ШАГАЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШАГАЛ
Марк Захарович (1887–1985) — французский живописец и график русского происхождения. Его творчество было связано с Россией, где он родился и учился в витебской школе живописи и рисунка, с Германией и Францией, где художник жил в 1910–1914 гг., принимая участие в оформлении спектаклей «Русских сезонов» С. Дягилева («Жар-птица» И. Стравинского и др.), и куда он эмигрировал в 1922–1923 гг., и с Соединенными Штатами Америки, где он находился со времени оккупации Франции фашистами. Его ранняя живо-пись имела много общего как с народным примитивным искусством, так и с западным экспрессионизмом и ку-бизмом. Истинно шагаловское проявлялось в стремлении вложить в картины мольбу о спасении, о возрождении, о приближении к Богу через радость ощущения бытия. Главными персонажами его ранних произведений являются сам художник и его возлюбленная, ставшая вскоре женой, красавица Белла. На бледных лицах с обилием бликов сияют глаза-душа, в руках — птица счастья или ветвь. Они парят над городом в изумрудных красках лета, обретая друг друга в светоносном сиянии («Над Витебском», 1914 и др.). Яркая красочность и нарочито примитивная форма присутствуют и в пейза-жах Шагала. Бытовые сцены, раскрывающие жизнь не-больших еврейских местечек, построены на соединении разновременных и разнопространственных планов, на сосуществовании реальности и фантастики, гротескной абсурдности и проникновенной поэтичности, горестной печали и изумления, восторга перед великим чудом — жизнью («Роды», 1910; «Я и деревня», 1911; «Зеленый ев-рей», 1914; «Дачное окно», 1915 и др.). Своими поздними работами М. Шагал открыл новые возможности в живо-писи, доказав, что можно изображать не только реальный мир, но и мысль, звук, песню.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ШАГАЛ
Марк Захарович (1887, Витебск – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), русский художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., соединивший в своем творчестве древние традиции иудейской культуры с ярким новаторством. Родился в семье приказчика. В 1906 г. начал брать частные уроки у художника-реалиста Ю. М. Пэна. В Санкт-Петербуpге посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (1906–09), студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. В 1910–14 гг. жил в Париже в колонии художников «Улей», сблизился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и др. авангардистами. В Париже были созданы картины «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами», «Скрипач» (обе – 1912). В 1914 г. в Берлине с успехом прошла первая персональная выставка Шагала.
Вернувшись в Витебск в начале Первой мировой войны (1914), Шагал женился (1915) на Белле Розенфельд, дочери богатого витебского торговца. Жена стала героиней многих его картин («Двойной портрет со стаканом вина», 1917; «Над городом», 1914–18; «День рождения», 1915–23). Октябрьскую революцию (1917) художник воспринял с энтузиазмом. В 1918–19 гг. был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, создавал оформление города к революционным праздникам, пытался организовывать выставки, открывать музеи и школы. Постоянные разногласия с местным руководством заставили художника переехать в Москву.
В своих произведениях Шагал создал индивидуальную мифологию, внутри которой существовали в равновесии Земля и космос, Париж и российская провинция. Характерные пейзажи провинциального Витебска соседствуют в его картинах с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917). Творчество Шагала насквозь автобиографично: уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные («Суббота», 1910). В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–22).
В 1922 г. Шагал уехал в Берлин, где издал книгу мемуаров «Моя жизнь». С 1923 г. жил в Париже, где познакомился с французским издателем А. Волларом, по заказу которого создал иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (изданы в 1948 г.), «Басням» Лафонтена (изданы в 1952 г.) и Библии (вышла в 1956 г.).
Во время Второй мировой войны Шагал с семьей эмигрировал в США. С 1941 г. жил в Нью-Йорке («Перья и цветы», 1943). В 1944 г. умерла жена Шагала, но ее образ по-прежнему жил в картинах («Вокруг нее», «Свадебные свечи»; обе – 1945; «Ноктюрн», 1947). В 1948 г. художник вернулся во Францию.
