Небо

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

НЕБО
Означенное слово употребляется в Свящ. Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Вт 4:19) значит почти то же, что и выражение — все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода — для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются солнце, луна, звезды и другие небесные тела. В Свящ. Писании означенное небо иногда именуется завесою, сосудами неба (Иов 38:17) свитком (От 6:14). Таким образом атмосфера ли то, или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды говорится в кн. Иова как они высоко (Иов 22:12). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своею красотою, величием и гармониею (Пс 18:2). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно также как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (2Петр. 3:10-13). Оно свернется как свиток, говорится в Откровении (6:14). И увидел я, говорит в Откровении Св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. 21:1). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может то самое третье небо, о котором упоминает ап. Павел (2Кор 12:2). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит по небесному кругу (Иов 22:14); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян 3:21), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (От 4:5). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр 12:23). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в Свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Небо
евр. шамаим, ракиа. Небо. Это слово встречается в различных значениях, которые должно отличать друг от друга. 1) Воздух над нами, в котором проносятся облака; так, напр., «небо красно (Мат. 16:2), «знамение с неба» (Лук. 11:16). Об этом небе говорится, что оно заключается и поэтому не бывает дождя (Лук. 4:25), и что оно отверзается, так что глаза могут видеть славу Божию (Деян. 7:56).
2) Звездное небо — пространство, где движутся бесчисленные небесные тела: «Звезды на небе» (Евр. 11:12) и «силы небесные» (Мат. 24:29; Срав. 3Цар. 8:27). Оба упомянутые значения слова «небо» заключаются в выражении «небо и земля», т.е. в том, что мы понимаем под словом «мир» или «вселенная». Так, например, в Быт 1:1: «Бог сотворил небо и землю» и в Мат. 5:18: «небо и земля пройдет». Срав. Отк. 20:11. Говорится также о нынешних небесах и земле (2 Пет. 3:7) и о прежнем небе и прежней земле (Отк. 21: 1) в противоположность новому небу и новой земле (2 Пет. 3:13; Отк. 21: 1).
Когда-то представляли себе небо, как свод, нижний край которого касался краев земли (См. «твердь, «небо»), и это подало повод к таким выражениям, как: «от края небес до края их» (Мат. 24:31), «от края земли до края неба» ( Map . 13:27). 3) Небо, место обитания Бога (3 Цар. 8:49), «Бог небес» (Пс. 135:26; Отк. 11:13; 16:11). Небесный Отец (Мат. 6:9, 14), возле Которого находятся «воинство небесное (Лук. 2: 13), ангелы небесные (Мат. 24:36), и «духи праведников» (Евр. 12:23); то небо, где воля Божия исполняется совершенно (Мат. 6:10), откуда сошел Христос (Иоан. 3:13) и куда Он вознесся (Лук. 24:51) и восшел «превыше всех небес» (Еф. 4:10) и откуда Он снова придет (1 Фес. 4:16); это небо открыто и приготовлено для спасенных грешников (Иоан. 14:2) через Того, Кто со Своею кровью вошел «в самое небо», приобрел вечное искупление (Евр. 9:12,24). Павел в 2 Кор. 12:2 наверное подразумевает это небо, говоря, что в видении и откровении Господнем он был восхищен до третьего неба, или рая (ст. 4) и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 4) В некоторых местах Писания слово «небо» заменяет обитателей неба, напр., Отк. 18:20: «Веселись о сем, небо» и т.д. (Срав. Отк. 12:12), или Господа неба: «Я согрешил против неба», т.е. против Бога (Лук. 15:18) или же говорится «с неба» вместо «от Бога» (Иоан. 3:27; Лук. 20:4) и т.д.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.96 мб

Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники

Беляев Леонид Андреевич
Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности.
Читать PDF
297.75 кб

Человек, устремленный в небо. (тайна скульптуры бронзового века)

Куликов Кузьма Иванович
Читать PDF
2.88 мб

Небо на скалах Онежского озера по данным археоастрономии

Potemkina T.M.
В статье рассматриваются символические фигуры в виде кругов и полумесяцев, от которых в одну сторону отходят 1-2 параллельные лучевые линии.
Читать PDF
162.47 кб

В борьбе за мирное небо до последней минуты

Володин Владимир Петрович
Читать PDF
335.36 кб

Ключевая роль лексемы небо в поэме С. Н. Сергеева-ценского «Печаль полей»

Непрокина Ю. А.
Для постижения всех ступеней смысла художественного произведения важную роль играет анализ языковой ткани, ключевых слов.
Читать PDF
183.66 кб

«Увидавшие небо стада»:о классических и неклассических источниках стихотворения Н. Заболоцкого «Гроз

Лощилов И. Е.
Читать PDF
414.17 кб

\ национальное достояние \ небо на земле

Якубов Иван
Читать PDF
83.19 кб

Сюжет «Вознесение Александра Македонского на небо» в древнерусской культуре

Чумакова Татьяна Витаутасовна
В статье анализируется популярный в Древней Руси сюжет «Вознесение Александра Македонского на небо».
Читать PDF
397.67 кб

Петербургские небо, солнце, звёзды и луна в лирике А. А. Ахматовой (оригинальный текст и перевод на

Ботанова Е. С.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть в рамках петербургского текста А.А.
Читать PDF
682.82 кб

Близость и отчуждённость как признаки антиномических концептов Небо и Земля в «Военной» прозе О. Н.

Волкова Виктория Борисовна
В данной статье рассматриваются приёмы моделирования антиномических концептов «Небо» и «Земля» через актуализацию признаков «близость» и «отчуждённость». Гипертекстуальная связь корпуса произведений О. Н.
Читать PDF
293.70 кб

Концепт «Небо» в творчестве религиозных писателей (к антологии русских художественных концептов)

Таянова Татьяна Александровна
Духовный реализм отличает особая картина мира, в основе которой незримое присутствие в земной реальности небесного.
Читать PDF
126.41 кб

2008. 03. 016. Тесиолас Ж. «Небо и земля в крохотном пространстве»: эмбриональное существование Хрис

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

«Русский взгляд» Василия Розанова («Иная земля, иное небо. . . ». Путевые очерки В. Розанова по Евро

Перов Олег Евгеньевич
Рассматриваются путевые очерки В. Розанова в аспекте национальных духовно-культурных традиций
Читать PDF
3.02 мб

Французский взгляд на советскую действительность в романе А. Макина «Земля и небо Жака Дорма»

Калинина Олеся Валерьевна
Представлен анализ не переведенного на русский язык романа А. Макина «Земля и небо Жака Дорма», особое внимание уделяется французской теме и ее роли в представлении советской действительности.
Читать PDF
0.00 байт

«и шли горами каменними и ярами глубокими, тилко небо да земля. . . »: особенности изображения прост

Травников Сергей Николаевич
В статье рассматривается проблема традиционного и новаторского в изображении пространства в русской паломнической литературе петровского времени на примере «Хождения в Святую землю» черниговского иеромонаха Ипполита Вишенского.

Похожие термины:

  • БЛАГОДАТНОЕ НЕБО

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена в Москву вел. кн. Софьей Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Стояла в Архангельском соборе, с левой стороны Царских врат. Празднуе
  • Твердь, небо

    евр. «ракиа» — пространство), которое Библия представляет прозрачным сводом или куполом, распростертым над землею. Так, например, в вопросе Елиуя: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело сов