ЛЕВИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЕВИ
Levi), Пауль (11.III.1883 - 9.II.1930) - деятель нем. рабочего движения. По профессии адвокат. До 1-й мировой войны примыкал к левому крылу С.-д. партии. В годы войны - член "Союза Спартака", участвовал в создании КПГ и вошел в состав ее руководства. В период мартовских боев 1921 занимал право- оппортунистич. позицию, опубликовал брошюру, в к-рой обвинил участников вооруж. борьбы в путчизме. За это был исключен из КПГ. Став ренегатом, вел борьбу против КПГ. В 1922 вернулся в С.-д. партию, был ее депутатом в рейхстаге. Кончил жизнь самоубийством.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, с. 181-85; Ленинский сборник, т. XXXVI, М., 1959, с. 220-23, 295-96.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Леви
, Карло (Levi, Carlo) 1902, Турин — 1975, Рим. Итальянский живописец, график, писатель. Карло Леви был художником во всем: он писал прозу, сочинял стихи, был живописцем, публицистом, видным общественным деятелем. Леви являлся одной из центральных фигур художественной жизни Италии 1940—1960-х, человеком большого таланта и мужества. Жители юга страны стали героями его живописных работ и книг: Христос остановился в Эболи, Слова — камни. Три дня в Сицилии, Весь мед уже кончился. Юг Италии стал той реальностью, которая обусловила его творчество, но эта тема означала для него как писателя и художника и нечто большее, когда он размышлял над общечеловеческими проблемами. Свое видение мира он выражал словом и кистью, хотя и считал, что живопись — более действенное искусство, что она более свободна в выявлении мыслей и чувств художника. Детство и юность художника прошли в Турине. Он увлекался живописью и медициной, получив в 1924 в университете диплом врача. С юности принимал участие в социалистическом движении, сблизившись с его лидером П. Гобетти и испытав влияние своего дяди К. Тревес, соратника Ф. Турати. Для значительной части итальянской демократической интеллигенции период 1920—1940 ("черного двадцатилетия", или "arte di regime", как его называют в Италии) был временем не только разочарований, вынужденного конформизма, но и борьбы. Это был период острого размежевания позиций в искусстве: создания культуры, находящейся на службе у фашистского государства (такова была цель политики Муссолини), и стихийного сопротивления ей в лице деятелей демократического направления, в котором участвовал и Леви. Отказ от конформизма, моральное единство художников, стремившихся разрушить рамки изолированности итальянского искусства, был программным в творчестве мастеров объединения "Sei torinesi" ("Туринский шестерки"), в которое входил К. Леви. В 1929 состоялась их первая выставка в Турине, а затем в Генуе, Милане, Лондоне (1930), Париже (1931) и Риме (1931). В судьбе молодых живописцев деятельное участие приняли журналист Э. Персико и историк искусства Л. Вентури. Но в середине 1930-х группа распалась из-за различных творческих устремлений участников. В работах Леви, показанных на выставках "Туринской шестерки" (Портрет в красном, Желтая перчатка — на обоих изображен журналист А. Гароши; Синьор, Фигура девушки), большие вытянутые фигуры громоздки и полны печали. Но за грубоватой условностью образов угадывается сложный, напряженный мир, разнообразие человеческих чувств — тревоги, обреченности, надежд, из которых слагались судьбы современников. В портретах Леви, исполненных под влиянием живописи А. Модильяни, звучала любовь к людям, утверждалась подлинная ценность человека. Острое чувство цвета, пластики и ритма линии тоже напоминало об увлечении произведениями Модильяни. В 1928 Леви побывал в Париже, где познакомился с собраниями музеев, творчество Дега и мастеров парижской школы произвело на него самое сильное впечатление. Продолжением поэтического рассказа о человеке явились показанные на римской куадриеннале (1931) полотна Китайский герой, Человек в черной перчатке, Портрет матери, Автопортрет в красном (все — частные собрания), прозвучавшие как вызов официальному искусству. О человеке, его мире повествовал и натюрморт Парижский хлеб, написанный извилистыми пастозными мазками, в его манере, характерной для тех лет. В 1929 за антифашистскую деятельность в группе "Справедливость и свобода" Леви был арестован. Освободившись в 1932, он уехал во Францию по делам туринского подполья. Написанные в Париже натюрморты Черные бананы и Красные перцы поэтическим языком повествовали об Италии, выражая ностальгические чувства художника, вынужденного жить вдали от родины. По возвращении в Италию в 1932—1934 Леви создает серию портретов писателей-антифашистов (А. Моравиа, М. Сольдати, Л. Гинзбурга, И. Росселли), с которыми его связывала дружба. Они исполнены в новой живописной манере. Леви найден тонкий психологический рисунок каждого образа, показана красота духовного мира этих людей. В 1934 художник должен был принять участие своими работами в Биеннале в Венеции. Но он был вновь арестован, а затем сослан в горное селение Грассано в южной провинции Лукания, куда Муссолини ссылал своих противников. До 1936 он жил в этом селении, лечил крестьян, здесь была начата книга Христос остановился в Эболи, завершенная в 1943—1944. В Лукании он нашел и героев живописных полотен первой луканской серии. Увлеченность патриархальностью быта жителей этой деревушки ощутима в полотнах Три мальчика из Гальяно, Портрет Джулии, Дети колдуньи. Это собирательные образы бедняков юга, не