ЛЮТЕР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Лютер
(Luther) Мартин (1483 — 1546), видный деятель Реформации и богослов, основатель протестантизма. Гуманистич. идеи античности практически не оказали воздействия на мировоззрение Л., поскольку он, как доказывает его спор с Эразмом Роттердамским о свободе воли, рассматривал изучение памятников античности только в плане разработки нового варианта христианского вероучения. Л. с крайним недоверием относился к греч. философии и ее рационализму, поскольку считал ее «язычеством». Вместе с тем нельзя сказать, что он полностью отвергал античную культуру, ибо известна его любовь к греч. и лат. пословицам, к произведениям Теренция, Вергилия и Платона.

Источник: Словарь античности. 1989

ЛЮТЕР
Мартин (1483–1546) — немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. Глубокие и долгие размыш-ления над идеей спасения, изучение Библии и сочинений средневековых мистиков привели его к разрыву с католической церковью. В 1517 г., протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал 95 те-зисов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными сокровищами» как нарушение христианских заповедей. Этим своим поступком Лютер возглавил в Германии антицерковную оппозицию и дополнительно разработал более убедительные доводы против учения официальной церкви (например, что разум может только подготавливать веру, но открыть человеку бога могут только вера и Библия), которые и составили основу про-тестантизма. Лютер вошел в историю немецкой культу-ры как переводчик Библии на немецкий язык, что способствовало формированию литературного немецкого языка. Кроме того, он проявил себя как реформатор об-разования, музыкальной культуры, стремившийся ввести преподавание тех дисциплин, которые обогащают человека полезными знаниями. При этом им были написаны несколько произведений церковной музыки.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЛЮТЕР
Luther), Мартин (10.XI.1483 - 18.II.1546) - деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене (Саксония) в семье б. рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок. В Эрфуртском ун-те, куда Л. поступил в 1501, он поддерживал близкие связи с гуманистами, но не примкнул к ним: радикальные гуманисты в борьбе с "папистами" добивались решения волновавших нем. общество проблем путем развития светского образования, Л. же искал реформы самой теологии, оставаясь на ее почве. В 1505 Л., получив степень магистра свободных искусств, оставил начатое им изучение юриспруденции и поступил в августинский монастырь в Эрфурте, где углубился в изучение ср.-век. мистики. Начав читать лекции в основанном в Виттенберге ун-те и получив в 1512 степень доктора богословия, Л. стал выступать со своим учением, высказывая смелые для того времени мысли. В обстановке невиданного до того в Германии подъема обществ. движения, когда наиболее общими для всех слоев оппозиции стали требования устранения влияния развращенного и испорченного католич. духовенства, Л. прибил (31 окт. 1517) к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, содержавшие осн. положения его нового религ. вероучения, развитые им затем в других соч. (1519-20). Выступая против догматов и строя католич. церкви, Л. утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом, т. к. человек достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи веры, даруемой ему непосредственно богом. Тем самым Л. отверг претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Объявив веру христианина единств. средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере", - светское гос-во и его учреждения, - занимают важное место в христ. религии. Вместе с отрицанием посреднич. роли церкви в деле религ. "оправдания" Л. выдвинул положение о том, что должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("Священное предание") и восстановлен авторитет "Священного писания". Согласно учению Л., христианин достигает общения с богом путем полного "смирения" и "сокрушения сердца", осознавая свою полную ничтожность перед спасающей его "милостью божьей". Роль духовенства Л. видел в том, чтобы наставлять людей в смирении. В религ. воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. бюргерства нач. 16 в., обусловленные его клас. незрелостью: с одной стороны, Л. стремится "реабилитировать" деятельность людей в светских делах, показав ее положит. значение в системе христ. религиозности, с другой - повторяет положения католич. вероучения о греховной природе людей. Из первых выступлений Л. оставалось неясным, следует ли из его учения необходимость преобразования также и светского порядка. Л. не уточнял своих взглядов на вопросы социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т. к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Ф. Энгельса, "...не исключало также ни одного более радикального направления..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). Тезисы Л. были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиц. и революц. слоев населения, причем реформац. движение вышло за те границы, к-рые желал ему поставить Л. Сам Л. нуждался в опоре на широкое обществ. движение, отказавшись явиться на церк. суд в Рим, открыто признав на Лейпцигском диспуте 1519 с католич. теологом И. Экком, что во многом следует учению Я. Гуса. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В трактате "К христианскому дворянству нем. нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation", 1520) Л. проводил мысль о том, что нац.-политич. задача немцев - освободиться от папского засилья - решается тем, что дело служения богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти ("всеобщее священство"). Но сравнительно радикальный период в деятельности Л., когда он стремился сохранить связь с широким обществ. движением, продолжался недолго. В обстановке обострившейся в 1520-21 клас. борьбы, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политич. арену выступил Т. Мюнцер, показавший особое понимание Реформации нар. низами, Л., уточняя социально-политич. смысл своего учения, выдвинул на первый план его консервативные основы, стал отрекаться от нар. элементов движения. Уже в трактате "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate Christiana", 1520) Л. разъяснял, что "христ. свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, с k-рой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследований по Вормскому эдикту 1521 Л. стал искать защиты не в нар. лагере, а у курфюрста Фридриха Саксонского, укрывшего его в замке Вартбург. С 1522 Л. стал открыто резко выступать против революц. действий нар. масс и против представителей радикально-бюргерской реформации (в частности, против Карлштадта). В трактате "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit", 1523) Л. в сформулированной им теории "божеств." и "естеств." права изложил свои политич. взгляды, указав, что светская власть, опираясь на "естеств. право", обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой функцией она создает основу для христ. благочестия, т. е. для божеств. порядка. Феод. власть князей объявлена была Л. официальной опорой Реформации. Во время Крест. войны 1524-25 Л. на основе этой теории требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния ("Wider die r?uberischen und m?rderischen Rotten der Bauern", май 1525, и др. соч.). В полемич. трактате против Эразма Роттердамского "О рабской воле" ("De servo arbitrio", 1525) Л. сформулировал свою теорию "абсолютного предопределения", согласно к-рой человеческая воля и знание не играют никакой роли. Это шаг назад по сравнению с высказанными им в нач. 20-х гг. мыслями о том, что "сам бог возвещал откровение своего слова расцветом языков и наук". Это отразило эволюцию консервативного слоя бюргерства, к-рый представлял Л. Реабилитация мирской жизни сочеталась в лютеровском вероучении с отрицанием всякого положит. значения воли и разума человека. Он проповедовал не изменение обществ. отношений, а лишь освящение их божеств. авторитетом - абстрактный радикализм сочетался в лютеровской Реформации с религ. освящением реакц. действительности. Ист. значение этой Реформации заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему обществ. движения, в ходе к-рого на арену выступили разные направления радикальной и нар. трактовки реформац. идей, ставших выражением требований социальных и политич. преобразований.

