Каргала

Найдено 1 определение
Каргала
Каргалинская слобода; Сеитова слобода, Сеитовский посад; татар. Саид, Сагыйд ш?h?ре) – населенный пункт, ныне с. Тат. Каргала Сакмарского р-на Оренб. обл. По сенатскому указу от 13.03.1744 г. было разрешено набрать к поселению при Оренбурге особой слободой до 200 семей казанских татар для развития торговли с народами Казахстана и Ср. Азии. По имени первопоселенца Сеита Аитова сына Хаялина она получила название Сеитовой слободы, а по реке – Каргалинской. Поселенцы освобождались от рекрутской повинности, но в случае необходимости могли привлекаться к военной службе на нерегулярной основе. Им также было разрешено построить вне города мечеть. Татары К. первыми из российских мусульман получили права корпорации с собств. Ратушей. Р. Фахретдин отмечал, что здесь впервые после падения Казанского ханства «возрождалась официально признанная нац.-религиозная жизнь татар». На примере К. впервые была создана модель сотрудничества между татарским обществом и российским гос-вом. При этом татары в лице купцов и имамов обеспечивали экономические и политич. интересы российского гос-ва в казахских степях и Ср. Азии (вплоть до империи Великих Моголов в Индии), а Российское гос-во предоставляло им свободу вероисповедания и возможность для извлечения монопольных экономических прибылей на фиксированных рынках. Привилегии жителей новой слободы были существенно расширены по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 8.08.1745 г. Им были дарованы в собственность значительные угодья, разрешены аренда башкирских земель, свободная торговля, строительство фабрик и заводов, найм работников, в т.ч. иностранных, освобождение от любой гражданской службы и воинского постоя, передача частных дел на разбирательство мус. духовных лиц. Благоприятные экономические условия способствовали широкому притоку в К. татарских переселенцев, ее быстрому превращению не только в важный торгово-ремесленный, но и крупнейший религиозный, культурный и образовательный центр мусульман в Уральском регионе. Если в 1747 г. здесь проживало 996 чел. муж. п., то в 1762 г. – уже 2174 чел. муж. п., в 1870 г. – 6409 жителей обоего пола, в 1889 г. – 7625, в 1910 г. – 11077 чел. По указу императрицы Екатерины II от 7.11.1784 г. в К. было введено посадское управление, а с 1870 г. – упрощенное городское. Каргалинские торговые татары играли важную роль в развитии экономических отношений России с Востоком. Так, уже в 1761 г. из 109 купцов, торговавших на оренб. Меновом дворе, 38 чел. были каргалинцами, а в 1799 г. – из 248 российских подданных – 100 чел. (40%). Жители слободы активно участвовали и в караванной торговле, посещая Бухару, Хиву, Ташкент, Ургенч и др. среднеазиатские города. В 1750–51 гг. по поручению Коллегии иностранных дел приказчик каргалинского татарина Абдула Сеитова сына Хаялина Надыр Саферов с 4 спутниками открыл торговый путь в Индию. В самой К. в 1811–14 гг. было сооружено здание Гостиного двора, в котором размещались 28 каменных и 17 деревянных лавок. К 1889 г. их кол-во возросло до 260, в т.ч. 15 каменных и 245 деревянных. Выходцами из К. были крупнейшие оренб. купцы братья Хусаиновы. В кон. XVIII – нач. XIX вв. каргалинские татары организовали на арендованных башкирских землях поташное и мыловаренное производство. К 1882 г. в К. работали 18 боен и салотопен (54 работника, продукции на 84 000 руб. в год), 1 свечной завод (1 работник, 3200 руб.). В 1908 г. на 9 местных предприятиях 132 чел. обработали соленой баранины, сала и овчин уже на 407 638 руб. В нач. XX в. открылся кожевенный завод А.М. Аитова, оборудованный 16 чанами, на котором в 1917 г. 9 работников вырабатывали ежемесячно 168 готовых кож (97 пудов). В К. жили разнообразные ремесленники: портные, сапожники, овчинники, тулупники, пимокаты, золотошвейки, кружевницы, каменщики, печники, пильщики, плотники, калашники, бондари, столяры, кулевщики, тележники, шорники, кузнецы, медники, серебряники, ювелиры и др. К. была центром с/х округи, обеспечивавшей производство и переработку высококачественной пшеницы. На руб. XIX–XX вв. здесь работали 7 водяных мельниц (2 каменные и 5 деревянных). Однако с прокладкой ж/д К. оказалась в стороне от новых торговых путей и не выдержала конкуренции со стороны расположенного поблизости Оренбурга. С момента основания в К. сложились условия для свободного исповедания ислама, сохранения и развития мус. культуры. На средства местных купцов здесь были построены 10 мечетей, больше, чем в любом др. населенном пункте Оренб. губ.: 1-я – в 1746 г., 2-я – в 1760, 3-я – в 1767, 4-я и 5-я – в 1773, 6-я – в 1790, 7-я – в 1792, 8-я – в 1795, 9-я – в 1884 и 10-я – в 1909 г. До учреждения ОМДС старшие ахуны К. были крупнейшими неформальными лидерами мусульман на Юж. Урале, которые оказывали огромное влияние не только на близлежащую татарскую округу, но и на значительную часть Башкирии и даже на казахские степи. Эту должность занимали Габдессалям б. Ураи (до 1768 г.), Абдулнасыр Габдессалямов (1768–78), Абдрешит Абдулкаримов (1778–1812), Надыр Абдулвагапов (1812–34), Абдулкарим Рафиков (1855–83), И.