лишенные фольклорной окраски. Особый суровый колорит этого края, тоска вынужденного одиночества проникновенно выражены в пейзажах серии Глины Гальяно, Гальяно и луна, исполненных в серо-коричневой темной гамме, экспрессивными мазками. В 1939 Леви принял участие в выставках объединения "Корренте", сыгравшего значительную роль в борьбе за демократическое искусство Италии в годы антифашистской борьбы. До 1941 живет во Франции из-за арестов участников движения "Справедливость и свобода". В этот период были написаны важные публицистические работы Леви — книга Боязнь свободы и статья Боязнь живописи, в которых в аллегорической форме прозвучали его размышления о вере в человека, о красоте мира, о судьбе Италии, о желании созидать новое искусство, свободное от фальши и риторики. Весной 1943 Леви был арестован в третий раз за участие в "Партии действия" в годы Сопротивления (1943—1945), работу в подпольной газете Нация трудящихся (Nazione del popolo). Будучи освобожденным из-за недостаточности улик, 25 июня он уехал в Рим и продолжил здесь антифашистскую деятельность. Глубокая обеспокоенность судьбой итальянской интеллигенции в годы "черного двадцатилетия" прозвучала в графической серии Леви Война и монотипии Всемирная революция, показанных на выставке "Искусство против варварства и войны", открывшейся в Риме в 1946. В них художник размышлял о значении для истории его родины Освобождения — второй после Рисорджименто революции. Антивоенная тема станет лейтмотивом его творчества в период неореализма (кон. 1940 — 1-я пол. 1950-х), прозвучав в полотне Концентрационный лагерь и графике. Сознавая ответственность художника за свое искусство, Леви сближается с мастерами неореализма, которые создали объединение "Новый фронт искусств" (1946), развившее опыт миланской группы "Корренте". Социальная тематика отныне приобретает особую значимость для Леви. Он много ездит по стране, на страницах газет и журналов знакомит читателей с произведениями мастеров неореализма. В 1953—1955 он создает вторую луканскую серию, которая стала развитием темы 1930-х. В форме сурового в своей правде репортажа он воспроизводит сцены жизни крестьян юга в картинах Четверо из Кутро, Трое крестьян, Мелисса. Теперь он изображает не колоритных жителей селений, а образы людей, полных внутреннего напряжения, готовых отстаивать свои права. О судьбах крестьянских вожаков, людей, посвятивших свой талант борьбе за права обездоленного народа юга Италии, повествуют большие эпические полотна Смерть Сальваторе Карневалли (1955), Данило Дольчи (1954, частное собрание), Оплакивание Рокко Скотелларо (1954). Эти работы Леви стали документами подлинной социальной реальности, как и работы других мастеров неореализма. "Живопись Леви — сильное орудие", — скажет о ней Р. Гуттузо. С 1950-х Леви постоянно жил в Риме и работал в мастерской на Пьяцца Джезу. В начале 1950-х он обращается к портрету, создав серию образов близких ему по духу людей. Человек интересовал его всегда, как писателя и художника, стремившегося глубже познать мир. В портретах писателей У. Саба, П. Неруды, Ф. Йовине, И. Эренбурга тонко ощущается атмосфера эпохи и сопряженные с ней судьбы людей. В 1950-е Леви пишет две книги; автобиографическое эссе Часы и воспоминание о поездке в Россию — Будущее имеет древнее сердце (1955). В Италии в конце 1950-х критика начинает писать о кризисе искусства неореализма, массовая культура все сильнее влияет на ориентацию молодого поколения художников. К. Леви встает на защиту позиций искусства, родившегося в период войны, Сопротивления и первые послевоенные годы. С силой убежденности, присущей мастерам старшего поколения, он продолжает отстаивать принципы неореалистического искусства. Автобиографичен его триптих Лукания, в котором воскрешены образы полотен 1950-х. Леви изобразил здесь и себя, беседующим с крестьянами, словно подтверждая уверенность в том, что необходимо продолжать говорить языком остросоциального искусства. Искренней любовью к Италии, ее народу пронизан поэтический текст Леви к книге фотографий венгра Я. Рейзмана Лицо, которое хорошо знакомо. Призывом к наслаждению миром, счастьем, любовью звучат полотна серий 1960-х Материнство и Влюбленные. Поиск гуманистического содержания, лирического языка привлекает в 1960—1970-е многих мастеров направления "поэтический реализм", пытавшихся противопоставить мир лирической фантазии развлекательному поверхностному искусству. Свежестью чувства, восхищением красками природы наполнены пейзажи 1970-х — Фруктовый сад в Алассио, Рожковое дерево, Дерево осенью, написанные в светлой нежной колористической гамме. В 1972 у художника сильно ухудшилось зрение, и эти полотна явились его последней восторженной встречей с красотой мира природы. Экранизация режиссером Ф. Рози романа Христос остановился в Эболи (1979) стала событием в искусстве Италии, подтвердив его преемственность традициям неореализма. Карло Леви был мужественным человеком. "Он имел мужество не остановиться в Эболи", — напишет о нем журналист Марио Спинелла. Искусство Леви завоевало самые широкие симпатии итальянского народа и признание во всем мире.
Лит.: Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960; Levi Carlo. Mostra: Catalogo. Mantova, 1974; Bucarelli P. La Galeria nazionale d’arte moderna. Roma, 1985.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Первобытный социум в этнологических концепциях Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса

