КАЗАКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Казаки
(тюрк. – удалец, вольный человек) – этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Общая численность в Российской Федерации около 5 млн. чел. (1992). Язык русский, распространено двуязычие. Верующие – православные, есть представители других конфессий. См. Казачество.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Казаки
Казаки (Cossacks тюрк. — «авантюристы» или «повстанцы»), этносословные группы в составе рус. (в осн. на Ю. России) и нек-рых др. народов России; потомки людей, бежавших из Польши и Московии из-за ре-лиг, преследований, а также крестьян, уклонявшихся от феод, податей и повинностей. Селились гл. об. автономными клановыми группами вдоль pp. Дон и Днепр, сыграли важную роль в истории Украины. Пограничный образ жизни способствовал усвоению воен. навыков и иск-ва верховой езды; мужчины в возрасте от 16 до 60 лет носили оружие и в совершенстве владели им. У К. существовала демокр. система выборов своих вожаков (атаманов) и гетманов. Взаимоотношения К. с Россией строились на военно-полит. основе с обязательством несения воен. службы. Принимали участие в воен. действиях, особенно против турок; участвовали в крупных восстаниях, напр, под руководством Разина (1667—69), Ивана Мазепы (1709) и Пугачева (1773— 74).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

КАЗАКИ
народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации разнородных племен, при создании единой народности казачьей и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных В.В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первоначальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия "кос" и "сахи", два слова с определенным скифским значением "Белые Сахи". Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака и потому следующее греческое начертание "Касакос" можно трактовать, как вариант предыдущего, более близкий к современному. Смена приставки "кос" на "кас" очевидно, причины чисто звуковые (фонетические), особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - "Белые олени".
От глубокой древности и до наших дней жизнь Казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период позначены "торческими" курганными погребениями с одним конем. Они указывают первоначальное переселение в III-II в. до Р. Хр. из Закавказья на Сев. Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате процессов, которые в археологии принято называть "внедрением Сарматов в среду Меотов", на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившейся наряд племен, известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др. В пятом веке, после нашествия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ними перешли и "торческие" погребения. Распространились они и в верхне-донскую лесостепь, где арабские историки в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы, через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Гудуд ал Алэм). Там же среди них окончательно восторжествовало христианство, после апостольской проповеди св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за Волги Печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Печенегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними переселилась на Нижний Дон.
По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья "коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера" (по Ригельману). Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны" надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский.
То же касается и Подонских Бродников. Изученные антропологически донские погребения "начального периода существования Саркела (см.) показывают, что уже раннее население его было смешанным. В него вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья" (В.В. Гинцбург, МИА 109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов. археология предполагает Бродников (М. А. Артамонов, МИА 62). По общему мнению Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков. Они указаны в персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем Брадас и известны там до XI в. после чего их прозвище заменяется в источниках общим казачьим именем.
В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монархия начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора века после этого оставался независимым государством. Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же дентральной степной части государства, занятой Половцами. отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в качестве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою очередь, часть населения держа­вы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.
С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них появились и магометане. Под властью ханов Донские Казаки оставались до конца четырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше. Те и другие должны были выполнять некоторые служи­лые и хозяйственные повинности.
Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Димитрия. Однако, разгром войск Мамая на Куликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения для Руси и стал роковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Пере­копские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом, рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских.
Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого столетия. От этих дат жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих "речных республик" на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности.
Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Литве и Польше. Они с готовностью служили интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде "жалований", "привилеев", земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, "Литвы", Поляков и постепенно растворялись в их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на-восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные .племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя "сынами Тихого Дона", и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVI1I вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого века.
Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покоренными Поляками.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Казаки на Дунае и Днестре в XVIII-XIX вв. (По материалам книги И.А. Анцупова «Казачество российское

Пшенишнюк Наталия
В 1828 г., когда началась очередная русско-турецкая война, Николай I направил М.С. Воронцову «повеление» о формировании двух казачьих полков под названием «Дунайских». Начало образованию Дунайского казачьего войска было положено.
Читать PDF
0.00 байт

Астраханские казаки и калмыки в борьбе с большевиками (конец 1917 начало 1919 гг.)

