Мазхаб

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мазхаб(ы)
школаы, где учат Исламскому праву.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

МАЗХАБ
школа мусульм. религ. права. В 8 — 9 вв. в феод. обществе халифата сложилось 4 основных М.: ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов, учение к-рых основано на коране и сунне (мусульм. «свящ. предание»).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мазхаб
(арабск. – путь, направление, образ действия) – богословскоюридическая школа, система в суннитской ветви ислама. К настоящему времени общепризнанными являются 4 мазхаба: ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Названия получили по имени своих создателей. Наибольшее количество последователей насчитывает ханифитский мазхаб. См. Суннизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МАЗХАБ
араб. - путь, направление) - религ.-юридич. школа или система в мусульм. суннитском праве (фикхе и шариате). У мусульман-суннитов общепризнанными являются 4 М.: ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Их основатели - Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (715-795), аш-Шафии (767-820) и Ибн Ханбал (780-855) - признаются непререкаемыми авторитетами в толковании мусульм. права, обладавшими способностью иджтихада, т. е. самостоят., независимых суждений относительно применения правовых норм, установленных на основе Корана, хадисов, кийаса и иджмы. М. различаются в методах толкования хадисов, но считаются одинаково правоверными. Каждый мусульманин-суннит принадлежит к одному из М. и при желании может переходить из одного М. в другой. Мусульмане в СССР - ханифиты.

Лит.: Фан ден Берг, Осн. начала мусульм. права, пер. проф. В. Гиргаса, СПБ, 1882; Schacht J., The origins of Muhammadan jurisprudence, Oxf., 1950.

E. A. Беляев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мазхаб
путь, по которому следует мусульманин, богословскоправовая школа. Первоначально в Исламе не было различных мнений и методологических различий. Дело в том, что в случае каких–либо разногласий ранние мусульмане обращались к пророку Мухаммаду, который решал все проблемы, а они беспрекословно подчинялись ему. После его смерти, при первых Праведных халифах Абу Бакре, Омаре и Османе (в первые годы его правления), также каких–либо серьезных споров и разногласий в доктринальных вопросах между мусульманами не возникало. Существовали только разногласия по некоторым второстепенным правовым проблемам, которые легко разрешались лидерами мусульманского общества. Однако после гибели третьего халифа Османа, в мусульманском обществе произошли серьезные потрясения и стали выделяться первые религиознополитические группировки. Несмотря на то, что первоначально они действовали только под политическими лозунгами, тем не менее, их приверженцы положили начало религиозному расколу. Еще при правлении четвертого халифа Али, в разгар гражданской войны и кровавых противостояний в Халифате, стала выделяться партия его сторонников, которые стали называть себя шиитами. Тогда же возникла партия его противников–хариджитов. Третьей группировкой того времени были насибиты, которые выступали с требованиями мести за смерть халифа Османа и считали правым Муавию в его противостоянии с халифом Али. Большинство же мусульман не признали крайностей этих группировок и определили свой умеренный, центристский путь, который был назван суннитским (Ахль аль–Сунна). Первый серьезный вероучительный и доктринальный раскол в Исламе начался после гибели халифа Али с началом деятельности секты джабритов–сторонников абсолютного Божественного предопределения, и кадаритов, которые были сторонниками абсолютной свободы воли человека и ставили под сомнение некоторые аспекты исламского учения о предопределении (См. Кадар и Каза). Против кадаритов выступили такие сподвижники пророка Мухаммада, как Ибн Омар и Ибн Аббас. Еще одну новую доктрину выдвинули и мурджииты, которые считали, что совершение греха человеком не имеет отношения к его вере и не наносит ей вреда. Одновременно с ними, стали развивать свои доктрины различные шиитские и хариджитские секты. Немалую роль в доктринальном расколе мусульманского общества играл целый ряд факторов объективного и субъективного характера. В частности, в числе причин, которые способствовали возникновению различных мазхабов, мусульманская традиция называет разницу в интеллектуальном уровне людей, их различиях к восприятию проблем, путям их решений. Другой причиной являются различные методы и подходы ученых при решении различных проблем правового и доктринального характера. Немалую роль в появлении различных мазхабов сыграло воздействие на мусульманское мировоззрение различных философских, религиозных и мировоззренческих школ, которые были известны в регионах распространения Ислама с древнейших времен. Политическое противостояние в мусульманском обществе в ходе гражданской войны в Халифате и насаждаемая правящей династией Омейядов политика арабского национализма также способствовали началу возникновения различных сект. Еще одной причиной разделения мусульман на различные мазхабы были проблемы с принятием тех или иных хадисов, введение аллегорий для объяснения некоторых аятов Корана, недостаточное знакомство с тонкостями арабской грамматики. Но, с другой стороны, исламская религия, начиная с первых веков своего существования, допускала плюрализм, наличие различных мнений и оценок по одним и тем же проблемам. Тем не менее, мусульманские улемы всегда считали раскол в доктринальных вопросах религии (акиде) нежелательными, так как это могло привести к развитию различных форм сектантства и нововведений (бида), которые подрывали изнутри единство мусульманского общества. А подрыв единства в религии является запретным деянием харам: «Дepжитecь зa вepвь Aллaxa вce, и нe paздeляйтecь... И нe бyдьтe тaкoвы, кaк тe, кoтopыe paздeлилиcь и cтaли paзнoглacить, пocлe тoгo кaк пpишли к ним яcныe знaмeния; для этиx–вeликoe нaкaзaниe» (Коран, 3: 103, 105). В целом же, согласно единогласному мнению всех улемов, та секта, которое ставит под сомнение какиелибо положения религии, непосредственно вытекающие из ясных и однозначных смыслов Божественного откровения (нассов), считается вышедшей из Ислама. Тем не менее, различные доктринальные школы в Исламе все же появились. Однако в правовых вопросах (фикх) различные мнения, методы и заключения, в целом допускаются, если они являются обоснованными. Это зафиксировано в хадисе пророка Мухаммада, который, назначая Муаза ибн Джабаля судьей в Йемен, спросил у него о том, каким образом он будет выносить решения. Муаз ответил, что он сделает это на основании Корана и Сунны посланника. Когда же пророк спросил у него, что он сделает, если не найдет буквального решения проблемы в этих источниках, Муаз ответил, что он сделает иджтихад–то есть, вынесет решение на основании своего анализа Божественного Откровения. Пророк одобрил этот ответ. Этот хадис приводится в сборниках хадисов Ахмада, Тирмизи, Абу Давуда. Однако иджтихад запрещен в тех вопросах, относительно которых имеются букваль–ные предписания (нассы) из исламских первоисточников. Также иджтихад не может противоречить общему духу Ислама. После смерти пророка Мухаммада и периода правления первых халифов различные заключения по правовым проблемам выводили различные улемы. Были даже сформированы две правовые школы: одна в Ираке (См. Асхаб арРай), а другая в Медине (См. Асхаб аль–Хадис), которые применяли свои методы. В лоне всех этих школ выдающиеся ученые и правоведы исламского мира исследовали различные проблемы доктринального и правового характера. Их теоретические работы легли в основу исламской науки, которая стала систематизироваться и еще больше развиваться. Различные подходы и различия в исследованиях ученых привели к образованию новых школ, хотя их основатели и не заявляли о том, что основали мазхабы. Таким образом, наличие в Исламе различных правовых школ не противоречит основам религии и является допустимым. В целом же все мазхабы Ислама можно подразделить на три категории: 1. Политические. К ним относятся партии насибитов, шиитов и хариджитов. 2. Доктринальные. Существует три суннитских доктринальных мазхаба. Это матуридитская, ашаритская и салафитская школы. К остальным мусульманским школам относятся школы мутазилитов, имамитов, иснаашаритов, зейдитов, хариджитов, кадаритов, джабритов. Некоторые доктринальные школы считаются вышедшими из Ислама. Это школы низаритов, друзов, бабидов, бахаитов, кадианитов. 3. Правовые. Все правовые школы в исламе имеют своими источниками положения Корана и Сунны. Известны следующие крупные правовые школы: ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов, джафаритов, зейдитов и захиритов. Из них первые четыре являются суннитскими. Существовали также несохранившиеся на сегодняшний день мазхабы Абдуллы ибн Шубрумы (ум. в 144 г.х.), Абд арРахмана аль–Авзаи (ум. в 157 г.х.), Суфьяна ас–Саври (ум. в 161 г.х.), Мухаммада ибн Абд арРахмана ибн Абу Лайлы (ум. в 148 г.х.), Исхака ибн Рабии (ум. в 238 г.х.), Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира атТабари (ум. в 310 г.х.), Лейса ибн Сада (ум. в 175 г.х.), Музани (ум. в 264 г.х.), Абу Савра Ибрахима ибн Халида Мухаммада ибн Исхака ибн Хузаймы (ум. в 311 г.х.)