В историю нем. обществ. мысли Л. вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т. д. Правда, сам Л. подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с "папистами" стремился использовать нар. культуру и многое сделал для ее развития. Важнейшим вкладом Л. в нем. культуру было утверждение им в нем. переводе Библии (окончен в 1534) норм общенем. нац. языка. Составленный Л. хорал на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой 16 в.".

M. M. Смирин. Москва.

Историография о Л. развивалась в течение столетий под знаком острых противоречий между протестантизмом и католицизмом. Вплоть до 18 в. Л. пользовался у своих ортодоксальных приверженцев непререкаемым авторитетом, к-рый был несколько поколеблен лишь пиетистами. В эпоху Просвещения Л. чтили как борца за свободу совести, против оков католич. церкви и схоластики, к-рый тем самым способствовал расцвету науки и гуманности. В 19 в. к этой рационалистически-либеральной трактовке Л. добавились националистич. (а иногда и шовинистич.) черты. Его все более прославляли как воплощение "нем. народного духа" и "нем. сущности"; в конце концов он был объявлен нац. героем (A. Hausrath, Luthers Leben, Bd 1-2, В., 1904). Напротив, попытки теологич. истолкования учения Л., предпринятые Т. Харнаком, А. Ричлем, не оказали большого влияния на историографию о Лютере. Э. Трельч соединял восхищение Л. с критикой последствий Реформации.

