еретическая секта XI—XIV вв. в Западной Европе. Догматика заимствована у богомильства, придерживались дуалистического учения о наличии двух начал — доброго (Бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужным крест, храмы, иконы. Объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Большинство К. отвергало Ветхий Завет, феодальный суд, светскую власть и ее законы. Проповедовали аскетизм, безбрачие и непротивление. Состояли главным образом из купцов, ремесленников, крестьян. Их преследование католической церковью и светскими властями привело в конце XIII в. к расслоению и упадку К., а к XV в. окончательному исчезновению. Учение К. было воспринято альбигойцами.
КАТАРЫ
КАТАРЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Катары
(katharos – чистые) – еретическая секта 11 – 14 в.в. в Западной Европе. Догматика катаров заимствована ими у богомильства (См. Богомильство). Катары придерживались дуалистического учения о наличии двух начал – доброго (бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужными крест, храмы, иконы. Катары объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Отвергали Ветхий завет, феодальный суд, светскую власть и ее законы, проповедывали аскетизм, безбрачие и непротивление. Катары состояли главным образом из купцов, ремесленников, крестьян. Ожесточенное преследование католической церковью и светскими властями привело в конце 13 в. к их расслоению и упадку, а в 15 в. – к окончательному исчезновению. Учение катаров было воспринято альбигойцами. См. Зороастризм, Альбигойцы.
КАТАРЫ
еретическая секта, широко распространеннаяв Южной Франции в XII–XIII вв. Учение катаров основано на дуализме добра и зла, на идее освобождения души от порочного материального мира. Катары отвергали официальную Церковь и политическую систему, отрицали некоторые ортодоксальные доктрины католицизма, отвергали культ святых, чистилище, таинства, иерархию католического духовенства. Культ катаров состоял в проповеди, молитве, чтении Евангелия и священных книг (благодаря переводу их на народный язык). Катары организовали свою церковь с собственной иерархией и литургией. Во Франции их назвали альбигойцами (ересь пришла с Востока, из Юго-Восточной Европы). Папа Иннокентий III (1198–1216) объявил против еретиков Крестовый поход – Альбигойский поход (1209). В 1224 г. пала крепость Монсегюр, последний оплот катаров. Инквизиционные процессы и костры уничтожили массу катаров из городов Южной Франции.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Катары
Катары (Cathars, греч. katharos — «чистый»), члены ср;-век. секты еретиков, призывавшие своих адептов к чистоте жизненных помыслов. Ересь К. была проникнута дуализмом: по их глубокому убеждению, Бог — твЬрец единственно истинного, «чистого» мира, поэтому зло могло появиться в нем только благодаря участию в сотворении мира др., сатанинской, силы. К. верили, что материальный мир и все существующее в нем безвозвратно опутано злом, осуждали все плотское, отвергали брачные узы, а смерть от голода вызывала у них восхищение. «Чистой жизни», считали : они, достигают лишь немногие «совершенные» (духовенство), а остальные (просто «верующие») могут жить, как им вздумается. Спасение души гарантировалось, если человек перед смертью принимал некую конфирмацию, известную как «консоламент» (утешение). Ересь К. возникла в Болгарии, в Зап. Европе появилась в 1140-е гг. В Юж. Франции была известна как• альбигойство (альбигойцы).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Катары
от греч. katharos — чистый) — приверженцы ереси, возникшей на юге Франции и в Италии в XI в. Основная идея их учения — дуализм в мироздании. По их представлениям, в мире существуют два начала: Добро (Бог) и Зло (Сатана). Материальный мир есть творение Сатаны. Отсюда феод, отношения выступали как порождение Зла. Католич. церковь они считали дьявольской, называли «матерью блуда», «великим Вавилоном». К. обличали пороки католич. духовенства, католиков считали еретиками. Они отвергали церк. таинства, обряды, богослужения, иконы, крест, догматику, отрицали воскресение тела, полагая, что воскресает лишь душа человека, которая покидает земной мир Сатаны и возносится в высший мир. По учению к., спасение человеку дает лишь принадлежность к секте и совершение над умирающим особого обряда «утешения».
