Культура
Культура
слово латинского происхождения, означающее: возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание. Культура - это то, что создано людьми в дополнение к природе.
Источник: Краткий исторический словарик
КУЛЬТУРА
в археологии любая деятельность человека, оставившая материальные следы. Под археологической К. понимают группу относительно одновременных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.
Источник: Археологический словарь. 1996
КУЛЬТУРА
совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов, самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Культура
греческое и римское понятие, обозначающее совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека. По мнению Демокрита, только человек является творцом культуры. Аристотель указывает, в чем состоит превосходство человека над животными: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом культуры.
Культура
лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Культура
1) определенный уровень развития общества, творческих сил человека, выраженный в определенных типах и формах жизнедеятельности людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностях; 2) культура в археологии любая деятельность человека, оставляющая материальные следы, как правило, - группа относительно одновременных материальных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Культура
способ организации и исторического разви тия человеческой жизнедеятельности. Может характеризоваться достижениями в экономической, общественной и духовной областях, уровнем развития какой-либо отрасли умственной или физической деятельности, просвещенностью, образованностью, начитанностью, учтивостью, гуманностью, способами организации и развития человеческой жизнедеятельности, выраженной в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе и между собой. Культура подразделяется на материальную, духовную и культуру человеческих отношений.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Культура
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.
Источник: Исторический словарь
КУЛЬТУРА
(англ. culture, нем. Kultur). 1. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами (материальная К.) или верованиями (духовная К.), которая передается от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность. К. обычно находится в рамках традиций, однако сравнительно быстро может происходить ее смена в результате диффузии или местного развития без вмешательства извне. 2. Если для определенной территории в данный период характерна какая-либо общность (группа), ограниченная во времени и пространстве, ее называют К. Предполагается, что она представляет какое-либо человеческое общество. Нематериальные признаки имеют большое значение, хотя археологически фиксируются лишь материальные. К. являются теми кирпичами, из которых строится «доистория», к сожалению, сведения, получаемые от них, часто ограниченны. Примеры эпохи письменных источников и этнографии показывают, что совпадение культуры и этноса не всегда точно. Проблема дефиниций постоянно возникает при выделении смежных и последовательных культур.
Источник: Археологический словарь. 1990
КУЛЬТУРА
(лат. Cultura — возделывание, обра-ботка, уход) — особая форма человеческой жизнедеятельности, сложившаяся в процессе активного освоения человеком окружающей природы для удовлет-ворения своих потребностей.
В ходе человеческой истории термин «культура» имел много значений и интерпретаций. Первоначально в латинском языке он означал обработку земли, разведение растений и животных и т.п. Однако данный термин уже в римской культуре получил и другое, переносное зна-чение — воспитанность, просвещенность. В этом значении он вошел в XVIII в. во все европейские языки, а в XIX в. и в русский язык. В настоящее время понятие «культура» имеет довольно большое количество значений: совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности; высокий уровень разви-тия какоголибо вида человеческой деятельности; современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какоголибо общества; опреде-ленная совокупность передаваемого из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, тради-ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь и т.д.
Кроме того, понятие «культура» употребляется так-же для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура, средневековая культура), конкретных исторических обществ (визан-тийская культура), народностей, наций (русская культу-ра), а также отдельных сфер человеческой деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, культура поведения и т.д.).
В ходе человеческой истории термин «культура» имел много значений и интерпретаций. Первоначально в латинском языке он означал обработку земли, разведение растений и животных и т.п. Однако данный термин уже в римской культуре получил и другое, переносное зна-чение — воспитанность, просвещенность. В этом значении он вошел в XVIII в. во все европейские языки, а в XIX в. и в русский язык. В настоящее время понятие «культура» имеет довольно большое количество значений: совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности; высокий уровень разви-тия какоголибо вида человеческой деятельности; современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какоголибо общества; опреде-ленная совокупность передаваемого из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, тради-ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь и т.д.
Кроме того, понятие «культура» употребляется так-же для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура, средневековая культура), конкретных исторических обществ (визан-тийская культура), народностей, наций (русская культу-ра), а также отдельных сфер человеческой деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, культура поведения и т.д.).
Культура
(греч. paideia, лат. humanitas), совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека; один из гл. предметов теоретич. дискуссий со времен Первой софистики. Согласно «культурологическому» мифу Протагора, возникновением материальной К., а также упорядоч. развитием обществ, жизни люди обязаны, помимо всего прочего, помощи богов. По мнению других софистов, а также Демокрита, только человек является творцом К., которую он создает, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Аристотель вслед за Анаксагором указывает, в чем состоит превосходство человека над животным: человек, которому от природы дан разум и способность к труду, является творцом К., а с нею — искусства в широком смысле слова. В этом выразился гуманизм классич. древности, отличавший ее от Др. Востока, где, напротив, подчеркивалась беспомощность и зависимость человека от природы. Достижения людей, связанные с «производительными» способностями, направл. на удовлетворение материальных потребностей (например, ремесло) или отдых (музыка, поэзия), Аристотель ценил ниже, чем «практическую» общественно-политич. деятельность, цель которой — совершенное (с точки зрения правящего класса рабовладельцев) обществ, устройство; право на эту деятельность имеет только свободный человек. Для достижения высшей ступени К., которую Аристотель видит в духовном воспитании и которая заключается в чистом созерцании и теоретич. мышлении, необходим досуг, следовательно, она доступна только состоятельному свободному человеку, который довольствуется досугом как таковым, не преследуя к.-л. практич. пользы. Единым классово-обусловл. мерилом всякой человеч. деятельности (кроме ремесл. труда, считавшегося низким) в классич. античности являлась paideia всестороннее гармонич. развитие личности и общества, или humanitas. Поскольку рабы из процесса создания античной К. исключались, стало развиваться и обостряться противоречие между К. большинства — экономич. и политич. зависимых свободных людей, т. е. свободных лишь наполовину, и К. господствующего над ними меньшинства. В Греции этот процесс начался в эпоху эллинизма, у римлян — в период поздней Республики. Т. о., и в античности сосуществовали две противоположные К., что привело к усилению противоречий между практич. культурной деятельностью (vita activa), характерной для времени расцвета Греции и Рима, и деятельностью по преимуществу теоретич. (vita contemplativa), которая особенно ценилась в более позднее время. Это противоречие было определяющим на протяжении всей античности и продолжало существовать вплоть до нового времени.
Источник: Словарь античности. 1989