КЛИМЕНТ
Климент
печерский игумен. О нем известно лишь, что он был преемником игумена Стефана. ПВЛ: 139, 340.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
Климент
Фил. 4:3) — сотрудник Павла в Филиппах. Полагают, что это известный впоследствии Климент, епископ Римский, который около 96 года написал чтимое древними послание к коринфянам.
Климент
снисходительный, милостивый) (Флп 4.3)-один из сотрудников ап. Павла в Филиппах. Полагают, это тот Климент, который впоследствии стал епископом в Риме и написал около 96 г. послание к коринфянам, высоко ценившееся в то время.
Климент
Тит Флавий из Александрии (поэтому К. Александрийский), род. ок. 150 в Афинах (?), ум. ок. 215, христианский учитель в Александрии. В 202 — 203 бежал, спасаясь от преследований Септимия Севера, в Каппадокию, где и умер. Им написаны: «Увещание язычникам» («Protreptikos»), «Педагог» («Paidagogos»), «Строматы» («Stromata») и другие произведения. Его труды благодаря содержащимся в них цитатам из произведений более чем 360 греч. авторов являются ценным источником для истории античной литературы и философии.
Источник: Словарь античности. 1989
КЛИМЕНТ
• Clemens,
1. Romanus, К. Римский, один из отцов апостольской церкви и древнейших епископов римских, по всей вероятности, тот самый, на которого указывает св. апостол Павел (фил. 4, 3) как на ??????o? ??? ?????; автор послания к коринфянам, которое в те времена пользовалось большим уважением. Он умер в 101 г.;
2. С. Alyxandrinus, К. Александрийский, собственно Titus Flavius Clemens, сначала был язычником, но, не найдя удовлетворения в мирской мудрости и, несмотря на всевозможные путешествия, не утолив жажды к знанию, он, как ученик Пантена, в 189 г. поступил учителем в его катехизическую школу в Александрии, но спустя 12 лет от гонения Септимия Севера должен был бежать в Иерусалим, где основал христианскую школу, а впоследствии прибыл в Антиохию. Он умер, вероятно, между 207 и 220 г. Он написал довольно тяжелым и напыщенным языком сочинение, состоящее из трех частей: ????????????, где представляет превосходство христианства над греческой философией; ??????????, где показывает божественное воспитание человечества и развивает превосходное учение о нравственности, и наконец 8 книг ??????????? или ???????? (ковры, разноцветные изображения, где ставит и старается решить важнейшие вопросы человеческого познания и опровергает всякое ложное знание (???????). Из его христианских гимнов дошел до нас только один. В нем является он и христианским мыслителем, и человеком с благородным теплым чувством. Изд. Victorius (1550), Sylburg (1592), Potter (1715), Klotz (1831, в 4 т.).
1. Romanus, К. Римский, один из отцов апостольской церкви и древнейших епископов римских, по всей вероятности, тот самый, на которого указывает св. апостол Павел (фил. 4, 3) как на ??????o? ??? ?????; автор послания к коринфянам, которое в те времена пользовалось большим уважением. Он умер в 101 г.;
2. С. Alyxandrinus, К. Александрийский, собственно Titus Flavius Clemens, сначала был язычником, но, не найдя удовлетворения в мирской мудрости и, несмотря на всевозможные путешествия, не утолив жажды к знанию, он, как ученик Пантена, в 189 г. поступил учителем в его катехизическую школу в Александрии, но спустя 12 лет от гонения Септимия Севера должен был бежать в Иерусалим, где основал христианскую школу, а впоследствии прибыл в Антиохию. Он умер, вероятно, между 207 и 220 г. Он написал довольно тяжелым и напыщенным языком сочинение, состоящее из трех частей: ????????????, где представляет превосходство христианства над греческой философией; ??????????, где показывает божественное воспитание человечества и развивает превосходное учение о нравственности, и наконец 8 книг ??????????? или ???????? (ковры, разноцветные изображения, где ставит и старается решить важнейшие вопросы человеческого познания и опровергает всякое ложное знание (???????). Из его христианских гимнов дошел до нас только один. В нем является он и христианским мыслителем, и человеком с благородным теплым чувством. Изд. Victorius (1550), Sylburg (1592), Potter (1715), Klotz (1831, в 4 т.).
