Рассмотрена роль Ломоносова в становлении мерзлотоведения как науки. Показано, что важнейшие фундаментальные закономерности происхождения многолетней криолитозоны были установлены во второй половине XVIII в.
Ученый, мыслитель, человек: творческое наследие М. В. Ломоносова в оценке В. И. Вернадского
Леонова Лира Степановна
В статье характеризуются взгляды ученого-энциклопедиста ХХ столетия В.И. Вернадского на творческое наследие М.В. Ломоносова, на моральные качества великого ученого и мыслителя XVIII в.
Научно-педагогическое наследие М. В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины
Федяева Валентина Леонидовна
В статье представлен ретроспективный анализ научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины. Историография изучения просветительской деятельности и взглядов М.В.
Идеи М. В. Ломоносова в русской исторической школе
Васильев Юрий Альбертович
В статье представлена оценка исторических идей М. В. Ломоносова в контексте русской исторической школы. Подобный вопрос в современной историографии еще не ставился.
Эволюция образа М. В. Ломоносова в русской историографии
Гутнов Д.А.
Статья посвящена анализу основных тенденций в формировании и эволюции образа М. В. Ломоносова в отечественной исторической литературе с середины XVIII в. до наших дней.
Научно-образовательные практики НИВЦ МГУ имени М. В. Ломоносова в системе работы российских культуро
Тарумова Наталья Тимофеевна
В статье анализируются культурологические сайты, разработка которых была в разные годы поддержана Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) и осуществлена в НИВЦ МГУ.
Изучение творчества М. В. Ломоносова в Казанском университете (10–60-е годы XIX В. )
Сидорова Марина Михайловна
Статья посвящена проблеме изучения и преподавания творчества М.В. Ломоносова в Казанском университете XIX века. В центре внимания – труды трёх профессоров русской словесности Казанского университета – Г.Н. Городчанинова, В.М.
Лексика од М. В. Ломоносова в восприятии современников (о чём не пишут словари)
Кислова Екатерина Игоревна
В статье сделана попытка рассмотреть, каким образом воспринималась лексика произведений М. В. Ломоносова его современниками представителями «среднеобразованных» мещанских кругов.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие библиотечного дела России
Неверова Татьяна Алексеевна
В статье рассмотрен вклад М.В. Ломоносова в организацию библиотеки Академии наук и библиотеки Московского университета, проанализированы его предложения по развитию российского библиотечного дела.
— тайный советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе; род. в 1799 г., воспитывался первоначально в Московском благородном университетском пансионе, откуда в 1811 г.
крупнейший в РФ ВУЗ, один из центров мировой науки и образования. Основан в Татьянин день 25 (12 по старому стилю) января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М. В. Ломоносова и при
(до 1948 — Ораниенбаум), город Ленинградской области. За мужество и героизм, проявленные трудящимися города в годы Вел. Отеч. войны, большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связ
Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в деревне Денисовка близ города Холмогоры. Отец его, Василий Дорофеевич, был помором. Он владел несколькими судами и ходил на них за рыбой в Белое море и Ледо
(1711-1765) – великий русский ученый-естествоиспытатель, поэт, историк. Родился в семье крестьянина-помора. В 19 лет ушел учиться. В 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1735 г. переведен в Пе
до 1948 - Ораниенбаум) - город, ц. Ломоносовского р-на Ленинград. обл. РСФСР. Переименован в честь М. В. Ломоносова; близ города находилась Усть-Рудицкая ф-ка цветного стекла, осн. М. В. Ломоносовым в 1754. Пр
1876-?). Специалист в области железнодорожного транспорта, профессор. До войны работал в Америке. В 1921 г. возглавил железнодорожную миссию по выполнению заказов в Швеции и Германии на паровозы, железн