НОВЕЛЛЫ
НОВЕЛЛЫ
законы, изданные после офиц. кодификации права (напр., после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н.э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Новеллы
1) римское понятие, обозначавшее законы, изданные после официальной кодификации права, например, после выхода Кодекса Феодосия, и до 472 г. (в переводе с латинского языка — «новые законы»). Новеллы Юстиниана и его преемников составили позднее часть свода римских законов (Corpus juris civilis). В наше время новеллой называют закон, вносимый на рассмотрение парламента; 2) античное понятие, обозначающее короткие занимательные рассказы о реальных и правдоподобных событиях (в переводе с итальянского — «новость»); бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Много подобных новелл приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Крата), Апулеи, Федр и другие.
Новеллы
1. (от лат. novellae leges — новые законы), законы, изданные после официальной кодификации права (например, после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н. э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов (Corpus iuris civilis). В наше время Н. называется закон, вносимый на рассмотрение парламента.
2. (итал. novella — новость), короткие занимательные рассказы о реальных или правдоподобных событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысшего мастерства в искусстве сюжетного повествования достигли ионийцы, не в последнюю очередь благодаря влиянию Востока, культивирующего этот жанр. Первоначально подобные рассказы передавались устно, затем они получили закрепление в лит. произведениях, где новеллистич. вставки выполняли развлекательную и дидактич. функции. Множество подобных эпизодов приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Поликрата и т. д.), Петроний Арбитр (Н. о матроне эфесской), Апулей, Федр и другие. В качестве самостоятельного жанра, короткого рассказа с эротич. содержанием, Н. оформились в эпоху эллинизма (наиболее известны «Милетские рассказы» — «Milesiaka»). Литература средних веков и нового времени использовала темы и сюжеты античной Н. (Боккаччо, Лафонтен, Шиллер, Клейст).
2. (итал. novella — новость), короткие занимательные рассказы о реальных или правдоподобных событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысшего мастерства в искусстве сюжетного повествования достигли ионийцы, не в последнюю очередь благодаря влиянию Востока, культивирующего этот жанр. Первоначально подобные рассказы передавались устно, затем они получили закрепление в лит. произведениях, где новеллистич. вставки выполняли развлекательную и дидактич. функции. Множество подобных эпизодов приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Поликрата и т. д.), Петроний Арбитр (Н. о матроне эфесской), Апулей, Федр и другие. В качестве самостоятельного жанра, короткого рассказа с эротич. содержанием, Н. оформились в эпоху эллинизма (наиболее известны «Милетские рассказы» — «Milesiaka»). Литература средних веков и нового времени использовала темы и сюжеты античной Н. (Боккаччо, Лафонтен, Шиллер, Клейст).
Источник: Словарь античности. 1989