, Пьетро Антонио (Novelli, Pietro Antonio) 1729, Венеция — 1804, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Был не только художником, но и поэтом, членом Академии деи Гранелески. До 1747 занимался у Я. Амигони, с 1768 — член Академии художеств Венеции. Во время путешествия в Болонью (1770) увлекся живописью Гвидо Рени, затем А. Р. Менгса и П. Батони в Риме (1779—1781), где выполнял заказы местных аристократов. Подобно Ф. Маджотто (1738—1805), стал проводником неоклассицистических вкусов в Венето. Известность ему принесла фреска зала второго этажа виллы Боргезе (зал Психеи) на сюжет из истории Амура и Психеи, популярный среди неоклассицистов Рима. Все мифологические персонажи с плавными очертаниями фигур, мягкими грациозными движениями, греческими профилями, струящимися складками хитонов уподоблены эллинистической скульптуре и отвечают вкусам живописи неоклассицизма. В живописной манере исполнения, колорите, строящемся на сочетании желтого и зеленого, подражании в композиции барочной системе эмилианских росписей сказалось желание соотнести фреску с работой Дж. Ланфранко, находящейся в соседнем зале. После возвращения в Венецию в начале 1779-х Новелли стал одним из самых ревностных защитников идеалов неоклассицизма. В росписи купальни в парке палаццо Пизани в Падуе (1780-е), выполненной по заказу прокуратора Витторе Пизани, фрески Диана и Каллипсо, Купание Венеры и Апофеоз Ромула в окружении маленьких тондо со сценами римских республиканских добродетелей Смерть Катона, Смерть Лукреции и др. Новелли пытался вторить колориту Я. Амигони и традиции римско-эмилианской позднебарочной живописи, впадая уже в эклектику и слащавость. Исполнил также фрески в палаццо Дзуньо в Падуе (1786), работал во Фриули (1789), выполнил алтарный образ Архангел Гавриил (1798) для церкви Сан Бартоломео в Венеции. Преподавал в Академии Венеции, с его рисунков гравировал Марко Питтери. Сюжеты из античной истории для венецианцев во времена Новелли соотносились с проблемами современности. В конце столетия в них воплощались надежды на свободную объединенную Италию. По свидетельству сенатора Венеции Пьетро Градениго, несохранившееся полотно П. А. Новелли на сюжет из истории походов Александра Македонского, выставленное на Пьяцца Сан Марко, вызвало восхищение и аллюзии у современников, что подтверждало изменение вкусов в оценке исторической живописи.
Лит.: Pallucchini R. La pittura veneziana de Settecento. Venezia; Roma, 1960; Arban A. Attivita padovana di Pier Antonio Novelli // Arte Veneta, 1970. Anno XXXIV. P. 185—198.
Е. Федотова
0.00 байт
Инварианты и трансформация мотива русский человек на rendez-vous: от Тургенева- новеллиста к новелли
В статье ставится и обосновывается проблема определения инварианта для мотива русский человек на rendezvous.