Значительным стимулом к изучению деятельности и произв. Л. послужили начатое в связи с 400-летним юбилеем Л. издание полного собрания его соч. (Веймарское издание, с 1883), основание Союза по изучению истории Реформации (1883) и, наконец, опубликование ранних лекций Л. В бурж. лит-ре, выходившей с 1917, все меньше внимания уделяется связи деятельности Л. с обществ. движением нач. 16 в., на первый план выдвигается сугубо внутр. душевные противоречия Л. в связи с его отношением к богу. Первыми проложили путь в этом направлении работы К. Холля (К. Holl, Gesammelte Aufs?tze zur Kirchengeschichte, Bd 1 - Luther, 6 Aufl., T?bingen, 1932; Bd 3 - Der Westen, T?bingen, 1928), к-рый оказал большое влияние на последующую бурж. историографию, сильно связанную также с традициями Л. Ранке (П. Иоахимзен, Р. Штадельман и наконец Г. Риттер, y к-рого Л.

служит символом и воплощением некоего иррационального стремления нем. души, - G. Ritter, Luther. Gestalt und Tat, 1925, 5 Aufl., 1949).

В освещении католич. историков и теологов образ Л. до недавнего времени складывался под влиянием враждебного Л. соч. католич. теолога 16 в. Кохлеуса. Реакц. романтики проклинали Л. как разрушителя церк. единства, И. фон Деллингер, как и И. Янсен, приписывал Л. вину за упадок культуры, якобы наступивший в 16 в. Г. Денифле и Г. Гризар изображали Л. как преступную натуру или как психопата.

В новейшей историографии наблюдается смягчение противоречий между католич. и протестантской интерпретацией Л., представляющее составную часть сближения обоих христ. вероисповеданий, целью к-рого является создание единого идеологич. фронта против науч. коммунизма. Особое значение придается "раннему" Л., иначе - "католич". Л. (О. Scheel, M. Luther, Bd 1-3, 3 Aufl., T?bingen, 1921-30, H. B?hmer, Der Junge Luther, 5 Aufl., Lpz., 1952, и др.), к-рый кажется особенно "пригодным" для преодоления конфессиональных различий. При этом революц. нар. движения периода Реформации, против к-рых Л. вскоре начал борьбу, были оклеветаны или их значение сильно принижалось. В католич. историография крутой поворот в сторону "реабилитации" Л. произвел И. Лорц (I. Lortz, Die Reformation in Deutschland, Bd 1-2, Freib., 1939-40).

В то время как конфессионально ограниченная историография выдвигает на первый план особенности личности Л. и изображает его религ. проблематику как решающую и даже единственную основу всей Реформации, марксистская ист. наука, начиная с Ф. Энгельса, рассматривает деятельность Л. как отражение экономич. преобразований и клас. борьбы в Германии в начале перехода от феодализма к капитализму. Историки СССР и ГДР (особенно М. M. Смирин, А. Мейзель, Л. Штерн, М. Штейнмец) различают две гл. фазы в деятельности Л.: Л. как представитель нац. антипапского движения (до 1521) и Л. как идеолог умеренного бюргерского лагеря Реформации (а затем и княж. реформации), чем в конечном счете объясняют многочисл. изменения в теологич. воззрениях Л. (Р. Мюллер-Штрейзанд и др.).

Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, Weimar, 1882-1957 (Abt. 1, Bd 1-58; Abt. 2, Bd 1-6; Abt. 3, Bd 1-10; Abt. 4, Bd 1-11; Inhalts?bersicht zu Abt. 1-4).

