МЕНАНДР
МЕНАНДР
ок. 343 — ок. 291 до н.э.) — др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т.н. новоаттич. бытовой комедии. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранивш. комедия «Угрюмец».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Менандр
(лат. Menander, 342/341 – 293/290 гг. до н. э.) — древнегреческий комедиограф, главный представитель новой аттической комедии, автор свыше 100 пьес. Полностью сохранилась «Угрюмец», частично «Третейский судья», «Отрезанная коса». Его пьесы представляют собой мещанскую комедию, дана социальная жизнь с ее конфликтами.
МЕНАНДР
1. (Menandros) (ок. 343 - ок. 291 до н. э.) - др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т. н. новоаттич. бытовой комедии, М. в изображении традиционных образов и сюжетов преодолел условность масок, придав им индивидуальность. Он перенес внимание с общественно-политич. борьбы на личный мир человека; сочувствовал прогрессивным идеям своего времени; для него характерно сочувствие тяжелой судьбе крестьянина, в рабе и гетере он видел человека. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранившаяся комедия "Угрюмец" ("Dusxolos"). Изд.: Menandri. Quae supersunt, ed. A. Koerte, Bd 1-2, Lpz., 1957-59; Menandros. Dyskolos, hrsg. von H. J. Mette, G?tt., 1960; Комедии, рус. пер. Г. Ф. Церетели, M., 1936; Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы, рус. пер., (М., 1964). Лит.: Тройский И. М., Ново-найденная комедия М. "Угрюмец" ("Человеконенавистник"), "ВДИ", 1960, No 4; Webater T. В. L.,Menander. Plays of social criticism, Manch., 1947. 2. (ум. ок. 150 до н. э.) - греч. правитель Сев. Индии. Расширив в результате завоеват. походов владения Греко-Бактрийского царства в Индии вплоть до низовьев Инда, М. стал самостоят. правителем греч. владений в Индии. Его столица находилась в г. Шакала (совр. Сиалкот). Стремясь укрепить социальную базу своего гос-ва, М. пытался опереться также на нек-рые слои местного населения; видимо, с этой целью он принял буддизм. В буддийской традиции М. отождествляется иногда с царем Милиндой, упоминаемым в трактате "Милиндапаньха". Лит.: Массон В. М. и Ромодин В. A., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Narain A. К., The Indo-Greeks, Oxf., 1957.
МЕНАНДР
Mеnandros) (ок. 343, Афины – ок. 291 до н. э., там же), древнегреческий комедиограф. Представитель последнего этапа развития древнегреческой комедии – новой аттической комедии. В отличие от древней аттической комедии, имевшей политическую направленность (см. Аристофан), возникшая в эпоху эллинизма новая аттическая комедия была близка к бытовой драме: ее сюжет основывался на частных конфликтах и любовной интриге; роль хора, занимавшего важное место в античной драме, сводилась к исполнению вставных номеров; комедия стремилась к бытовому правдоподобию в рамках типичных ситуаций (совращение девушки, узнавание подкинутого ребенка, конфликт юноши с отцом и т. п.) и системы масочных персонажей (влюбленный юноша, строгий старик-отец, благородная девушка, хитрый раб, хвастливый воин, нахлебник и др.). Менандр, по античным свидетельствам, одержавший 8 побед на состязаниях комедиографов, написал более 100 комедий: «Сикионец», «Самиянка», «Остриженная коса», «Третейский суд», «Щит» и др. Они были известны лишь по фрагментам и латинским переделкам (через переработки Плавта и Теренция Менандр оказал существенное влияние на европейскую драматургию), но в 19–20 вв. были найдены папирусы с крупными отрывками из пьес Менандра и полностью сохранившаяся комедия «Брюзга»: ее герой юноша Сострат, влюбившись в дочь брюзги Кнемона, принимается за нелегкий крестьянский труд, чтобы добиться благосклонности будущего тестя. Благородство юноши и помощь богов помогают сломить упорство Кнемона и принести мир и согласие его семье. Гуманизм Менандра, его сочувствие бесправным жертвам семейного произвола и социальной несправедливости (женщинам, подкинутым детям, подчас и рабам) были необычайно смелы для его эпохи и не всегда встречали сочувствие публики. В античности Менандра ценили за изысканность, чистоту слога, правдоподобие; грамматик Аристофан писал: «О Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражал?»
