КАТАРЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАТАРЫ
еретическая секта XI—XIV вв. в Западной Европе. Догматика заимствована у богомильства, придерживались дуалистического учения о наличии двух начал — доброго (Бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужным крест, храмы, иконы. Объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Большинство К. отвергало Ветхий Завет, феодальный суд, светскую власть и ее законы. Проповедовали аскетизм, безбрачие и непротивление. Состояли главным образом из купцов, ремесленников, крестьян. Их преследование католической церковью и светскими властями привело в конце XIII в. к расслоению и упадку К., а к XV в. окончательному исчезновению. Учение К. было воспринято альбигойцами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Катары
(katharos – чистые) – еретическая секта 11 – 14 в.в. в Западной Европе. Догматика катаров заимствована ими у богомильства (См. Богомильство). Катары придерживались дуалистического учения о наличии двух начал – доброго (бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужными крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Отвергали Ветхий завет, феодальный суд, светскую власть и ее законы, проповедывали аскетизм, безбрачие и непротивление. Катары состояли главным образом из купцов, ремесленников, крестьян. Ожесточенное преследование католической церковью и светскими властями привело в конце 13 в. к их расслоению и упадку, а в 15 в. – к окончательному исчезновению. Учение катаров было воспринято альбигойцами. См. Зороастризм, Альбигойцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КАТАРЫ
еретическая секта, широко распространеннаяв Южной Франции в XII–XIII вв. Учение катаров основано на дуализме добра и зла, на идее освобождения души от порочного материального мира. Катары отвергали официальную Церковь и политическую систему, отрицали некоторые ортодоксальные доктрины католицизма, отвергали культ святых, чистилище, таинства, иерархию католического духовенства. Культ катаров состоял в проповеди, молитве, чтении Евангелия и священных книг (благодаря переводу их на народный язык). Катары организовали свою церковь с собственной иерархией и литургией. Во Франции их назвали альбигойцами (ересь пришла с Востока, из Юго-Восточной Европы). Папа Иннокентий III (1198–1216) объявил против еретиков Крестовый поход – Альбигойский поход (1209). В 1224 г. пала крепость Монсегюр, последний оплот катаров. Инквизиционные процессы и костры уничтожили массу катаров из городов Южной Франции.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Катары
Катары (Cathars, греч. katharos — «чистый»), члены ср;-век. секты еретиков, призывавшие своих адептов к чистоте жизненных помыслов. Ересь К. была проникнута дуализмом: по их глубокому убеждению, Бог — твЬрец единственно истинного, «чистого» мира, поэтому зло могло появиться в нем только благодаря участию в сотворении мира др., сатанинской, силы. К. верили, что материальный мир и все существующее в нем безвозвратно опутано злом, осуждали все плотское, отвергали брачные узы, а смерть от голода вызывала у них восхищение. «Чистой жизни», считали : они, достигают лишь немногие «совершенные» (духовенство), а остальные (просто «верующие») могут жить, как им вздумается. Спасение души гарантировалось, если человек перед смертью принимал некую конфирмацию, известную как «консоламент» (утешение). Ересь К. возникла в Болгарии, в Зап. Европе появилась в 1140-е гг. В Юж. Франции была известна как• альбигойство (альбигойцы).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Катары
от греч. katharos — чистый) — приверженцы ереси, возникшей на юге Франции и в Италии в XI в. Основная идея их учения — дуализм в мироздании. По их представлениям, в мире существуют два начала: Добро (Бог) и Зло (Сатана). Материальный мир есть творение Сатаны. Отсюда феод, отношения выступали как порождение Зла. Католич. церковь они считали дьявольской, называли «матерью блуда», «великим Вавилоном». К. обличали пороки католич. духовенства, католиков считали еретиками. Они отвергали церк. таинства, обряды, богослужения, иконы, крест, догматику, отрицали воскресение тела, полагая, что воскресает лишь душа человека, которая покидает земной мир Сатаны и возносится в высший мир. По учению к., спасение человеку дает лишь принадлежность к секте и совершение над умирающим особого обряда «утешения».
К. создали свою организацию, противопоставив ее католич. церкви. Все к. были разделены на «совершенных» и «верующих». Немногочисленные «совершенные» вели строго аскетич. образ жизни, только из них формировалась четырехступенчатая иерархия руководства сектой. Основными приверженцами этого учения были ремесленники, торговцы, крестьяне. К ним примкнуло и немало феодалов юга Франции, оппозиционно настроенных к королев, власти. Решающий удар движению к. был нанесен альбигойскими войнами. IV Латеранский собор (1215) принял решение о беспощадном преследовании к. В XIV—XV вв. еще продолжали существовать небольшие тайные группы к., но в дальнейшем ересь была окончательно разгромлена.
Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII-начале XIV века. М., 1986.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