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Распространение шафиитского мазхаба в Йемене

Муати Ф.
В статье делаются попытки показать влияние имама аш-Шафии на мусульманское общество во время его пребывания в Йемене, а также последующее распространение его школы среди жителей Йемена.
Читать PDF

ОТ СУННИЗМА ХАНАФИТСКОГО МАЗХАБА К САЛАФИТИЗМУ: ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОПЫТ МИГРАНТОВ

Лисицын П.П.
Ключевой вопрос, ответ на который автор статьи пытается дать: «Каковы социальные условия перехода участников миграционного процесса в радикализированные сети?».

Похожие термины:

  • Джафаритский мазхаб

    самая распространенная богословскоправовая школа в шиизме. Эпонимом этого мазхаба является Джафар ас–Садик (80/699–148/758). Джафар ас–Садик был прямым потомком пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба
  • Ханафитский мазхаб

    один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Абу Ханифа (Имам Азам, АнНуман ибн Сабит аль–Куфи). Абу Ханифа родился в Куфе в 80/699 году, но его предки были родом из Иран
  • Ханбалитский мазхаб

    один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль (164/778–241/855). Ахмад ибн Ханбаль родился в Багдаде. Родословная Ахмада ибн Ханбаля восходила к племени Ш
  • Маликитский мазхаб

    один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Малик ибн Анас (93/712–179/796). Малик ибн Анас был выдающимся мыслителем и правоведом. Он родился в 93 году в Медине. Его предки
  • Шафиитский мазхаб

    один из четырех правовых школ суннитского Ислама. Эпонимом мазхаба является Мухаммад ибн Идрис ашШафии (150/767–204/820). Мухаммад ибн Идрис ашШафии родился в 150 году хиджры в Газе (Палестина). Его родосл
  • Захиритский мазхаб

    правовая школа в Исламе. Представители этой школы считали, что все аяты Корана являются ясными и недвусмысленными (нассами). Они видели в Откровении только внешние, экзотерические (захир), буквальн
  • Зейдитский мазхаб

    один из старейших правовых школ в Исламе. Несмотря на то, что зейдитский мазхаб считается шиитской школой богословия, во многих доктринальных вопросах позиция зейдитов отличается от богословия д