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Менандр
(лат. Menander) (род. в 342/341 в Кефисии (Аттика), ум. 293/290 до н. э в Пирее), др.-греч. комедиограф, выходец из состоятельной семьи. Наиболее знаменитый представитель т. н. новоаттич. комедии, автор свыше 100 пьес. Единств, полностью сохранившаяся на папирусном свитке комедия «Dyskolos» («Угрюмец») впервые поставлена в 316 (впервые издана в 1959). Частично также на папирусе сохранились «Epitrepontes» («Третейский суд») и «Реrikeiromene» («Отрезанная коса»). Из других пьес до нас дошли только назв. и отдельные фрагменты. Наши представления о творчестве М. значительно обогатились благодаря обнаруж. недавно папирусам со значительными фрагментами комедий «Misumenos» («Ненавидимый») и «Sikionioi» («Сикионийцы»). Содержание некоторых пьес известно по творчеству рим. комедиог рафов Плавта и Теренция, использовавших сюжеты М. Они иногда соединяли неск. текстов в один (контаминация). Пьесы М. представляют собой своего рода «мещанскую комедию». Поэт под влиянием Еврипида привносит трагедийные мотивы в «мещанское» бытие и изображает обыденную жизнь афинян, размер, течение которой внезапно прерывают случайность или необычное происшествие. М. был последователем Теофраста и внимательно наблюдал за поведением людей, знал их беды, снисходительно относился к людским порокам и слабостям. Он наделял яркими индивидуальными чертами традиционные маски новоаттич. комедии (воины, гетеры). В отличие от представителей староаттич. комедии в пьесах М. не отражены политич. события эпохи, но зато дана социальная жизнь с ее конфликтами. Среди его персонажей есть и рабы. Для творч. развития М. характерен переход от грубоватонатуралистич. содержания и примитивного веселья к остроумным сюжетам и гонкому юмору. Его комедии отличаются богатством языковых средств и изящным стилем. Созданные М. образы (благодаря использованию их рим. авторами) оказали воздействие на творчество драматургов последующих поколений.
рис. Менандр. (рисунок по рельефу в Латеранском музее, Рим).
рис. Менандр. (рисунок по рельефу в Латеранском музее, Рим).
Источник: Словарь античности. 1989
МЕНАНДР
• Menander,
?????????,
1. афинский полководец во время Пелопоннесской войны, принимавший участие в экспедиции в Сицилию. Кажется, что он избежал погибели в Сицилии и, вероятно, был тот самый, который под начальством Алкибиада командовал еще войском в Геллеспонте и был одним из предводителей при Эгоспотамах. Plut. Alc. 36. Thuc. 7, 16. 43. 69. Хеn. Hell. 1, 2, 16. 2, 1, 26;
2. сын полководца Дионейфа, родился в 342 г. до Р. X., самый замечательный поэт новой комедии (см. Comoedia, Комедия, 5). Цветущая пора его деятельности относится ко времени тотчас после смерти Александра; первое его произведение ??????, написано в 322 г. Хорошее воспитание, отличное образование и благоприятные внешние условия выпали на его долю и способствовали веселой, роскошной и полной наслаждений жизни. Он находился в близких отношениях с Теофрастом и Эпикуром, а развитием своего искусства, по всей вероятности, был обязан дяде, Алексису. Был близок и с Деметрием Фалерейским, а египетский царь, Птолемей сын Лага, старался привлечь его в Александрию. Но он остался в Афинах и умер 52-х лет от роду, утонув во время купанья. Передают, что он написал больше 100 комедий, но одержал победу на состязаниях только 8 раз, хотя сочинения его читались очень охотно. Развитию и усовершенствованию новой комедии он оказал важные услуги своим тонким остроумием и прекрасным обработанным языком. К сожалению, ни одна из его комедий не сохранилась в целости, но дошло много отрывков и заглавия 73 комедий, между которыми самые замечательные: ???????, ??????, ?????? ????????????, ??????????; эти дошли до нас в переделках Теренция. По ним-то и можно составить общее понятие и суждение о характере новой греческой комедии, хотя они и уступают оригиналу в утонченности, силе и естественности. В древности все в один голос говорили о превосходстве М. Он считался образцом меткой наблюдательности, богатого вымысла и верной характеристики; к этому присоединялась, кроме того, благородная сдержанность, умеренность тона, убедительность и практическая мудрость его изречений, если не всегда изящных, зато вполне ясных. Отсюда и происходит то обилие сентенций в сохранившихся фрагментах, и множество компиляций, составленных из изречений и жизненных правил Менандра с присоединением и чуждых элементов, расположенных в алфавитном порядке и известных под именем ??????? ??????????. ср. Quint. 10, 1, 69. Ov. trist. 2, 369. Prop. 3, 20. Лучшее собрание фрагментов Meineke, com. Graec., т. IV (т. II, 867 слл. меньшее изд.). Из числа менее известных людей того же имени можно назвать:
3. ритора М. родом из Лаодикеи, жившего в 1-й половине 3 в. от Р. X.;
4. исторического писателя, родом из Эфеса, писавшего о греческих и не греческих царях, отрывки из которого сообщает Иосиф;
5. философа-киника, ученика Диогенова и поклонника Гомера;
6. софиста из Великой Фригии, написавшего комментарий к Демосфену.
