НЕДЕЛЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕДЕЛЯ
промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введена на Древнем Востоке. 7 дней Н. отождествляли с известными в то время 7 планетами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Неделя
название воскресного дня, бытовавшее в Древней Руси. Само слово «неделя» произошло от обычая в этот день не работать, то есть ничего «не делать».

Источник: Православная энциклопедия.

НЕДЕЛЯ
древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. Неделя в современном понимании в церковно-славянском языке имеет название седмица (7 дней).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

НЕДЕЛЯ
еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, С.-Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" П.Л. Лаврова. При редакторе П. А. Гайдебурове (с 1874) - орган либеральных народников (ведущие публицисты Я. В. Абрамов, И. И. Каблиц, П.П. Червинский).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Неделя
евр. шавуа, т.е. седьмица; срав. «число». Счисление недель, которое нашли у разных народов древнего времени: египтян, вавилонян, китайцев и перуанцев, ясно видно из Быт. 29:27; следы этого находят в Быт. 2:2; 7:4; 8:10. Этим счислением также пользовались для определения и деления Моисеевых праздников, так, напр., Пятидесятница называется праздником седьмиц (Втор. 1б:Ф и дал.). Так как слово «шавуа» означало только число семь, то оно также могло быть употребляемо в других единицах времени, кроме дней; в пророчествах Даниила о семи седьмицах (Дан. 9:24 и дал.) это слово понимается как обозначающее период, состоящий из семи лет.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

НЕДЕЛЯ
Быт 29:27) — слово неделя в означенной цитате означает семь дней брачного торжества. Деление времени на семь недельных дней имеет свое начало в творении мира (Быт 7:4-10, 8:10-12) и следы оного встречаются почти у всех народов всего мира. Во всех восточных странах, между самыми древними народами, даже среди диких племен Африки сохранилось это деление времени на дни седмичные. Евреи не имели особенных названий для дней недельных, но называли их просто числительным именем, как например первый, второй, третий день недели. Наименование дней в настоящее время в Западных странах взято с Саксонского языка, на котором они имеют мифологическое значение. Кроме недели, состоящей из семи дней и продолжавшейся от одной субботы до другой. Евреи имели еще неделю, состоявшую из семи лет и сорока девяти лет, приходившуюся в пятидесятый, иначе юбилейный год.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

"НЕДЕЛЯ"
лит.-политич. еженедельная газета, издававшаяся в Петербурге в 1866-1901. В работе "Н." в 60 - нач. 70-х гг. участвовали мн. сотрудники закрытых журн. "Современника" и "Рус. слова" (Н. А. Демерт, Н. С. и В. С. Курочкины, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. А. Гайдебуров и др.). До сер. 70-х гг. направление газеты было демократическим. Большое значение имели "Ист. письма" Лаврова, напечатанные в "Н." в 1868-69. Цензурные преследования вынудили уже в 1869 мн. демократич. сотрудников покинуть "Н.". С переходом газеты в ведение одного Гайдебурова (осень 1870 фактически, 1876 официально) "Н." постепенно превратилась в либерально-народнич. орган. Гл. публицистом ее стал И. И. Каблиц (под псевд. Юзов), печатавший свои статьи, к-рые составили известную книгу "Основы народничества" (1882). А. Я. Абрамов выступил в "Н." с т. н. теорией малых дел. С 1878 при "Н." издавался ежемесячный журн. "Книжки Недели", где сотрудничали Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский и др.

Лит.: Есин Б. И., Рус. журналистика 70-80-х гг. XIX в., М., 1963; Алексеев В. A., История рус. журналистики, Л., 1963; Сб. мат-лов к изучению истории рус. журналистики, в. 3, М., 1956; Гайдебуров П. A., Из прошлого "Недели", "Книжки Недели", 1893, No 1-3.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

