, Жак (Lipchitz, Jacques) 1891, Друскеники — 1973, Капри. Французский и американский скульптор литовского происхождения. Получив в Литве инженерное образование, в 1909 переселился в Париж, где обучался в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана. Включившись в круги парижского авангарда, увлекся африканским искусством. С 1914 начал работать приемами кубизма, став одним из самых видных скульпторов этого направления. Кубистические скульптуры Липшица выстраиваются из прямоугольных, резко вырубленных форм, фигуры уподобляются нагромождениям каменных блоков (Гитарист, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Привставшая фигура, 1916, Нью-Йорк, галереи Мальборо; Купальщица III, 1917, Лос-Анджелес, Музей искусств). В 1920-х тяжкие, плотно сомкнутые объемы сменяются "открытыми" формами, где массы прорезаются пустотами. В 1941, спасаясь от немецкой оккупации, Липшиц эмигрировал в США, с 1947 проживал в Хастингсе (штат Нью-Йорк). В скульптуре американского периода аллегорические мотивы передаются округлыми, напряженно изгибающимися формами. Став известным мастером, он получает заказы на монументальные работы. Торжеством победы над фашизмом проникнута его статуя Прометей, удушающий орла (1944—1953, Миннеаполис, Художественный центр Уолкер). Композиция Мир на земле украсила Музыкальный центр в Лос-Анджелесе.
Лит.: Hammacher A. M. Lipchitz. London, 1961; Lipchitz J. My Life in Sculpture. London, 1972.
В. Крючкова
0.00 байт
Развитие лесного хозяйства в Больше-Липшинской (Кокшамарской) даче Кокшайского лесничества Чебоксарс
В статье характеризуется состояние и развитие лесного хозяйства в Больше-Липшинской (Кокшамарской) даче Кокшайского лесничества в конце XIX начале XX вв.