МУСА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МУС
   • Mus,
         см. Decii, Деции, 1-3.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МУСЕЙ
1) В греч. миф. певец, поэт и герой, почитавш. афинянами. По одной из версий мифа, М. был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера; позднее ему приписывали нек-рые поэтич. соч. (пророчества, культовые песни). 2) Представитель эпич. жанра в позднегреч. лит-ре. Сведений о его происхожд. не сохран. (ок. 5 — 6 вв). Автор написанного гекзаметром в подражание Нонну эпиллия «Геро и Леандр» (340 строк).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мусей
(. шт. Musaeus).
        1. В греч. мифологии певец, поэт и герой, почитавшийся афинянами. По одной из версий мифа, М. был сыном Селены, считался учеником Орфея и предшественником Гомера; позднее ему приписывали некоторые поэтич. сочинения (пророчества, культовые песни).
        2. Представитель эпич. жанра в позднегреч. литературе. Сведений о его происхождении не сохранилось (примерно 5–6 вв.). Автор написанного гекзаметром в подражание Нонну эпиллия «Геро и Леандр» (340 строк). Впоследствии этот сюжет лег в основу мн. произведений (К. Марло, Ф. Шиллер, Грильпарцер).

Источник: Словарь античности. 1989

МУСА

Турецкий султан из династии Османов, правивший в 1410-1413 гг. Сын Байазида I. † 1413 г.
Муса был султаном в эпоху смут и провел свое царствование в постоянных войнах с братьями. Сначала он вел борьбу со старшим братом Сулайманом I, которого ему удалось убить в 1410 г. В отличие от него Муса был ярым врагом византийцев. В 1410 г. он отобрал у них Фессалонику, а в 1411 г. подступил с большой армией к Константинополю. Правивший здесь Мануил II обратился за поддержкой к брату Мусы Мухаммаду и помог ему переправиться со своей армией в Европу. Объединившись с сербским князем и турецким наместником Фессалии, Мухаммад повел против Мусы успешную войну. В 1413 г. противники встретились в долине Марицы. Сражение закончилось победой Мухаммада. Муса, потерявший в бою руку, бежал в Валахию и вскоре умер. (Не известно, своей смертью или умерщвленный по приказу брата.)

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004

Мусий
греческий поэт. Автор эпиллиона История Геро и Леандра (Ta kath Hero kai Leandron) в 348 гекзаметрах. Дествие поэмы происходит в Сесте на Геллеспонте, где находился храм Афродиты Морской. В ее жрицу Геро влюбился Леандр, живший в Абидосе, лежавшем на противоположном берегу пролива. Каждую ночь он переплывал Геллеспонт, стремясь к возлюбленной. Чтобы облегчить ему переправу, Геро выставляла на башне мерцающий факел. В одну бурную ночь Леандр утонул. Геро, увидев утром выброшенные на берег водой останки возлюбленного, бросилась с башни в море. Этот сюжет нашел поэтическое воплощение еще в эллинистическом эпосе, как об этом свидетельствует фрагмент папируса I в. до н. э., содержащий 10 стихов поэмы неизвестного автора. Историю Геро и Леандра использовал Овидий в Героидах, ее знали эпиграмматик Антипатр из Фессалоник, географы Страбон и Мела. Метрика и язык находятся под сильным влиянием Нонна, хотя его стиль, опирающийся на прозу так называемой второй софистики, значительно более прост. Сюжет мы находим во многих произведениях мировой литературы, среди прочих у Генриха Гейне и Ф. Шиллера.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Мусей
(V - VI вв.)
   др.-гр. поэт неизвест. происх., автор эпиллия «Геро и Леандр». Первонач. поэму относили к эпохе эллинизма, поскольку любовный сюжет сближает ее с алек­сандрийской поэзией. Одн. языковые особенности и соблюдение выработанных Ионном метрических правил позволяют датировать поэму временем не ранее V в. Т. о., эпиллий явл. поздней поэтич. обработкой древ, легенды о Геро и Леандре, к-рая ранее, возможно, послужила основой для не сохран. эллинистической поэмы. Содержание поэмы составляет тайная связь между Геро, жрицей храма Афродиты на берегу Геллеспонта во Фракии, и юношей Леандром, живущим на противоп. берегу пролива. В теч. лета Леандр каждую ночь приплывает к Геро, но в первую осеннюю бурю он погибает. Геро, увидев его тело, выброшенное волнами на берег, в отчаянии кончает с собой. Поэма М. обладает стройной композицией, не лишена психологизма, характеры героев очерчены ясно, индивиду­ализированы. В послеантич. вр. пользовалась огромной известностью.
   P.3.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МУСЕЙ
   • Musaeus,