КАТАРЫ
от греч. kataros - чистый) - приверженцы одной из крупнейших ср.-век. ересей (11-13 вв.), порожденной антифеод. оппозицией бурно развивавшихся городов (гл. обр. Италии, Фландрии и Юж. Франции).

К. появились в нач. 11 в., распространились в Италии - со 2-й пол. 11 в. (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке - с нач. 12 в. К. приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значит. степени крестьян. В Юж. Франции К. (альбигойцы) пользовались также значит. поддержкой дворян, враждовавших с церк. феодалами и надеявшихся с помощью К. вернуть себе земли, захвач. церковью. Догматика К. восходила к манихейству и была воспринята ими через визант. павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации. Она была проникнута дуализмом (бог - творец невидимого, духовного и единственно истинного мира, земной же, материальный мир создан сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, к-рое охватило в ту пору широкие массы феод. общества. Дуализм, содержавший осуждение всего земного, плотского, вел к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. Из него же К. выводили отрицание собственности, католич. иерархии, папства, икон, реликвий, индульгенций, десятины и церк. богатств. К. делились на "верующих" (масса) и "совершенных" (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католич. духовенства. К. переводили Евангелие на нац. языки, создавали школы, в т. ч. и для женщин. К сер. 12 в. сложилась церковь К., к-рая в Италии и Юж. Франции стала опасной соперницей католицизма. В нек-рых городах Италии К. на время удалось захватить власть. Во 2-й пол. 12 в. начались жестокие преследования К.: во Фландрии - со стороны графа, в Италии - со стороны папства; в 1181 церковь организовала военный поход против К. Лангедока, к-рый не дал значит. результатов. При Иннокентии III папство, бессильное одолеть К. идейно и оторвать от них массы, перешло к политике террора; борьба церкви была поддержана светской властью (см. Альбигойские войны). Террор, беспощадные преследования со стороны инквизиции привели к исчезновению К. Этому способствовали также социальные сдвиги в городах, завоевание бюргерством известного признанного положения в феод. обществе и начало размежевания бюргерской и крест.-плебейской ересей.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Осокин Н. A., История альбигойцев и их времени, т. 1, Казань, 1869; Molinier Ch., L´?glise et la soci?t? cathares, "Revue historique", P., 1907, t. 94-95; Guiraud J., Cartulaire de Notre-Dame de Prouille, pr?c?d? d´une ?tude sur l´Albig?isme languedocien aux XII et XIII si?cles, v. 1-2, P., 1907; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953. См. также лит. при ст. Альбигойцы и Ереси.