Верстин Игорь Семёнович
Рассмотрена проблема первобытного общества в свете концепции прелогического мышления французского этнолога Леви-Брюля, разрабатывавшаяся им начиная с 1910 г.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие «культура» в «структурной антропологии» К. Леви-Стросса

Ефремов Н. Н.
Читать PDF
0.00 байт

К. Леви-Стросс как культуролог: проблема исследования и наследования

Ефремов Николай Николаевич
Культурологические исследования неотъемлемая и важнейшая часть антропологии, изучающей человека как целостное явление. По К. Леви-Строссу, «культура» одно из исходных понятий этнологии.
Читать PDF
0.00 байт

97. 02. 021. Леви Л. Богохульство. Словесные тирады против святых. От Моисея до Салмана рушди. Levi

Валюженич А. В.
Читать PDF
0.00 байт

96. 01. 028. Леви Л. Богохульство: словесные оскорбления святых от Моисея до Салмана рушди. Levy L.

Васильев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Стэнли Даймонд о структурализме Клода Леви-Строса: метакомментарий

Соколовский Сергей Валерьевич
Статья является репликой на публикацию Александра Островского (Островский А. Мониторинг научной жизни антропологического сообщества (2008 г.) в электронном разделе журнала «Антропологический форум Online» (2009. № 11. С. 59-64).
Читать PDF
0.00 байт

Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы

Иванова С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Памяти Клода Леви-Строса (28. 11. 1908 - 31. 10. 2009)

Островский Александр Борисович
В статье (некрологе) прослеживаются основные этапы, вехи жизненного пути великого ученого, дается краткий очерк его методологического, теоретического вклада в антропологическую науку и его научно-организаторской деятельности по ра
Читать PDF
0.00 байт

Структура мифа по К. Леви-стросcу: опыт несостоятельного

Ставицкий Андрей Владимирович
Статья посвящена критическому анализу работы К. Леви-Стросса «Структура мифов», которая была опубликована более полувека назад и до сих пор является одной из самых популярных среди произведений великого французского антрополога.
Читать PDF
0.00 байт

Три поиска одного образа: Россия / СССР в прозе Карло Леви, Альберто Моравиа, Джованнино Гуарески Та

Перси Уго
Читать PDF
0.00 байт

Переоценка исторического прошлого: роман М. Леви «Дети свободы»

Грасько Анна Васильевна, Матвеева Юлия Владимировна
В статье в контексте военной темы рассматривается роман современного французского прозаика Марка Леви «Дети свободы».
Читать PDF
0.00 байт

В память о Клоде Леви-Стросе

Иванов Вячеслав Всеволодович
The obituary is devoted to the memory of Claude Levi-Strauss. The author tells the history of his acquaintance with the researcher and his texts, which became classical works.
Читать PDF
0.00 байт

Языковая репрезентация концепта «Любовь отца и дочери» в произведении М. Леви «Те слова, что мы не с

Питанова А.Ю.
В статье представлен результат исследования концепта «любовь» в произведении современного французского автора Марка Леви «Те слова, что мы не сказали друг другу».
Читать PDF
0.00 байт

2011. 02. 054. Леви Л. Упадок политики силы и необходимость новой архитектуры международных организа

Полунин С. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Гибкость понятий и проблема формализации «Прелогичности» в этнологической концепции Л. Леви-Брюля

Верстин Игорь Семёнович

Похожие термины:

  • Эпштейн, Исаак Айзик га-Леви

    — подвижник и хасидский деятель, состоял раввином в Гомеле (Могилевской губ.), где и умер во 2-й половине 19 в. Э. — автор ряда трудов по религиозной философии и каббале: תולפשׁה רמ
  • Арье Леб бен-Иуда га-Леви

    — раввин в Стрижевке (Подольской губ.) в 18 в., выдающийся талмудист, пользовавшийся большим уважением. Ему принадлежат три произведения, известные под общим названием ירא תשיר•
  • Ашкенази, Азриель бен-Моисей Леви

    — проповедник в Тарнограде Люблинской губ., жил в 17 в. Автор "Nachlath Asriel", Франкфурт-н.-О., 1691, содержащего поучения и комментарии к Библии. — Ср. Steinschneider, Cat. Bodl., col. 74. [J. Е. II, 194]. {Евр. энц.}
  • Плонскер, Цеби Гирш бен-Хаиим га-Леви

    — писатель; жил в Плонске (Варшавской губ.) в конце XVIII в. П. автор "Zemach le-Abraham", חמצ םהרבאל (Варшава, 1796) — комментария к Ялкут Шимеони на кн.
  • Липшиц, Иуда га-Леви бен-Элиезер Липман

    — раввин и писатель, род. в Вилькомире в 1829 г.; был раввином в Подзельве (Ковенской губ.), а с 1884 — в Мерече (Виленской губ.). Л. — автор "הנומא ךדר" — полемика со Слонимским по
  • Зев, Вольф бен-Иуда га-Леви

    — был раввином в Зетеле (Гродненской губ.), где пользовался большим авторитетом; автор "Emek Halacha" (Вильна, 1846), новелл и исследований по разным ритуальным вопросам из кодекса Иосифа Каро, в форме
  • Бердичевский, Леви Ицхак

    — один из главарей волынских хасидов; род. в Замостье (год рождения неизвестен), ум. в 1809 г. в Бердичеве. В молодости он был проповедником в Пинске, одной из главных еврейских общин Литвы того времени
  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ

    L?vy-Br?hl), Люсьен (10.IV.1857 - 13.III.1939) - франц. философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Дюркгейма. Руководитель Ин-та этнологии Сорбонны и ее профессор (с 1905). Работы Л.-Б. оказали знач
  • Леви, Фил. Давид

    ветерин. врач 1870—1890 гг. {Венгеров}
  • Леви, Эдуард

    д-р мед., † 26 мая 1863 в СПб. {Венгеров}  Леви, Эдуард (Lewÿ), доктор медицины 33 л., умер в СПб. 26 мая 1863 г. {Половцов}
  • Леви, Филипп

    утв. Виленским университет. в зв. доктора медиц. 1815. {Половцов}
  • Леви, Макс. Филипп

    врач, р. 1875. {Венгеров}
  • ЛЕВИ Василий Филиппович

    17.09.1878 (Харьков) 1953 или 1954 (Стокгольм). Живописец, график. Юность провел в Харькове. В 1900-01 участвовал в выставках Кружка местных художников и сотрудничал в «Харьковских ведомостях». Во время русско-я
  • Леви, Кирилл Георгиевич

    Заместитель директора по научной работе Института земной коры СО РАН с 1992 г.; родился 10 февраля 1947 г. в г. Москве; окончил Иркутский государственный университет в 1974 г., доктор геолого-минералогичес
  • ЛЕВИ-ГРАДЕЦ

    Lev? Hradec) - городище у населенного п. Жалов близ Праги в Чехословакии. После 2-й мировой войны вскрыта система укреплений и жилища, принадлежавшие различным категориям населения. На основном городище,
  • Леви, Иоганн Михаель Зигфрид

    (или Леве) — р. в Кенигсберге 24 июня 1756 г., жил с 1780 по 1788 г. в Петер., живописец портретн.; † в Берлине после 1822 г. {Половцов}
  • Леви, Моис. Иос

    д-р мед. (Одесса), р. 1882. {Венгеров}
  • Леви, Л. М

    сотрудн. журн. "Инженер" 1901—1911 гг., инжен. {Венгеров}
  • Липман, Леви

    (Исаак Либман) — финансовый агент при русском дворе, носивший официальные звания "обер-гофкомиссара" и "камер-агента". По-видимому, к нему относится сообщение от 1721 г.: "проехал почтой и
  • Леви, Людвиг Маврикиевич

    [31 дек. 1853 (12 янв. 1854) — 16 мая 1927] — сов. инженер и ученый в области ж.-д. транспорта. Окончил Варшав. ун-т (1874) и Ин-т инженеров путей сообщения в Петербурге (1877). Работал на различных ж. д. России. С 1886 был н