НОВЕЛЛЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВЕЛЛЫ
законы, изданные после офиц. кодификации права (напр., после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н.э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Новеллы
1) римское понятие, обозначавшее законы, изданные после официальной кодификации права, например, после выхода Кодекса Феодосия, и до 472 г. (в переводе с латинского языка — «новые законы»). Новеллы Юстиниана и его преемников составили позднее часть свода римских законов (Corpus juris civilis). В наше время новеллой называют закон, вносимый на рассмотрение парламента; 2) античное понятие, обозначающее короткие занимательные рассказы о реальных и правдоподобных событиях (в переводе с итальянского — «новость»); бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Много подобных новелл приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Крата), Апулеи, Федр и другие.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Новеллы
1. (от лат. novellae leges — новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (например, после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н. э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов (Corpus iuris civilis). В наше время Н. называется закон, вносимый на рассмотрение парламента.
        2. (итал. novella — новость), короткие занимательные рассказы о реальных или правдоподобных событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысшего мастерства в искусстве сюжетного повествования достигли ионийцы, не в последнюю очередь благодаря влиянию Востока, культивирующего этот жанр. Первоначально подобные рассказы передавались устно, затем они получили закрепление в лит. произведениях, где новеллистич. вставки выполняли развлекательную и дидактич. функции. Множество подобных эпизодов приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Поликрата и т. д.), Петроний Арбитр (Н. о матроне эфесской), Апулей, Федр и другие. В качестве самостоятельного жанра, короткого рассказа с эротич. содержанием, Н. оформились в эпоху эллинизма (наиболее известны «Милетские рассказы» — «Milesiaka»). Литература средних веков и нового времени использовала темы и сюжеты античной Н. (Боккаччо, Лафонтен, Шиллер, Клейст).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Церковные новеллы св. Императора Юстиниана i (527-565 гг. ) в современном русском переводе: из опыта

Максимович Кирилл Александрович
В статье излагаются задачи и предварительные итоги научного проекта ПСТГУ, целью которого является комментированный перевод на совре менный русский язык церковных новелл византийских императоров V-X вв.
Читать PDF
0.00 байт

Новеллы Мармонтеля в русском и испанском музыкальном театре второй половины XVIII века

Будыка Житкова Ольга Константиновна
Автор статьи рассматривает распространение «Нравоучительных рассказов» Жана-Франсуа Мармонтеля в русском и испанском музыкальном театре второй половины XVIII века, влияние французского автора на развитие ведущих литературно-театра
Читать PDF
0.00 байт

Особенности реализации категории эмотивности в текстовом пространстве новеллы

Соколова Галина Михайловна
Статья посвящена изучению реализации категории эмотивности в новелле. На основе анализа новелл И. В. Гете моделируется полевая структура синтаксических средств, реализующих категорию эмотивности.
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция новеллы Э. А. По «Золотой жук» в России XIX в

Дмитриева Лидия Петровна
Исследуются особенности ранней рецепции новеллы Э. По «Золотой жук». Три наиболее репрезентативных перевода рассматриваются во временной перспективе, с точки зрения воспроизведения концептуальных элементов оригинала.
Читать PDF
0.00 байт

Художественная структура и композиционные вариации новеллы Тембота Керашева на фоне отечественной ли

Туркова Аннета Аслановна
Поднимаются и решаются вопросы новеллистики Т. Керашева в контексте классического опыта в этом жанре.
Читать PDF
0.00 байт

Интерпретация Н. А. Полевым новеллы Э. Т. А. Гофмана «Маркиза де ла Пивардьер»

Мизина Надежда Николаевна
В данной статье рассматриваются особенности интерпретации Н. А. Полевым новеллы Э. Т. А. Гофмана «Маркиза де ла Пивардьер»
Читать PDF
0.00 байт

