Крестьянин
Крестьянин
сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. В России до 1917 г. крестьянство — отдельное сословие.
Крестьянин
В условиях древне-восточного общества греч. К. был свободен от к.-л. принуждения при обработке общинных земельных угодий. Как свободный парцеллярный К., он полностью распоряжался своей земельной собственностью, которая составляла примерно 4 — 5 га пашни. Помимо этого, занимался скотоводством на обширных горных лугах. Все это требовало применения молодой крепкой рабочей силы, которой были дети К. или принадлежавшие ему рабы. Им, как правило, вменялся в обязанность тяжелый земледельч. труд, в то время как сам К. предпочитал вести свободную кочевую жизнь пастуха. Одновременно К. составляли также и основу обороноспособности городских общин и пользовались в связи с этим правами полноправных граждан греч. полисов. По своему социальному положению К. занимал место ниже аристократии и получавших по сравнению с ним более высокие доходы судовладельцев. Постепенно и городское ремесленничество потеснило в социальной иерархии К., который вследствие развивающихся денежно-кредитных отношений все в большей степени попадал в долговую и тем самым в личную зависимость. Солону в Афинах удалось предотвратить подобные кризисные явления, объявив К. свободным от долговых обязательств. По мнению Солона, участок К. — земледельца должен был приносить 150 четвериков урожая и состоять из 4 — 5 га пашни, 4 — 5 га пара и дополнительно из 10 — 15 га луговых угодий. Однако, несмотря на принятые законы, аграрные кризисы периодически повторялись. При Писистратидах выход из создавшегося положения в Афинах, казалось, был найден: ограничить выращиваемые сельскохозяйств. культуры ценными и дорогостоящими оливками, виноградом, инжиром и фруктовыми деревьями. Благодаря этому крупнейший из греч. полисов превратился в экспортера этой продукции, но одновременно стал зависимым от импорта зерна. Начиная примерно с 450 до н. э., когда исчезла возможность отправлять колонистов в необжитые районы и тем самым способствовать отделению от крестьянских семей тех их членов, которые не наследовали имущество отца, резко обострились противоречия, связанные с дележом семейного наследства. В отличие от греч. сельскохозяйств. уклада в Спарте аграрную основу составлял не крестьянский двор, а господская усадьба с использованием труда государств, крепостных илотов. Также и на система не смогла избежать кризисов (после 464 до н. э.), илоты не были способны создать крепкое крестьянское хозяйство. Угроза нападения соседних враждебных народов часто вынуждала К. в колониях отказываться от своею привычного занятия и, укрывшись за надежными крепостными городскими стенами, браться за ремесл. груд, который к тому же обеспечивал и более высокий доход. По этой причине греч. колонии никогда не охватывали больших терр., а представляли собой, как правило, небольшие по площади поселения. Отсутствие возможности наладить свое хозяйство в колониях наряду со все возрастающей куплей крестьянских земель городской аристократией повлекло за собой потерю К. своих прежних позиций, к тому же усутубл. тем фактом, что оборонительные функции отошли ог К. к наемникам. Однако это не означало полного исчезновения К. или ею окончательного руинирования, потому что обществ, отношения оставались, как и прежде, аграрными. Свободный К., показанный Гесиодом трудолюбивым и прилежным работником, предстает после периода великих войн обнищавшим, в значительной степени отстран. от городской культурной жизни и зачастую высмеиваемым городскими жителями землепашцем, влачащим жалкое существование. Хотя им и были усовершенствованы орудия груда и методы хозяйствования, а также достигнуты значительные успехи в разведении нов. культур, он и в эпоху эллинизма не смог утвердиться ни экономически, ни социально. Правда, поэзия того времени идеализировала сельскую жизнь (больше труд пастуха, чем крестьянина), создавая видимость некой идиллии. Тем самым она противоречила господствовавшим государственно-философским воззрениям, которые принижали значение физич. труда и по сути своей рассматривали К. уже не как полноправного гражданина. В Др. Риме К. сохранял свои социальные позиции полноправного гражданина на протяжении более длительного времени, чем в Греции. Благоприятные почв, условия способствовали развитию крепкого крестьянского хозяйства. Не последнюю роль играл также тот факт, что до 150 до н. э. на Италийском полуострове сохранялось достаточное количество необжитых площадей, пригодных для возделывания и последующею заселения, что устраняло необходимость в создании заморских колоний. Однако дальнейшее стремительное развитие латифундий и возникновение связанного с ними нов. типа сельскохозяйств. уклада, первоначально на Сицилии, а затем и во всей Италии, привело почти к полному вытеснению крестьянского труда рабским трудом и вызвало еще более значительные кризисные явления, чем в Греции. Прогрессирующее обнищание народных масс вынудило Тиберия Гракха принять аграрный закон, предусматривающий следующие ограничения: никто не должен иметь в своем пользовании более 500 югеров обществ, земли, остальная же земля (примерно по 7,5 га на каждый крестьянский двор) должна быть разделена между бедными гражданами, которые не имели права отчуждать получ. участки, чтобы они снова не попали путем купли в руки крупных землевладельцев. Но реформа не принесла ожидаемых результатов. Небольшие крестьянские наделы не были в состоянии обеспечить сколь-нибудь значительный доход. Что касалось идеологич. концепций, то они рассматривали Рим как крестьянское государство и проповедовали уважительное отношение к крестьянскому труду. В отличие от Греции в Риме, как и в Карфагене, получила развитие спец. литература, отразившая в достаточно полном объеме крестьянскую практику. Однако не следует упускать из внимания тот факт, что в поздний период Римской республики К. был вытеснен арендатором.
Источник: Словарь античности. 1989