?????????,
1. афинский полководец во время Пелопоннесской войны, принимавший участие в экспедиции в Сицилию. Кажется, что он избежал погибели в Сицилии и, вероятно, был тот самый, который под начальством Алкибиада командовал еще войском в Геллеспонте и был одним из предводителей при Эгоспотамах. Plut. Alc. 36. Thuc. 7, 16. 43. 69. Хеn. Hell. 1, 2, 16. 2, 1, 26;
2. сын полководца Дионейфа, родился в 342 г. до Р. X., самый замечательный поэт новой комедии (см. Comoedia, Комедия, 5). Цветущая пора его деятельности относится ко времени тотчас после смерти Александра; первое его произведение ??????, написано в 322 г. Хорошее воспитание, отличное образование и благоприятные внешние условия выпали на его долю и способствовали веселой, роскошной и полной наслаждений жизни. Он находился в близких отношениях с Теофрастом и Эпикуром, а развитием своего искусства, по всей вероятности, был обязан дяде, Алексису. Был близок и с Деметрием Фалерейским, а египетский царь, Птолемей сын Лага, старался привлечь его в Александрию. Но он остался в Афинах и умер 52-х лет от роду, утонув во время купанья. Передают, что он написал больше 100 комедий, но одержал победу на состязаниях только 8 раз, хотя сочинения его читались очень охотно. Развитию и усовершенствованию новой комедии он оказал важные услуги своим тонким остроумием и прекрасным обработанным языком. К сожалению, ни одна из его комедий не сохранилась в целости, но дошло много отрывков и заглавия 73 комедий, между которыми самые замечательные: ???????, ??????, ?????? ????????????, ??????????; эти дошли до нас в переделках Теренция. По ним-то и можно составить общее понятие и суждение о характере новой греческой комедии, хотя они и уступают оригиналу в утонченности, силе и естественности. В древности все в один голос говорили о превосходстве М. Он считался образцом меткой наблюдательности, богатого вымысла и верной характеристики; к этому присоединялась, кроме того, благородная сдержанность, умеренность тона, убедительность и практическая мудрость его изречений, если не всегда изящных, зато вполне ясных. Отсюда и происходит то обилие сентенций в сохранившихся фрагментах, и множество компиляций, составленных из изречений и жизненных правил Менандра с присоединением и чуждых элементов, расположенных в алфавитном порядке и известных под именем ??????? ??????????. ср. Quint. 10, 1, 69. Ov. trist. 2, 369. Prop. 3, 20. Лучшее собрание фрагментов Meineke, com. Graec., т. IV (т. II, 867 слл. меньшее изд.). Из числа менее известных людей того же имени можно назвать:
3. ритора М. родом из Лаодикеи, жившего в 1-й половине 3 в. от Р. X.;
4. исторического писателя, родом из Эфеса, писавшего о греческих и не греческих царях, отрывки из которого сообщает Иосиф;
5. философа-киника, ученика Диогенова и поклонника Гомера;
6. софиста из Великой Фригии, написавшего комментарий к Демосфену.
Менандр
(греч. Menandros)
(ок. 343 - 291 до н.э.)
греческий комедиограф, представитель новоаттической комедии, ученик Теофраста; родился в богатой афинской семье. Традиция приписывает ему авторство ок 100 драматических произведений. Лучше других сохранились комедии «Герой», «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Самиянка», «Брюзга» (единственная комедия М., дошедшая в полном виде). Произведения М. принято подразделять на 3 группы: комедии характеров, семейные и комедии-фарсы.
Несмотря на то что первые шаги литературной деятельности М. приходятся на годы после смерти А. Македонского, в его творчестве не нашли отображения политические события того времени. Современников М. больше интересовали частные вопросы и личное обогащение. Сам М. не занимался активной общественной деятельностью, проживая на окраине Афин близ Пирея в обществе гетеры Гликеры. Слава к М. пришла после его смерти (он утонул во время купания в Пирейской бухте). М. подражали римские драматурги Плавт и Теренций. Иоанн Стобей, компилятор VI в. н.э., сохранил изречения М. в сборнике «Цветник, или Сборник изречений».
Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы / Пер. С. Апта, Г. Церетели, С. Аверинцева, вступ. ст. К. Полонской. М., 1964; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 266-272; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 20-40; Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979. С. 78-168.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(342-290 до н. э.)
Самый значительный представитель так называемой новоаттической комедии. Менандр написал более сотни пьес, из которых полностью до нас дошла только одна - "Угрюмец". Замечательно мастерство Менандра в изображении характеров, его умение бесконечно варьировать ограниченный круг сюжетов, включающих, как правило, истории с переодеваниями и сценами узнавания.