К. создали свою организацию, противопоставив ее католич. церкви. Все к. были разделены на «совершенных» и «верующих». Немногочисленные «совершенные» вели строго аскетич. образ жизни, только из них формировалась четырехступенчатая иерархия руководства сектой. Основными приверженцами этого учения были ремесленники, торговцы, крестьяне. К ним примкнуло и немало феодалов юга Франции, оппозиционно настроенных к королев, власти. Решающий удар движению к. был нанесен альбигойскими войнами. IV Латеранский собор (1215) принял решение о беспощадном преследовании к. В XIV—XV вв. еще продолжали существовать небольшие тайные группы к., но в дальнейшем ересь была окончательно разгромлена.
Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII-начале XIV века. М., 1986.
К. создали свою организацию, противопоставив ее католич. церкви. Все к. были разделены на «совершенных» и «верующих». Немногочисленные «совершенные» вели строго аскетич. образ жизни, только из них формировалась четырехступенчатая иерархия руководства сектой. Основными приверженцами этого учения были ремесленники, торговцы, крестьяне. К ним примкнуло и немало феодалов юга Франции, оппозиционно настроенных к королев, власти. Решающий удар движению к. был нанесен альбигойскими войнами. IV Латеранский собор (1215) принял решение о беспощадном преследовании к. В XIV—XV вв. еще продолжали существовать небольшие тайные группы к., но в дальнейшем ересь была окончательно разгромлена.
Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII-начале XIV века. М., 1986.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
КАТАРЫ
от греч. kataros - чистый) - приверженцы одной из крупнейших ср.-век. ересей (11-13 вв.), порожденной антифеод. оппозицией бурно развивавшихся городов (гл. обр. Италии, Фландрии и Юж. Франции). К. появились в нач. 11 в., распространились в Италии - со 2-й пол. 11 в. (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке - с нач. 12 в. К. приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значит. степени крестьян. В Юж. Франции К. (альбигойцы) пользовались также значит. поддержкой дворян, враждовавших с церк. феодалами и надеявшихся с помощью К. вернуть себе земли, захвач. церковью. Догматика К. восходила к манихейству и была воспринята ими через визант. павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации. Она была проникнута дуализмом (бог - творец невидимого, духовного и единственно истинного мира, земной же, материальный мир создан сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, к-рое охватило в ту пору широкие массы феод. общества. Дуализм, содержавший осуждение всего земного, плотского, вел к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. Из него же К. выводили отрицание собственности, католич. иерархии, папства, икон, реликвий, индульгенций, десятины и церк. богатств. К. делились на "верующих" (масса) и "совершенных" (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католич. духовенства. К. переводили Евангелие на нац. языки, создавали школы, в т. ч. и для женщин. К сер. 12 в. сложилась церковь К., к-рая в Италии и Юж. Франции стала опасной соперницей католицизма. В нек-рых городах Италии К. на время удалось захватить власть. Во 2-й пол. 12 в. начались жестокие преследования К.: во Фландрии - со стороны графа, в Италии - со стороны папства; в 1181 церковь организовала военный поход против К. Лангедока, к-рый не дал значит. результатов. При Иннокентии III папство, бессильное одолеть К. идейно и оторвать от них массы, перешло к политике террора; борьба церкви была поддержана светской властью (см. Альбигойские войны). Террор, беспощадные преследования со стороны инквизиции привели к исчезновению К. Этому способствовали также социальные сдвиги в городах, завоевание бюргерством известного признанного положения в феод. обществе и начало размежевания бюргерской и крест.-плебейской ересей. Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Осокин Н. A., История альбигойцев и их времени, т. 1, Казань, 1869; Molinier Ch., L´?glise et la soci?t? cathares, "Revue historique", P., 1907, t. 94-95; Guiraud J., Cartulaire de Notre-Dame de Prouille, pr?c?d? d´une ?tude sur l´Albig?isme languedocien aux XII et XIII si?cles, v. 1-2, P., 1907; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953. См. также лит. при ст. Альбигойцы и Ереси. С. М. Стам. Саратов.