ЛАЗАРЬ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лазарь (Баранович)

еп. черниговск., известный проповедн., р. 1620, † 1693.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Лазарь

расколоучитель, лишенный сана священник, сожжен 1 апр. 1681 в Пустозерске.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Лазарь
священник. Настоятель церкви в Вышгороде, в которую перенесли в 1072 г. мощи Бориса и Глеба. По версии В. Н. Татищева, именно этот Лазарь стал в 1105 г. епископом переяславским.
ПВЛ: 121,322; Татищев: 180.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Лазарь
киево-михайловский игумен. В ПВЛ под 1088 годом говорится об освящении церкви св. Михаила в Выдубицком монастыре митрополитом Иоанном, епископами Лукою, Исаем и Иваном. Игуменом этого монастыря назван Лазарь.
ПВЛ: 137, 338; Татищев: 95.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ЛАЗАРЬ
до 1611-82), деятель раннего старообрядчества, священник. Сблизился с "Кружком ревнителей благочестия". В 1653 выступил против реформ патриарха Никона, сослан в Тобольск. В 1667 лишен сана и предан анафеме, сослан в Пустозерск. Сожжен в срубе вместе с Аввакумом Петровым.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЛАЗАРЬ
первая половина IX в.) – знаменитый живописец эпохи иконоборчества. Он был заключен в тюрьму по приказу императора Феофила (829 – 942), но продолжал писать иконы. Ему приписывают икону с изображением Иоанна Крестителя, считавщуюся чудотворной. После восстановления иконопочитания Лазарь выполнил мозаичное изображение Христа над Халкскими воротами.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Лазарь
владимирец. В 1097г. Васильке и Володарь Ростиславичи осадили Давыда во Владимире и потребовали выдать Василя, Лазаря и Туряка, т. к. именно последние подговорили Давыда ослепить Василька. Владимирцы заставили выдать Василия и Лазаря, а Туряк бежал в Киев. Василь и Лазарь были повешены за ноги и расстреляны из луков.
ПВЛ: 177,379,380; Татищев: 117.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Лазарь
переяславский епископ. 12 ноября 1105 года поставлен митрополитом Никифором епископом в Переяславле. В 1115 г. участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь. Умер Лазарь в 1117г. У В. Н.Татищева есть сообщение, что в 1072 году, когда Ярославичи - Изяслав, Святослав, Всеволод, перенесли мощи Бориса в новую церковь, эту церковь содержал Лазарь. Не исключено, что речь идет о двух разных исторических личностях.
ПВЛ: 185,199,202,388,401,404;Татищев: 125,130,133,285; НПЛ: 19,197,203.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ЛАЗАРЬ
Лазар Хребелянович (ок. 1329 - 15.VI.1389) - один из серб. князей (1371-89) периода феод. раздробленности. В нач. 70-х гг. владения Л. простирались от г. Ново-Брдо на Ю. и до Белграда вкл. на С. После смерти короля Уроша (1371), заручившись поддержкой Венгрии (ценой признания ее верх. власти), Л. пытался объединить серб. земли. В 1373 в союзе с боснийским баном Твртком Л. одержал победу над др. серб. феодалом Николой Алтомановичем и присоединил к своим владениям обл. Ужице и Рудника. К кон. 70-х гг. под властью Л. находились все сев. и центр. серб. земли. Понимая опасность тур. нашествия, Л. энергично готовился к отражению тур. нападения. В 1386 войска Л. нанесли поражение туркам в битве у Плочника. Погиб Л. в битве на Косовом поле.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Лазарь

Лазарь - Евангельская притча о богатом и Лазаре послужила сюжетом для великорусских и малорусских духовных стихов. В духовном стихе богатый и Лазарь являются братьями. В некоторых вариантах и богатый, и бедный носят имя Лазаря. Стих поется на заунывный мотив; отсюда выражение ""петь Лазаря"". Сюжет о богатом и о Лазаре разрабатывался также старинной русской драматической литературой. На этом сюжете построена пьеса ""Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным"", поставленная в 1701 г. на сцене московской славяно-латинской академии. Тексты духовных стихов см. в ""Каликах перехожих"" Бессонова, в ""Сборнике"" Варенцова и др. Текст пьесы в ""Русских драматических произведениях 1672 - 1725 годов"", Тихонравова (ч. II).