         ?????????,

       1. мифический певец (?????????), предсказатель и жрец в Аттике, который, говорят, в догомеровское время ввел и распространил в Аттике жреческую поэзию. Его называют то учеником Орфея, то его сыном, то сыном Лина, то Антифема (Евмолпа) и Селены. В числе его поэтических творений упоминаются разные священные песнопения, гимны и пророческие изречения (???????? ???????), а также сочинения о посвящении и очищении, см. Hdt. 7, 6. 8, 96. 9, 43. Plat. r. p. 2, 7. Apol. p. 41. B. Ion. p. 536. В. Эти предсказания впоследствии были приведены в порядок Ономакритом, который, впрочем, подмешал к ним и много своих. То, что было потом в обращении из этих ???????, было большею частью подделкой Ономакрита и др. За стихотворения М. выдаются: ????????, ????????? ?????, ????????, ???????????? и т. п. ср. Kinkel, fragm. ер. Graec. ?, p. 218 слл.;

       2. сын Фамирида, внук Филаммона, древнейший фиванский (или афинский) лирический поэт (?????????);

       3. эпический поэт, родом из Эфеса, который в александрийский период написал «Персеиду» в 10 книгах, и стихотворения в честь Евмена и Аттала Пергамского;

       4. М., прозванный грамматиком, в начале 6 в. от Р. X., автор небольшой поэмы ??? ???´ ??? ???? ???????? в 340 стихах, которая отличается живым чувством, увлекательным слогом, самое изящное эпическое стихотворение времен Римской империи, хотя автор рабски подражал Нонну, см. Epos, Эпос, 6. Изд. Passow (1810), M?bius (1814), Dilthey (1871), новое изд. Schwabe, в сочинении de Musaeo Nonni imitatore (1876).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Муса
Моисей. Величайший пророк (расуль) Аллаха посланный к народу Израиля. Он был сыном Имрана и потомком Йакуба (Иакова). Его братом был Харун (Аарон). За то, что Муса разговаривал с Аллахом, его называют Калимуллах. Историк Ибн Асир сообщает, что после того, как израильтяне пришли в Египет при пророке Йусуфе, они там размножились, и постепенно назрел конфликт между ними и местными коптами, которых возглавлял Фараон. Однажды Фараон увидел во сне, что огонь, который исходил со стороны Кудса (Иерусалима), сжег всех коптов, но не коснулся израильтян. Толкуя этот сон, жрецы сказали ему, что в среде израильтян родится младенец, ко-торый разрушит его царство и его самого. Тогда Фараон издал приказ об убийстве всех младенцев, которые рождались у израильтян и начались их массовые убийства. После этого копты нанесли много страданий израильтя-нам: «[Вспомните,] как Мы спасли вас от приспешников Фирауна. Они под-вергали вас наихудшему наказанию: убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. В этом для вас - великое испытание от вашего Госпо-да» (Коран, 2: 49). Именно в это время родился Муса. Мать новорожденного младенца тайно положила его в колыбель и пустила по течению Нила. Эта колыбель, по воле Аллаха, пришла к дворцу Фараона и новорожденного Мусу подобрала его жена Асия. Об этом в Коране повествуется следующим образом: «[Аллах] ответил: "То, о чем ты просишь, о Муса, даровано. Мы и прежде явили бла-говоление к тебе, когда внушили твоей матери откровение: "Положи его (т. е. сына) в ковчег и пусти ковчег по реке, а она выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг". Я осенил тебя, [Муса], Своим расположени-ем, чтобы тебя взрастили под Моим присмотром» (20: 36-39). Жене Фараона понравился ребенок, и она запретила убивать его. Она при-несла его во дворец и стала искать для него кормилицу. Об этом узнала мать Мусы и, посредством своей дочери, предложила в кормилицы себя и Асия согласилась: «Приходит твоя сестра [к семье Фирауна] и говорит: "Может быть, указать вам того, кто будет ухаживать за ним?" Таким образом, Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы радовались взоры ее, чтобы она не горе-вала» (Коран, 20: 40). Во дворце Фараона Муса провел многие годы своей жизни. После этого он пришел к народу Израиля и увидел их страдания. Увидев, как один копт из-девается над его соплеменником, он не выдержал и заступился за израильтя-нина. В пылу конфликта Муса случайно убил этого копта. После этого, ис-пугавшись мести, он бежал в город Мадьян. Там он служил у пророка Шу-айба в течение 10 лет и женился на его дочери: «[Потом] ты убил человека, и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тебя сильному испытанию. Ты про-был многие годы