КОНСТАНТ I
КОНСТАНТ I
Констант I (Флавий Юлий) (император-соправитель, 337— 350 гг.) родился около 320 г. Он был четвертым сыном Константина Великого от его законного союза с Фаустой, рассказы о том, будто его мать была наложницей, вызваны путаницей с унизительными рассказами о Криспе или Константине II. Констант I воспитывался при дворе в Константинополе и изучал латынь под руководством Эмилия Магна Арбория. После провозглашения в 333 г. цезарем его обручили с дочерью могущественного критского посланника Аблабия (хотя впоследствии она вышла замуж за персидского царя). После смерти в 337 г. Константина I Констант наряду с Константином II и Констанцием II стал одним из августов и получил во владение Италию и Африку. На встрече в Паннонии или в Виминации, состоявшейся в следующем году, ему отошли дополнительные территории, причем не только дунавийские земли, Македония и Ахейя (ранее причитавшиеся племяннику Константина I, Делмацию, к тому времени уже убитому), но и Фракия с Константинополем, который Констанций I по непонятной причине ему уступил. Но когда отношения между Константом I и Константином II начали ухудшаться, поскольку первый оспаривал притязания второго называться старшим августом, Констант в 339 г. вернул Констанцию II Константинополь и внутреннюю Фракию, рассчитывая подобным подкупом завоевать его поддержку в этом споре. В 340 г., когда Констант усмирял волнения среди данувийских племен, Константин II вторгся в Италию, но в Аквилее был убит войсками брата. Теперь господство над Римским миром Констант делил лишь с Константином II. Императоров разделяли религиозные разногласия. Оба были христианами, но Констанций, как и большинство жителей Востока, сочувствовал арианству, тогда как Констант, единственный из братьев, принявший в 337 г. крещение, отдалился от ариан и стал, как и большинство западных христиан, сторонником ортодоксального католицизма, основанного на символе веры, утвержденным Никейским собором. Противоречие проявилось в 342 г. на соборе в Сердике, когда Констант твердо принял сторону Афанасия, заклятого врага ариан. В глазах многих западных христиан, считавших ариан еретиками, он оставался героем, спасшим Церковь. Однако в 346 г. ввиду нараставшей угрозы войны между императорами обе стороны решили на время забыть о разногласиях. Констант щедро финансировал церковные начинания и питал особое расположение к священнослужителям. Действуя, как он и заявлял, в интересах единства Церкви, он предпринял строгие меры против донатистской ереси в Африке, кроме того, он поощрял преследования язычников и иудеев. Одержав крупные победы над франками в 341—42 гг. и на Данувии, Констант в 343 г. отправился в Британию; он стал последним законным императором, ее посетившим. Там он вел боевые действия в районе стены Адриана, однако не пользовался популярностью в войсках, и именно это в конечном счете привело к его падению. Историк Виктор, который резко отзывается о нем как об испорченном, распутном и скупом человеке, о степени справедливости чего мы не можем судить, заявляет о его «крайне презрительном отношении к солдатам». В итоге в 350 г. военные подняли мятеж во главе с Магненцием, бывшим рабом Константина Великого. В Августодуне Магненций провозгласил себя августом, а Констанций бежал к границе Испании, где его настиг Гайзон, лазутчик предводителя мятежников, и убил его.