Источник: Биографический словарь. 2008

Лазарь
евр. Елиезар-Божья помощь)-а) (Лк 16.20,23-25)-нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы-лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);
б) (Ин 11.1,2,5,11,14,43; 12.1,2,9,10,17)-житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Ин 11.45), а первосвященники и фарисеи окончательно поло­жили убить Его (Ин 11.53), а также и Лазаря (Ин 12.10).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Лазарь
1) из Вифании, брат Марфы и Марии, которого любил Иисус (Иоан. 11:5) и часто у него бывал (Лук. 10: 38) Однажды, когда Иисус находился в местности к югу от Иордана, Его известили о болезни Его друга Лазаря. Когда же, через несколько дней после этого, Иисус пришел в Вифанию, то Лазарь уже умер и пролежал четверо суток во гробе. Иисус, видя и слыша всех окружающих, прослезился около его гроба, потом воскресил Лазаря и сделал живым свидетелем Своей власти над смертью (Иоан. 11). После этого Лазарь сидел за столом с Иисусом на пиршестве в Вифании, где Мария помазала Иисуса (Иоан. 12:2 и дал.). Воскрешение Лазаря обратило всеобщее внимание на Иисуса, и многие после этого уверовали в Него (Иоан. 12:9, 11,17); священники же сделали совещание, на котором решили убить Лазаря (Иоан. 12:10). 2) Лазарь, который упоминается в притче Иисуса (Лук. 16:19 и дал.). У дверей богатого, имевшего всегда излишек в пище и питье человека, лежал нищий, голодный и покрытый струпьями Лазарь. Когда он умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Богач же после смерти оказался в месте мучения.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Лазарь (старообрядческий учитель)

Лазарь - известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи прекрасным начетчиком, Лазарь, по словам Семена Денисова (""Виноград Российский""), ""начал свободным языком проповедывать древле-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества"", за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда восточных патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою ""Челобитную"" царю Алексею Михайловичу , переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Лазаря предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Лазарь не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык и сослали в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: ""Щит православия"" (1675) и ""Духовное дело святейшего патриарха"". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Лазарь был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием, в 1681 г. Сочинения Лазаря указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью. Главная их черта - мистицизм. - Ср. Александр Бровкович ""Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками"" (1874); М. Юркевич ""Поп Лазарь-расколоучитель"" (""Кишиневские Епархиальные Ведомости"", 1874, № 21); В. Дружинин ""Писания русских старообрядцев"" (СПб., 1912); Я. Барсуков ""Памятники первых лет русского старообрядчества"" (СПб., 1912); Н. Каптерев ""Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов"" (издание 2-е, Сергиев Посад, 1913); его же ""Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович"" (т. I - II).

Источник: Биографический словарь. 2008

ЛАЗАРЬ
по Евр Елиезар (Божья помощь) — имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: Лк 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. “В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.” Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Итальянском слове Лаццарони, иначе — нищие. Ин 11:1-5 и др.; брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви. Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Наег. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Лазарь (Баранович)