После войны Шагал работал для театра (оформление спектакля И. Ф. Стравинского «Жар-птица» в Нью-Йорке, 1945; балета Равеля «Дафнис и Хлоя», 1958; «Волшебной флейты» В. А. Моцарта в Метрополитен-опера, 1967), создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме; разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект декора зрительного зала Парижской оперы. В 1977 г. в Лувре состоялась персональная выставка художника. В Хайфе (с 1957 г.) и Ницце (с 1973 г.) существуют музеи Шагала; в 1992 г. открылся дом-музей Шагала в Витебске.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Шагал
, Марк Захарович (Chagall, Marc) 1887, Лиозно, близ Витебска — 1985, Сен-Поль-де-Ванс. Русский и французский художник. Учился в Санкт-Петербурге, в школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих (1907), затем в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста (1908—1910). Ранние портреты, сцены провинциального быта написаны в примитивистской манере (Свадьба, 1909, частное собрание; Рождение, 1910, Цюрих, Кунстхауз). В 1910—1914 Шагал жил в Париже, где включился в среду литературного и художественного авангарда, сдружился с Ф. Леже, Б. Сандраром, Г. Аполлинером, Р. Делоне. Цвет его живописи становится более насыщенным, активным; художник осваивает приемы кубизма, прибегает к смелым деформациям и символике (В честь Аполлинера, 1911—1912, Эйндховен, Гор. музей Ван Аббе; Адам и Ева <Искушение>, 1912, Сент-Луис, Художественный музей). В тематике парижских картин доминируют ностальгические воспоминания о родных местах, о жизненном укладе окраинной России (Солдат пьет, 1911—1912, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; О России, ослах и других, ок. 1911—1912, Париж, Нац. музей современного искусства). В программной картине Я и деревня (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства) разномасштабные изображения людей, животных, растений, домов объединяются ритмом сфер и круговых вращений, являя нерасторжимую связь всех земных тварей и созданий. На становление образного мира Шагала значительное влияние оказало учение хасидов — мистическое течение иудаизма, распространенное в Восточной Европе. Хасиды верили, что Бог присутствует в обыденных вещах и явлениях, облекали свои проповеди в форму притчи, использовали в ритуале танцы и музыку. Однако не меньшее значение для Шагала имела русская культура во всем диапазоне ее проявлений, а затем и культура французская. Напластование различных культур определило космополитический универсализм художественного мышления Шагала. Начало Первой мировой войны, заставшее художника в Берлине, побудило его вернуться в Россию. В 1915 он женился на Белле Розенфельд, которая стала его излюбленной моделью и главным персонажем картин с парящими, взлетающими в небеса влюбленными (День рождения, 1915, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Прогулка, 1917, Санкт-Петербург, Гос. Русский музей; Над городом, 1917, Москва, Гос. Третьяковская галерея). После Октябрьской революции Шагал активно включился в организационную и педагогическую деятельность. Был назначен комиссаром искусств в Витебске, где открыл музей, Народное художественное училище (1918), оформлял празднества, посвященные первой годовщине революции. Переехав в Москву в 1920, сотрудничал с Еврейским камерным театром, создал для его оформления 7 больших монументальных панно (ныне — Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1922 навсегда покинул Россию, отправившись сначала в Берлин, а затем в Париж (1923). К этому времени сложился поэтический мир Шагала, в котором сливаются реальность и мечта, архетипы фольклора и персональные переживания художника, приметы частного быта и универсальные символы человеческого существования. Рутинная жизнь захолустного городка, глухой деревни приобретает под кистью художника черты преображенного, очарованного мира. Покосившиеся домишки, кривые улочки и дворики служат прибежищем людям и кротким домашним животным. В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости; человеческие фигуры взмывают вверх и плывут, как в сновидении. Сферические пространства, лишенные силы гравитации, символизируют обитель мира, в лоне которой живые существа сливаются в братском единстве (Крестьянская жизнь, 1925, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Петух, 1929, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Во Франции колорит Шагала просветляется, смягчается