среди жителей Мадйана» (Коран, 20: 40). Спустя годы Муса решил вернуться в Египет. По пути туда, на горе Тур, ему открылся Аллах, и с этого времени началась его пророческая деятель-ность. Аллах сделал своим пророком и его брата Харуна, а затем повелел им пойти во дворец Фараона, призвать его уверовать в Творца и прекратить без-закония. Это описано в Коране следующим образом: «Когда Муса отработал свой срок и двинулся в путь со своей семьей, он увидел огонь на склоне горы [Синай]. Он сказал своим родным: "Подождите здесь: я увидел огонь. Воз-можно, мне удастся разузнать что-нибудь о нем или принести вам горящую головню, чтобы вы немного обогрелись". Когда он подошел к огню, то ус-лышал зов из кустов, что росли на правой стороне долины в благословенном месте: "О Муса! Воистину, Я - Аллах, Господь [обитателей] миров. Брось твой посох!" [Он бросил] и вдруг увидел, что посох извивается, словно змея. И он пустился прочь без оглядки. [Снова раздался глас]:"О Муса! Подойди и не бойся, ибо ты из тех, кто в безопасности. Сунь свою руку за пазуху, и, ко-гда вынешь, она будет белой, без пятен [проказы. А теперь] скрести руки на груди без страха. Оба эти [действия] - доказательства [твоей пророческой миссии] от твоего Господа для Фирауна и его приближенных. Воистину, они – грешные люди". [Муса] сказал: "Господи! Ведь я убил человека их племе-ни, и я боюсь, что они убьют меня. К тому же мой брат Харун более красно-речив, чем я. Пошли же его со мною соратником, чтобы он подтвердил мое [назначение]. Я боюсь, что они обвинят меня во лжи". [Аллах] сказал: "Мы укрепим твою десницу твоим братом, и Мы даруем вам победу, и они не смогут причинить вам вреда благодаря Нашим знамениям. Вы оба и те, кто последует за вами, одержите верх"» (28: 29-35). Повинуясь воле Аллаха, братья пошли во дворец Фараона. Муса показал там чудеса, однако копты, во главе с Фараоном, не уверовали. События, ко-торые произошли во дворце, описаны в Коране следующим образом: «[Фираун] ответил: "Разве Мы не растили тебя в своем доме с младенческих лет? И разве ты не провел с нами годы жизни? Разве ты не сделал того, что сделал? Ты - неблагодарный человек". [Муса] ответил: "Я совершил то [пре-ступление], когда был в числе заблудших. И я бежал от вас, когда мне стало боязно. А Господь мой даровал мне знание [различать добро от зла] и возвел меня в число посланников. И Ты ожидаешь от меня [благодарности] за ока-занную милость, в то время как ты обратил в рабов сынов Исраила?" Фираун спросил: "Кто же Господь обитателей миров?" [Муса] ответил: "Господь небес и земли и того, что между ними, если вы уверуете". [Фираун] сказал тем, кто был около него: "Слышители вы?" [Муса] продол-жал: "Ваш Господь и Господь ваших праотцев". [Фираун] сказал: "Воисти-ну, [этот] посланник, который [якобы] послан к вам, - [полный] безумец". [Муса] сказал: "[Он] - Господь востока и запада и того, что между ними, ес-ли только вы разумеете". [Фираун] сказал: "Если ты будешь поклоняться иному богу кроме меня, то я заключу тебя в темницу". [Муса] ответил: "А если я сотворю перед тобой явное чудо?" [Фираун] сказал: "Так яви же его, если ты говоришь правду". [Муса] бросил свой посох, и тот на глазах пре-вратился в змею. Он обнажил свою руку, и она стала белой для смотрящих. Фираун сказал приближенным, стоявшим возле него: "Воистину, он - искусный чародей. Он хочет увести вас из вашей страны своим колдовством. Что же вы посоветуете?" Они ответили: "Задержи его вместе с братом и пошли по городам гонцов, чтобы они привели к тебе всех искусных чародеев"... Ча-родеев собрали в назначенный день, и людям сказали: "Все ли вы здесь? Может быть, нам придется последовать за чародеями (т. е. Мусой и Хару-ном), если они одержат верх". Пришли чародеи и спросили Фирауна: "А бу-дет ли нам награда, если мы одержим верх?" Он ответил: "Да. В таком слу-чае вы будете в числе моих приближенных". Муса сказал чародеям: "Бро-сайте то, что вы намереваетесь бросить". Они бросили свои веревки и посохи и воскликнули: "Во имя величия Фирауна, воистину, мы одержим верх!" То-гда Муса бросил свой посох, и тот проглотил все, что они наколдовали. И чародеи пали ниц. Они сказали: "Мы уверовали в Господа [обитате-лей]миров, Господа Мусы и Харуна". [Фираун] спросил: "Так вы уверовали в Него, прежде чем я разрешил вам? Он (т. е. Муса), несомненно, - ваш