неделя
евр. «шабуа»-семь или седьмина)-каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская неделя, ср. Мф 28.1). Деление дней на седмицы было извест­но также и в древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет, но такое деление не означало, что в конце недели был отдых. Между праздниками все дни в языческом мире были рабочими и только Моисеев закон предписывал отдыхать каждый седьмой день (Иез 46.1) (для земли-каждый седьмой год и следующий после семью семи лет-так называемый юбилейный год) (см. Пятидесятница). У евреев дни недели не имели специальных названий, а обозначались просто порядковыми номерами. В Быт 29.27 словом «неделя» обозначено семь дней свадебного пира (ср. Суд 14.12). После воскресения нашего Господа Иисуса Христа в первый день еврейской недели (то есть в следующий за субботой, являющейся днем отдыха по Моисееву закону), этот день (Мф 28.1; Деян 20.7) у христиан стал праздничным, а в 313 г. императором Константином был специальным декретом узаконен как выходной (нерабочий). В русском языке этот день так и называется-воскресенье, каждую неделю напоминая всем говорящим по-русски об этом величайшем событии (во всех других языках он называется по-другому). (См. день воскресный, первый день недели, семь)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

НЕДЕЛЯ
семидневная Н. ведет свое происхожд. из Вавилона. В греч. госуд. месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день к-рой считался рыночным днем. Для всех этих систем хар-рно отсутствие фиксиров. дня отдыха; работа прекращалась только во время нек-рых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при к-рой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иуд. традиции. Хрис-тиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 раб. дней. В 321 н.э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, к-рое через посредство греч. православ. церкви было усвоено славянами. Римляне в императ. эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна). Назв. дней Н. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологич., связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распростр. Несмотря на упорную борьбу христ. церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соотв. германскими. Воскресенье — первый день недели, еще в дохрист. эпоху назв. по им. Солнца, — в императорское время отожд. с перс. солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень», т.е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат., нем., франц.) — день Луны. Вторник (лат., франц.) — день Марса. Среда (лат., франц., герм., анг.) — день Меркурия; этот день приходится на сер. Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат., франц., нем.) — день Юпитера. Пятница — день Венеры. Суббота (лат., англ.) — день Сатурна. У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Неделя
Семидневная Н. ведет свое происхождение из Вавилона. В греч. государствах месяц делился на три декады, а римляне пользовались девятидневной Н., каждый девятый день которой считался рыночным днем (nundinae). Для всех этих систем характерно отсутствие фиксированного дня отдыха; работа прекращалась только во время некоторых сакральных праздников. Совр. система семидневной Н., при которой отсчет дней Н. не зависит от начала года, восходит к иудейской традиции. Христиане, следуя образцу евр. субботы, ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 н. э. Константин Великий закрепил такую форму Н. законодательно. К евр. Н. восходит обозначение дней Н. по их номерам, которое через посредство греч. православной церкви было усвоено славянами. Римляне в императорскую эпоху дали дням Н. назв. по семи видным невооруж. глазом и известным тогда светилам (дни Солнца, Луны, Марса. Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна — лат. dies Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni). Назв. дней H. в совр. яз. Зап. Европы происходят из этой астрологической, связывающей каждый день с к.-л. светилом Н. Со времени Августа и с 3 в. эти назв. широко распространились. Несмотря на упорную борьбу христианской церкви с традицией называния дней Н. по именам языч. богов, эта традиция в романских яз. сохранилась до сих пор. В герм. яз. имена рим. божеств были заменены соответствующими германскими. Воскресенье (dies Solis) — первый день недели, еще в дохристианскую эпоху названный по имени Солнца, — в императорское время отождествлялся с перс, солнечным богом Митрой; первые христиане отмечали этот день как «день Господень» (лат. dies dominicus), т. е. день воскресения Иисуса Христа, откуда совр. рус. назв. Понедельник (лат. dies Lunae, нем. Mon(d)tag, франц. Lundi) — день Луны. Вторник (лат. dies Martis, франц, mardi) — день Марса; рим. богу войны Марсу в герм, мифологии соответствует (T)ziu, откуда англ. назв. tuesday. Нем. назв. Dienstag восходит к эпитету «Тингсус» др.-герм, бога войны, которому было посвящено народное собрание — тинг (др.-герм. Thing; в эпиграфич. памятниках это божество засвидетельствовано как Mars Thingsus). Среда (лат. dies Mercurii, франц. mercredi, герм. Wodanstang, англ. Wednesday) — день Меркурия, которому соответствует герм, бог Водан; этот день приходится на середину Н., откуда его рус. и нем. (с 10 в.) назв. Четверг (лат. dies Jovis, франц. jeudi, нем. Donnerstag) — день Юпитера, которому соответствует герм. Донар (Тор). Пятница (лат. dies Veneris, франц. vendredi, нем. Freitag) день Венеры, в герм, мифологии — Фрейи (герм. Freya). Суббота (лат. dies Saturni, англ. Saturday) день Сатурна; нем. назв. Sonnabend означает «вечер перед воскресеньем». У иудеев седьмой день Н. был днем покоя (шаббат), откуда совр. рус. назв. «суббота».