Через своих последователей Теренция и Плавта Менандр оказал значительное влияние на развитие комедии в Европе.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(342-291)
др.-гр. драматург, представитель «новой» аттич. комедии. Впервые выступил в состязании комич. авторов в 321, 1-го места удостоился в 316. Написал 105 или 108 пьес, 1-е место завоевал всего 8 раз. Судя по числу одержанных побед, твор-во М. было не вполне оценено современниками, но вскоре после его смерти приобрело огромную популярность в гр. и рим. мире. Тем не менее ни одной цельной пьесы М. до сер. XX в. не было известно. Только благодаря папирусным находкам нач. 50 - 60-х годов XX в. стали известны: комедия М. «Брюзга» («Угрюмец»), почти полн. «Самиянка», «Третейский суд», «Остриженная», более или менее значит, фр-ты из 10 - 12 др. комедий. Хронология произв. М. б. ч. не известна и определяется предположительно по стил. признакам. Внешне твор-во М. лежит в русле сюжетных традиций нов. аттич. комедии с ее постоянными масками. В организации действия существ, роль играет мотив насилия над девушкой со стороны молодого человека, к-рый вскоре или 15 - 20 лет спустя будет узнан как ее законный муж; соотв., подброшенные некогда дети (плоды насилия) окажутся вполне обеспеченными гражданами. Среди действующих лиц комедий М. - влюбленный юноша или молодой супруг, сомневающийся в добрачной добродетели своей жены, воины-наемники, гетеры, повара, параситы, скупые отцы и хитрые рабы. Одн. стереотипные сюжетные схемы и трафаретные маски получают у М. жизненное содержание, свидетельствующее о внимании автора к челов. горю, о сочувствии к естественным слабостям, желании развязать возникшие конфликты наиб, гуманным способом. Хотя самая ранняя из дошедших комедий М. («Брюзга») почти лишена обязательных для этого жанра признаков, она характерна для его мировоззрения: нелюдимый угрюмей. Кнемон, спасенный от беды его приемным сыном, меняет свое отношение к людям и соглашается на брак дочери с молодым человеком из др. сословия. В комедии «Самиянка» ложно понятая богатым старым холостяком Демеей ситуация заставляет его подозревать приемного Сына в оскорблении; одн. до посл. момента он старается не мешать женитьбе юноши на дочери соседа (кстати - бесприданнице). Насыщенная многочисл. недоразумениями и ложными умозаключениями, «Самиянка» явл. блестящей комедией ошибок с ярко очерченными характерами (включая и благородную гетеру, к-рую афинские комедиографы обычно изображали как коварную хищницу). Спасительную роль играет гетера и в «Третейском суде», помогая распутать конфликт между молодыми супругами, в к-ром каждая сторона проявляет взаимное уважение и терпимость. Необычно для афинской комич. сцены также прямое участие в пьесе самой жертвы насилия, готовой разделить с мужем его невзгоды. Нестандартны у М. (как и гетеры) образы воинов-наемников, обычно´ представляемых нов. комедией глупыми хвастунами. У М. в комедиях «Остриженная», «Ненавистный», «Сикионец» воины изображаются как искренне любящие молодые люди, тяжело переживающие равнодушие любимой девушки или разлуку с ней. Яркость и жизненность персонажам М. придает их язык, не индивидуализированный в совр. смысле слова, но соответствующий характеру и образу мыслей действ, лица. Обычный размер комедий М. - ямбический триметр; одн. в наиб, оживленных сценах поэт мастерски использует трохеический тетраметр, передающий возбуждение говорящих и напряженность драм, ситуации.
Соч.: Комедии: Фрагменты. М., 1982; Менандр. Комедии; Герод. Мимиамбы. М., 1964 (тоже -М., 1984). Л и т.: 6, 198 - 204; Павленко: 27, 1975, № 4; 1982, № 4; Тройский: 27, I960, № 4; 1966, № 4; Ульянова-27,1993, № 1
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Менандр
из Афин, 342-293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Лицее — Деметрий Фалеронский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317-307 гг. После падения его режима М. подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то, что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь на Пирее. М. писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). М. одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э., которого ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения М. пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект V и VI вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия М. осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов М, а в 1959 г. — единственную целиком дошедшую пьесу — Отшельника (Dyskolos). Знакомство с произведениями М. в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии М. мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы — это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, целым внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака — молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий М. Рядом с ней следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е годы; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях М. неизменно присутствуют образы отцов — старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей — легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; "хороших" и "плохих" гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получение состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях М. момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий М. отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество М. явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия М. смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых — Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку — понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не Менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии М. строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части — трохеическим тетраметром. Языком М. был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. М. избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя М. умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999