МАРК ШАГАЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Шагал, Марк

(р. 1887) — современный русский живописец и график; происходит из мелкобуржуазной еврейской среды г. Витебска. Одно время брал уроки у Бакста. В 1910—14 работал в Париже, где работы его выставлялись в Салоне независимых. Близко сошелся с художниками левых течений. В этот период Шагал был верен доктрине кубизма, которая однако сочеталась у него с обостренной, часто болезненной тонкостью живописной фактуры и фантастической "визионерской" тематикой, "литературностью" сюжетов, от которой "чистый кубизм" всегда отмежевывался. Его тематика состояла из смеси парижских мотивов с мотивами еврейского местечка черты оседлости царской эпохи — конгломерат, превращавший работы Ш. зачастую в "загадочные картинки", вызывавшие возмущение у среднего зрителя и восторги у художественной богемы и левой критики тех лет. Шагал стал одним из вождей сменившего после империалистской войны кубизм экспрессионизма, для которого иррационализм и рафинированность Ш. были образцами подражания, особенно в Германии. С 1914 по 1922 Ш. жил в России и принимал живое участие в художественной жизни. После Октябрьской революции руководил школой искусства в Витебске, участвовал в работе коллегии изобразительных искусств, выступал на государственных выставках и т. п. Его стиль в этот второй период упростился, стал более реалистичным и даже бытовым, хотя и не изжил визионерских элементов. В 1920—21 Ш. работал в Москве как первый декоратор молодого Государственного еврейского театра, создав для него ряд панно и оформление миниатюр Шолом-Алейхема. С 1923 Ш. живет в Париже, где он стал одним из основных мастеров неофранцузского искусства 20-х гг., т. н. Парижской школы (École de Paris). В этот третий период Ш. занимается преимущественно декоративной живописью, дальнейшей разработкой своих традиционных сюжетов. Цветные гравюры к басням Лафонтена и офорты для "Мертвых душ" Гоголя — лучшее и наиболее типичное, что сделано Ш. в последнее десятилетие его творчества. Ш. натурализовался во Франции, но не порвал связи с сов. общественностью.


Литература о Шагале многочисленна. Главнейшие работы: Эфрос А. и Тугендхольд Я., Искусство Марка Шагала, М., 1918; Дейблер Т., Шагал, в сб. Современная немецкая мысль, Лейпциг, 1921; With K., Chagall, Leipzig, 1923; Salmon A., Chagall, P., 1929; Raynal M., Anthologie de la peinture en France..., P., 1927.