контур. Праздничное мироощущение преобладает в полотнах, изображающих скрипачей, акробатов и комедиантов, парящих среди цветов влюбленных (Зеленый скрипач, 1923—1924, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Акробаты, 1926, частное собрание; Новобрачные у Эйфелевой башни, 1928, частное собрание; Влюбленные в сирени, 1930, Нью-Йорк, частное собрание; Акробатка, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1920-х Шагал выполнил несколько больших графических циклов. Приступив к работе над иллюстрациями к Библии, он посетил в 1931 Тель-Авив, библейские места Сирии, Палестины и Египта. Приход нацистов к власти в Германии, распространенность антисемитизма в других странах побуждают художника к размышлениям о трагических судьбах еврейского народа (Одиночество, 1933, Тель-Авив, Музей; Белое распятие, 1938, Чикаго, Институт искусств). В 1941—1948 Шагал жил в США. Потрясенный известиями о событиях войны в Европе, о захвате немцами территорий России, он пишет картины, проникнутые глубоким трагизмом, — Искушение (1943, частное собрание), При крике петуха (1944, частное собрание), Падение ангела (1923—1947, Базель, Кунстхалле). В них прежде гармоничный мир художника предстает в огне пожарищ и гибельных разрушений; типичные мотивы его живописи дополняются евангельскими и ветхозаветными образами, символами иудаизма и христианства. Вернувшись во Францию после окончания войны, Шагал в 1950 поселился в Вансе. В его поздней живописи трагические темы чередуются с проникновенной лирикой. В серии 1950-х, посвященной Парижу, ангелоподобные фигуры витают над городом, пронизанным голубым свечением (Мосты Сены, 1954, Гамбург, Кунстхауз; Марсово поле, 1954—1955, Эссен, Музей Фолькванг). Посетив Грецию в 1952 и 1954, художник обогатил свой тематический репертуар сюжетами античных мифов (Падение Икара, 1975, Париж, Нац. музей современного искусства; Миф об Орфее, 1977, частное собрание). Шагал выполнил большое количество монументальных работ: настенная живопись в фойе театра во Франкфурте (1959), в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (1965), роспись плафона Парижской оперы (1964), витражи для собора в Меце (1958), для синагоги Иерусалимского университета (1962), для здания ООН в Нью-Йорке (1964), для собора Фрауенмюнстер в Цюрихе (1970), для Реймсского собора (1974) и церкви Св. Стефана в Майнце (1978), для церкви Всех святых в графстве Кент (1978), мозаики и росписи для здания парламента в Иерусалиме (1966), мозаики для университета и музея в Ницце (1968, 1971), для Первого национального банка в Чикаго (1974). Присущее Шагалу мышление архетипическими символами с особой убедительностью раскрылось в монументальных работах, включенных в светские архитектурные комплексы, в религиозные сооружения различных конфессий. В 1973 в Ницце был открыт Национальный музей "Библейское послание Марка Шагала". Художник много работал в печатной графике, керамике, занимался оформлением театральных спектаклей, а также литературным творчеством.
Лит.: Марк Шагал. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. М., 1989; Марк Шагал. Моя жизнь. М., 1994; Марк Шагал: К 100-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1987; Каменский А. А., Сарабьянов Д. В. Шагал. Портрет художника. М., 1995; Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. М., 1995; Venturi L. Chagall. Geneve, 1956; Meyer F. Chagall. Life and Work. New York, 1973; Haftmann W. Chagall. New York, 1974.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Марк Шагал в современном искусстве

Лиховид Юлия Георгиевна, Керимова Айшан Тапдыговна

Похожие термины:

  • МАРК ШАГАЛ

    (р. 1887) — современный русский живописец и график; происходит из мелкобуржуазной еврейской среды г. Витебска. Одно время брал уроки у Бакста. В 1910—14 работал в Париже, где работы его выставлялись в Са
  • ШАГАЛ Марк Захарович

    (Chagall). Род. 1887, ум. 1985. Живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Учился в школе Петербургского общества поощрения художеств (1907—1908), в частной студии С. М. Зейденберга (1908), в школе Е. Н. Зва
  • ШАГАЛ Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович

    6.07(24.06). 1887 (Витебск) - 28.03.1985 (Сен-Поль-де-Ванс, Франция). Живописец, график. Старший из девяти детей приказчика рыбного склада. Детство провел в Витебске, в патриархальной еврейской среде. В 1900-05 учился