М. Исмагилов (1884–1916). Показательно, что именно в Сеитовой слободе первоначально экзаменовали кандидатов на само звание ахуна. После создания ОМДС каргалинское духовенство во многом сохраняло свое автономное положение. С сер. XVIII в. в К. складывается крупнейший на Юж. Урале комплекс мус. образовательных учреждений среднеазиатского типа, на базе которых формировались библиотеки, велась переводческая и научная работа (см. Медресе Каргалы). В течение долгого времени они обеспечивали мус. духовными лицами и педагогами абсолютное большинство приходов Оренб. края, создавая единое культурное пространство. Благодаря своему уникальному положению К. служила своеобразным мостом, связывавшим татарское и башкирское население, находившееся в инокультурном, иноконфессиональном окружении, с «большой землей», с мус. народами Востока. Она играла важную роль в распространении суфизма в Волго-Уральском регионе, начиная с шейха Валида б. Мухаммедамина аль-Каргали, имя которого стоит одним из первых в рукописных цепочках преемственности, передачи знания, традиции (сильсила). С 1740-х гг. в самой К. постоянно и временно проживали выходцы из мус. стран: бухарцы, хивинцы, каракалпаки, кашгарцы, персы, турки, арабы, лезгины, что создавало условия для интенсивного культурного обмена. В кон. XIX – нач. XX вв., отвечая на вызовы времени, каргалинские мусульмане адаптировали традиционные исламские ин-ты к капиталистическим отношениям в экономике, нов. явлениям обществ.-политич. жизни, образовательным и культурным запросам населения. В 1895 г. все мектебе К. согласованно перешли на звуковой метод обучения, в соответствии с нов. принципами были реформированы медресе при 1-й, 2-й, 5-й и 9-й соборных мечетях. В 1899–1901 гг. на базе 9-го прихода были организованы всерос. летние курсы по переподготовке учителей. 27.03.1908 г. было зарегистрировано Мус. общество Сеитовского посада с благотв. целями, 30.11.1910 г. – Просветительское общество мусульман Сеитовского посада, а в июне 1917 г. учреждено Общество мусульманок К. По инициативе Мус. общества Сеитовского посада осенью 1911 г. была открыта бесплатная библиотекачитальня, в 1915 г. – школа-мастерская для обучения сапожному ремеслу детей бедных мусульман. В годы Гражданской войны, разрухи и голода население К. существенно сократилось. По данным 1927 г., здесь насчитывалось лишь 4560 жителей. В 1930-е гг. все мечети К. были закрыты и приспособлены под хоз. и социально-культурные нужды. В период либерализации политики сов. гос-ва по отношению к религиозным культам и организациям 26.10.1946 г. была вновь зарегистрирована местная мус. община, которой передано в пользование здание быв. 8-й соборной мечети. Наряду с оренб. она была одной из двух мечетей, активно действовавших в области на протяжении всего послевоенного периода. С 1990-х гг. в К. стали постепенно возрождаться религиозные традиции и ин-ты. Первая мечеть прошла регистрацию под названием «Куш Манара», 9.04.2006 г. после 5-летней реставрации исторического здания была открыта «Ак-мечеть» («Белая мечеть»), начато строительство третьей мечети «Салям» («Мир»). Местная мус. община готовит юридические обоснования для передачи в ее собственность расположенных на тер. села бесхозных зданий быв. мечетей XVIII – нач. XX вв. и комплекса Гостиного двора для сохранения памятников историко-культурного наследия. С 1992 г. при мечети «Куш Манара», а с 2006 г. при «Ак-мечети» действуют воскресные школы по изучению основ ислама и арабского яз. В 1995 г. был впервые организован мус. детский лагерь, а с 2000 г. он устраивается ежегодно. С 1.09.2005 г. при мухтасибате Сакмарского, Октябрьского и Тюльганского р-нов Оренб. обл. в К. организованы курсы по изучению основ ислама для мужчин в возрасте от 16 лет и старше, которые планируется преобразовать в медресе. Заложен фундамент и ведется строительство мус. образовательного комплекса «Нур» («Свет»). В ноябре 2007 г. при местной мус. рел. организации создан благотв. отдел «Родник». С 14.09.2001 г. она издает газету «Оренб. минарет», летом 2008 г. запустила собств. интернет-сайт «Ислам-Каргала». Местная община ведет информационную работу по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, регулярно организует субботники по уборке, озеленению улиц и прилегающей тер., благоустройству трех мус. кладбищ. В селе постепенно выправляется и демографическая ситуация. Если в 1989 г. здесь проживало 2887 чел., то в 2002 г. – 3497, а в 2005 г. был перейден рубеж в 3900 чел. В целом по уровню финансовой обеспеченности, разнообразию направлений и методов работы, использованию совр. технологий мус. община К. занимает одно из ведущих мест в Оренб. обл. Лит.: Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). – Оренбург, 2006; Он же. Татары // Мы – оренбуржцы. Историко-этнографические очерки. – Оренбург, 2007, с. 44–72; Из истории татар Оренбуржья (к 260-летию Татарской Каргалы). – Оренбург, 2005; Искандаров А., Искандаров Р. Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. – Казань, 2005; Фахретдин Р. Саид шахаре. – Казань, 1897. Д.Д., А.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Р елигиозные мотивы в произведениях татарского поэта-суфия XIX века Абульманиха Каргалый

