1. Афинский комический поэт, ок. 450 до н. э., представитель т. н. сказочной комедии. Возможно, К. первым отказался в своих комедиях от личных нападок и добился единства действия. Сохранились лишь фрагменты его сочинений.
2. К. из Маллы (Киликия), 1-я пол. 2 в. до н. э., глава пергамской школы грамматиков. Был сторонником стоич. теории аномалии и противником теории аналогии, созданной учеными александрийской школы. Гл. противником К. был Аристарх Самофракийский. В отличие от Эратосфена К. считал Гомера большим знатоком географии. Аллегорически толкуя гомеровские тексты, он обнаружил в них картину мира, соответствующую стоич. воззрениям. Возможно, К. был создателем первого глобуса. В 169 — 168 до н. э. К. был посланником в Риме. Его выступления, затрагивавшие проблемы грамматики и филологии, оказали глубокое влияние на научные изыскания римлян в этой области.
3. К. из Фив, кон. 4 в. до н. э., философ-киник, ученик Диогена Синопского, учитель Зенона Китионского. Получив прекрасное образование, вел жизнь нищего бродяги вместе со своей женой Гиппархией, происходившей из знатной семьи; Гиппархия тоже была сторонницей и проповедницей кинизма. К. не разделял народных верований и стоял на позициях монотеизма.
Кратет
Кратет
Источник: Словарь античности. 1989
КРАТЕТ
• Crates,
??????,
1. поэт афинский, жил ок. 80 ол., представитель особого направления в древней аттической комедии. Он первый оставил насмешки над отдельными личностями и стал создавать сюжеты и характеры, имевшие общее, а не частное, личное значение. Насчитывают 14 его комедий. Отрывки сохранились от 9-ти; они написаны живым, бойким слогом. Собр. Meineke (Com. Graec. Fragm., II), и Kock, coin. Att. Fragm., v. I, p. 130 слл.;
2. Cr. Mallotes (K?. ????????), уроженец города Маллоса в Киликии, глава пергамской школы грамматиков и младший современник Аристарха, получил образование в Тарсе, затем жил при дворе царя Аттала в Пергаме, отчего называется также иногда Пергамским. Ок. 167 г. был послан Атталом в Рим, где вследствие болезни принужден был остаться довольно продолжительное время и своими чтениями и беседами дал первый толчок к грамматическим занятиям у римлян. Suet. gramm. 1. Умер, вероятно, ок. 145 г. Известны только некоторые заглавия его сочинений: ????????? ??????? ???? ?????????, в 9 книгах, труд, в котором К. выступил противником александрийской школы Аристарха; комментарии к Гесиоду, Еврипиду, Аристофану; упоминаются также ??????? и другие его сочинения. см. С. Wachsmuth, de Gratete Mallota (1860);
3. К. из Фив, цинический философ, жил ок. 113 ол. Существующие под его именем 36 писем (изд. Hercher, epistolographi, p. 208) подложны; это произведение риторских школ.
??????,
1. поэт афинский, жил ок. 80 ол., представитель особого направления в древней аттической комедии. Он первый оставил насмешки над отдельными личностями и стал создавать сюжеты и характеры, имевшие общее, а не частное, личное значение. Насчитывают 14 его комедий. Отрывки сохранились от 9-ти; они написаны живым, бойким слогом. Собр. Meineke (Com. Graec. Fragm., II), и Kock, coin. Att. Fragm., v. I, p. 130 слл.;
2. Cr. Mallotes (K?. ????????), уроженец города Маллоса в Киликии, глава пергамской школы грамматиков и младший современник Аристарха, получил образование в Тарсе, затем жил при дворе царя Аттала в Пергаме, отчего называется также иногда Пергамским. Ок. 167 г. был послан Атталом в Рим, где вследствие болезни принужден был остаться довольно продолжительное время и своими чтениями и беседами дал первый толчок к грамматическим занятиям у римлян. Suet. gramm. 1. Умер, вероятно, ок. 145 г. Известны только некоторые заглавия его сочинений: ????????? ??????? ???? ?????????, в 9 книгах, труд, в котором К. выступил противником александрийской школы Аристарха; комментарии к Гесиоду, Еврипиду, Аристофану; упоминаются также ??????? и другие его сочинения. см. С. Wachsmuth, de Gratete Mallota (1860);
3. К. из Фив, цинический философ, жил ок. 113 ол. Существующие под его именем 36 писем (изд. Hercher, epistolographi, p. 208) подложны; это произведение риторских школ.
Кратет
1) др.-гр. философ-платоник (ум. 267 до н.э.), ученик и недолговр. преемник Полемона в Др. Академии (с 267). Происх. из Афин. Из его соч. ничего не сохранилось. По свид-ву Диогена Лаэртского, К. писал труды по философии, книги о комедии и занимался составлением речей. Учеником К. был Аркесилай.
2) Др.-гр. грамматик и философ-стоик (1-я пол. II в. до н.э.), гл. Пергамской школы. Происх. из Малла (М. Азия). К. - автор несохран. соч. (до нас дошли немногочисл. фр-ты), посвященных систематизир. толкованию гомеровских аллегорий, ему приписываются и др. текстолог, исследования (напр., по «Трудам и дням» Гесиода) . С деятельностью К. связывают начало рим. филологии (в 169, задержавшись в Риме из-за сломанной ноги, он стал читать лекции по грамматике).
По мнению К., основу всякого поэтич. иск-ва составляют рациональные принципы; хорошее качество поэмы определяется не тем, что она доставляет удовольствие слуху, а тем, насколько она соответствует правилам иск-ва. К. объединил учение стоиков и грамматику, положив начало т. н. крит. школе, к-рая, в отличие от Александрийской, уделяла гл. внимание не внеш. отделке (практическая критика) произв., а его внутр. (идейному) содержанию (ист. критика). В споре с Аристархом Самофракийским К. отстаивал положение, согласно к-рому гл. роль в построении языка принадлежит не аналогии, а аномалии. В соотв. с учением стоиков, К. считал, что каждое иск-во имеет полезную цель и определенный метод для ее осуществления. Так, целью поэзии явл. благотворное влияние на слушателя, а ее методом - искусное расположение слов.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
2) Др.-гр. грамматик и философ-стоик (1-я пол. II в. до н.э.), гл. Пергамской школы. Происх. из Малла (М. Азия). К. - автор несохран. соч. (до нас дошли немногочисл. фр-ты), посвященных систематизир. толкованию гомеровских аллегорий, ему приписываются и др. текстолог, исследования (напр., по «Трудам и дням» Гесиода) . С деятельностью К. связывают начало рим. филологии (в 169, задержавшись в Риме из-за сломанной ноги, он стал читать лекции по грамматике).
По мнению К., основу всякого поэтич. иск-ва составляют рациональные принципы; хорошее качество поэмы определяется не тем, что она доставляет удовольствие слуху, а тем, насколько она соответствует правилам иск-ва. К. объединил учение стоиков и грамматику, положив начало т. н. крит. школе, к-рая, в отличие от Александрийской, уделяла гл. внимание не внеш. отделке (практическая критика) произв., а его внутр. (идейному) содержанию (ист. критика). В споре с Аристархом Самофракийским К. отстаивал положение, согласно к-рому гл. роль в построении языка принадлежит не аналогии, а аномалии. В соотв. с учением стоиков, К. считал, что каждое иск-во имеет полезную цель и определенный метод для ее осуществления. Так, целью поэзии явл. благотворное влияние на слушателя, а ее методом - искусное расположение слов.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)