предводитель, который обучил вас колдовству! Но скоро вы узнаете [по-следствия вашего своеволия]: я велю четвертовать и распять вас всех!" Они ответили: "Не беда! Воистину, мы обратимся к нашему Господу. Воистину, мы жаждем, чтобы Господь наш простил нам наши прегрешения за то, что мы уверовали раньше других"» (26: 18-51). Затем Муса попросил у Фараона свободы для израильтян. После отказа Фараона Аллах послал на коптов наказание. Их воды превратились в кровь, на три дня повсюду наступила тьма, по всей стране с неба начали падать от-вратительные лягушки, распространились болезни. Когда Фараон увидел эти знамения, он испугался и согласился предоста-вить свободу народу Израиля. Тогда пророк Муса возглавив свой народ, по-вел его из Египта в сторону Палестины. Но затем Фараон пожалел о своем решении, собрал большую армию и выступил против уходящих израильтян. Когда сыны Израиля во главе с Мусой подошли к Красному морю, Аллах показал им еще одно чудо. Воды моря раздвинулись, и они сумели пройти на другой берег. В это же время туда подошел Фараон со своей армией и попы-тался пройти на противоположный берег тем же путем. Однако по воле Ал-лаха воды моря вновь соединились, и все они погибли: «И Мы покарали его вместе с войском, повергнув их в море. Подумай же [, Мухаммад,] каков был исход тех, кто творил беззаконие» (Коран, 28: 40). После того, как Муса со своим народом перешел Красное море он напра-вился в пустыню, и, оставив свой народ там во главе со своим братом Хару- ном, снова отправился на гору Тур. Там он провел сорок дней в преданном служении и молитвах Аллаху. Здесь же Аллах ниспослал ему Тауру (Тору) в качестве руководства для народа Израиля. Во время его отсутствия, один лицемер из его народа по имени Самири подбил сынов Израиля на служение золотому тельцу который они поставили в качестве идола. Харун пытался противодействовать этому, но они его не послушали. Когда Муса вернулся с Таурой с горы Тур, он, увидев это, силь-но опечалился и проклял Самири. Его народ осознал свой грех и раскаялся. Они пообещали впредь не совершать идолопоклонства и почитать Тауру: «[Вспомните,] как Мы призвали [к Себе] Мусу на сорок дней, как вы после его ухода стали поклоняться тельцу и впали в нечестие. А затем после всего происшедшего Мы простили вас, надеясь, что вы будете благодарными» (Коран, 2: 51-52). После раскаяния израильтян Муса по их просьбе показал им много чудес. Он ударил своим посохом об землю в пустыне Тих и из песка забил ключ, из которого напились страдающие от жажды израильтяне. Затем Аллах, отве-тив на мольбу Мусы, ниспослал сынам Израиля манну и перепелов (См. Манн и Салва), которыми они питались несколько дней. Но затем сыны Из-раиля снова оказался неблагодарными. Они сказали, что им надоело питать-ся этой пищей и требовали от Мусы новую еду. Затем Муса потребовал, чтобы они вошли в Арз аль-Мавуд (Палестина и часть Сирии), сразились там с племенем амаликитян, которые были идоло-поклонниками и захватили их земли, но его соплеменники отказались это сделать. Эта история в Коране описана следующим образом: «О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предписал вам; не обращай-тесь вспять [от страха перед ее правителями], а не то потерпите урон» (Ко-ран, 5: 21) Но они отказались делать это заявив, о том, чтобы Муса сам по-шел сражаться с ними вместе с Аллахом: «Ступай и вместе со своим Госпо-дом сражайся [там]. Мы же пребудем здесь» (Коран, 5: 24). Тогда Аллах на-казал этот народ. Он сказал Мусе: «Воистину, священная земля запретна для них на сорок лет. Они будут скитаться по земле. А ты не горюй из-за греш-ного народа» (Коран, 5: 26). Сыны Израиля блуждали по пустыне на протяжении сорока лет. За это время умерло все это поколение израильтян. Зато их дети были готовы к сражениям с нечестивыми племенами. С ними пророк Муса двинулся на юг озера Лута (Мертвое море) и сразился там с правителем тех мест Учем ибн Унком. Затем он захватил территории на востоке реки Шариа. После этого он взошел на гору возле Ерихи (Иерихона) и издалека увидел земли Кенана (Ханаана). В это время скончался его брат Харун. Вскоре умер, в возрасте 120 лет и сам пророк Муса, назначив вместо себя своим преемником Йушу ибн Нуна (См. Йуша ибн Нун).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Григорий потанин и Муса Шорманов: дружба во имя науки