О.О. Антропов
Читать PDF
0.00 байт

ДОНСКИЕ КАЗАКИ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х годов: ОТ СОЦИАЛЬНОГО КОМПРОМИССА К «ХОЛ

Тикиджьян Р. Г.
Анализируется проблема взаимоотношений на протяжении второй половины 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Казаки и проблема казачьей республики

Граждан Валерий Дмитриевич
Казаки как определенный этнос формировались в то же самое время, когда формировались славянские племена, носившие название «россы», «руссы» (V в. до н. э. VIII в. н. э.).
Читать PDF
0.00 байт

Казаки тюрки? Трактовка проблемы этнического происхождения казачества в неопантюркистской историогра

Юрченко И. Ю.
В статье представлен историографический анализ концепции тюркского происхождения казачества популярного писателя-пантюркиста Мурада Аджи.
Читать PDF
0.00 байт

Казаки в отражении русской военной мемуаристики, дневниках и письмах офицеров периода Большой Кавказ

Юрченко Иван Юрьевич
В статье рассматриваются воспоминания, дневники и письма русских офицеров – свидетелей участия казаков в Большой Кавказской войне XIX столетия.
Читать PDF
0.00 байт

Агафонов А. И. Донские казаки. Грудь в крестах… из истории пожалований, наград и знаков отличия донс

Мининков Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Казаки-нагайбаки на фронтах Первой мировой войны

Бражников Андрей Александрович
Рассматривается участие в Первой мировой войне 1914-1917 гг. казаков-нагайбаков, входивших в состав Оренбургского казачьего войска. В начале XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Шкваров А. Г. Петр i и казаки. Санкт-петербург: Алетейя, 2010. 456 с. ISBN 978-5-91419-375-8

Таирова-яковлева Татьяна Геннадьевна
В данной статье делается анализ книги А. Г. Шкварова «Петр I и казаки», раскрываются главные (по мнению автора) концептуальные ошибки в подходах к истории украинского казачества и Украинского гетманства.
Читать PDF
0.00 байт

Западные адыги и казаки в европейской эмиграции: вместе и врозь(1919-1930-е гг. )

Бабич Ирина
На основе частных архивов кавказских эмигрантов во Франции рассматривается история взаимоотношений представителей народов Кавказа с русскими и казаками в 1920-1930-х годах в условиях европейской эмиграции.
Читать PDF
0.00 байт

Казаки под Петроградом. Октябрь 1917 г

Васильев Максим Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Калмыки-казаки в составе донских полков в Бородинском сражении 1812 г

Максимов Константин Николаевич
Статья посвящена участию калмыков в составе донских казачьих полков в Бородинском сражении 1812 г.
Читать PDF
0.00 байт

Русские казаки в Забайкалье

Коваленко А. И.
Никитин Г.В. Культура русских казаков Забайкалья (вторая половина XIX начало XX вв.). Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.
Читать PDF
0.00 байт

Франсуа де Ланнуа. «Казаки Паннвица. 1942-1945». Пер. С ФР. Москва, 2006. 241. 32 ил

Футорянский Л. И.
Читать PDF
0.00 байт

Казаки-«Крестоходцы»: особенности конструирования религиозных практик

Филиппова Ирина Александровна
Предметом исследования стала современная форма крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери, возрожденная оренбургскими казаками в 2010-х гг.

Похожие термины:

  • АГРАХАНСКИЕ КАЗАКИ

    500 казачьих семей, принудительно переселенных за Терек на реку Аграхань. В Полном Своде Законов Рос. Имп. под № 4452, 5. 2. 1724 г. говорятся: "По тому Его Императорского Величества указу, Правительствующи
  • АЗОВСКИЕ КАЗАКИ

    древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к 10 в., когда Персидская география Гудуд ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, к
  • БАХМУТСКИЕ КАЗАКИ