A. Эфрос.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ШАГАЛ Марк
(1887—1985) — российский живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Началом своей художнической биографии считал картины «Покойник (Смерть)» (1908), «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. В 1910—1914 гг. жил в Париже, испытал влияние кубизма. В 1912 г. впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). Центральные работы первого парижского периода: «Я и деревня» (1911), «России, ослам и другим» (1911—1912), «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку» (все — 1912), «Молящийся еврей» (1912—1913) — выведшие его в художественные лидеры еврейской культуры. В июне 1914 г. в Берлине организовал первую персональную выставку. Летом 1914 г. вернулся в родной Витебск, с осени 1915 по ноябрь 1917 г. жил в Петрограде. Создал серию из 70 работ, включающую пейзажи и жанровые сцены, эпически типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все — 1914; «Красный еврей», 1915) и цикл («Голубые любовники», 1914; «Зеленые любовники», 1914—1915; «Розовые любовники», 1916). После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Витебск, получив мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище. Под его руководством в 1918— 1920 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска; написал полотна «Над городом» (1914—1918), «Венчание» (1918), «Прогулка» (1918) и др. Из-за конфликта с К. С. Малевичем ушел из училища и уехал в Москву (июнь 1920). Здесь исполнил семь монументально-декоративных панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, изготовил декорации для нескольких спектаклей; работал учителем в колонии для малолетних беспризорников; выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 г. имел персональную выставку в Еврейском Камерном театре. Летом 1922 г. уехал в Берлин. Там обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; создал серию офортов — иллюстраций к его книге «Моя жизнь». В 1923 г. переехал в Париж, где выполнил цикл иллюстраций к роману Я. В. Гоголя «Мертвые души» (1923—1927; получил за них Гран-при XXIV Биеннале в Венеции, 1948), к басням Лафонтена (1927—1930), серию гуашей «Цирк Воллара» (1927) с образами клоунов, арлекинов, акробатов. В 1920—1930-х гг. много путешествовал по Франции, гражданство которой получил в 1937 г. После поездки в Сирию и Палестину (1931) создал серию иллюстраций к Библии и большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, которые составили колоссальное «Библейское послание». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938; «Распятый художник», 1938— 1940; «Мученик», 1940; «Желтый Христос», 1941 и др.). С мая 1941 г. жил в США, в основном работал для театра: оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина (1942) и балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица» (1945). В 1948 г. вернулся во Францию. В 1950-х гг. приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману греческого автора Лонга (Longus) «Дафнис и Хлоя» (1960—1962). В последний этап жизни живописец-станковист работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. В 1960—1970-х гг. изготовил многочисленные витражи для католических соборов, лютеранских храмов и синагог, общественных зданий Европы, Америки и Израиля. В 1964 г. по заказу президента Франции Ш. де Голля расписал плафон парижской Гранд-опера; в 1966 г. — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В июне 1973 г. приезжал в СССР в связи с организацией выставки его литографий. В течение своей жизни получил множество мировых знаков отличия, в том числе в 1977 г. Большой крест Почетного легиона — высшую награду Франции. Выходец из России, М. Шагал называл себя русским художником, подчеркивая родовую общность с российским искусством.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МАРК ШАГАЛ
1887—1985)      До Камиля Писсарро, Хаима Сутина, Жака Лифшица, Амедео Модильяни и Марка Шагала не было великих художников-евреев. Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Евреи мастеровые могли вырезать львов из дерева для украшения священных ковчегов или делать витражное стекло мрачных цветов, но не позволялись ни портреты аристократов, ни пасторальные сцены, и вообразить нельзя было классических обнаженных, раскинувшихся в траве. Один из грандов импрессионизма, Писсарро бесспорно повлиял на своих великих преемников Поля Гогена и Поля Сезанна. Однако наследие Писсарро было слишком большим, не всегда изысканным, а в его последние годы часто оказывалось шаблонным и повторяющимся. Некоторые критики сходным образом характеризовали и творчество Шагала, и все же его ранний период был поистине необычайно выразительным, уникальным по своей вдохновенности и чем-то большим, нежели просто искусством. Работы Шагала передавали в живописи безнадежно утраченную культуру восточноевропейских местечек, ее самую чистую суть. В его картинах надменно улыбающиеся синие коровы вечно летают над соломенными крышами домов. Деревенские жители празднуют свадьбу, навсегда собранные вместе на праздничном костре, а жених и невеста, стоящие под балдахином, поднимаются почти за пределы картины. Искусство Шагала сохранило на все времена бесследно исчезнувший мир. В своей мягкой манере Шагал символизировал индивидуальное сопротивление художника политическому угнетению и господству искусства так называемых авангардистов. Он считал негодными научные подходы к искусству. Импрессионизм и строго геометрический кубизм были «чужды» ему. В первые годы независимости Израиля Шагал стал также международным символом процветающего еврейского художественного творчества. В отличие от Писсарро или Модильяни, которые никогда не занимались еврейской темой, Шагал явно стремился создать из опыта своей юности в России еврейское искусство – сверкающее, новое и современное. (Единственными художниками, которых в этом смысле можно сравнить с Шагалом, были швейцарский композитор Эрнест Блох, сочинивший среди прочего большую рапсодию «Шеломо» для виолончели с оркестром, посвященную царю Соломону, и трогательное «Богослужение»; автор новелл и драматург Шолом-Алейхем и Нобелевский лауреат романист Исаак Башевис Зингер). Фрески и витражи Шагала на библейские темы для церквей во Франции, Швейцарии, Покантико-Хилсе, Нью-Йорке; для медицинского центра «Гадаса» и кнессета в Израиле, Ватикана, нью-йоркской «Метрополитен-Опера» и Секретариата ООН представляют собой публичные свидетельства его гуманистической, полной любви и утешения позиции. Шагал родился в Лиозно под городом Витебском в царской России, и его настоящая фамилия была Сегал (великий американский композитор Аарон Копленд также проследил свои корни до Витебска). Отец Шагала проработал тридцать лет разнорабочим на селедочном складе. Он так и не сумел оценить удивительные способности сына. Марк поступил сначала в хедер (начальную религиозную школу для маленьких детей), затем в государственную школу. Когда его друг высказал восхищение его работами, Шагал уговорил мать оплатить его уроки у местного портретиста. В 1906 г. Шагал рискнул поехать в Санкт-Петербург учиться в Императорском обществе поддержки искусств. Позже он познакомился с евреем Львом Бакстом – театральным художником, оформлявшим спектакли «Русского балета» Дягилева, и некоторое время учился у него (в классе Бакста рядом с ним стоял великий танцор Вацлав Нижинский, почему-то решивший, что и он может живописать). Получив стипендию от одного адвоката, Шагал смог выехать из России на четыре года плодотворной работы в Париже. Приобщившись к жизни французской богемы перед Первой мировой войной и к сокровищам Лувра, Шагал почувствовал себя свободным. Во Франции он стал великим художником российско-еврейского происхождения. Его особый вид экспрессионизма – лиричный, фантастичный, рожденный на плодородной витебской почве – проявился в исступленно ярких красках его полотнищ. Шагал бесспорно стал одним из величайших и влиятельнейших художников-колористов XX в. После персональной выставки в Берлине в 1914 г. Шагал вернулся в Витебск, был призван на службу в императорскую армию и в ходе массового дезертирства российских солдат в конце войны оставил свою штабную должность. Когда в 1917 г. пришли к власти большевики, Шагала назначили комиссаром Витебска по изящным искусствам. Его полотна выставлялись в Зимнем дворце в Петрограде. Его рекламировали как великого художника советской Новой эры. Однако его индивидуализм оказался слишком теплым и человечным для холодного конформизма развивавшегося социалистического реализма, и его сняли с поста комиссара. После новаторской работы в Еврейском государственном театре в Москве в 1922 г. Шагал вместе с женой и дочерью бежал из России. Его имя было уже хорошо известно в Западной Европе, и он получил финансирование со стороны влиятельного еврейского биржевика Поля Касирера и француза Амбруаза Вояра, заказавших ему офорты на библейские темы. К 1930-м гг. Шагала признали в Европе как одного из величайших современных живописцев. В 1937 г. нацисты запретили его творчество, уничтожили часть его полотен и включили другие в свою позорную выставку «Дегенеративное искусство» (на которой высмеивалась также музыка Курта Вейля) в Мюнхене. В 1941 г. по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства опасавшиеся нацистской угрозы Шагалы бежали в Америку. После Второй мировой войны Шагал стал благодаря своим удивительным витражам и пользовавшимся большим спросом литографиям одним из самых знаменитых художников в мире. Однако на протяжении многих оставшихся ему лет жизни он не поддался воздействию послевоенных движений – от абстрактного экспрессионизма до поп-искусства и фотографического реализма – и не изменил в сколько-нибудь значимой степени направления и философии своего искусства (за исключением разве что применения цвета). Нельзя сказать, что Шагал повлиял на целые поколения художников, как, например, Пикассо. Как Шолом-Алейхем и Исаак Башевис Зингер не изменили художественной литературы, сочиняя свои произведения в манере Кафки и Гертруды Стайн. Тем не менее шедевры Шагала затрагивали его народ глубокой религиозностью, чувством юмора и магией, почти хасидской страстью к экстазу. Он навсегда обогатил мировую культуру видениями своего Витебска, фантасмагорического и, все же всеми узнаваемого местечка, угнездившегося в сердцевине еврейской души.      

