КАМЕНСКИЙ
Каменский
Михаил Федотович (1738-1809), ген.-фельдм. Участник рус.-турец. войн (1768-74 и 1787-91). Рязанский и тамбовский губернатор (1783-85). Назначен главкомом (с 1806) рус. войск в войне с Наполеоном I. Уволен по болезни. Убит в своем имении крепостным.
КАМЕНЬСКИЙ
Kamienski), Хенрик (25.II.1812 - 9.I.1865) - польск. революц. деятель, философ, экономист. Род. в семье генерала. Юношей принял участие в Польском восстании 1830-31. В 40-х гг. К. выступал как идеолог польск. нац.-освободит. демократич. движения. В работах "О жизненных истинах польской нации" ("О prawdach zywotnych narodu polskiego", Brux., 1844) и "Демократич. катехизис" ("Katechizm demokratyczny", P., 1845, опубл. под псевд. Филарет Правдовский) К. провозглашал неразрывность антифеод. преобразований с борьбой за нац. освобождение в форме нар. партиз. войны, указывал на необходимость полного освобождения всего польск. крестьянства от гнета шляхты и наделения его землей. В 1843-45 издал "Философию материальной экономии человеч. общества" ("Filozofia ekonomii materialnej ludzkiego spoleczenstwa", t. 1-2, Poznan), в к-рой выступал за т. н. динамич. рассмотрение истории. Основой существования общества К. считал процесс труда, материальное произ-во, понимаемое как подчинение природы обществу, но, подчеркивая только положит. сторону процесса труда, фетишизировал капиталистич. форму обобществления труда, хотя и не обходил противоречий капитализма. В 1845 после ареста находился в ссылке в Вятке. В 1851 уехал в Швейцарию. В 50-х гг. К. эволюционировал к либерализму. Однако придавал первостепенное значение борьбе нар. масс в деле освобождения Польши, что нашло выражение в книге "Нар. война" ("Wojna ludowa", 1866). Взгляды К. на рус.-польск. отношения (книга "Россия и Европа. Польша" ("Rossija i Europa. Polska", P., 1857)) получили высокую оценку А. И. Герцена. Соч.: Pamietniki i wizerunki, Wroclaw, 1951; в рус. пер. - Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956. Лит.: Poniatowski Z., O pogladach spoleczno-filozoficznych Henryka Kamienskiego, (Warsz.), 1955;Przemski L., Henryc Kamienski, 2 wyd., Warsz., 1950. И. С. Миллер. Москва.
КАМЕНСКИЙ
Василий Васильевич (1884, близ Сарапула, на реке Кама (на пароходе) – 1961, Москва), русский поэт, прозаик, драматург; один из первых русских летчиков (1910–11). Родился в семье штейгера (горного мастера) уральских золотых приисков. После смерти родителей с 5 лет жил в Перми у родственников, учился в церковно-приходской школе и уездном училище. Окончив его в 1900 г., работал конторщиком в бухгалтерии Пермской железной дороги, под псевдонимом «Посетительский» печатал заметки в газете «Пермский край». С 1902 г. под псевдонимом «В. В. Васильковский» выступал на провинциальной сцене; в 1903 г. попал в труппу В. Э. Мейерхольда, который посоветовал ему оставить сцену и заняться литературой. С 1904 г. Каменский – снова на Урале, печатает под псевдонимом «В. К-ий» стихи в местной периодике; в 1906 г. за участие в забастовке 4 месяца провел в тюрьме. После освобождения едет в Стамбул, Тегеран, а затем в Санкт-Петербург, где поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы (учился по 1909). Здесь сближается с Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, Ф. К. Сологубом, «открывает» В. В. Хлебникова, впервые напечатав в журнале «Весна», соредактором которого он был, необычную прозу последнего. Тогда же Каменский начинает писать драмы, профессионально учится живописи. В 1910 г. вместе с Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и Е. Г. Гуро организует литературную группу кубофутуристов и становится редактором первого футуристического сборника «Судок судей» (1910), где были опубликованы 12 стихотворений Каменского, проникнутых главным для всего его творчества мотивом – стихийно-радостным восхищением природой и человеческим бытием. Непривычные строкоразделы, создаваемые с помощью «склеивания» слов («небожаворонок», «песнепьянство», «неболучи»), доходящие до зауми неологизмы и нарочитые просторечия Каменского вызывали насмешки многих критиков, однако новаторство молодого поэта получило поддержку В. Я. Брюсова и Н. С. Гумилева и вызвало интерес широкой публики (в 1913–14 гг. вместе с Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским выступал по всей России со своими лекциями и стихами). Заметным явлением рус. литературного процесса стали стихотворные сборники Каменского «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль Веснеянки» (1918), «И это есть…» (1927), «Сарынь на кичку», «Стихи о Закавказье» (оба – 1932), «Родина счастья» (1938), его поэмы «Стенька Разин» (1912–20), «Цувамма» (1920), «Емельян Пугачев» (1931, одноименная опера М. В. Коваля), «Юность Маяковского» (1932), «Иван Болотников» (1934), «1905-й», «Поэма о Каме» (обе – 1934), прозаические повесть «27 приключений Хорта Джойса» (1924), роман «Пушкин и Дантес» (1928), очерки, мемуары («Его-моя биография Великого Футуриста», 1918; «Путь энтузиаста», 1931; «Жизнь с Маяковским», 1940).
Выделявший в русском футуризме три основные стихии – интуитивное начало, личную свободу и абстрактное творчество (и потому решительно полемизировавший с нигилистически-агрессивным итальянским футуристом Ф. Т. Маринетти), увлекающийся и пристрастный, апологет неутомимого экспериментаторства в искусстве и жизни, Каменский и в своей личности, и в творчестве ярко воплотил одну из основных тенденций отечественной культуры нач. 20 в. – оптимистическую веру в дерзание человеческого духа.
Выделявший в русском футуризме три основные стихии – интуитивное начало, личную свободу и абстрактное творчество (и потому решительно полемизировавший с нигилистически-агрессивным итальянским футуристом Ф. Т. Маринетти), увлекающийся и пристрастный, апологет неутомимого экспериментаторства в искусстве и жизни, Каменский и в своей личности, и в творчестве ярко воплотил одну из основных тенденций отечественной культуры нач. 20 в. – оптимистическую веру в дерзание человеческого духа.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006