Лит. (кроме указ. в статье): Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крест. война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой крест. войны, М., 1962; Die Fr?hb?rgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961; Febvre L., Un destin: M. Luther, P., 1928; Diem H., Luthers Lehre von den zwei Reichen, M?nch., 1938; Hinrichs K., Luther und M?ntzer, В., 1952; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon..., (Halle-Wittenberg, 1954); Gerstenkorn H. R., Weltlich Regiment... Die staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. Luther, N. Y., (1957); Blayney I. W., The age of Luther..., N. Y., (1957); Granz F. E., An essay on the development of Luther´s thought on justice, law and society, Camb., 1959; Fabiunke G., M. Luther als National?konom, В., 1963; Green V. Н. Н., Luther and the reformation, L., 1964; M?ller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964.

Schnabel E., Deutschlands geschichtliche Quellen und Darstellungen, Tl 1 - Das Zeitalter der Reformation, Lpz.-В., 1931; Herte A., Das katholische Lutherbild im Banne der Lutherkommentare des Cochl?us, Bd 1-3, M?nster, 1943; Stephan H., Luther in den Wandlungen seiner Kirche, 2 Aufl., В., 1951; Zeeden E. W., M. Luther und die Reformation im Urteil des deutschen Luthertums, Bd 1-2, Freib., 1950-52; Bornkamm H., Luther im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Lutherforschung heute. Referate und Berichte des I Internationalen Lutherforschungskongresses, Aarhus, 18-23 Aug. 1956, В., 1958.

Л. Штерн. ГДР.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер и рост социально-политического самосознания народных масс в Германии в 1517-1521 гг

Майер Вильгельм Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер и Эразм Роттердамский о войне с турками: к вопросу о религиозной идентичности в рамках

Лурье З. А.
В статье рассматривается проблема восприятия турок в XVI в., когда средневековая концепция «священной войны» переживает кризис. Автор анализирует «турецкие» тексты Мартина Лютера и Эразма Роттердамского 1529-1530-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер и крестьянская война: борьба с самим собой

Горовая А.В.
Статья посвящена идеологической позиции Мартина Лютера по отношению к событиям Крестьянской войны. В работе показан диалог реформатора с властью и народом.
Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер. Бунтарь в эпоху потрясений

Роман Соловий
Читать PDF
0.00 байт

Лютер пять веков спустя. Размышления над книной Хайко Обермана

Прокопьев Андрей Юрьевич, Лурье Зинаида Андреевна
В преддверии юбилея Реформации весьма актуальной становится тема историографического наследия.
Читать PDF
0.00 байт

Memoria Reformata: что мы знали о Лютере и не должны были забывать рецензия на книгу: Мартин Лютер.

Савинов Родион Валентинович
Представленная рецензия освещает как общее содержание книги, так и ее значение для русского читателя.
Читать PDF
0.00 байт

"Божий спорщик" в фокусе мирской истории [Рец. На:] Х. Шиллинг. Мартин Лютер: Бунтарь в эпоху потряс

Савинов Родион Валентинович
Представлены анализ и критика исследования крупного немецкого историка Х. Шиллинга, посвященного биографии М. Лютера.
Читать PDF
0.00 байт

Лютер и Кальвин в оценке Мережковского

Бакши Наталия Александровна
В статье рассматривается особый взгляд Мережковского на Реформацию, претерпевший изменения на протяжении нескольких десятилетий. Реформация была вписана для него в русский контекст и представляла собой альтернативу революции.
Читать PDF
0.00 байт

К 500-летнему юбилею Реформации Мартина Лютера (1517-2017) [Рец. На:] Лютер М. О Вавилонском пленени

Савинов Родион Валентинович
Рассматривается собрание работ М. Лютера (под ред. И. Фокина), приуроченное к 500-летию начала Реформации. Дается описание содержания сборника, анализ ключевых текстов из каждого раздела.
Читать PDF
0.00 байт

МАРТИН ЛЮТЕР: ЛИЧНОСТЬ И УЧЕНИЕ. (ОБЗОР)

Мельник С.В.
Читать PDF
0.00 байт

МАРТИН ЛЮТЕР И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Судаков А.К.
В статье рассматривается взгляд Мартина Лютера на место пророка Моисея и Пяти-книжия Моисеева как откровения Божьей воли и Божьего закона в духовной истории человечества.
Читать PDF
0.00 байт

Лютер и Локк о суеверии

Никоненко С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер и идея сопротивления (Лев Шестов и Дитрих Бонхеффер)

Душин О. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Лютер и Кальвин о человеке и его свободе: религиозное обоснование новоевропейского типа личности

Гура Владимир Аврамович, Пазухина Ольга Ростиславовна
Статья посвящена исследованию системы ценностей, которые предложили отцы Реформации – Мартин Лютер и Жан Кальвин. Отрицая роль церкви как посредника между человеком и Богом, они обратились к раннему христианству.
Читать PDF
0.00 байт

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.