Хасавнех Алсу Ахмадулловна
В статье на основе текстологического анализа рукописных произведений освещаются религиозно-этические мотивы в творчестве татарского поэта-суфия XIX века Абульманиха Каргалый; раскрываются смыслы аллегорических образов и особенност
Читать PDF
0.00 байт

Повествование о жителях города Саба в творчестве суфийского поэта Абульманиха Каргалы

Хасавнех Алсу Ахмадулловна
В статье дается литературный анализ поэтического произведения поэта-суфия А. Каргалы «Хикайат ас-салис» («Третий рассказ»). Сюжет повествования взят из суры «Саба». А.
Читать PDF
0.00 байт

О поэтическом сборнике Абульманиха Каргалый

Хасавнех Алсу Ахмадулловна
В статье дается краткий обзор поэтическому сборнику А. Каргалый, состоящему из десяти повествований о мусульманских пророках и святых.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о биографии поэта-суфия xix века Абульманиха Каргалый

Хасавнех Алсу Ахмадулловна
Статья посвящена разбору сведений различных ученых, в разное время исследовавших жизнедеятельность татарского суфийского поэта А.Каргалый.
Читать PDF
0.00 байт

Преломление коранического мотива о жителях Сабы в поэтическом рассказе Абульманиха Каргалый

А. А. Хасавнех
В статье анализируется цикл рассказов поэтического произведения А. Каргалый “Хикайат ас-салис”, где повествуется о городе Саба и его жителях, сюжет которого взят из коранической суры.

Похожие термины:

  • Каргала Крестьянская война 1773-75 в России

    (Strategic Arms Reduction Treaty-II, START-II) – второй из серии договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. Распад Советского Союза, выход Российской Федерации на международную арену в качест
  • Ислам-Каргала

    интернет-сайт МРОМ с. Тат. Каргала Сакмарского р-на ДУМ Оренб. обл., единственный в этом регионе. Адрес: www.islam-kargala.ru. Открыт летом 2008 г., находится в стадии становления и информационного наполнения. Со
  • Каргала (Kargaula) Крестьянская война 1773-75 в России

    Место сражения 1 апр. 1774 между восставшими донскими казаками во главе с Пугачевым и войсками под командованием князя Голицына. Восставшие были наголову разбиты, понеся огромные потери, а Пугачев б
  • Каргалый Абульманих

    псевд., наст. имя Габдессалямов Абульманих Абульфаизович, 1784, Каргалинская слобода Оренб. уезда и губ. – после 1833) – поэт, религиозный и обществ. деятель. Внук Габдессаляма б. Ураи. Получил образован
  • КАРГАЛЬСКИЙ Георгий Дмитриевич

    дон.) - род. ок. 1885 г.; кадровый офицер Лейб-гв. Атаманского полка, генерал-майор. Во время Первой Мировой войны тяжело ранен и награжден Золотым оружием; В Степном походе был начальником отряда из чин
  • Медресе Каргалы

    крупнейший на Юж. Урале комплекс мус. учебных заведений. Его формирование началось с 1740-х гг. в контексте развития важного торгово-ремесленного центра в Сеитовой слободе (Каргале), жителям которого
  • Каргалинские медные рудники

    расположены в 50-100 км от Оренб. близ малых речек басс. У. - Каргалки (или Верхней Каргалки - пр. притока р. Сакмары), а также Янгиза (пр. притока Салмыш); сев. край К.М.Р. приходится на самые истоки р. Ток - п
  • Каргалов, Вадим Викторович

    Профессор кафедры истории Московского государственного университета культуры; родился 29 апреля 1932 г.; доктор исторических наук; академик РАЕН (1992); председатель совета по историко-художественной
  • Каргалинский клад

    женское погребение (возможно шаманки) с богатым инвентарем 2 в. до н.э. – 2 в. н.э., открытое в 1939 г. в ущелье р. Каргала близ г. Алма-Ата. В погребении найдено около 300 золотых предметов: перстни, серьга, р