Декадансная трансформация новеллы в творчестве Ф. Сологуба и М. Арцыбашева

Виноградова В. В.
Представлен анализ функционирования жанра новеллы в контексте развития русской прозы начала XX в., в частности, в творчестве Ф.Сологуба и М.Арцыбашева.
Читать PDF
0.00 байт

Две цивилизации, две культуры: попытка диалога (на примере новеллы Л. Хьюза «Луани из джунглей»)

Князева Лидия Васильевна
В статье анализируется новелла афроамериканского писателя Ленгстона Хьюза с точки зрения реализации в ней диалога культур.
Читать PDF
0.00 байт

Теория новеллы в творчестве Пауля Хейзе

Ващенко Ирина Вениаминовна
Статья посвящена теоретическим взглядам П. Хейзе в области новеллы и их художественному воплощению на примере нескольких произведений. В статье анализируется литературная ситуация в Германии второй половины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Детективные новеллы Э. По в русской эдиционной практике рубежа веков

Дмитриева Лидия Петровна
Рассматривается русская рецепция новеллистики Э. По на рубеже веков, отличавшаяся разнообразием подходов и форм.
Читать PDF
0.00 байт

Усть-цилемские списки новеллы «Великого Зерцала» о покаянии трех разбойников

Карманова Н. А.
В статье исследуются два печорских списка новеллы «Великого Зерцала» о раскаявшихся разбойниках, входящей в состав сборников «Зерцала» первого перевода.
Читать PDF
0.00 байт

Пласты культуры в «Маленькой душе» героя новеллы С. Беккета «Желтое»

Макарова Людмила Юрьевна
В статье рассматривается роль философских, библейских, литературных аллюзий в новелле С. Беккета «Желтое» (роман «Больше замахов, чем ударов», 1934). Благодаря аллюзиям по-новому раскрывается противоречивость образа Белаквы Шуа.
Читать PDF
0.00 байт

Форма и смысл новеллы г. Гессе «Душа ребенка»

Малащенко Владимир Владимирович, Копцев Иван Демьянович
Художественный мир произведения рассматривается как маркированный бинарными оппозициями природа / цивилизация; мир детей / взрослых; идеальное / реальное; истина / ложь; страх / храбрость; суд / прощение; бог / дьявол.
Читать PDF
0.00 байт

«Дайте я вам сначала расскажу. . . » (новеллы О. Генри на уроках литературы)

Медведева Светлана Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Особенности семантико-синтаксического построения текста новеллы Сэмюэля Беккета "Успокоительное"

Кошкина Евгения Анатольевна
Статья посвящена изучению творческой деятельности драматургаавангардиста С. Беккета. Даётся краткая характеристика зарубежной литературы XX века.

Похожие термины:

  • НОВЕЛЛЫ ЮСТИНИАНА

    это законодательные предписания императора, которые не вошли в Кодекс. Сохранилось около 169 Новелл, изданных на греческом языке (некоторые новеллы на двух языках – латинском и греческом) после 535 г
  • НОВЕЛЛЫ (2)

    короткие занимат. рассказы о реальных или правдоподоб. событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысш. мастерства в иск-ве сюжетного повествования достигли
  • Матвеева, Новелла Николаевна

    Литератор, поэт, исполнитель авторской песни; родилась 7 октября 1934 г. в Детском Селе (ныне город Пушкин) Ленинградской области. Живет в Москве. Окончила курсы при Литературном институте им. А. М. Гор
  • НОВЕЛЛА

    небольшой повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами
  • Новеллино

    сборник из ста новелл на ит. языке, составленный не ранее 1281 г. О широкой популярности сборника в XIV—XV вв. свидетельствует значительное число сохранившихся рукописей. Первое издание вышло в Болонь
  • Новелли

    , Пьетро Антонио (Novelli, Pietro Antonio) 1729, Венеция — 1804, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Был не только художником, но и поэтом, членом Академии деи Гранелески. До 1747 занимался у Я. Амигони