Рахимов Е. К.
В статье проанализированы взаимоотношения выдающегося русского ученого-ориенталиста Г. Н. Потанина и видного казахского этнографа, просветителя М.
Читать PDF

Легендарный математик Мухаммад ибн Муса аль -Хорезми

Кристина Салобута
Читать PDF

"МУСА ДЖАЛИЛЬ" Н.ИСАНБЕТА: РЕКОНСТРУКЦИЯ, СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ ПОСТАНОВКИ

Арсланов М.Г.
В статье анализируются этапный спектакль Татарского государственного академического театра имени Г.
Читать PDF

Муса Джалиль и Башкирская литература

Ахмедьянов К. А.
В данной статье Кима Ахмедьянова освещается отношение Мусы Джалиля к башкирскому народу, а также взаимосвязь между творчеством поэта и башкирской литературой.
Читать PDF

Муса Джалиль как переводчик

Мусабекова Раиса Рашидовна
М.Джалиль (1906-1944) поэт, Герой Советского Союза. За свою сравнительно короткую жизнь он оставил огромное творческое наследие. Оно состоит из стихов, либретто, пьес, статей, переводов. В годы Великой Отечественной войны М.
Читать PDF

Подвиг дружбы. Гази Кашшаф и Муса Джалиль. История двух автографов

Бороздина Полина Андреевна
Читать PDF

РЕФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ, ИЛИ ЧТО БЫ СКАЗАЛ МУСА БИГИЕВ СЕГОДНЯ?

Кныш А.
«II Бигиевские чтения 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления: Материалы II Международной научнообразовательной конференции, г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г.», М., 2016 г., с. 52-59.

Похожие термины:

  • Мирзоев, Муса Абдулла-оглы

    род. 26 янв. 1933 в Баку. Композитор. В 1958 окончил Азерб. конс. по кл. композиции К. Караева. В 1952—1960 преподаватель муз. школ в Баку. С 1977 худож. рук. Азерб. гос. филармонии им. М. Магомаева. Автор статей и рец
  • Абу Муса аль–Ашари

    ум. в 44/666)–один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский политический деятель. Родом из Йемена. Настоящее имя Абдулла. Вместе со своей семьей принял Ислам еще в Йемене,
  • МУСА АХМАД

    p. 9.X.1921) - деятель национально-освободит. и рабочего движения Малайи. По образованию - учитель. В 1938-41 - один из руководителей Малайской молодежной лиги. В 1945 участвовал в создании Малайской нац. парти
  • Кулиев, Аладдин Муса-оглы

    (30.VII.1927—1.IX.1983) Сов. химик-технолог, акад. АН АзССР (с 1980). Р. в Кировабаде. Окончил Азербайджанский индустриальный ин-т (1949). В 1949— 1959 работал в Азербайджанском н.-и. ин-те по нефтепереработке, в 1959—1965 —
  • Али ибн Муса

    148/765–203/818)–потомок пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба, Его отцом был Муса ибн Джафар (Казим). Его также звали Резой. Али ибн Муса был одним из самых известных знатоков Корана, хадисов и мусульман
  • Атажукин Муса

    прим. 1805–не ранее 1845), прапорщик (07.02.1845), из кабардинских князей. Проживал в Кабарде.
  • Кулиев, Али Муса-оглы