КЛИМЕНТ
снисходительный, милостивый; Филип. 4:3) — на него указывает ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых начертаны в книге жизни. Более о нем не упоминается в Новом Завете Древние отцы Церкви вообще полагают, что означенное лицо есть Климент Римский, бывший по церковной истории третьим епископом Рима. Существует предание, что Климент единогласно был избран Римскими пресвитерами в епископы на место умершего Клита, именуемого также Анаклетом. Живя во время гонений Домициана, он скончался мученически в третий год царствования Траяна (в 100 или 101 г. по Р.Х), именно, по повелению императора, был брошен в море с камнем на шее, близ г. Херсонеса Таврического. О мощах св. Климента в месяцеслове имп. Василия сказано, что драгоценные мощи его перенесены верными в Херсонес и доселе, т.е. до конца 10 в., творят чудеса. При св. Владимире они перенесены были в Киев и хранились здесь в Десятинной церкви. Св. Клименту Римскому приписывалось несколько сочинений, впрочем более или менее сомнительных; но послание его к Коринфской церкви всеми признавалось за подлинное и так уважалось древними, что читалось в церквах после канонических книг Свящ. Писания. Оно исполнено духовного помазания, силы, ясности и чистоты учения; в каждом слове оного дышат любовь, кротость, ревность и мудрость. Есть еще второе послание Климента к Коринфянам, но оно дошло до нас не в полном виде и, по свидетельству Евсевия, было не столько известно и распространено как первое, и древние им не пользовались. Память Св. Климента Римского празднуется Церковью 25 ноября.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
КЛИМЕНТ
апостол от 70-ти, папа Римский, священномученик, сподвижник ап. Петра (ск. 101), сын знатных родителей, живших в Риме. Отец Климента - Фавст происходил из рода римских царей, а мать - Матфидия состояла в родстве с императорами. Детство Климент провел без своих родителей. Мать с двумя сыновьями попала в кораблекрушение по дороге в Грецию, а безутешный Фавст отправился на поиски своего семейства. Св. Климент получил прекрасное образование. Встретив ап. Петра, он обратился в христианство. Став верным его спутником и путешествуя вместе со св. Петром, Климент смог - по милости Божией - найти своих братьев и родителей и вновь соединить семейство. Вернувшись в Рим, св. Климент был избран епископом - третьим после мученически скончавшихся Лина и Анаклета. Он неутомимо проповедовал веру Христову, обращаясь в том числе и к знатным римлянам, относившимся к нему как к равному. Успехи проповеди св. Климента вызвали гнев имп. Траяна, сославшего святителя в далекую Тавриду, в г. Херсонес, на работы в каменоломнях. Здесь святой нашел множество христиан, осужденных на те же работы. Он словом и делом ободрял своих товарищей по заключению и проповедовал имя Христа местным язычникам. Он претерпел мученическую кончину - был утоплен в Черном море. В XI в. его мощи были обретены св. братьями Кириллом и Мефодием. Они перенесли мощи в Рим. Сохранились два послания св. Климента, написанные им к Коринфской Церкви. В древности эти послания пользовались столь большим авторитетом, что иногда их включали в состав апостольских посланий Нового Завета.
Память сщмч. Клименту отмечается 4/17 января, 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября и 25 ноября/8 декабря.
Память сщмч. Клименту отмечается 4/17 января, 22 апреля/5 мая, 10/23 сентября и 25 ноября/8 декабря.
КЛИМЕНТ
1. (греч. Klnmns, лат. Clemens), Тит Флавий Александрийский (ок. 150 - до 215) - раннехрист. богослов, один из основателей александрийской школы. Стремился использовать достижения антич. философии для создания христ. богословия, особенно в обл. учения о христ. этике. Осн. соч.: "Увещание язычникам", "Ковры" и "Педагог". В беседе "Какой богач спасется?" выступал против букв. понимания евангельского осуждения богатства. Соч.: Clemens Alexandrinus, hrsg. von O. St?hlin, Bd 1 -2, В., 1960. Лит.: Миртов Д., Нравств. учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; Quasten J., Clement of Alexandria, "Patrology", v. 2, 1953, p. 5-36. 2. Охридский (Величский или Словенский) (прибл. 840-916) - болг. писатель и просветитель, один из учеников Кирилла и Мефодия, принимал участие в Моравской миссии. Основной источник сведений о деятельности К. - жития (одно из них составлено архиепископом Феофилактом Охридским, другое - архиепископом Дмитрием Хоматианом). После изгнания нем. духовенством из Моравии К. нашел убежище в Болгарии. С 886 был учителем и проповедником в области Кутмичевица (включала часть Македонии и Албании), подготовив там многочисленные кадры духовенства; с 893 (и до смерти) - епископ в Охриде, где основал т. н. охридскую школу славянской книжности и просвещения. К. - автор ряда лит. произведений: житий (в т. ч. Мефодия), поучений, похвальных слов (в т. ч. Кириллу) и др. Прекрасный знаток греч. яз., К. стремился использовать выработанные греками стилистич. приемы в своих произведениях, отличающихся яркой образностью, изяществом, метафоричностью. Произведения К. оказали большое влияние на развитие как древнеболгарской, так и древнесербской, древнерусской, древнерумынской литератур. Источн.: Ундольский В. М., Климент, епископ Словенский, ЧОИДР, т. 172, кн.1, 1895;Туницкий Н. Л., Материалы для истории жизни и деятельности учеников св. Кирилла и Мефодия, в. 1, Сергиев Посад, 1918; Иванов И., Български старини из Македония, С., 1931; Теофилакт Охридски, Житие на Климент Охридски, С., 1955. Лит.: Туницкий Н. Л., Св. Климент, епископ Словенский, Сергиев Посад, 1913; Vondr?k V., Studie z oborn cirkevneslovansk?ho pisemnietvi, "Rozpravy cesk? akademie cisare Frantiska Josefa pro vedy, slovesnost a umeni", trida 3, cislo 20, 1903; Теодоров-Балан А., Свети Климент Охридски в книжевния помен и в научното дирене, С., 1919; История на българската литература, т. 1, С., 1962.