Похожие термины:

  • Лютер, Фед. Ал-др

    сост. отчет о деятельности Общ. классич. филол. и педагог., препод. древ. языков СПб. 1-й гимн. {Венгеров}
  • Лютер, Артур Фед

    препод. истории немец. литерат. Моск. высш. жен. кур. 1913 г. {Венгеров}
  • Брэдли, Лютер Прентис

    Родился 8 декабря 1822 г. в шт. Коннектикут. Гражданскую войну закончил в чине бригадного генерала волонтеров. В звании подполковника в 1867 г. командовал фортом Си?Эф Смит на Бозменском пути, принял
  • Лютер, Роберт Генрихов

    химик-электротехник (СПб.) 1913 г. {Венгеров}
  • Начало Реформации в Германии. Мартин Лютер и Томас Мюнцер

    Политическая ситуация в Германии в первые годы реформащюнного движения Недовольство охватило различные слои немецкого общества в начале XVI в. Ни императорская власть, ни крупные территориальные
  • Лютер, Готфрид Вениамин

    (Luther) — директор училищ Курляндской губернии; родился в Силезии 3 марта 1768 г. и по окончании университета в Галле прибыл в Курляндию; здесь он в 1798 г. назначен был учителем вновь открытого приюта для
  • Норт, Лютер Хеддон

    Родился в 1846 г. в шт. Огайо. В возрасте 10 лет вместе с семьей перебрался в шт. Небраска, где познакомился с индейцами пауни и выучил их язык. Вместе с братом Фрэнком руководил батальоном скаутов па
  • Лютер, И

    сост. памятки конно-гренадера (СПб., 1893). {Венгеров}
  • Келли, Лютер Сейдж Йеллоустон

    Родился 27 июля 1849 г. в Дженеве, шт. Нью?Йорк. В юности близко сошелся с местными ирокезами, которые научили его многому, что могло пригодиться в условиях дикой природы. В 1863 г. в возрасте 14 лет зав
  • Лютер, Роберт Карлов

    артиллерист, р. 14 с. 1861, ген.-маиор, директ. Орловск. кад. корп. {Венгеров}
  • Кинг Мартин Лютер

    Кинг Мартин Лютер (King, Martin Luther, Jr.) (1929-68), амер. священник и лидер движения за гражд. права. Будучи баптистским пастором в негритянских церквах в Алабаме и Джорджии, К. прославился на всю страну тем, чт
  • Лютер Мартин

    (1483–1546) — деятель Реформации в Германии, основатель лютеранства как одного из течений протестантизма. Идеолог консервативной части бюргерства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общ
  • Стоящий Медведь, Лютер

    Сиу (оглала). Родился пр. в 1868 г. в семье вождя Стоящего Медведя. Его индейским именем было Убивает Много (Ота?Кте). В школе для индейских детей Карлайл ему предложили выбрать себе английское имя из
  • Лютер, Р

    сост. с Ф. В. Радкевичем "Указат. для фабрикантов и купцов" (Лодзь, 1894). {Венгеров}
  • ВЕГЕНЕР АЛЬФРЕД ЛЮТЕР

    (1880-1930), немецкий геолог и метеоролог. Участник полярных экспедиций в Гренландию. В 1912 г. он выдвинул казавшуюся совершенно фантастической идею о том, что земная суша когда-то составляла единый прак
  • Стоящий Медведь, Лютер (Мато Нажин)

    Сиу (оглала). Родился пр. в 1868 г. в семье вождя Стоящего Медведя. Его индейским именем было Убивает Много (Ота?Кте). В школе для индейских детей Карлайл ему предложили выбрать себе английское имя из