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Разработка Е. А. Преображенским технологии пропагандистской работы РКП(б) в деревне («Неделя крестья

Кузьминых Яков Сергеевич
Пропагандистская и агитационная работа большевистской партии в начале 1920-х гг. была не только средством политического воспитания, но и мощным инструментом манипулятивного воздействия.
Читать PDF
183.42 кб

2013. 03. 023. Томбс Р. Насколько кровавой была «Кровавая неделя» 1871 года? Новый взгляд. Tombs R.

Фадеева Т. М.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории частных газет Новгорода: «Новгородская неделя» (1906)

Семенова Александра Леонидовна
В статье прослеживается история одного из частных изданий Новгорода начала ХХ века.
Читать PDF
168.26 кб

"День, Неделя, месячник. . . ": общественные кампании как способ решения социальных проблем в средне

Деканова Марьяна Кабаровна
В статье на основе региональных архивных материалов рассматривается один из элементов советской социальной политики общественные социальные кампании, являвшиеся специфической формой сотрудничества общества и государства, при котор
Читать PDF
0.00 байт

Международная неделя консерваторий

Дробышева Марина Николаевна
Читать PDF
277.22 кб

Партийная неделя как форма работы по привлечению в РКП(б) новых членов

Динес Владимир Александрович, Фролова Кристина Фёдоровна
Целью настоящей статьи является анализ мобилизационной политики большевиков в области партийного строительства. Объектом исследования выступают меры РКП(б) по расширению своих рядов, предметом партийная неделя.
Читать PDF
250.65 кб

Повседневная борьба за всеобуч: внештатные корреспонденты газеты «Пермская земская неделя» о народно

Голикова С.В.
Реализация всеобщего обучения на практике была в России инициативой общественности. В 1890-е гг. стало складываться широкое общественное движение за претворение этой идеи в жизнь.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОБЛЕМЫ ПРАВА, ЗАКОННОСТИ И ПРАВОСУДИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ М. О. МЕНЬШИКОВА В ГАЗЕТЕ "НЕДЕЛЯ" С 1891 ПО 1

Крижановский Николай Игоревич
Представлены результаты исследования, направленного на осмысление проблем права, законности и правосудия в публикациях М. О. Меньшикова в газете «Неделя» с 1891 по 1900 годы.
Читать PDF
162.03 кб

Анализ отрезков образа жизни: русская неделя

Клопыжникова А. А.
в статье анализируется русская неделя как отрезок образа жизни: каждый день имел свое предназначение и четкую структуризацию, которая обсулавливала его значение в неделе.
Читать PDF
390.04 кб

Экзистенциальный смысл повести Е. Анджеевского «Страстная неделя»

Мальцев Леонид Алексеевич
В статье рассматривается идейное содержание повести «Страстная неделя» Ежи Анджеевского в аспекте «пограничных ситуаций» и связанных с ними позиций автора и персонажей.
Читать PDF
0.00 байт

Тема войны и становления личности в прозе Х. Ашинова («у каменного моста», «Последняя неделя августа

Лямова Бела Хамзетовна, Хамерзокова Нуриет Аслановна
Рассматриваются ведущие тенденции художественного исследования становления личности в прозе Х. Ашинова в контексте темы войны на материале его повестей.
Читать PDF
163.72 кб

Предвыборная неделя в новостях Первого канала

Громов Д. В.
В статье автор приводит результаты контент-анализа вечерних выпусков новостей Первого канала, выходивших в эфир в течение недели, предшествовавшей президентским выборам 2012 г. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Логика виртуального протеста: неделя после выборов-2011

Радченко Дарья Александровна, Писаревская Дина Борисовна, Ксенофонтова Ирина Владимировна
В статье рассматривается логика виртуального протеста и механизм перехода от выражения виртуального недовольства к политически значимым действиям (митингам) в реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Русская неделя в Друскининкае

Измайлов Альберт Фёдорович
В статье раскрывается опыт совместного российско-литовского культурного и научного сотрудничества на примере деятельности известного русского историка и философа Л. П. Карсавина.
Читать PDF
201.84 кб