    казачье население Бахмутской станицы Войска Донского, осн. в 16 в. на р. Бахмуте, притоке Сев. Донца. Здесь находились крупные соляные промыслы, куда стекалось значит. количество беглых крепостных. В
  • БЕЛОМЕСТНЫЕ КАЗАКИ

    общины служилых Казаков, обосновавшихся в Московии я в ХVI в. получивших "обеленные", свободные от податей, наделы земля. Больше всего Б. Казаков находилось на Верхнем Дону и в районах Ельца, Курска, О
  • ЧЕРВОНЫЕ КАЗАКИ

    две дивизии Красной армии, начатые формированием на Украине после ухода оттуда германских оккупацией. войск в 1918 г. Первые кадры Ч. К. создал в Чернигове юный большевик Примаков, в качестве красных
  • ДОМОВИТЫЕ КАЗАКИ

    зажиточная часть донских казаков, жившая гл. обр. в низовьях Дона, вокруг г. Черкасска. См. Казачество.
  • ДОНСКИЕ КАЗАКИ

    одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков; Д. К. всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовски
  • КАЗАКИ ДВОРЯНЕ

    гражданское состояние неизвестное в казачьих общинах и республиках во время их независимого существования. Правда, доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто откр
  • ЕНИСЕЙСКИЕ КАЗАКИ

    небольшая община, возникшая из служилых Казаков, поселявшихся в верховьях реки Енисея. В 1619 г. они построили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения "землепроходцев" на р. Лену и
  • ГОЛУТВЕННЫЕ КАЗАКИ

    беднейшая и наиболее многочисл. часть донского казачества, не имевшая собств. х-ва (голытьба). По месту расселения (верховья р. Дона и его притоков) наз. также "верховыми". Подвергались эксплуатации с
  • ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ

    казаки, которые несли гарнизонную службу на укреплённых линиях по южным и восточным границам России в XV–XVII вв. Получали денежное жалованье и землю. Имели выборных атаманов.
  • РЯЗАНСКИЕ ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ

    В связи с летописной записью о поражении царевича Мустафы Справочная книга Императорской Главной квартиры за 1910 г. говорит, что источники под годом 1444 сообщают впервые о Казаках, обитавших по Черв
  • ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ

    потомки беглых крестьян и донских казаков, переселившихся в XVI в. на Северный Кавказ (на pp. Сунжа и Акташ). С начала XVIII в. отдельное иррегулярное войско, позже полк. В 1832 г. вошли а состав Кавказского л
  • ХОПЁРСКИЕ КАЗАКИ

    Казаки проживающие от древних лет вдоль реки Хопер. Персидская география Х-го века (Годуд ал Алэм) указывает там христианское племя В. Н. НД. Р и рядом с ним язычников Брадас (по-видимому, Берендьяров
  • ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ

    урал.) - остатки Волгских Казаков-старообрядцев, переселенных из под Самары на речку Илек в 1735 г.; четыре станицы И. К-ков принадлежали к первому полковому отделу Уральского казачьего Войска и служи
  • Казаки исетские

    региональное сообщество казаков Зауралья. Сформировалось в осн. из потомков казаков дружины Ермака к сер. XVII в. по мере заселения и освоения р.Исети и ее притоков. Первый основатель острогов на р.Ис
  • ЯИЦКИЕ КАЗАКИ

    образовались в конце XV в. на р. Яик из беглых крестьян; охраняли юго-восточные границы России.
  • КУБАНСКИЕ КАЗАКИ

    коренные жители правого берега р. Кубань и Приазовья. Под своим именем К. К. появляются в исторических источниках только перед концом XVII ст., но истории известны Казаки проживавшие в тех же местах, и
  • Уральские казаки-мусульмане

    этнографическая подгруппа со сложным этногенезом в составе уральских (яицких) казаков. 1. У.к.-м. в XVIII в. Данные о полиэтничности и поликонфессиональности казачьих общин Урала (Яика) содержатся еще
  • ОФИЦЕРЫ-КАЗАКИ

    С древних пор командные должности в казачьих обществах занимали те лица, которых Казаки-воины выбирали сами. Это происходило в XVI, XVII и даже в XVIII столетиях, уже под властью России, правительство кот