НЕДЕЛЯ
НЕДЕЛЯ
промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введена на Древнем Востоке. 7 дней Н. отождествляли с известными в то время 7 планетами.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Неделя
название воскресного дня, бытовавшее в Древней Руси. Само слово «неделя» произошло от обычая в этот день не работать, то есть ничего «не делать».
Источник: Православная энциклопедия.
НЕДЕЛЯ
древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. Неделя в современном понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица (7 дней).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
НЕДЕЛЯ
еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, С.-Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" П.Л. Лаврова. При редакторе П. А. Гайдебурове (с 1874) - орган либеральных народников (ведущие публицисты Я. В. Абрамов, И. И. Каблиц, П.П. Червинский).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Неделя
евр. шавуа, т.е. седьмица; срав. «число». Счисление недель, которое нашли у разных народов древнего времени: египтян, вавилонян, китайцев и перуанцев, ясно видно из Быт. 29:27; следы этого находят в Быт. 2:2; 7:4; 8:10. Этим счислением также пользовались для определения и деления Моисеевых праздников, так, напр., Пятидесятница называется праздником седьмиц (Втор. 1б:Ф и дал.). Так как слово «шавуа» означало только число семь, то оно также могло быть употребляемо в других единицах времени, кроме дней; в пророчествах Даниила о семи седьмицах (Дан. 9:24 и дал.) это слово понимается как обозначающее период, состоящий из семи лет.
НЕДЕЛЯ
Быт 29:27) — слово неделя в означенной цитате означает семь дней брачного торжества. Деление времени на семь недельных дней имеет свое начало в творении мира (Быт 7:4-10, 8:10-12) и следы оного встречаются почти у всех народов всего мира. Во всех восточных странах, между самыми древними народами, даже среди диких племен Африки сохранилось это деление времени на дни седмичные. Евреи не имели особенных названий для дней недельных, но называли их просто числительным именем, как например первый, второй, третий день недели. Наименование дней в настоящее время в Западных странах взято с Саксонского языка, на котором они имеют мифологическое значение. Кроме недели, состоящей из семи дней и продолжавшейся от одной субботы до другой. Евреи имели еще неделю, состоявшую из семи лет и сорока девяти лет, приходившуюся в пятидесятый, иначе юбилейный год.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
"НЕДЕЛЯ"
лит.-политич. еженедельная газета, издававшаяся в Петербурге в 1866-1901. В работе "Н." в 60 - нач. 70-х гг. участвовали мн. сотрудники закрытых журн. "Современника" и "Рус. слова" (Н. А. Демерт, Н. С. и В. С. Курочкины, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. А. Гайдебуров и др.). До сер. 70-х гг. направление газеты было демократическим. Большое значение имели "Ист. письма" Лаврова, напечатанные в "Н." в 1868-69. Цензурные преследования вынудили уже в 1869 мн. демократич. сотрудников покинуть "Н.". С переходом газеты в ведение одного Гайдебурова (осень 1870 фактически, 1876 официально) "Н." постепенно превратилась в либерально-народнич. орган. Гл. публицистом ее стал И. И. Каблиц (под псевд. Юзов), печатавший свои статьи, к-рые составили известную книгу "Основы народничества" (1882). А. Я. Абрамов выступил в "Н." с т. н. теорией малых дел. С 1878 при "Н." издавался ежемесячный журн. "Книжки Недели", где сотрудничали Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и др. Лит.: Есин Б. И., Рус. журналистика 70-80-х гг. XIX в., М., 1963; Алексеев В. A., История рус. журналистики, Л., 1963; Сб. мат-лов к изучению истории рус. журналистики, в. 3, М., 1956; Гайдебуров П. A., Из прошлого "Недели", "Книжки Недели", 1893, No 1-3.
неделя
евр. «шабуа»-семь или седьмина)-каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская неделя, ср. Мф 28.1). Деление дней на седмицы было известно также и в древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет, но такое деление не означало, что в конце недели был отдых. Между праздниками все дни в языческом мире были рабочими и только Моисеев закон предписывал отдыхать каждый седьмой день (Иез 46.1) (для земли-каждый седьмой год и следующий после семью семи лет-так называемый юбилейный год) (см. Пятидесятница). У евреев дни недели не имели специальных названий, а обозначались просто порядковыми номерами. В Быт 29.27 словом «неделя» обозначено семь дней свадебного пира (ср. Суд 14.12). После воскресения нашего Господа Иисуса Христа в первый день еврейской недели (то есть в следующий за субботой, являющейся днем отдыха по Моисееву закону), этот день (Мф 28.1; Деян 20.7) у христиан стал праздничным, а в 313 г. императором Константином был специальным декретом узаконен как выходной (нерабочий). В русском языке этот день так и называется-воскресенье, каждую неделю напоминая всем говорящим по-русски об этом величайшем событии (во всех других языках он называется по-другому). (См. день воскресный, первый день недели, семь)
НЕДЕЛЯ
семидневная Н. ведет свое происхожд. из Вавилона. В греч. госуд. месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день к-рой считался рыночным днем. Для всех этих систем хар-рно отсутствие фиксиров. дня отдыха; работа прекращалась только во время нек-рых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при к-рой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иуд. традиции. Хрис-тиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 раб. дней. В 321 н.э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, к-рое через посредство греч. православ. церкви было усвоено славянами. Римляне в императ. эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Назв. дней Н. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологич., связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распростр. Несмотря на упорную борьбу христ. церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соотв. германскими. Воскресенье — первый день недели, еще в дохрист. эпоху назв. по им. Солнца, — в императорское время отожд. с перс. солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень», т.е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат., нем., франц.) — день Луны. Вторник (лат., франц.) — день Марса. Среда (лат., франц., герм., анг.) — день Меркурия; этот день приходится на сер. Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат., франц., нем.) — день Юпитера. Пятница — день Венеры. Суббота (лат., англ.) — день Сатурна. У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Неделя
Семидневная Н. ведет свое происхождение из Вавилона. В греч. государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днем (nundinae). Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при которой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 н. э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, которое через посредство греч. православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса. Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна — лат. dies Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni). Назв. дней H. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологической, связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распространились. Несмотря на упорную борьбу христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье (dies Solis) — первый день недели, еще в дохристианскую эпоху названный по имени Солнца, — в императорское время отождествлялся с перс, солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень» (лат. dies dominicus), т. е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат. dies Lunae, нем. Mon(d)tag, франц. Lundi) — день Луны. Вторник (лат. dies Martis, франц, mardi) — день Марса; рим. богу войны Марсу в герм, мифологии соответствует (T)ziu, откуда англ. назв. tuesday. Нем. назв. Dienstag восходит к эпитету «Тингсус» др.-герм, бога войны, которому было посвящено народное собрание — тинг (др.-герм. Thing; в эпиграфич. памятниках это божество засвидетельствовано как Mars Thingsus). Среда (лат. dies Mercurii, франц. mercredi, герм. Wodanstang, англ. Wednesday) — день Меркурия, которому соответствует герм, бог Водан; этот день приходится на середину Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат. dies Jovis, франц. jeudi, нем. Donnerstag) — день Юпитера, которому соответствует герм. Донар (Тор). Пятница (лат. dies Veneris, франц. vendredi, нем. Freitag) день Венеры, в герм, мифологии — Фрейи (герм. Freya). Суббота (лат. dies Saturni, англ. Saturday) день Сатурна; нем. назв. Sonnabend означает «вечер перед воскресеньем». У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».
Источник: Словарь античности. 1989