небольшой повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.
НОВЕЛЛА
НОВЕЛЛА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Новелла
ит. novella) – небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся особой сюжетно-композиционной структурой с отсутствием описательности, психологической рефлексии; имеет элементы символики и неожиданный финал.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
НОВЕЛЛА
Novella), Агостино (р. 28.IX.1905) - деятель итал. и международного рабочего движения. В 1920-24 - рабочий-металлист. В 1923 - секретарь Федерации социалистической молодежи Генуи. Член Итал. коммунистической партии с 1924. В 1924-26 - секретарь обкома Коммунистического союза молодежи (КСМ) Лигурии, затем зам. секретаря провинц. профсоюза металлистов Генуи. В 1926 - чл. ЦК КСМ. В 1927 по приговору фащ. особого трибунала приговорен к 4 годам тюрьмы. В 1932 эмигрировал во Францию. С 1932 - чл. ЦК ИКП. В 1934-1938 - секретарь ЦК КСМ. В 1935 был делегатом VII Конгресса Коминтерна и 6-го Конгресса КИМ; избран чл. Исполкома КИМ. В 1940-43 - чл. загранбюро ЦК ИКП. С 1943 - чл. Руководства, с 1966 - чл. Политбюро ИКП. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1944 - секретарь Римской, а затем Генуэзской федераций ИКП. В 1945-49 - секретарь обкома ИКП в Лигурии. В 1947-1949 - чл. секретариата ИКП. В 1948 - секретарь обкома ИКП в Ломбардии. В 1949-55 - секретарь Всеобщей итал. конфедерации труда. В 1955-57 - ген. секретарь Федерации металлистов (ФИОМ). С дек. 1957 - ген. секретарь Всеобщей итал. конфедерации труда. С 1957 - чл. Генсовета Всемирной федерации профсоюзов (ВФП); с 1958 - чл. Исполкома ВФП. В 1959-1961 - пред. ВФП. Н. - депутат итал. парламента.
НОВЕЛЛА
малый эпический жанр, предполагающий относительно небольшой объем, насыщенную событиями фабулу, строгую композицию и концентрический, динамично развивающийся сюжет с неожиданной, а зачастую и парадоксальной развязкой. В отличие от рассказа, новелле несвойственны описательность и детальная разработка характеров – она тяготеет к изображению необычных происшествий и экстраординарных ситуаций, поэтому в ней преобладают динамические мотивы, ведущие к резкому изменению положения, а персонажи, как правило, лишены психологического багажа и подчинены выполнению той или иной сюжетной функции.
Становление новеллы происходит в эпоху Возрождения (ярчайшие образцы жанра даны в «Кентерберийских рассказах» Дж.Чосера, «Декамероне» Дж. Боккаччо и «Гептамероне» Маргариты Наваррской). Вытесненный на периферию литературы в период господства классицизма, жанр обрел второе рождение в творчестве романтиков (Г. фон Клейст, Э. Т. А.Гофман, Э. По, ранний Н. В.Гоголь) – чтобы во второй пол. 19 в., времени расцвета реализма и натурализма, уступить первенство рассказу и роману. Тем не менее и в этот период, как и в 20 в., к новелле обращались многие писатели самых разных эстетических ориентаций (Г. де Мопассан, О. Генри, Р. Акутагава, У. С.Моэм, И. А.Бунин, М. М. Зощенко, В. В.Набоков, Х. Л.Борхес и др.).
Становление новеллы происходит в эпоху Возрождения (ярчайшие образцы жанра даны в «Кентерберийских рассказах» Дж.Чосера, «Декамероне» Дж. Боккаччо и «Гептамероне» Маргариты Наваррской). Вытесненный на периферию литературы в период господства классицизма, жанр обрел второе рождение в творчестве романтиков (Г. фон Клейст, Э. Т. А.Гофман, Э. По, ранний Н. В.Гоголь) – чтобы во второй пол. 19 в., времени расцвета реализма и натурализма, уступить первенство рассказу и роману. Тем не менее и в этот период, как и в 20 в., к новелле обращались многие писатели самых разных эстетических ориентаций (Г. де Мопассан, О. Генри, Р. Акутагава, У. С.Моэм, И. А.Бунин, М. М. Зощенко, В. В.Набоков, Х. Л.Борхес и др.).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006