковную казну и купили на них землю горшечника для погребения странных. Место это с того дня прозывалось акелдама (см Акелдама) что значит: земля крови. Так исполнилось пророчество пр. Захарии (11:12-13). Во время Пасхальной вечери с учениками, Господь засвидетельствовал об Иуде так: “Но горе тому человеку который Сын человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться” (Мф 26:24). Деян 15:22 — Иуда Вирсава, один из начальствующих братии Церкви Иерусалимской. Деян 9:11-18 — Еврей, живший в Дамаске во время чудесного обращения ап. Павла и в доме которого он жил после своего обращения и до своего крещения Ананиею. Остатки дома этого Иуды и Анании в Дамаске указывают еще доселе, равно как и улицу, так называемую в кн. Деяний прямую (сук-эль-дакман). Дом этот почитается не только Христианами, но и Мусульманами. Деян 5:37 — Иуда Гаваонитянин, иначе Галилеянин, предводитель Иудейских мятежников во время народной переписи, при управлении Иудеею Сульпицием Квирином в 6 году по Р.Х.; он упоминается Гамалиилом в его речи пред синедрионом во время суда над апостолами.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Провинция Иуда: историческая перспектива и статус в ахеменидской Персии

Егизарян Эдуард Михайлович
Недостаток источников и малая информативность существующих источников всегда порождают в науке разные трактовки. В данной статье поднимается вопрос относительно непростого периода в истории послепленного Израильского народа.
Читать PDF
0.00 байт

Рассказ Ивана Лукаша Иуда и развитие искариотики в литературе русского зарубежья

Глушаков П. С.
Читать PDF
0.00 байт

Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда искартот», «Елеа

Голованова Н.Ю.
В статье дается сравнительная характеристика библейской и андреевской трактовок традиционных евангельских сюжетов, образов героев, художественных элементов на примере рассказов Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» и «Елеазар».

Похожие термины:

  • Клугер, Соломон бен-Иуда Аарон из Комарова

    (в Галиции произносят Клигер, רגולק המלש ׳ר) — знаменитый галицийский талмудист; род. в Комарове (Люблинской губ.) в 1788 г.; был раввином в Раве (Петроковской губ.), Кулико
  • ИУДА АПОСТОЛ

    Лк 6:16, Ин 14:22, Иуд. 1:1), иначе называемый Фаддеем, один из братьев Господа по плоти, брат св. апостола Иакова меньшого. Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (14:22),
  • Арье Леб бен-Иуда га-Леви

    — раввин в Стрижевке (Подольской губ.) в 18 в., выдающийся талмудист, пользовавшийся большим уважением. Ему принадлежат три произведения, известные под общим названием ירא תשיר•
  • Ашер, Энзель бен-Иуда Леб

    — глава бет-дина в Слониме (Литва), жил в начале 18 века. Его сочинения: 1) "Otihoth le-Maadim" ("Знаки для праздников") и 2) "Baruch mi-Banim Ascher" (намек на бездетность автора; ср. Второзакон., 33, 24). Первое с
  • Ойзерман, Иуда Ашер бен-Илия

    — раввин; род. в 1832 г.; в 1857 г. занял пост раввина в Пушолатах (Ковенской губ.), ныне (1911 г.) состоит раввином в Новогеоргиевске (Херсонской губ.). О. написал два тома респонсов "Bet Jehudah" (Вильна, 1880) и &q
  • Бахарах, Иуда бен-Иошуа Хезкиель

    — раввин и ученый талмудист в Литве и Польше (1775—1846). Он происходил непосредственно от Тобиаса Бахараха, который вместе с Израилем бен-Шалом был обезглавлен в Ружанах 19 сентября 1659 г. по обвинению
  • Бегак, Иуда

    — еврейский ученый; род. в Вильне в 1820, умер в Херсоне в 1900 г. Получив обычное религиозное воспитание, Б. уже с десятилетнего возраста стал обнаруживать любовь к филологии и с особенным прилежанием
  • Беркович, Бенцион Иуда бен-Элиагу