Деятельность ООН в области космонавтики и устойчивого развития и всемирная космическая неделя

Матвеева Е. Б., Конорев А. А., Дрогайцев В. М., Семененко Э. Г.
Необходимость и осуществление программ международного сотрудничества в космонавтике.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КРОВАВАЯ НЕДЕЛЯ 1909

    (Electoral College) Механизм косвенных выборов государственных служащих. Для избрания президента и вице-президента США формируется коллегия выборщиков, состоящая из 538 специально выбранных лиц. В это чис
  • Гульная неделя

    Каждая третья неделя промыслового года, предназначенная для отдыха, а в ряде мест и для сельхозработ, после непрерывной двухнедельной работы на золотом руднике или прииске. (Гульная неделя введен
  • МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ

    Предпоследняя неделя перед Великим постом, в которую по уставу разрешается есть мясо.
  • СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

    последняя перед пасхой неделя Великого поста.
  • КРАСНАЯ НЕДЕЛЯ

    революц. выступления нар. масс в Италии 8-14 июня 1914, крупнейшие с момента возникновения Итал. королевства. Начались стихийно в ответ на расстрел полицией 7 июня 1914 антивоен. демонстрации в Анконе. 8 и
  • КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста

    Крест для иудеев - соблазн, для язычников - безумие, для нас, верующих, - спасение", - говорил св. Иоанн Златоуст. В это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест Христов, который сияет как знамя поб
  • КРОВАВАЯ НЕДЕЛЯ

    26-31 июля 1909 г., антиправительственное выступление трудящихся Испании, подавленное вооруженной силой, возглавлялось анархистами, проходило в форме поджогов, кровопролитных сражений с войсками.
  • МАЙСКАЯ НЕДЕЛЯ

    завершающий этап в истории Парижской Коммуны 1871, охватывающий период с 21 по 28 мая 1871, во время к-рого восставший пролетариат Парижа вел кровопролитные баррикадные бои с прорвавшейся в город 130-тыс.
  • НЕДЕЛЯ ПОРАБОЩЕННЫХ НАРОДОВ

    учреждена Конгрессом С.Ш.А. на основании закона номер 86-90, принятого Законодательными Палатами 6-8 июля 1959 г. со следующим содержанием: "Так как величие Соединенных Штатов может быть в значительной м
  • ПАРТИЙНАЯ НЕДЕЛЯ

    проводилась осенью 1919 в РСФСР во исполнение решения VIII съезда РКП(б) о расширении численности состава партии за счет преданных делу революции рабочих и трудящихся крестьян. П. н. проходила в обстан
  • Неделя Крестопоклонная

    воскресение на третьей неделе Великого поста. В этот день все службы посвящаются Кресту Господню.
  • Неделя Сыропустная

    воскресенье накануне первого дня Великого поста. В этот день верующие заканчивают употребление в пищу продуктов животного происхождения (сыра, масла, яиц, молока, творога и др.), то есть то, что разр
  • Неделя ваий

    (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) – название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по
  • Епистолия... о неделе

    Епистолия Иисуса Христа о неделе – переводной апокриф, сказание о неделе – воскресном дне, в который нельзя трудиться, – широко распространенное в средневековой христианской письменности. Сюжет
  • Первый день недели

    воскресенье); см. «Суббота».
  • НЕДЕЛИМЫЙ ФОНД

    основная часть производственных и непроизводственных фондов колхоза, не подлежащая распределению между колхозниками. Используется на расширенное воспроизводство, пополняется отчислениями от ч
  • Неделин, Геннадий Павлович

    Бывший глава администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (1991—2001); родился 20 мая 1938 г. в с. Ключи Минусинского района Красноярского края; окончил сельскохозяйственный институт
  • НЕДЕЛИН

    сотрудн. "Сев. вестн." 1890-х гг. {Венгеров}
  • НЕДЕЛИН Митрофан Иванович

    1902-1960), военачальник, Главный маршал артиллерии (1959), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командовал артиллерией ряда армий и фронтов. С 1959 главнокомандующий Ракетными войска
  • Неделин, Юрий Леонидович

    Академик, вице-президент Академии социальных технологий и местного самоуправления, профессор Международного университета природы, общества и человека; родился 2 июня 1940 г. в п. Шкотово Шкотовског