Минский, Н

Найдено 1 определение
Минский, Н.

псевд. Виленкина Н. М.


{Венгеров}





Минский, Н.


[1855—] (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) — поэт. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1879. Один из организаторов и деятельных участников "Религиозно-философского общества". Под влиянием революции 1905 Минский предоставил имевшееся у него разрешение на издание газеты большевикам. Однако, подписывая первую легальную большевистскую газету "Новая жизнь" в качестве редактора-издателя, фактического участия в редактировании ее, в особенности после приезда Ленина, М. не принимал (см. Воспоминания Л. Красина, М. Литвинова и др., "Новая жизнь", полный текст, Л., 1925). В связи с редактированием "Новой жизни" М. был привлечен к суду по обвинению в призыве к "ниспровержению существующего строя", арестован и эмигрировал за границу, где находится и по настоящее время.


Лит-ая эволюция М. отражает путь части мелкобуржуазной интеллигенции, колебавшейся между реакцией и революцией, буржуазией и "народом", с очевидным перевесом в сторону первой. М. начинает "гражданскими стихами", окрашенными в резко выраженные либерально-"народнические" тона. М. этого периода является типичным подражателем Некрасова. Однако над мотивами "мести" в его поэзии преобладают мотивы "печали", бессилия, разочарования в народе и его силах, бездорожья. Поэт слагает свои песни от имени "больного поколения", которое "не может найти в своем сердце злобы" и "полное сомнений и печали" "стоит на распутье, не зная пути". Эпитет "больной" — его излюбленный эпитет. В этой болезненности уже содержатся элементы будущего декадентства М., — недаром одна из самых популярных гражданских "поэм" его "Белые ночи", написанная за два года до 1 марта 1881, была любимым произведением Бальмонта и Сологуба. Разгром "Народной воли" и жестокая правительственная реакция 80-х гг. усугубляют кризис "народнической идеологии" М. В 1884 в киевской газ. "Заря" № 193 он печатает нашумевший фельетон "Старинный спор", в котором решительно выступает на стороне защитников чистого искусства. В своем дальнейшем творчестве М. делается одним из самых воинствующих провозвестников антиобщественностй, индивидуализма, "самообожествления", "оргиазма", эротики, являясь первым по времени основоположником русской "новой поэзии" — декадентства, символизма. М. создает полуфилософские, полурелигиозные "трактаты" — "При свете совести — мысли и мечты о цели жизни", "Религия будущего" — оригинальную метафизическую концепцию так наз. "мэонизма" (от греческого μηоν — несуществующее), представляющую характерный сплав пережитков народнических настроений (темы "совести", "жертвы") с идеями Ницше и причудливыми построениями восточной мистики. "Мэонизм" — религия небытия — сыграл весьма видную роль в развитии "новой поэзии", явившись, по меткому выражению Плеханова, "евангелием от декаданса" — своеобразной попыткой подвести теоретическую базу под комплекс настроений и чувств так наз. "старшего поколения" русских символистов (см. "Символизм"). Революционная волна 1905 на короткое время увлекла М.: он опубликовывает в "Новой жизни" стихотворный "Гимн рабочих", начинающийся словами "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Однако перед лицом разрастающейся революции М. начинает испытывать характерный буржуазный "страх за судьбу культуры" (это же чувство вселяет в него позднее и Октябрьская революция). В драматической трилогии "Железный призрак", "Малый соблазн" и "Хаос", опубликованной им в 1909—1912, он выдвигает особую доктрину "социал-гуманизма", равноправного союза между "детьми Вулкана" и "детьми Прометея" — рабочими и старой, якобы бесклассовой, творческой, технической интеллигенцией. Буржуазная природа социал-гуманистических идей М. до конца обнаружилась после Октябрьской революции, когда статьи М. на эту тему во французской прессе встретили самый сочувственный отклик со стороны одного из вождей французского соглашательства — Альбера Тома.


Углубленная философская насыщенность стихов М. обеспечивает ему особое место в ряде других представителей русского символизма. Но соответствующей поэтической формы выработать ему не удалось. Это делает поэзию М. исторически-промежуточным явлением между поэтами восьмидесятниками и поэтическим творчеством так наз. "младших символистов" — Бальмонта, Брюсова, Блока, Андрея Белого.



Библиография: I. Полное собр. стихотв., изд. 4-е, 4 тт., СПб, 1907; При свете совести, изд. 2-е, СПб, 1897; Альма, Трагедия в 3 д., СПб, 1900; Религия будущего (Философские разговоры), СПб, 1905; На общественные темы, изд. 2-е, СПб, 1909; Малый соблазн, Пьеса в 4 д., СПб, 1912; От Данте к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Из мрака к свету, Избранные стихотворения, Берлин, 1922; Автобиография, "Новая русская книга", Берлин, 1922, № 8.


II. Шулятиков В., Этапы новейшей русской лирики, в сб. "Из истории новейшей русской литературы", М., 1910; Плеханов Г, В., О так называемых религиозных исканиях, Сочин., т. XVII, Гиз, М., 1924; Русская литература XX в., под ред. проф. С. А. Венгерова, т. I, изд. т-ва "Мир", М., 1914 [ст. ст. С. А. Венгерова, Г. Я. Полонского, Э. Л. Радлова; здесь же в т. II (М., 1915) полная библиография до 1914, сост. А. Г. Фоминым].