    — ученый; род. в 1803 г., умер в Вильне в 1879 г.
  • Лурье, Давид бен-Иуда

    — выдающийся талмудист и общественный деятель. Род. в родовитой семье в Быхове в 1798 г., ум. в 1855 г. Был учеником р. Саула Каценеленбогена. Л. приобрел обширные познания в талмудической письменности, а
  • Липшиц, Иуда га-Леви бен-Элиезер Липман

    — раввин и писатель, род. в Вилькомире в 1829 г.; был раввином в Подзельве (Ковенской губ.), а с 1884 — в Мерече (Виленской губ.). Л. — автор "הנומא ךדר" — полемика со Слонимским по
  • Фишман, Иуда-Лейб бен-Элимелех га-Коген

    — раввин; род. в 1876 г., с 1905 г. состоит раввином в Унгени (Бессарабской губ.). Труды Ф.: "Ha-Noten be-Jam Derech" — соч. по методологии Талмуда в виде диспута между "харифом" и "баки"; ряд статей в рав
  • Зев, Вольф бен-Иуда га-Леви

    — был раввином в Зетеле (Гродненской губ.), где пользовался большим авторитетом; автор "Emek Halacha" (Вильна, 1846), новелл и исследований по разным ритуальным вопросам из кодекса Иосифа Каро, в форме
  • Тиктинский, Хаиим Иуда-Лейб бен-Самуил

    — талмудист, род. в Мире (Минской губ.) в 1833 г., ум. в Варшаве в 1899 г.; в 1850 г. стал преподавателем Мирского иешибота, основанного его отцом, а с 1867 г. состоял главным его руководителем. Труды его были уни
  • Перльман, Иерухам Иуда Лейб бен-Соломон

    (известен преимущественно под именем לודגה קסניממ) — раввин; родился в Брест-Литовске (Гродненской губ.) около 1835 г.; состоял (с 1883 г.) раввином в Минске, где и умер в 1896 г.
  • Иссер Иуда бен-Нехемия

    — талмудист, потомок Саббетая Когена (ך״ש) и Якова Поллака, ум. в 1876 г.; состоял раввином в Шидловцах до 1842 года, а затем в Брест-Литовске; И. переписывался по галахическим вопросам с Иосифом С
  • Лебель, Израиль бен-Иуда Лейб

    — известный проповедник, один из главных деятелей антихасидской борьбы, родом из Слуцка; был раввином и проповедником в Могилеве-на-Днепре в 80 гг. 18 в. Широкие размеры хасидского движения в Могилев
  • Залкинд, Иуда Леб бен-Соломон

    (иначе Лебеле Батлон) — раввин и талмудист, ум. в 1861 г. в Двинске; З. сперва был раввином в Вилькомире, затем в Двинске (около 40 лет); его весьма часто консультировали по вопросам ритуального и юридиче
  • Маггид, Пинехас бен-Иуда Лейб

    — раввин и проповедник, родоначальник семьи Маггид, род. в м. Семятичах (Гродненской губ.) в 1747 г. Из одного польского документа от 1816 г., хранящегося у его потомков, видно, что фамилия его была первон
  • Берлин, Нафтали Цеби Иуда

    (известный также под аббревиатурой Н. Ц. И. Б. — Нециб) — глава иешибота в Воложине (Россия), род. в Мире, Минской губ. в 1817 г., ум. в Варшаве в 1893 г. В 1831 г. женился на дочери главы воложинского иешибота Ис
  • ИУДА ГАЛИЛЕЯНИН из Гамалы

    руководитель и основатель группировки зелотов в Иудее в нач. 1 в. н.э. Возглавил большое антирим. восстание в 6 (или 7) н.э. Поводом к восстанию послужила оценка имущества в Иудее, производимая легатом