Кантемир - русский княжеский род, происходящий от богатого татарина, принявшего христианство в 1540 г. и поселившегося в Молдавии. О Константине Кантемире , сыне его князе Дмитрии и внуках, князьях Антиохе и Сербане , см. ниже. Из сыновей князя Дмитрия только старший, Константин, генерал-поручик (умер в 1776 г.), имел единственного сына, полковника Дмитрия, который, помешавшись на том, что он владетель Молдавии и Валахии, просидел в Ревельской крепости 17 лет. С его смертью, в 1820 г., пресекся род князей Кантемиров. Наследство их по женской линии досталось князьям Шаховским и Пассекам . В. Р.
Кантемир
КАНТЕМИР
Антиох Дмитриевич (1708–1744) — русский поэт-сатирик, дипломат, философ. Сын мол-давского господаря князя Дмитрия Кантемира, который, спасаясь от турецкого султана, со всей семьей бежал в Россию, где стал советником Петра I. Получил прекрасное образование: учился в Славяно-греколатинской академии, в Академии наук. Служил на ди-пломатическом поприще в Лондоне, Париже. Был членом знаменитой «ученой дружины» Петра I, отстаивал в своих трудах идеи Просвещения. Перевел на русский язык множество философских и исторических сочинений, среди которых «Разговоры о множестве миров» Б. Фонтенеля, «Персидские письма» Ш. Мон-тескье и др. Сам был автором ряда философских сочинений — одиннадцать «Писем о природе человека». Ввел в русский язык такие слова, как «депутат», «идея», «материя», «природа». Литературная деятельность А. Кантемира началась в 1725 г. с переводов, политических эпиграмм и сатир, в которых он выступал как ярый защитник петровских реформ. Стал одним из осново-положников русского классицизма и сатирической по-эзии. Его наиболее известные сатиры «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «О различии страстей человеческих», «О истинном блаженстве» и др. обличают человеческие пороки и общественные нравы послепетровской эпохи.
КАНТЕМИР
Антиох Дмитриевич (1708, Константинополь – 1744, Париж), русский поэт. В конце 1720-х гг. Кантемир создает лирические песни, по всей видимости пользовавшиеся популярностью. Одновременно пишет указатель к Псалтири – «Симфонию на Псалтирь» (1727). В 1730 г. переводит «Разговоры о множестве миров» французского философа Б. Фонтенеля и приступает к созданию поэмы «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора Всероссийского» (оставшейся незавершенной). Основным жанром поэзии Кантемира является сатира («такое сочинение, которое, забавным слогом осмеивая злонравие, старается исправить нравы человеческие»). Всего ему принадлежит восемь произведений этого жанра, из которых пять создано в России с 1729 по 1731 г. и три – за границей. Создавая сатиры, Кантемир следует за образцовыми творцами произведений этого жанра: Горацием и Н. Буало («Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив»). В отличие от сатир Буало, сатиры Кантемира по своей форме приближаются к посланиям (сам эпистолярный жанр в творчестве поэта представлен переводами посланий Горация и оригинальными стихотворными письмами). Кантемиру принадлежат также басни, оды, переводы из Анакреонта и Вольтера. В «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» поэт защищает силлабический принцип рус. стихосложения, предлагая смягченный вариант реформы В. К. Тредиаковского. Творчество Кантемира было высоко оценено современниками (М. В. Ломоносов), «классическим стихотворцем России» назвал его В. А. Жуковский.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
КАНТЕМИР
1. Антиох Дмитриевич (10.IX.1709, по др. данным, 1708 - 31.III.1744) - рус. поэт-сатирик, дипломат. Сын молд. господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел неск. языками, изучал точные и гуманитарные науки. С 1732 - посол в Англии, в 1738-44 - во Франции. Принадлежал к передовой дворянской интеллигенции того времени и вместе с Ф. Прокоповичем и В. Н. Татищевым составлял т.н. "ученую дружину". Сторонник реформ Петра I. Осн. задачей К. считал защиту естеств. человеч. прав, распространение просвещения, борьбу с невежеством и суеверием. Занимался теорией естеств. права, путями развития рус. культуры, происхождением Вселенной, остро критиковал церковь и клир. Широко известны сатиры К., написанные в 1729-30 (впервые опубл. во франц. пер. в Лондоне в 1749), изд. в России лишь в 1762. В 1730 К. перевел на рус. яз. трактат физика Фонтенеля "О множестве миров", опрокидывающий церк. представление о строении Вселенной (изд. 1740). В 1742 К. написал к трактату примечания, многие из к-рых вошли в одиннадцать писем "О природе и человеке", явившихся первой попыткой (за 20 лет до франц. энциклопедии) создания рус. филос. терминологии и материалистич. объяснения важнейших филос. понятий. Ввел в оборот рус. речи такие слова, как "идея", "депутат", "материя", "природа" и др. В 1756 Синод конфисковал перевод трактата. Произв. К., а также его связи с прогрессивными людьми Зап. Европы (Монтескье, Вольтером и др.) обострили в нач. 40-х гг. его отношения с пр-вом. Но большой авторитет К. в европ. столицах, глубокое знание междунар. отношений, умение действовать в сложной обстановке франц. политики "восточного барьера" и войны за Австр. наследство (1740-1748) заставляли рус. пр-во терпеть К. на ответств. дипломатич. постах. Реляции и вся дипломатич. переписка К. содержат серьезный анализ внеш. и внутр. политики европ. гос-в. Язык их современнее и ярче языка сатир. Бульшая часть их не опубликована, хранится в архивах СССР. Соч.: Соч., письма и избр. переводы, т. 1-2, СПБ, 1867-68; Майков Л. Н. (сост.), Мат-лы для биографии Кантемира, СПБ, 1903 (Письма К.). Лит.: Александренко В. И., Рус. дипломатич. агенты в Лондоне в XVIII в., Варшава, 1897; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960; Плеханов Г. В., Собр. соч., т. 21, М.-Л., 1921; Сементковский Р. И., А. Д. Кантемир, СПБ, 1893. Е. Е. Юровская. Москва. 2. Дмитрий Константинович (26.X.1673 - 21.VIII.1723) - молд. ученый-энциклопедист и политич. деятель. С 1710 - молд. господарь. В 1711 заключил договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Прутский поход Петра I (1711) не принес освобождения Молдавии; вместе с рус. войсками К. и 4 тыс. молдаван прибыли в Россию. К. стал советником царя по вост. вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. Продолжал науч. деятельность. В 1714 был избран чл. Берлинской академии. В Перс. походе 1722-23 управлял походной канцелярией Петра I. Почти все труды К. написаны в России под влиянием и в связи с реформами Петра I. Ист. работы К. - "Ист., географич. и политич. описание Молдавии", "Хроника стародавности романо-молдо-влахов", "История возвышения и упадка Оттоманской империи" и др. - стали известны в России и в Зап. Европе. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономич. расцвета Молдавии пронизывают все ист. работы К. Гл. источником познания мира К. считал разум - что было шагом вперед в развитии молд. науки, - хотя наряду с разумом придавал большое значение божеств. воле. Лит.: Ермуратский В. Н., Обществ.-политич. взгляды Дм. Кантемира, Киш., 1956; Ranaitescu P. P., Dimitrie Cantemir via?a ?i opera, (Buc.), 1958.