С. М. Стам. Саратов.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

КАТАРЫ И ТАМПЛИЕРЫ: К ВОПРОСУ О МИСТИФИКАЦИИ ИХ СВЯЗИ И ИСТИННЫХ ПРИЧИНАХ УНИЧТОЖЕНИЯ

Шкаев Д.Г.
Настоящая статья написана автором во время одной из исследовательских поездок по территории Южной Франции, когда он не только сталкивался с непониманием туристами сущности событий, происходивших в среде тамплиеров и катаров порядк
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые малоизвестные аспекты катаризма

Тарасова Т.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые малоизвестные аспекты катаризма

Тарасова Т.
Читать PDF
0.00 байт

Катарина фон Бора: «Моя цепь» или «Мой господин» (трансформация гендерных установок М. Лютера)

Харитонова Наиля Галимжановна
В контексте модернизационных процессов в Германии рассматривается изменение социального поведения, в том числе семейно-брачных отношений. Для анализа выбран сюжет о женитьбе лидера Реформации Мартина Лютера.
Читать PDF
0.00 байт

Отражение особенностей бюргерской религиозности в еретических учениях катаров и вальденсов во Франци

Кайпова Е.Г.
Проанализированы основные положения учений катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в XII начале XIV в.
Читать PDF
0.00 байт

Отражение изменений бюргерского мировоззрения в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции

Кайпова Елена Гайратдиновна
С опорой на католические источники XII – начала XIV в. проанализирована догматика ересей катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в указанный период.
Читать PDF
0.00 байт

Письмо 1566 г. Графини Катарины Шварцбургской из собрания Научно-Исторического архива Санкт-Петербур

Таценко Тамара Николаевна
Статья посвящена собственноручному неопубликованному письму графини Катарины Шварцбургской (1509-1567) к брату, графу Георгу Эрнсту Хеннебергскому, которое хранится в западноевропейской секции под шифром 38/440 и было приобретено
Читать PDF
0.00 байт

Формально-содержательные компоненты катартической реакции в медиамультфильме (на примере проекта О.

Сафонов Андрей Владимирович
Статья посвящена исследованию арсенала эстетических воздействий медиамультфильма относительно нового жанра в медиасреде на примере мультпроекта О. Куваева «Масяня».
Читать PDF
0.00 байт

НАПОМИНАНИЕ О КАТАРСИСЕ "ЦАРЬ ЭДИП" В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ВАХТАНГОВА

Трубочкин Дмитрий Владимирович
В статье рассказывается о спектакле «Царь Эдип» совместной постановке Театра имени Е. Вахтангова и Греческого национального театра (режиссер Р. Туминас), выпущенной в июле 2016 года в античном театре в Эпидавре.
Читать PDF
0.00 байт

КАТАРСИС В КИНОДРАМЕ. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Виталь Ф.Ю.
Статья посвящена изучению методов, которыми кинематограф и сценическое искусство вызывают у зрителя катарсические переживания.
Читать PDF
0.00 байт

КАТАРСИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА СМЕРТИ В СИМФОНИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ Р. ШТРАУСА "СМЕРТЬ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ"

Москвина Ольга Олеговна
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного музыковедения — проблема трактовки смерти как катарсиса в симфонической поэме Р. Штрауса «Смерть и просветление».
Читать PDF
0.00 байт

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ КАТАРСИСА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ТЕАТРАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ И В ИХ ЭКРАННОЙ ВЕР

Виталь Феофания Юрьевна
В статье проводится сравнительный анализ инструментария катарсиса, используемого в литературных произведениях, театральных постановках и фильмах, имеющих общую сюжетную основу.
Читать PDF
0.00 байт

Катарсис в условиях выражения наивности в цирке

Баринов Вячеслав Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Социальный смысл катарсиса

Бугарчева Евгения Алексеевна
Статья раскрывает эстетический феномен катарсиса с новой стороны, а именно как феномен социальной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

«Катарсис» в сюжетно-пространственной организации романа Э. М. Ремарка «Возлюби ближнего своего

Поршнева Алиса Сергеевна
В статье рассматривается взаимосвязь пространственной и сюжетной организации романа Э.М.Ремарка «Возлюби ближнего своего». Автор доказывает, что в анализируемом произведении художественное пространство «ведет» за собой сюжет.