Д. Благой.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Судьба минских дворян в Сибири: смена этнической идентичности

Крих А. А.
Статья посвящена вопросам этнической идентичности и идентификации мало изученной группы дворян-переселенцев из Минской губернии, которые обосновались в 1893 г. в Тарском округе Тобольской губернии.
Читать PDF
0.00 байт

Минский коммерческий банк (1873-1912)

Грузицкий Ю.Л.
Читать PDF
0.00 байт

Николай Минский в литературных портретах современников

Самсонова Ольга Николаевна
Статья О.Н. Самсоновой повествует об изменчивости словесных изображений Николая Минского в описании его современников. Авторами литературных портретов поэта выступают З. Гиппиус, А. Белый, П. Перцов, К. Фофанов.
Читать PDF
0.00 байт

Данте Габриэль Россетти и Серебряный век русской литературы (Н. М. Минский, З. А. Венгерова)

Жаткин Дмитрий Николаевич
Актуальность и цели. Несмотря на то, что отдельные издания художественных произведений английского поэта и художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти (1828-1882) начали появляться в России только с 2005 г.
Читать PDF
0.00 байт

2001. 03. 020. Филарет/митрополит Минский и Слуцкий филарет. Оценка состояния и перспективы развития

Боброва Л. А.

Похожие термины:

  • Минский, Н. (Н. М. Виленкин)

    1855-?) - поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил книгу "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэониз
  • Василий, князь минский

    Василий - князь Минский (по летописи ""меньскый""), сын неизвестного отца, прямой потомок, по мнению Карамзина , Изяслава , сына Владимира святого и Рогнеды . Летопись только упоминает о нем, под 1326 год
  • МИНСКИЙ Николай Максимович

    (Виленкин) — поэт и публицист; род. в еврейской семье в 1855 г. в местечке Глубоком Виленской губ.; в 1879 г. окончил курс в петербургском университете, по юридическому факультету; был присяжным поверенн
  • Минский, Петр Ром

    д-р мед. (Вильна), р. 1864. {Венгеров}
  • Минский, Шмид

    капитан 2-го ранга. За продажу иностранцам планов обороны был судим военно-морским судом и приговорен к ссылке в Сибирь и лишению всех прав состояния. Впоследствии был помилован и восстановлен в пр
  • МИНСКИЙ Исаак Мордухович

    (Исай Маркович) (1818 – не позже 1887), томский купец 2-й гильдии. Занимался добычей шлихового золота в Мариинском округе, владел винокуренным заводом на участке земли, арендованном у крестьян с. Иглаков
  • МИНСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ГОРКОМ КП(б)Б

    (ноябрь 1941 — март 1942, май — сентябрь 1942, сентябрь 1943 — 3 июля 1944). Секретари — И. П. Казинец, с сентября 1943 С. К. Лещеня и Г. Н. Машков. В марте 1942 почти весь был арестован фашистскими органами контрразве
  • МИНСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ОБКОМ КП(б)Б

    (июль 1941 — 3 июля 1944). Секретари — В. И. Козлов, И. А. Вельский, А. Ф. Брагин (погиб в сентябре 1941), И. Д. Варвашеня, А. Г. Бондарь, А. И. Степанова, Р. Н. Мачульский. 16 ноября 1942 постановлением ЦК КП(б)Б в него бы
  • МИНСКЕР (Минский) Яков Григорьевич

    (1891-1934). Советский разведчик и дипломат. Родился в семье портного. Окончил четыре класса ремесленного училища. В 1911—1918 годах — член партии социалистов-революционеров. С 1914 года в ссылке, как член Ки
  • МИНСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ГОРКОМ КПБ

    (ноябрь 1941 — март 1942, май — сентябрь 1942, сентябрь 1943 — 3 июля 1944). Секретари — И. П. Казинец, с сентября 1943 С. К. Лещеня и Г. Н. Машков. В марте 1942 почти весь был арестован фашистскими органами контрразве
  • МИНСКИЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ОБКОМ КПБ

    (июль 1941 — 3 июля 1944). Секретари — В. И. Козлов, И. А. Вельский, А. Ф. Брагин (погиб в сентябре 1941), И. Д. Варвашеня, А. Г. Бондарь, А. И. Степанова, Р. Н. Мачульский. 16 ноября 1942 постановлением ЦК КП(б)Б в него бы
  • Минский (Николай Максимович Виленкин)

    (1855-1937) Поэт, драматург, публицист. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1879). Был присяжным поверенным, затем служил в банке в Петербурге. Один из идеологов символизма; читал лекции, сотрудничал (с З.Гиппиус
  • МИНСКИЙ (наст. фам. Виленкин) Николай Максимович

    15.1.1855, с. Глубокое, Виленская губ. - 2.7.1937, Париж) - поэт, философ, публицист, переводчик. Из небогатой еврейской семьи (в 1886 принял православие). В 1875 окончил с золотой медалью минскую гимназию, в 1879 - юри
  • МИНСКИЙ

    — псевдоним Н. М. Виленкина (см.). {Брокгауз}