    (30.V.1912—28.I.1989) Сов. нефтехимик, акад. АН АзССР (с 1959). Р. в с. Багбандар (ныне АзССР). Окончил Азербайджанский ун-т (1939). В 1939—1959 работал в Азербайджанском н.-и. ин-те нефтяной пром-сти, одновременно препод
  • Алиев, Муса Мирзоевич

    [р. 29 марта (11 апр.) 1908] — сов. геолог, акад. АН Азерб. ССР (с 1950). Чл. КПСС с 1941. Деп. Верх. Совета СССР 2—4-го созывов. По окончании Азерб. политехнич. ин-та (1931) работал там до 1941 (в 1939—41 — дир.). Начиная с 1941 з
  • Бажаев, Муса Юсупович

    Президент холдинга ОАО "Группа Альянс" с марта 2000 г.; родился 11 мая 1966 г. в Чечено-Ингушской АССР; окончил Грозненский нефтяной институт им. академика Миллионщикова по специальности "химичес
  • Муса ибн Джафар

    128/745-183/799) - потомок пророка Мухаммада, вы-дающийся мусульманский ученый и правовед. Сын Джафара ас-Садика. Жил в Медине. Его также называли Казимом. Муса ибн Джафар занимался научной деятельностью.
  • ДЖАЛИЛЬ Муса Мустафаевич

    (2.2.1906–25.8.1944), поэт, Герой Сов. Союза (2.2.1956 посмертно), лауреат Ленинской премии (1957), ст. политрук. Сын крестьянина. С 1919 чл. ЛКСМ. Участник Гражд. войны. Окончил лит. ф?т МГУ (1931). С 1929 чл. ВКП(б). В 1931–32 ред
  • ДЖАЛИЛЬ Муса Мустафиевич

    (1906-1944) Татарский поэт, Герой Сов. Союза (1956, посмертно). Член ВКП(б) с 1929. Из крестьян. Окончил МГУ (1931). Печатался с 1919. Был ред. ряда моск. ж. на татарском яз. В 1939-41 отв. секр. СП Татарской АССР. С 1941 в РККА.
  • Джалиль Муса Мустафович

    2.02.1906, с. Мустафино ныне Шарлыкского р-на Оренб. обл. – 25.08.1944, Берлин, военная тюрьма Плетцензее) – татарский поэт, старший политрук (капитан), военный корреспондент армейской газеты «Отвага». Род. в
  • Гареев, Муса Гайсанович

    (09.06.1922 — 1987) — летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза (оба 1945), полковник (1956). Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. Воевал в составе 225 (76 гв.) шап, был командиром эскадрильи.
  • ГАРЕЕВ Муса Гайсинович

    (р. 1922), дважды Герой Сов. Союза (февраль, апрель 1945), полковник (1956). Член КПСС с 1944. В Сов. Армии с 1940. После окончания военно-авиационной школы в г. Энгельсе (1942) на фронте, летчик-штурмовик, командир зве
  • Муртазин, Муса Лутович

    1891, д. Кучуково Верхнеуральского уезда Оренб. губ. – 1937, Москва) – советский военный и гос. деятель, один из лидеров башкирского нац. движения. Из крестьян. Окончил башкирскую нач. школу в 1911 г. В 1912 г.
  • Манса Муса

    Манса Муса (Маша Мша), правитель (канкан) Мали (1307—37), известный гл. об. пышным паломничеством в Мекку в 1324 г. Произвел в Каире сенсацию, прибыв с 500 рабами и почти сотней верблюдов, груженых золотом. По
  • Шанибов, Муса Юнусович

    Президент Конфедерации народов Кавказа (КНК), первый заместитель председателя Конгресса кабардинского народа; родился 29 декабря 1936 г. в с. Старая Крепость (ныне п. Баксан) Кабардино-Балкарской АССР
  • АКДЖИГИТОВ Муса Мухометжанович

    (Муса Акъегет) (3.12.1864, с. Мочалейка Чембар. у. Пенз. губ., ныне Камен. р-на – 24.9.1923, Стамбул, Турция), тат. писатель. Нач. образование получил (на тат. языке) в Мочалейке, где провел детские годы. В 1884 окончи
  • ДЖАЛИЛЬ (Джалилов) Муса Мустафиевич

    (1906—44), татарский советский поэт, Герой Сов. Союза (1956, посмертно). Член КПСС с 1929. С 1941 в Сов. Армии. В сборниках лирических стихов, поэм — «Из госпиталя» (1941), «Перед атакой» (1942), «Письмо из окопа» (1944),