Похожие термины:

  • Катары, альбигойцы и вальденсы

    родственные учения "чистых" или "совершенных", возникшие в конце ХII века, но уходящие корнями в богомильское манихейство и павликианство. Отрицали все земное как "дьявольское" и, соответственно - зе
  • ОТТО РАН И КАТАРЫ: МЕЖДУ ТАЙНОЙ И МОШЕННИЧЕСТВОМ

    Нашли ли нацисты чашу Грааля? Этот весьма каверзный и, казалось бы, праздный вопрос, однако, всерьез и весьма живо интересовал немецкий народ во время гитлеровского господства. Загадочная археолог
  • Кавос, Альберт Катаринович

    — академик архитектуры, род. 12 декабря 1800 г., ум. 22 мая 1863 г. в Петербурге. Сын директора музыки императорских С.-Петербургских театров, он окончил курс в Падуанском университете доктором математики;
  • Тупак Катари партизанская армия

    (Tupac Katari Guerrilla Army, EGTK; Боливия). Партизанская организация, состоящая из туземного населения Боливии, ведущая антиправительственную деятельность. Совершает нападения на различные слабоохраняемые о
  • Катарджи, Григорий

    (? Иван), ген.-майор (уже был 1850 г.); † ? {Половцов}
  • Катарджи, Петр Ильич

    генерал-майор, герой Кавказской войны при Николае I. {Половцов}
  • Кавос, Иван Катаринович

    (мл. брат Альб. Катар. Кавоса, см.), режиссер итальянск. оперы в СПб., род. 1805, † 1861 г. {Половцов}
  • ТУПАК КАТАРИ

    Tupac Catari), Апаса (Apasa), Хулиан (г. рожд. неизв. - 1781) - один из руководителей восстания индейцев (1781) против испанцев в Верх. Перу (совр. Боливия). Мелкий церковнослужитель из деревни Айо-Айо (близ Ла-Паса), Т.
  • Катаракт

    (греч. низвергающееся), уже в античности так именовался любой водопад, но особенно часто — Нильские пороги у совр. Асуана и у о. Элефантина; последний упоминается еще у Геродота.
  • КАТАРДЖИУ

    Catargiu), Ласкар (нояб. 1823 - 11.IV.1899) - рум. политич. деятель, один из руководителей Консерваторов. В 1864 выступал против агр. реформы, отменившей крепостное право в Румынии. В 1866 входил в состав регентства, с
  • Катарецкий, В

    беллетр.-народн., сотр. журн. "Время" 1860 гг. {Венгеров}
  • Кавос, Катарино Катаринович

    знаменитый капельмейстер СПб. театров, композитор опер с русскими мотивами, род. в Венеции, 1772 г., † 28 апр. 1840 г. в СПб. {Половцов}
  • КАТАРМЫ

       • ????????,          см. Lustratio, Очищение.
  • МОНСЕГЮР — ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ КАТАРОВ

    В июне 1209 года в Сан-Жилье, одном из городков Лангедока, совершался торжественный обряд церковного покаяния графа Раймунда Тулузского. Могущественный государь — родственник королей английского,
  • Катарсис

    греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереж
  • Катарский крестовый поход

    см. Альбигойский крестовый поход
  • Катаржи

    — дворянский род в Молдавии, восходящий к первой половине XVII в., а в Россию переселившийся в XVIII в. Иван Егорович К. ныне бессарабский губернский предводитель дворянства. Род К. внесен в VI часть родо
  • Катархей

    название, применяемое к древнейшим, так называемым доархейским гнейсам и гранитам, возраст которых условно принимается более 3,5 млрд. лет (Седерхольм, 1893). Существование самостоятельного комплекс
  • Катар

    Катар (Qatar), гос-во на зап. побережье Персидского зал. Исторически связанный с Бахрейном, К. в течение неск. веков находился под властью эмира Бахрейна, с 1872 г. - Османской империи, к-рая отказалась от с