Лазарь (Баранович) - политический и литературный деятель Южной России (1620 - 1693). Приняв монашество, был преподавателем, позже - ректором киевской коллегии, с 1657 г. - черниговским архиепископом. Современники очень уважали его; святой Димитрий Ростовский называет его ""великим столпом церкви"". Он снискал благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства - против московской патриархии, административную свободу Малороссии - против московских воевод; заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении числа школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгороде-Северске Лазарь устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 г. новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Лазарь имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два сборника: ""Меч духовный"" (1666) и ""Трубы словес проповедных"" (1679); они посвящены царю Алексею Михайловичу . Мораль Лазаря обычная, шаблонная: жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. п. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Лазарю не было чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке: ""Lutnia Apollinowa"" (1671). До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых; здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения - о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю. К полякам Лазарь относится довольно сочувственно и желает, чтобы великорусы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Лазарь издал религиозно-полемическое сочинение: ""Nowa Miara starey wiary"", направленное против ""Stara wiara"" Боймы. Он говорит против главенства папы, против filioque и других особенностей католичества; местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Лазарь издал несколько мелких сочинений (""Вечерний плач"", ""Заутренняя радость"", ""Wienec Bozej Matki"" и др.); они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям. - Ср. специальное исследование о Л. Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885; указана литература предмета); профессор Шляпкин ""Св. Димитрий Ростовский""; Эйхгорн ""Сношения малорусского духовенства с московским правительством"" (в ""Чтениях Московского Общества и Истории и Древностей Российских"", 1892 - 1893); ""Киевская Старина"" (1891, I, 202 - 206, о ""Ksiega smierci"", Барановича, 1676 - очень редкой книге).

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
319.10 кб

Лазарь Тененик на воле и в неволе (судьба крестьянского вожака «Чигиринского заговора»)

Мауль В.Я.
Статья написана на основе неопубликованных архивных источников. Большинство из них впервые вводится в научный оборот.
Читать PDF
134.95 кб

МОНАХ ЛАЗАРЬ: РАСКОЛЬНИК-АРСЕНИТ ИЛИ РЕВНИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ?

Вишняк Михаил Андреевич
В статье рассматривается личность монаха Лазаря (PLP, № 14329), автора шести писем иерархам и монахам западных областей Византийской империи, составленных ок. 1275-1276 г. П.
Читать PDF
136.81 кб

Лазар Йовчев: начало пути будущего болгарского экзарха

Григорьев Д.В.
Статья посвящена личности будущего болгарского экзарха Иосифа I, его молодым годам, когда у него было еще мирское имя Лазар Йовчев. Рассказывается о годах учебы в Константинополе и Сорбонне.
Читать PDF
136.81 кб

Лазар Йовчев: начало пути будущего болгарского экзарха

Григорьев Д.В.
Статья посвящена личности будущего болгарского экзарха Иосифа I, его молодым годам, когда у него было еще мирское имя Лазар Йовчев. Рассказывается о годах учебы в Константинополе и Сорбонне.
Читать PDF
154.59 кб

С. С. Абамелек-Лазарев в истории предпринимательства на Урале

А. В. Шилов
Дан анализ предпринимательской деятельности владельца одного из крупнейших горнозаводских имений на Урале князя С.С. Абамелек-Лазарева, раскрыты пути и особенности модернизации предприятий округа в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
176.75 кб

В песне жизнь и душа казака (Глинкин а В. , Лазарев а И. Песни оренбургских казаков. Челябинск, 1996

Губанова Г.А., Сергеева З.П.
Читать PDF
194.31 кб

Лазарев александр Иванович

Михнюкевич В.А.
Читать PDF
192.70 кб

Е. Е. Лазарев о левых фракциях во II Государственной Думе

Трухин Михаил Дмитриевич
В статье подробно рассматриваются позиции эсеровского публициста Е.Е. Лазарева по вопросу о характере российского парламентаризма в связи с противоборством и сотрудничеством левых фракций и групп во II Государственной думе.
Читать PDF
340.09 кб

О поездке М. С. Лазарева в иракский Курдистан

Н. З. Мосаки

Похожие термины:

  • Лазарь, 4-й епископ Переяславск

    рукоположен 1105 г., † 6 сентября 1117 г. {Половцов}
  • Лазарь, 5-й епископ Смоленский

