от латинского ministro -служу, управляю), центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России М. образованы в 1802 вместо коллегий. После установления советской власти в октябре 1917 на базе М. созданы наркоматы, которые в 1946 вновь названы М. После ряда преобразовании М. сохраняются в Российской Федерации. (Перечень М. и списки министров см. в Приложении.)
МИНИСТЕРСТВО
МИНИСТЕРСТВО
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
МИНИСТЕРСТВО
орган центрального государственного управления; учреждение, ведающее какой-либо отраслью государственных вопросов. Первые министерства в России были созданы в результате реформы 1802 г., осуществленной по плану М. М. Сперанского (сначала — 8, к 1894 — 12). Во главе министерства стоял министр, лично отвечавший за вверенный ему участок дел и подчинявшийся главе государства. Каждый министр имел «товарища» — заместителя и канцелярию — чиновничий (бюрократический) аппарат.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
МИНИСТЕРСТВО
служу, управляю — в большинстве государств центральный орган управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления. В России первые М. образованы в 1802 г. Александром t, завершив процесс перерождения петровских Коллегий. Главными частями министерства в России были: департаменты, совет министра — под председательством последнего, в который входили: товарищ, помощник министра, директора департаментов и особо назначенные члены, общее присутствие каждого департамента, канцелярия министра, специальные учреждения, комитеты и комиссии.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Министерство
(от лат. «ministro» – «служу», «управляю») – центральный орган государственного управления, ведавший отдельными отраслями хозяйства или управления. В России первые министерства были образованы при Александре I в 1802 г. взамен петровских коллегий. Первоначально их было 8: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Во главе каждого министерства находился министр, назначавшийся императором и ответственный только перед ним. В 1811 г. по инициативе М. М. Сперанского была осуществлена реформа организации и делопроизводства министерств. После Октября 1917 г. вместо министерств были созданы народные комиссариаты (наркоматы) во главе с народными комиссарами (наркомами), а в марте 1946 г. – воссозданы министерства.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
МИНИСТЕРСТВО
от лат. ministro-служу, управляю), форма организации высших органов государственного управления, основанная на принципах единоначалия. Первые министерские должности были учреждены при Павле I. С введением М. коллегии не были ликвидированы, они вошли в их состав по принадлежности. Манифестом 8 сентября 1802 г. были учреждены первые 8 М.: иностранных дел, внутренних дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, юстиции, Государственное казначейство. М. возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми царем. Министр имел одного или нескольких товарищей (заместителей), осуществлявших управление определенными частями М. Министры обязывались представлять императору ежегодные отчеты о деятельности М. М. военное и иностранных дел курировались непосредственно императором, а военно-морское – генерал-адмиралами, обычно членами императорской фамилии.
25 июня 1811 г. было подписано «Общее учреждение министерств» – документ, определивший единообразие организации и делопроизводства М., систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения М. с другими учреждениями – коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным, был регламентирован порядок ведения дел: определенные формы регистрации, движение документа внутри М. с указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка исполнения и отчетность; только в одном департаменте М. каждый документ подергался 34 последовательным операциям.
«Всякий министр должен иметь непрерывное сношение с местами, под управлением его состоящими, и быть сведущ о всех делах, которые в них производятся; посему каждое место обязано посылать своему министру еженедельные мемории о всех текущих делах. Все предложения министра со стороны мест, ему подчиненных, исполняются немедленно…
Главные части, министерство составляющие, суть:
1. Департаменты;
2. Совет министра;
3. Oбщее присутствие отделений;
4. Kaнцелярия министра;
5. Ocoбенные установления, при некоторых министерствах состоящие.
Каждый департамент делится на столько отделений, сколько в нем главных частей, и по тому же порядку отделения делятся на столы. Департаментом управляет директор, при директоре полагается секретарь для исправления разных дел и поручений, общих всем отделениям. Отделением управляет начальник отделения, столом – столоначальник.
Дела вступают или в департаменты, или непосредственно к министру через его канцелярию. Все бумаги, вступающие в департамент, по вскрытии их, вносятся в общий входящий журнал. По записи в журнал бумаги раздаются по отделениям и тем же порядком вносятся здесь в частный журнал каждого отделения и распределяются по столам» (8).
Руководство реализацией намеченного курса осуществлялось директорами департаментов (и начальниками главных управлений), которые несли в этом отношении полную ответственность перед министром. В отличие от министра, обычно перегруженного работой и занятого одновременно делами многих департаментов, директор занимался делами своего департамента систематически, направляя и контролируя его работу. Ведение конкретных дел возлагалось на начальников отделений департаментов.
25 июня 1811 г. было подписано «Общее учреждение министерств» – документ, определивший единообразие организации и делопроизводства М., систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения М. с другими учреждениями – коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным, был регламентирован порядок ведения дел: определенные формы регистрации, движение документа внутри М. с указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка исполнения и отчетность; только в одном департаменте М. каждый документ подергался 34 последовательным операциям.
«Всякий министр должен иметь непрерывное сношение с местами, под управлением его состоящими, и быть сведущ о всех делах, которые в них производятся; посему каждое место обязано посылать своему министру еженедельные мемории о всех текущих делах. Все предложения министра со стороны мест, ему подчиненных, исполняются немедленно…
Главные части, министерство составляющие, суть:
1. Департаменты;
2. Совет министра;
3. Oбщее присутствие отделений;
4. Kaнцелярия министра;
5. Ocoбенные установления, при некоторых министерствах состоящие.
Каждый департамент делится на столько отделений, сколько в нем главных частей, и по тому же порядку отделения делятся на столы. Департаментом управляет директор, при директоре полагается секретарь для исправления разных дел и поручений, общих всем отделениям. Отделением управляет начальник отделения, столом – столоначальник.
Дела вступают или в департаменты, или непосредственно к министру через его канцелярию. Все бумаги, вступающие в департамент, по вскрытии их, вносятся в общий входящий журнал. По записи в журнал бумаги раздаются по отделениям и тем же порядком вносятся здесь в частный журнал каждого отделения и распределяются по столам» (8).
Руководство реализацией намеченного курса осуществлялось директорами департаментов (и начальниками главных управлений), которые несли в этом отношении полную ответственность перед министром. В отличие от министра, обычно перегруженного работой и занятого одновременно делами многих департаментов, директор занимался делами своего департамента систематически, направляя и контролируя его работу. Ведение конкретных дел возлагалось на начальников отделений департаментов.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011