Источник: 100 великих евреев. 2003

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.14 мб

Марк Шагал в современном искусстве

Лиховид Юлия Георгиевна, Керимова Айшан Тапдыговна
Читать PDF
383.06 кб

Репрезентация в творчестве Марка Шагала

Королёв Марк Юрьевич
Данная статья посвященная проблеме культурной репрезентации в творчестве Марка Шагала.
Читать PDF
306.17 кб

Звучащий мир витражей и панно Марка Шагала

Сафиуллина Лилия Гарифулловна, Батыршина Гульнара Ибрагимовна
В статье раскрывается символика музыкальных образов, представленных на витражах, панно и росписях Марка Шагала.
Читать PDF
315.70 кб

Цирк Марка Шагала на фоне русского авангарда

Клепацкая Ольга Сергеевна
Статья посвящена теме цирка в творчестве Марка Шагала, которая рассматривается в контексте развития русской художественной культуры первой трети XX в.
Читать PDF
1.11 мб

ТЕАТРАЛЬНОЕ НАЧАЛО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МИФОЛОГИИ МАРКА ШАГАЛА

Березанская Мария
В статье обосновывается концепция, утверждающая ключевое значение театрального начала в творчестве Марка Шагала в его «художественной мифологии».
Читать PDF
1.38 мб

Национальный образ мира еврейской культуры в творчестве Марка Шагала

Леонов Иван Владимирович, Харитонова Мария Алексеевна
Произведение искусства, являясь сложной системой знаков, включённой в многоуровневое пространство культуры, требует поиска особого ключа к его «дешифровке», интерпретации.
Читать PDF
1.16 мб

Пространственно-символическое содержание картины Марка Шагала "Песнь Песней III"

Харитонова М.А.
Настоящая статья посвящена анализу процесса семиозиса в творчестве Марка Шагала на примере картины «Песнь Песней» из цикла «Библейское послание».
Читать PDF
107.92 кб

Гордость трех государств: документальное наследие Марка Шагала в России, Белоруссии и Франции

Малиновская Анна Владимировна
Данная статья посвящена биографии великого авангардиста, его творческому пути, музейному и архивному наследию.
Читать PDF
88.56 кб

Опыт обоснования дизайн-концепции музея Марка Шагала в Витебске (к 130-летию со дня рождения художни

Майстровская Мария Терентьевна
Статья посвящена художественной концепции музея Марка Шагала в Витебске, городе, где он родился, и где прошли его детство и юность.

Похожие термины:

  • ШАГАЛ Марк Захарович

    (Chagall). Род. 1887, ум. 1985. Живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Учился в школе Петербургского общества поощрения художеств (1907—1908), в частной студии С. М. Зейденберга (1908), в школе Е. Н. Зв