    по счету Строева (после Игнатия 1206 г.), до татарского нашествия; Строев определяет его бытность около 1220 г. {Половцов}
  • Лунц, Лазарь Адольфович

    Род. 1892, ум. 1979. Юрист, специалист по международному частному праву. Заслуженный деятель науки РСФСР (1967), лауреат Государственной премии СССР (1970).
  • Лазарь, афонский монах

    — монах афонской горы, часовник. В 1404 г. устроил в Москве первые часы, на великокняжеском дворе, за церковью Благовещения. Все очень удивлялись этому невиданному еще чуду; летописец посвятил ему та
  • Горленко, Лазарь Андреев

    полковник прилуцкий, 1659 г.; † 1687 г. {Половцов}
  • Лазарь, архимандр. Дивногорск. Острогожск. монастыря

    Воронежской епархии, 1742—43 г. {Половцов}
  • Баранович Лазарь

    Баранович, Лазарь, см. Лазарь Б.
  • Баженов Лазарь

    † в 1760-х годах (до 1769 г.), член Адмиралтейской коллегии. {Половцов}
  • Лазарь, архимандрит Богоявленского монастыря

    в Пинске, Минской епархии, 1802—24 г. {Половцов}
  • Люстерник, Лазарь Аронович

    [р. 19 (31) дек. 1899] — сов. математик, чл.-корр. АН СССР (с 1946). Проф. Моск. ун-та с 1931. Л. — один из представителей нового направления в области применения топологич. методов к вариационному исчислению "в
  • АРОНШТАМ Лазарь Наумович

    (1896—1938). Сотрудник советской военной разведки. Комиссар 2-го ранга. Еврей. В 1925—1926 годах по линии военной разведки на нелегальной работе в Польше, где был арестован польскими властями. В 1928 году по о
  • Атлас, Лазарь

    — еврейский писатель и критик, род. в 1851 г. в м. Бейсаголе Ковенской губ., в ортодоксальной семье, ум. в 1904 г. в Белостоке. А. получил обычное в его время религиозное воспитание в хедере, затем в иешибот
  • Лазарь, предполагаемый автор Сказания о Борисе и Глебе

    Лазарь (ум. 1117 г.) – епископ Переяславля Южного, предполагаемый автор Сказания о Борисе и Глебе и сказания о чудесах этих святых. По сообщению Повести временных лет в 1072 г. Л. был настоятелем храма Бо
  • Лазарь Богословский

    1745—9 г. архимандрит Столбовского Николаевского мон. в 50 верстах от Севска. {Половцов}
  • Лазарь Домажирич

    боярин галицкий. {Половцов}
  • Басин, Лазарь

    — проповедник-миссионер; род. в 40-х годах 10 в. в Суровиче (Могилевской губ.), в зажиточной семье. Склонный к мистике и разным исканиям, Б., уже женатый, покинул родину и в 1869 г. очутился в Константинопол
  • Бен-Иегуда, Лазарь Иегудович

    (Перельман) — писатель и общественный деятель, один из пионеров современного сионизма, род. в 1857 г. в Лушках (Виленской губ.). Рано потеряв отца, Б. поступил в полоцкий иешибот; при содействии главы ие
  • БЕРЕНЗОН Лазарь Израилевич

    (1898–1956), руководящий сотрудник фин. службы органов гос. безопасности, дивинтендант (15.5.1936), ген.?м. интендантской службы (22.2.1943). Сын мещанина. Окончил 2 курса юрид. ф?та Моск. ун?та. С апр. 1918 бухгалтер?д
  • Берман, Лазарь Яковлевич

    — общественный деятель и педагог; род. в 1830 г. в Курляндской губ., умер в Петербурге в 1893 г. Занимаясь с середины 50-х годов преподаванием, Б. открыл в Митаве общеобразовательное училище для еврейских
  • Лазарь Ильдятинич

    боярин новгородский, XVI в. {Половцов}